Приказ Минздрава РФ № 4 от 09.01.2001

5776

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

9 января 2001 г.

№ 4

ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.97 № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевую Программу развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение № 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение № 2).

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные Программы развития сестринского дела и план мероприятий с учетом отраслевой Программы.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 09.01.2001 г. № 4

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАСПОРТ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование Программы Развитие сестринского дела в Российской Федерации
Основание для разработки Программы Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997года № 1387, приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации"
Заказчик Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации
Основные разработчики Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова Минздрава России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
Цель и задачи Программы Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению:
-совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы для совершенствования организации работы сестринского персонала;
-совершенствование системы подготовки и эффективного использования сестринских кадров;
- совершенствование системы управления сестринским персоналом;
-развитие новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом;
-обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;
-повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;
-обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела;
-содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию в области
Сроки и этапы реализации Программы 2001-2005 гг.:
первый этап-2001-2002 гг. включает создание нормативной правовой, материально-технической и организационной базы;
второй этап-2003-2005 гг. включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринского персонала
Перечень основных разделов Программы -нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности;
- основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала;
- развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела;
-развитие научных исследований в сестринском деле;
-информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью;
-развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов
Исполнители основных мероприятий Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
Источники финансирования Программы Средства федерального бюджета, внебюджетные средства и другие источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринского персонала
Система организации контроля за исполнением Программы Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России. Координацию выполнения программных мероприятий осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств

Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал - это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;

обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально-приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.

Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения;

ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:

- развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

- реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;

- расширением объемов помощи на дому;

- увеличением реабилитационных мероприятий;

- формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

- внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.

Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.

Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.

В соответствии с решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.

Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров-руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело".

Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.

В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако, очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально-экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела.

Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

- совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;

- совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы;

- совершенствование управления сестринской деятельностью;

- информационное обеспечение организации сестринского дела.

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации.

Приоритетами данной Программы являются:

- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;

- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;

- совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;

- использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико-социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;

- информационным, научно-методическим и материально-техническим обеспечением сестринской деятельности.

Предполагается последовательное и постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения.

Цель и задачи Отраслевой программы

Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:

- совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Основные направления реализации Отраслевой программы

1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.

Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно-профилактических учреждениях, а также учреждениях медико-социальной помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер сестринской деятельности.

Требуется осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно - профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом.

Предполагается разработка:

методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических учреждений;

предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности;

отраслевых нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения.

2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала.

Исходя из роли сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского дела:

разработка модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи, расширения амбулаторно-поликлинической сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних;

разработка модели деятельности специалистов сестринского дела медико-социальных отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело";

разработка перечня должностей для специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения;

переход к 3-х степенной системе обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности младшей медицинской сестры по уходу.

Предполагается разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;

пересмотр Положения о специалисте сестринского дела фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) с учетом современных условий;

поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности.

3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела.

Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения.

Предполагается развитие профессиональной подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике.

Предусматривается продолжить разработку методической документации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;

обеспечение учебно-методической литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;

разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;

формирование целевого заказа на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами;

разработка программ по организации повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений.

Предполагается формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.

4. Развитие научных исследований в сестринском деле.

Предусматривается обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы.

Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело".

Планируется обеспечение регулярного проведения научно-практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.

Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела.

5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью.

Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.

Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле.

Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.

6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.

Предусматривается разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела.

Ресурсное обеспечение Отраслевой программы

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Механизм реализации Отраслевой программы, организация и контроль за ее исполнением

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.

Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.

Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.

Ожидаемые конечные результаты реализации Отраслевой программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:

- укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела

- удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;

- рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;

- провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 09.01.2001 г. № 4

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№/№ Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственные исполнители
1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.
1.1. Разработать нормативные правовые документы, определяющие реформирование организационной структуры, содержания и характера сестринской деятельности. 2001- 2002 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
1.2. Осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно - профилактических учреждений. 2001- 2005 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
1.3. Разработать новые методические рекомендации по определению дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических учреждений, с учетом реформирования сестринской деятельности. 2001- 2002 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
1.4. Разработать предложения по методике оплаты труда сестринского персонала в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности. 2001-2002 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
1.5. Разработать отраслевые нормативные правовые акты по охране тру- да в учреждениях здравоохранения. 2001-2002 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала.
2.1. Разработать модели деятельности специалистов сестринского дела. 2001- 2002 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
2.2. Разработать перечень должностей для специалистов с повышенным и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения. 2001- 2002 гг. Минздрав России
2.3. Обеспечить переход к 3-х степенной системе обслуживания пациентов в федеральных больничных учреждениях. 2001- 2005 гг. Минздрав России
2.4. Разработать сестринские программы по формированию здорового об- раза жизни, планированию семьи, предупреждению социально значимых заболеваний. 2001- 2002 гг. Минздрав России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России
2.5. Пересмотреть Положение о сестринском персонале фельдшерско-акушерского пункта, утвержденном приказом МЗ СССР № 900 от 26 сентября 1978 года "О штатных нормативах фельдшерско-акушерских пунктов" с учетом новых требований современных условий. 2001- 2002 гг. Минздрав России
2.6. Провести поэтапно аттестацию рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности. 2001- 2005 гг. Минздрав России
3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела
3.1. Разработать методическую документацию по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринского персонала. 2001 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.2. Обеспечить создание учебно-методической литературы для сред- них и высших медицинских учебных заведений по подготовке сестринского персонала. 2001- 2005 гг. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.3. Разработать программы взаимодействия учебных медицинских и лечебно - профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки сестринского персонала. 2002 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.4. Сформировать целевой заказ на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогически- ми кадрами. 2001 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.5. Разработать программы по повышению квалификации и переподготовке руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений, осуществляющих обучение сестринского звена. 2001 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.6. Сформировать банк унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала. 2001 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
3.7. Разработать рекомендации по созданию в средних медицинских образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников. 2001 г. Минздрав России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
4. Развитие научных исследований в сестринском деле.
4.1. Обеспечить реализацию программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы. 2001- 2005 гг. Минздрав России, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России
4.2. Разработать новые и усовершенствовать существующие технологии подготовки специалистов со средним медицинским и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело". 2001- 2005 гг. Минздрав России, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России
4.3. Обеспечить регулярное проведение научно - практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела. 2001- 2005 гг. Минздрав России, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России
5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью
5.1. Разработать и апробировать моде- ли автоматизированных рабочих мест для руководителей сестринского звена. 2001- 2005 гг. Минздрав России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию)
5.2. Усилить роль Совета Минздрава России по сестринскому делу в реализации Отраслевой программы развития сестринского дела. 2001- 2005 гг. Минздрав России
5.3. Организовать на страницах издания "Медицинская газета" сестринскую рубрику. 2001 г. Минздрав России
5.4. Создать раздел "Медицинская сестра" на сайте Минздрава Рос- сии в Интернете. 2001 г. Минздрав России
5.5. Разработать условия для проведения конкурса на лучшую медицинскую сестру, менеджера сестринского дела. 2001 г. Минздрав России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
5.6. Обеспечить подготовку и проведение II-го Всероссийского съезда специалистов сестринского дела. 2002 г. Минздрав России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.
6.1. Разработать соглашение о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России в области сестринского дела. 2001 г. Минздрав России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
6.2. Установить партнерские отношения с Международным Союзом медицинских сестер для обмена опытом в области сестринского дела. 2001 г. Минздрав России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России
6.3. Обеспечить взаимодействие с сотрудничающим с ВОЗ центром по сестринскому делу. 2001 г. Минздрав России

Пояснительная записка к Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации

Основанием для разработки настоящей Отраслевой программы является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Объектом программы является сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

С переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла потребность в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.

Как показывает мировая практика, рациональное использование сестринских кадров ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов в здравоохранении, больше внимания уделяется профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, так как сестринской практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента, семью и общественные группы.

Развитие сестринского дела в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечается несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.

На решение данных проблем направлена разработанная Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Целью Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации является формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико - социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Для ее достижения предполагается реализация ряда задач, в частности:

- совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Приоритетными направлениями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются:

- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего самостоятельностью;

- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения.

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации реализуется в период с 2001 по 2005 годы.

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование мероприятий в рамках региональных программ развития сестринского дела предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в размерах, определяемых соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий позволит:

- способствовать развитию менее затратной медицинской помощи;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации сестринского персонала для работы в лечебно-профилактических, медико-социальных учреждениях;

- удовлетворить спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь;

- рациональному использованию кадровых и финансовых ресурсов;

- провести реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений с привлечением сестринского персонала.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, осуществит переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности и создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, в конечном итоге будет способствовать охране здоровья граждан.

Исполнителями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), межрегиональная ассоциация медицинских сестер России.

Управление и контроль за реализацией Отраслевой программы осуществляется Минздравом России. Координирует работу по реализации Отраслевой программы Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль