• Главная страница
  • » Статьи
  • » Роль медицинских сестер-менеджеров в выборе и внедрении оптимальных моделей сестринского дела в деятельность сестринского персонала лечебно- профилактических учреждений различного профиля

Роль медицинских сестер-менеджеров в выборе и внедрении оптимальных моделей сестринского дела в деятельность сестринского персонала лечебно- профилактических учреждений различного профиля

7622

Реформирование сестринского дела в Российской Федерации предполагает повышение правового и материального статуса средних медицинских работников, возрастание их роли в лечебно-диагностическом процессе, внедрение научных принципов организации сестринской помощи.

При подготовке медицинских сестер-менеджеров необходимо учитывать как глобальные научные подходы к разработке и осуществлению сестринского процесса, так и все разнообразие реальных условий функционирования лечебно-профилактического учреждения.

Важным условием научной организации сестринской помощи является использование концептуальных моделей сестринского дела. Все они базируются на холистическом (целостном) подходе к представлению о человеке и его здоровье как о совокупности физических, психологических и социокультурных переменных, неразрывно связанных в единое целое – изначально большее, чем простая сумма данных переменных.

На основе положений концептуальной модели медицинская сестра-менеджер должна рассмотреть вопросы, перечисленные далее.

1. Преимущества и недостатки использования данной модели в определенном отделении. Влияние особенностей концептуальной модели на структурную организацию сестринской службы.

2. Процесс подготовки и переподготовки сестринского персонала: базовые знания, необходимые медицинской сестре для выполнения своих профессиональных функций в рамках данной модели; выработка умений и навыков у медицинских сестер в ходе обучения; привлечение специалистов к обучению.

3. Особенности организации сестринского процесса, лечебно-охранительного режима.

4. Материальные ресурсы для успешной реализации сестринского процесса в рамках данной концептуальной модели: приоритетные направления расходования средств; нужные объемы материально-технического оснащения (аппаратура, оборудование, мебель, одежда, белье); количество и характер использования помещений, выделение отдельных кабинетов.

5. График труда и отдыха персонала для осуществления сестринского процесса в рамках данной модели: количество медсестер на смену, график работы, использование приемов формирования корпоративной культуры, требования к имиджу медицинской сестры.

Для достижения необходимого результата медицинская сестра-менеджер может использовать весь спектр управленческих приемов, но следует учитывать, что многие модели сестринского дела требуют особого стиля руководства, соответствующего общей корпоративной культуре, принятой в данном коллективе (приложение 1, 2).

Для стационарного этапа восстановительного лечения наиболее адекватными представляются концептуальные модели Хендерсон (Henderson), Левин (Levine) и Нойман (Neuman). Согласно рекомендациям ВОЗ наиболее адекватной в настоящее время в России признана модель Хендерсон.

Особенности модели Хендерсон

Задачи медицинской сестры согласно модели Хемдерсон:

  • помощь в удовлетворении основных потребностей пациента в случае его неспособности сделать это самостоятельно;
  • формирование мотивации к достижению этих потребностей без посторонней помощи;
  • обучение пациента и членов его семьи.
  • Модель Хендерсон наиболее эффективна при работе в отделениях экстренной помощи, реанимации, геронтологических центрах и хосписах (наряду с использованием других концептуальных моделей).
  • Особое внимание в системе подготовки и переподготовки персонала следует уделять следующим направлениям:
  • мотивационные потребностные теории;
  • медицинская психология и приемы малой психотерапии;
  • основы патологической физиологии;
  • основы динамической анатомии;
  • основы эргономики;
  • глубокие знания теории и практики сестринского дела.

Кроме курсов повышения квалификации сестринского персонала, можно организовать учебу на рабочем месте.

К преподаванию следует привлекать медсестер с высшим сестринским образованием. Эффективное использование концептуальной модели Хендерсон потребует значительных экономических затрат.

Необходимо оборудование для оказания неотложной помощи (в т. ч. аппаратура жизнеобеспечения), динамического мониторинга витальных функций, технические приспособления для ухода за больными (например, гидравлические или электрические подъемники, каталки-ванны, противопролежневые матрацы и др.).

Для улучшения контроля за состоянием пациентов может потребоваться аппаратура слежения. Все палаты следует обеспечить кнопками экстренного вызова медицинской сестры. Для повышения степени автономности пациента необходимо использовать оборудование, облегчающее пациенту выполнение основных функций. Для этого следует иметь в достаточном количестве ходунки и колесные опоры различных модификаций, кресла-каталки полуавтоматические или автоматические, специальную посуду и столовые приборы, приспособления для одевания и др. Следует использовать удобную мебель, ширмы (для отправления физиологических процедур, обособления пациента, испытывающего желание остаться в одиночестве, изоляции пациентов в терминальном состоянии). Количество и структуру оснащения отделения определяют в зависимости от мощности, профиля коек, наличия и количества медицинского персонала.

При организации труда и отдыха сестринского персонала медицинской сестре-менеджеру необходимо помнить, что все сотрудники должны иметь возможность удовлетворять свои основные потребности в рабочее время. Следует обратить внимание на оснащение сестринской, поста, процедурного и перевязочного кабинетов, а также выделить участок для приготовления и приема пищи (мини-кухню или отдельное место в буфете). Если это невозможно, медицинская сестра-менеджер обязана организовать правильное питание персонала. В сестринской комнате должны быть необходимые средства связи, а пульт сигнализации вызова медсестры – находиться не только на посту, но и в сестринской.

Проведение хронометража рабочего времени позволит медсестре-менеджеру выявить резервы и недостаточность рабочего времени, определить допустимую нагрузку на медицинскую сестру.

Модель Хендерсон предусматривает трехстепенную систему ухода за больными, хорошо укомплектованные смены, график работы суточный или по 12 ч. Восстановление должности младшей медицинской сестры или сестры-сиделки полностью оправдано основными положениями концептуальной модели Хендерсон. При этом желательно выделить для каждой медицинской сестры палату, в которой она полностью контролирует сестринский процесс, а не только выполняет отдельные назначения.

Использование моделей Левин и Нойман

В моделях Левин и Нойман здоровье представлено как адаптивные изменения целого. Целью профессиональной деятельности медицинской сестры является адаптация пациента к изменившимся условиям внутренней и внешней среды. Действительно, стационарный период характеризуется психотравмирующим воздействием заболевания, срывом адаптации в результате длительного изменения физического и психического состояний.

Физическое состояние пациента требует длительного лечения, поэтому особенно важно сформировать установку на положительный результат и активное сотрудничество.

Модели можно использовать для различных отделений стационаров и поликлиники при ведении хронически больных и инвалидов.

Медицинская сестра должна обладать знаниями нормальной и патологической физиологии, хорошо ориентироваться в разнообразных теориях, посвященных вопросам стресса и адаптации, знать особенности психологии, основные культурные, религиозные и этнические особенности разных групп пациентов, влияющие на их мировоззрение.

Формирование внешней среды пациента основано на особенностях его восприятия. Подбираются условия, сводящие к минимуму риск возникновения стрессовой ситуации; повышается уровень адаптации пациента. Следовательно, меняется и форма сестринского дневника наблюдений, где основное место занимают факторы стресса или дезадаптации.

Модель Фитцпатрик

На амбулаторно-поликлиническом этапе можно успешно использовать модель Фитцпатрик (Fitzpatrick). Согласно этой модели здоровье – это процесс полного раскрытия жизненного потенциала, осознание значимости жизни человека как открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии с внешней средой. На этом этапе пациенты часто сталкиваются со следующими проблемами: ограничение подвижности, социальная дезадаптация, сужение границ обитаемого мира, отчаянье, замкнутость (самоизоляция внутри “патологического кокона”), повышенная тревожность, апатия, инфантильность, страх перемен, синдром ущербности, угроза суицидального поведения.

Модель Ньюман и Найтингейл

На санаторно-курортном этапе можно эффективно использовать модель Ньюман (Newman) или модернизированную согласно современным условиям модель Найтингейл (Nightingale). Этот этап характеризуется наличием следующих проблем: ограничение подвижности, быстрое истощение адаптации, ограниченное духовное самосовершенствование в связи с блоком удовлетворенности низших потребностей, нарушение коммуникаций, сужение круга общения и др.

Способы решения этих проблем зависят от избранной концептуальной модели сестринского дела. Концепция здоровья по Ньюман, на наш взгляд, наиболее актуальна для хронически больных людей и инвалидов, т. к. она расценивает здоровье как симбиоз заболевания и его отсутствия, являющийся отправной точкой для повышенного уровня самосознания человека.

Задача медицинской сестры заключается в помощи пациенту при использовании собственных ресурсов в процессе самопознания.

Модификация концептуальной модели сестринского дела по Найтингейл предложена в ходе дискуссии группой главных и старших медицинских сестер различных лечебно-профилактических учреждений России – студентов факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова. Модель Найтингейл основана на естественно-биологическом подходе к деятельности медицинской сестры.

Здоровье рассматривается как способность максимально использовать все имеющиеся возможности организма. Жизненное пространство организуется в условиях, приближенных к естественным для данного пациента. Используется богатейший арсенал средств лечебного воздействия природными факторами: физиотерапевтическое лечение (электро-, тепло-, свето-, грязе-, магнитолечение), бальнеотерапия, лечебное питание, ЛФК (лечебная гимнастика, спортивные игры, терренкур, ближний туризм).

Модель Кинг

Согласно модели Кинг (King) сестринское дело является процессом межличностного взаимодействия между медицинской сестрой и пациентом, в ходе которого обе стороны знакомятся друг с другом, обмениваются информацией, совместно определяют цели дальнейшего взаимодействия и предпринимают действия по достижению этих целей.

Здоровье является постоянным процессом достижения динамического равновесия за счет оптимального использования всех имеющихся ресурсов. При этом совместные усилия пациента, медсестры и всех, кто включен в сестринский процесс, направлены на достижение высокого качества и максимальной продолжительности качественной жизни.

Целью сестринского вмешательства является поддержание максимального потенциала пациента для повседневной жизни. Особенно эффективна модель Кинг для реабилитации, медико-социальной службы, помощи на дому, инсультного, неврологического и травматологического отделений.

Сестринский процесс в рамках мультидисциплинарной бригады более подходит для реализации модели Кинг.

Согласно рекомендациям ВОЗ оптимальной является организация лечебного процесса в форме мультидисциплинарной бригады при работе с пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, и инвалидами на фоне полисиндромальной патологии. В результате совместной деятельности члены мультидисциплинарной бригады проходят пять этапов сестринского процесса, достигая совместно поставленных целей, важнейшей из которых является физическая, психологическая, бытовая и социальная реадаптация и реабилитация пациента.

Управление множественным сестринским процессом потребует от старшей медицинской сестры способностей к руководству на уровне менеджера второго звена. Менеджер первого звена, которым является медсестра-координатор мультидисциплинарной бригады (МДБ), должна уметь анализировать внешние и внутренние условия, оценивать степень взаимовлияния при движении различных потоков информационных, энергетических, духовных и материальных ресурсов, правильно организовать это движение (приложение 3).

Старшая медицинская сестра должна обеспечить условия для успешной работы мультидисциплинарных команд (помещение, средства связи и передачи информации, единая система документации, принятая в ЛПУ).

Исторически Шведское бюро ВОЗ утвердило понятие мультидисциплинарной бригады как предпочтительную форму организации медицинской помощи лицам, перенесшим ОНМК и иные сосудистые заболевания. В дальнейшем показания расширились.

В отечественной литературе спектр использования такой формы организации медицинской помощи неоправданно узок, хотя такую организационную структуру можно применять при работе с пациентами, страдающими хроническими тяжелыми и инвалидизирующими заболеваниями любых органов и систем, однако большинство современных авторов рекомендуют модель мультидисциплинарной бригады для работы постинсультного блока. При этом отмечают, что такая форма организации лечебнореабилитационного процесса позволяет повысить статус медицинских сестер, осуществляющих уход за пациентом. По нашему мнению, при создании системы мультидисциплинарных бригад необходимо соблюдать принцип оптимальности. Состав таких бригад может изменяться в зависимости от потребностей пациента. Бригада не должна быть перегружена специалистами, участие которых не требуется в реабилитационном процессе пациента. Специалистов можно включать в деятельность МДБ на определенном этапе, которые могут покидать ее по мере решения отдельных проблем пациента.

Огромное значение имеет деятельность медицинской сестры-координатора. Именно она способна определить и совместно с пациентом ранжировать основные проблемы, формируя, а впоследствии регулируя совместно с лечащим врачом состав мультидисциплинарной бригады в зависимости от потребностей пациента.

При подготовке специалистов-организаторов лечебно-реабилитационного и сестринского процессов в рамках мультидисциплинарной бригады следует учитывать особенности работы старшей медицинской сестры как менеджера среднего звена.

Использование технологий менеджмента потребуется медсестре-менеджеру для внедрения нового для наших традиционных взглядов на сестринский процесс метода работы, формирования “команды” на основе внимательного кадрового анализа.

Научная организация сестринского дела с использованием наиболее адекватных концептуальных моделей должна привести к расширению профессионального поля деятельности медицинской сестры, возрастанию престижа сестринской профессии, повышению качества медицинской помощи.

Разумный выбор наиболее подходящей модели сестринского дела, творческий подход с учетом всех влияний на систему “сестра – пациент” позволит наиболее плодотворно использовать кадровые ресурсы практического здравоохранения в лице медицинских сестер с различными уровнями образования, повысить степень доверия и удовлетворенности медицинской услугой.

Список использованной литературы

1. Панкова Е.В. Принципы организации работы специальной мультипрофессиональной команды. Человек и его здоровье – 2007: Материалы 80-й конференции Студенческого научного общества СПбГМА им. И.И. Мечникова, 24 апреля 2007 г. / Под ред. акад. РАМН А.В. Шаброва, проф. В.Г. Маймулова, д-ра мед. наук С.В. Костюкевича. СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2007. 272 с.

2. Поляков И.В., Калинина С.А. Особенности менеджмента сестринского дела в зависимости от используемой концептуальной модели // Менеджер здравоохранения, 2004. № 10. С. 28–35.

3. Beare P.G.& Myers J. L. 1994. Principles and practice of adult health nursing 2-nd ef.-Toronto: Mosby. 1994. P. 6–9.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль