Приказ Минздрава РФ № 114 от 21.03.2003

3543

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
21 марта 2003 г.
№ 114

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГОДЫ"

В целях реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевую Программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение № 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение № 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение № 1
к приказу Минздрава России
от 21.03.2003 г. № 114

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."

ПАСПОРТ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."

Наименование Программы

"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."

Основание для разработки Программы

Решение Коллегии Минздрава России от 20 марта 2002 г. протокол № 6 "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г." Решение Коллегии Минздрава России от 25 июня 2002 года протокол № 12 "О Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации"

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию), Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

  • Реализация стратегии организации и развития системы охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц;
  • проведение реструктуризации профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
  •  создание сети Центров Здоровья в составе современных оздоровительно - реабилитационных комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг;
  •  разработка нормативно - правовой документации, предусматривающей создание службы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения;
  • разработка перспективных, увеличение объема быстрое и эффективное внедрение существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
  •  укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики и комплексных оздоровительных программ с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
  • развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
  •  увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;
  • определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;
  • обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
  • развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для работы в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • создание и апробация системы информационного обеспечения решения проблем охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения;
  • формирование профессионального и социального статуса специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • -обеспечение социальной защищенности специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;  
  • содействие развитию профессиональных ассоциаций и привлечение их к реформированию в области системы охраны и укрепления здоровья здоровых

Сроки реализации Программы 2003-2010 годы

Перечень основных разделов Программы

  • нормативно-правовое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения кабинетов и центров здоровья;
  • информационное обеспечение и управление Программой;
  • научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых

Исполнители основных мероприятий Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию), Российская академия наук (по согласованию), Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, Ассоциация восстановительной медицины, ФОМС и ФСС

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
  • создание основ системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • -создание сети кабинетов и Центров здоровья здорового человека;
  • рациональное использование бюджетных средств на профилактику болезней;
  • -создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей;
  • повышение вероятности реализации человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни;
  • создание предпосылок снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране;
  • удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (экспресс-диагностика, оздоровительно-реабилитационные мероприятия)

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление и контроль за реализацией программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения. В соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли, принятым в марте 2001 г. на заседании расширенной коллегии Минздрава России, получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.

Актуальность решения этой проблемы продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные условия экономического и социального развития государства проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности, низких уровнях рождаемости, состояния здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции в смертности населения страны определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов. Так, по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.

Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И, во-вторых, возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.

Наряду с вышеназванными, потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими основными обстоятельствами:

  • необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
  • признанием роли здоровья населения как стратегического
  • потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
  • высокой экономической эффективностью профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);
  • необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
  • необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.

Под понятием "здоровье здоровых" понимается здоровье тех 5-7% от общей численности населения, как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70-75% людей, которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой ремиссии.

Охрана здоровья здорового человека в Российской Федерации включает совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.

В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния.

Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с этой целью изучаются этиология и патогенез заболеваний. Когда речь идет о донозологических и преморбидных состояниях используются методологические подходы теории стресса и адаптации.

Адаптационные возможности организма (способность к уравновешиванию с окружающей средой) являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложен ряд классификаций уровней здоровья, одна из которых включает 4 градации: 1) удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные функциональные возможности организма; 2) состояние напряжения адаптационных механизмов; 3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Снижение функциональных возможностей организма; 4) срыв адаптации (полом адаптационного механизма). Резкое снижение функциональных возможностей организма.

Представленная классификация функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения адаптационного потенциала (АП), который определяется не столько уровнем активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также иммунобиохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.

При этом оценка функционального состояния не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его коррекции (оздоровления).

В этом отношении следует отметить, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, РАМН уделяют большое внимание вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний. Существенно активизировались в последние годы созданные Центры и отделения медицинской профилактики. Однако приходится констатировать, что в силу ряда причин, и, прежде всего, из-за низкой материально-технической оснащенности, недостаточного методического уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные возможности данных организаций существенно ограничены. Не создана модель оказания превентивной медицинской помощи (оздоровления) предусмотренная стратегией ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 г." Несмотря на кажущееся изобилие самых различных способов оценки функционального состояния человека и оздоровительных технологий, консенсуса ученых по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигнуто. В этом сказывается, вероятно, отсутствие единых требований к их разработке с позиций доказательной медицины, а также контрольно - разрешительного регламента Минздрава России по их внедрению в практику. Кроме того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям - должна быть экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и апробированной на достаточно широком контингенте людей.

Вместе с тем, целый ряд разработок уже отвечает этим критериям. В этом плане можно отметить созданные аппаратно - программные комплексы полипараметрической донозологической диагностики (НИИ нормальной физиологии РАМН), методы оценки профессионального здоровья человека - оператора (НИИ авиационной и космической медицины МО РФ) систему оценки физического состояния человека (ассоциация "Народный спорт-парк").

Опыт отдельных регионов Татарстан, Приморский Край, Владимирская, Самарская и другие области доказал высокую эффективность, разработанных в РНЦ восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, оздоровительных программ. В частности, было показано, что внедрение метода музыкальной гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3 раза снизить частоту осложненного течения беременности, в 4-5 раз повысить долю неосложненных родов и количество здоровых детей в возрасте до 1 года. Применение комплекса физиотерапевтических и других немедикаментозных методов профилактики у часто болеющих детей способствовало снижению числа респираторных заболеваний в 1,5-2 раза.

В основу концепции положена здоровьецентрическая модель системы здравоохранения, суть которой состоит в акценте на сохранении здоровья здорового человека.

Новизна концепции состоит в том, что, обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, она интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической диагностики в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.

Данная концепция рассматривается как составная часть двух других, более общих концепций, разработанных ранее:

  1. Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387);
  2. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р).

Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации расширяет вышеназванные, конкретизирует их в отношении поддержки и укрепления здоровья здорового человека, дает методологическую основу для внедрения в практику здравоохранения принципиально новой модели организации превентивной медицинской помощи населению.

Особенностями представляемой Концепции являются:

во-первых, внесение положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

во-вторых, индивидуальный подход к человеку как с точки зрения индивидуально-конституциональных особенностей, так и количественной оценки резервных возможностей организма;

в-третьих, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

в-четвертых, преимущественное использование обширного арсенала оздоровительных технологий, реализация которых является ключевым звеном представляемой Концепции;

в-пятых, нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья, с акцентом на контроль и оптимизация адаптивных (регуляторных) возможностей человека;

в-шестых, создание мотивации и использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;

и, наконец, в-седьмых, духовная составляющая, направленность на формирование культуры здоровья.

Приоритетами данной программы являются:

  • доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
  • приоритет оздоровительных мероприятий и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
  • непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
  • ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
  • реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
  • направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;
  • консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
  • многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
  • единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

  • нормативно-правовым обеспечением системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • организацией управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • информационным, материально-техническим и научно методическим обеспечением внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа ставит целью - реализацию стратегии организации и развития охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц.

Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:

  • разработка и внедрение нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • проведение плановой реструктуризации профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
  • создание сети кабинетов и Центров здоровья в составе современных оздоровительно - реабилитационных комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг;
  • развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

В ходе выполнения отраслевой программы предусматривается разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения.

Требуется разработать отраслевые стандарты и систему управления качеством на медико-профилактические и спортивно - оздоровительные услуги в системе охраны здоровья здоровых людей.

Планируется:

  • разработать и утвердить систему государственной статистики в сфере охраны здоровья здоровых;
  • обосновать нормативно-правовую документацию и разработку лечебных программ по охране профессионального здоровья работающего населения;
  • разработать требования и утвердить нормы использования немедикаментозных средств и методов коррекции в целях охраны здоровья, а также отраслевых стандартов услуг в сфере охраны здоровья здоровых;
  • разработать штатную структуру, перечень методик, технологий и оборудования для типового Центра здоровья здорового человека;
  • разработать формы предоставления оздоровительных услуг на основе положений добровольного медицинского страхования;
  • разработать системы обязательного медицинского страхования рисков утраты здоровья и финансирования оздоровительных мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ
ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

Исходя из целесообразности оптимизации использования ресурсов здравоохранения, улучшения медицинского обслуживания населения и реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, настоящей Программой в целях оптимизации всей системы организационно-технологического обеспечения системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, в частности:

  • внедрение информационных технологий и создание базы данных учреждений в сфере охраны здоровья здоровых и оказываемых ими услуг;
  • разработка и обоснование и нормативно-правовой документации на создание Федерального и региональных институтов здоровья;
  • разработка предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий (в т.ч. телемедицины) в практику работы учреждений, задействованных в сфере охраны здоровья здоровых;
  • реализация мероприятий по организации кабинетов и центров здоровья в системе охраны здоровья здоровых;
  • внедрение мониторинга здоровья и создание базы данных о резервах здоровья здорового человека;
  • разработка базовых критериев эффективности и показателей деятельности, экономического стимулирования медицинских работников системы охраны здоровья здорового человека и медицинской профилактики;
  • разработка положений и организация ведения "Всероссийского реестра оздоровительных технологий".

Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации в деятельности по формированию системы охраны и укрепления здоровья здорового человека расширению функций преобразуемых лечебно-профилактических учреждений, а также мониторингу результативности их деятельности.

3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки специалистов в области системы охраны и укрепления здоровья здорового человека (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг.

Планируется:

  • разработка и апробация системы (программы, процедуры и т.п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и сестринского персонала;
  • разработка профессиональных стандартов для всех уровней деятельности по охране здоровья здоровых;
  • разработка проекта государственного образовательного стандарта для специалистов, задействованных в системе охраны здоровья здоровых;
  • разработка образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением, в том числе для дистанционной формы обучения;
  • разработка методических подходов и системы подготовки преподавательского состава по охране и укреплению здоровья здорового человека;
  • разработка системы образовательных стандартов предмета "Здоровье здорового человека" для до - и последипломной подготовки специалистов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека;
  • совершенствование учебных и учебно-методических материалов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
  • организация и проведение научно-практических конференций по проблемам охраны здоровья здоровых.

Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование социальных работников в системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и т.д.

4. НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

Для снижения затрат на внедрение системы охраны и укрепления здоровья здоровых Программой предусматривается максимальное использование имеющихся мощностей и лишь при необходимости и возможности - развертывание новых мощностей. В то же время введение системы охраны и укрепления здоровья здоровых, изменение медико - технологических процессов и расширение функций и роли существующих лечебно - профилактических учреждений потребуют развития материально - технической базы за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, центров здоровья) системы охраны и укрепления здоровья здоровых. В связи с этим необходима разработка нормативно - технической базы, проектно - конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов и Центров здоровья здорового человека в соответствии с современными требованиями.

Программой предусматривается создание новых и модернизация реконструируемых территориальных Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно - курортных учреждений, Центров спортивной медицины и врачебно-физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях, а также создание и оборудование в каждом из субъектов Российской Федерации на базе одного из санаториев региональных Центров здоровья, включающих:

  • Диагностический комплекс;
  • Оздоровительно-реабилитационный комплекс;
  • Учебно-методический отдел.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам системы охраны и укрепления здоровья здоровых, ее организационно - методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).

Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Периодическое издание каталога-справочника "Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины".

Внедрение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни, путей формирования, активного сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека в средствах массовой информации.

Планируется создание на одной из пилотных территорий опытно - экспериментальной модели по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий и установление телекоммуникационных связей между врачом системы охраны и укрепления здоровья здоровых и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

6. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

Предусматривается формирование научно-методических основ комплексного решения проблем внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых, проведение научных исследований, в том числе:

  • разработка системы мониторинга за развитием системы охраны и укрепления здоровья здоровых в субъектах Российской Федерации;
  • апробация на базовых территориях для научного сопровождения, реализации и внедрения на территории субъектов Российской Федерации системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности внедрения территории субъектов Российской Федерации на систему охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых технологий в сфере охраны здоровья здоровых;
  • разработка индивидуальных программ оздоровления и медицинской профилактики;
  • создание системы доказательной восстановительной медицины, разработка единых критериев эффективности оздоровительных услуг на основе унифицированных диагностических технологий;
  • разработка научно-обоснованных программ по раннему выявлению и профилактике наркотической зависимости, включая токсикоманию, табакокурение и алкоголизм;
  • научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских оздоровительных организаций (школ здоровья, оздоровительных лагерей и др.);
  • разработка перспективных комплексных технологий оздоровления и восстановительного лечения часто болеющих детей и проживающих в районах экологического неблагополучия;
  • разработка методических материалов для системы охраны и укрепления здоровья здоровых по осуществлению деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей территориальных и климатических условий жизни, национальных, возрастных, профессиональных особенностей населения.

В процессе научного сопровождения реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения научных разработок по системе охраны и укрепления здоровья здоровых в регионах путем проведения научно - практических конференций, распространения апробированных перспективных методических подходов, а также посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." будет осуществляться в рамках Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.

Для реализации отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Основные направления и положения отраслевой программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

Управление и контроль за реализацией отраслевой программы осуществляется Минздравом России.

Координацию работ по реализации Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." осуществляет заказчик - Министерство здравоохранения Российской Федерации.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой программой "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.", позволит:

  • повысить медицинскую и экономическую эффективность деятельности Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно - курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и организациях;
  • создать основы системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
  • создать сеть кабинетов и Центров здоровья здорового человека;
  • рационально использовать бюджетные средства на оздоровление и профилактику болезней;
  • создать систему формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей;
  • повысить вероятность реализации человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни;
  • создать предпосылки снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране;
  • удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медико - санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (экспресс - диагностика, оздоровительно - реабилитационные мероприятия).

Приложение № 2
к приказу Минздрава России
от 21.03.2003 г. № 114

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."

N/№

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

1.1.

Разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.2.

Разработка отраслевых стандартов и системы управления качеством на медико-профилактические и спортивно-оздоровительные услуги в системе охраны и укрепления здоровья здоровых людей.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.3.

Разработка и утверждение системы статистической отчетности в сфере охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.4.

Обоснование нормативно - правовой документации и разработка профилактических программ по охране профессионального здоровья работающего населения.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.5.

Разработка требований и утверждение норм использования немедикаментозных средств и методов коррекции в целях охраны здоровья, а также отраслевых стандартов услуг в сфере охраны здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.6.

Разработать штатную структуру, перечень методик, технологий и оборудования для типового кабинета и Центра здоровья здорового человека.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

1.7.

Разработать формы предоставления оздоровительных услуг на основе положений добровольного медицинского страхования.

2003-2010 гг.

Минздрав России

1.8.

Разработать системы обязательного медицинского страхования рисков утраты здоровья и финансирования оздоровительных мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.

2003-2010 гг.

Минздрав России ФОМС и ФСС

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

2.1.

Внедрение информационных технологий и создание базы данных учреждений в сфере охраны и укрепления здоровья здоровых и оказываемых ими услуг.

2003-2010 гг.

Минздрав России

2.2.

Разработка предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий (в т.ч. телемедицины) в практику заботы учреждений, задействованных в сфере охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России

2.3

Реализация мероприятий по организации кабинетов и центров здоровья в системе охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России

2.4.

Внедрение мониторинга здоровья и создание базы данных о резервах здоровья здорового человека.

2003-2010 гг.

Минздрав России

2.5.

Разработка базовых критериев эффективности и показателей деятельности, экономического стимулирования медицинских работников системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и медицинской профилактики

2003-2010 гг.

Минздрав России

2.6.

Разработка положений и организация ведения "Всероссийского реестра оздоровительных технологий".

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

2.7.

Проведение конкурса среди отечественных и зарубежных производителей диагностических и оздоровительных технологий.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

3.1

Разработка профессиональных стандартов для всех уровней деятельности по охране здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.2.

Разработка проекта государственного образовательного стандарта для специалистов, задействованных в системе охраны здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.3.

Разработка образовательных программ с современным научно - методическим обеспечением, в том числе для дистанционной формы обучения.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.4.

Разработка методических подходов и системы подготовки преподавательского состава по охране и укреплению здоровья здорового человека.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.5.

Разработка системы образовательных стандартов предмета "Здоровье здорового человека" для до- и последипломной подготовки специалистов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.6.

Совершенствование учебных и учебно-методических материалов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека для образовательного процесса и использования в практической деятельности.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

3.7.

Организация и проведение научно-практических конференций по проблемам охраны здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

4. НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

4.1.

Разработка нормативно-технической базы, проектно конструкторской документации для размещения кабинетов и Центров здоровья здорового человека в соответствии с современными требованиями.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

5.1.

Создание информационно-пропагандистской системы для населения и медицинских работников по проблемам охраны и укрепления здоровья здоровых, с использованием электронных и иных средств массовой информации.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

5.2.

Разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

5.3.

Периодическое издание каталога-справочника "Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины".

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

5.4.

Внедрение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни, путей формирования, активного сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека в средствах массовой информации.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

5.5.

Создание на одной из пилотных территорий опытно-экспериментальной модели по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ

6.1.

Организация системы мониторинга охраны и укрепления здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.2.

Разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности внедрения.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.3.

Создание комплексных программ по совершенствованию новых технологий в сфере охраны здоровья здоровых.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.4.

Разработка индивидуальных программ оздоровления и медицинской профилактики

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.5.

Создание системы доказательной восстановительной медицины, разработка единых критериев эффективности оздоровительных услуг на основе унифицированных диагностических технологий.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.6.

Разработка научно-обоснованных программ по раннему выявлению и профилактике наркотической зависимости, включая токсикоманию, табакокурение и алкоголизм.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)

6.7.

Научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских оздоровительных организаций.

2003-2010 гг.

Минздрав России РАМН (по согласованию) РАН (по согласованию)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия




Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×