Методы оценки личностно-деловых качеств кандидатов на должности фармспециалистов

452

Принимая во внимание важность и актуальность проблемы подбора квалифицированного фармацевтического персонала, нами предпринята попытка разработки и апробации организационно-методических подходов к оценке личностно-деловых качеств фармацевтических специалистов при отборе кандидатов на вакантные должности.

Для определения наиболее значимых личностных и деловых качеств фармацевтических специалистов было проведено пилотное исследование среди руководителей аптечных организаций г. Барнаула.

Для целей исследования, в соответствии с рекомендациями Г.А. Савинцевой, на основе типовой анкеты работодателя была сформирована специальная анкета [1]. Как правило, анкеты работодателей состоят из стандартных вопросов: личные данные, предыдущие места работы, умения и навыки, желаемый уровень заработной платы. Для диагностики определенных личностно-деловых характеристик кандидатов анкета дополнена несколькими сложносоставными и открытыми вопросами. Форма и качество заполнения анкеты кандидатом позволяют получить информацию о личностных характеристиках кандидата.

Для оценки пунктуальности кандидата в стандартную анкету добавляются пункты: “дата заполнения анкеты”, “год поступления и окончания учебного заведения”, “дата приема и дата увольнения (с точностью до месяца) с прежнего места работы”. Если соискатель не заполняет ни одного из этих двух пунктов, можно утверждать, что для соискателя абсолютно не важен фактор времени, и, следовательно, такому человеку не может быть свойственна пунктуальность – приход вовремя на рабочее место или выполнение работы в срок.

Для оценки аккуратности введены табличные формы вопросов с минимальными объемами для заполнения кандидатом ответов в ячейках этих таблиц. При анализе необходимо обратить внимание на то, заполняет ли соискатель ответы точно в указанные для этого клеточки или же выходит за поля, или, более того, пишет, невзирая на указанные поля, поверх таблицы, как если бы ее вообще не было.

Сложносоставные вопросы используются для оценки уровня замкнутости, внимательности и обучаемости кандидатов.

Пример. Расставьте приоритеты 1, 2, 3 и т. д. На первых местах поставьте те качества, которые вы цените в отношении с начальством:

  • строгость;

  • взаимопонимание;

  • общение;

  • умение принять быстрое и правильное решение в экстремальной ситуации;

  • доброта;

  • забота о подчиненных;

  • учет вашего мнения;

  • жесткость в общении.

Для анализа по этому пункту предлагается использовать стандартные разделители Word в виде “квадратиков” для списков с размером шрифта 10. Если кандидат не обладает достаточной рефлексивностью в ситуации общения, он стереотипно впишет ответы внутри этих маленьких квадратиков, и результат не будет читаться.

Если же кандидат достаточно рефлексивен, то, уже заполнив квадратики, постарается выделить цифры дополнительно – обвести поверх или вписав новые рядом.

С помощью этого вопроса можно отсеять еще на этапе анализа анкет до 20% соискателей на должность провизора по обслуживанию потребителей по причине недостаточной для должности коммуникативной компетентности, ведь именно для этой должности одним из определяющих эффективность работы качеств будет высокий уровень рефлексии собственных действий при общении с потенциальными покупателями.

Для анализа внимательности кандидатов достаточно проанализировать:

  • процент точно, по смыслу вопроса, сформулированных ответов на сложносоставные вопросы;

  • процент точно исполненных заданий анкеты.

Если соискатель заполняет ответ на вопрос только от 1 до 3, то он явно демонстрирует собственную невнимательность. Если заполнит от 1 до 8, то продемонстрирует достаточно высокую степень внимательности. Из опыта применения вопросов такого типа в анкетах относительно высокую внимательность показывают не более 60% соискателей.

Для оценки внимательности кандидата можно составить и другие вопросы, воспользовавшись уже проверенной схемой построения вопроса: “Оцените что-то 1, 2, 3 и т. д. На первые места поставьте то, что вы цените в отношении определенной деятельности: и далее перечень (от 5 до 10 пунктов)”.

Использование сложносоставных вопросов и вопросов с логическими конструкциями индикаторами по типу “и т. д.” позволяет анализировать обучаемость кандидатов. Так, типичным способом ответа кандидатов, уровень обучаемости которых позволит работать только на работах “конвейерного типа” со стандартным повторяющимся набором действий, является выделение ответов тремя галочками.

Для проверки с помощью анкеты таких характеристик, как исполнительность и умение работать в качестве подчиненного, необходимо предусмотреть в анкете: 3–5 открытых вопросов, а также ряд вопросов с точной формулировкой, как именно должен быть представлен ответ.

Пример открытого вопроса:

Вы хотели бы, чтобы вашим руководителем был:

  1. Мужчина. Почему? ____________

  2. Женщина. Почему? ___________

  3. Вам все равно. Почему? ______

  4. Пример вопроса с точной формулировкой того, какой ответ ожидается от соискателя: Образование (учебное заведение, дата поступления и окончания, специальность) ________

Для анализа исполнительности и умения работать в качестве подчиненного требуется проанализировать анкету кандидата по следующим критериям:

  • процент оставленных без ответа вопросов;

  • точность исполнения задач анкеты;

  • процент исчерпывающих развернутых ответов на открытые вопросы анкеты.

Если в анкете соискателя нет оставленных без ответа вопросов, высокая точность исполнения задач анкеты и более 80% исчерпывающих развернутых ответов на открытые вопросы – можно утверждать, что соискателю свойственно быть исполнительным.

Если же помимо заполнения анкеты по каждому вопросу все ответы даны точно в соответствии с задачей вопроса (если требуется подчеркнуть, то кандидат подчеркивает; если требуется поставить галочку, то ставит галочку, если требуется написать “Да” или “Нет”, пишет “Нет” полностью, а не ставит прочерк) и к тому же в анкете на каждый открытый вопрос дан обстоятельный, подробный, исчерпывающий ответ, можно также говорить, что кандидату помимо умения подчиняться свойственно и быть подчиненным. Быть более успешным именно в роли подчиненного.

При анализе категоричности (конфликтности) кандидатов необходимо обратить внимание на:

  • выраженность нажима на стержень при письме (чем сильнее нажим, тем больше будет выражена категоричность кандидата);

  • размер “галочек” при заполнении квадратиков, предназначенных для пометок (чем больше размер “галочек” и других пометок кандидата, тем категоричнее кандидат при формулировке своего мнения).

Анализируя культурный уровень и языковую компетентность соискателей на основе заполненных анкет, необходимо обращать внимание на:

  • анализ логики изложения;

  • анализ развернутости речи кандидата;

  • анализ знаков препинания;

  • анализ орфографических ошибок.

Для письменной речи свойственна большая, чем устной речи, оформленность и развернутость, и поэтому, если при письменном ответе соискатель демонстрирует косноязычие и нелогичность высказываний, то гарантированно можно утверждать, что и в устной речи такой соискатель будет демонстрировать подобную косноязычие и нелогичность. Включение в анкеты одного–двух вопросов, требующих для ответа формулировки сложных высказываний, позволяет уже на этапе анализа анкетного материала с высокой точностью отсеять кандидатов недостаточного культурного уровня и языковой компетентности, требуемых по должности.

Оценка диагностируемых личностно-деловых качеств кандидатов производится в баллах, в зависимости от того с помощью скольких вопросов проводится оценка качества (табл. 1).

Таблица 1

Пример шкалы оценки личностно-деловых качеств кандидата

Качество

Количество вопросов, для диагностики

“Цена” одного вопроса

Maксимальное количество баллов

Пунктуальность

3

1 балл

3

Аккуратность

3

1 балл

3

Исполнительность

10

1 балл

10

Внимательность

3

1 балл

3

Культурный уровень и языковая компетентность

8

1 балл

8

Уровень аутичности

3

1 балл

3

Конфликтность

3

1 балл

3

Относительное ранжирование кандидатов между собой по значимым личностным характеристикам и компетентностям становится достаточным средством для отсева менее подходящих соискателей. Таким способом можно объективно отсеять в среднем до 70% анкет, оставив для более качественного анализа в рамках собеседования только 30% кандидатов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль