В последние годы в законодательстве о здравоохранении произошли значительные изменения, которые существенно расширили диапазон контрольных и надзорных мероприятий, в том числе и в отношении оборота медицинских изделий.
В ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» в качестве одного из направлений организации контроля в сфере здоровья назван государственный контроль при обращении медицинских изделий.
Читайте в майском номере журнала «Управление качеством в здравоохранении»:
Медорганизация не прошла проверку эпидбезопасности. Алгоритм внедрения новых стандартов, которому сотрудники будут следовать >>
Оклады и выплаты медработникам по Постановлению № 343. Новые риски для медорганизаций >>
Путин поддержал отказ от термина «медицинская услуга». К чему готовиться клиникам >>
Данное направление является достаточно сложным и запутанным в плане осуществления контроля, поэтому в статье предложено подробнее рассмотреть уровни этого контроля, а также направления деятельности надзорных органов.
Трудности в организации контроля обращения медицинских изделий
К сложностям практической реализации контроля обращения
- Широкий круг субъектов, занимающихся сферой обращений медицинских изделий.
- Многообразие разноплановых процессов по обороту этих изделий.
- Многочисленные пробелы в законодательстве, касающиеся регулирования обращения медицинских изделий.
- Отсутствие четкого алгоритма действий руководителей медучреждений по обращению медицинских изделий.
- Необходимость практического соотнесения сферы оборота медицинских изделий и прав граждан в сфере здравоохранения.
Термины «медицинское изделие» и «обращение медицинских изделий»
Под медицинскими изделием в соответствии с действующим законодательством понимается любое оборудование, приборы, материалы и прочие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании с другими изделиями.
Под это понятие попадает также программное обеспечение, а также изделия, предназначенные производителем для профилактики, лечения и диагностики, мониторинга состояния здоровья человека, восстановления и замещения физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности.
Медицинскими являются и изделия, функциональное назначение которых не реализуется с помощью фармакологического, генетического или иного воздействия на человека, но применяются в медицинской практике.
Под обращением медицинских изделий понимается:
- Токсикологические исследования, технические испытания, клинические испытания и экспертизы качества, направленные на эффективность и безопасность медицинских изделий.
- Государственная регистрация, производство и регистрация медицинских изделий.
- Вывоз медицинских изделий с территории РФ, подтверждение их соответствия, а также государственный контроль по хранению, транспортировке, монтажу, применению и эксплуатации данных изделий.
- Техническое обслуживание медицинских изделий, предусмотренный нормативной и технической документацией производителя, их ремонт и утилизация.
Система государственного контроля
Государственный контроль предполагает, согласно положениям ФЗ «Об охране здоровья граждан» проведение проверок соблюдения медучреждениями безопасных условий труда, а также требований по безопасному использованию и утилизации медицинских изделий.
Полномочия государственного контроля по этому направлению закреплены за Росздравнадзором постановлением Правительства № 1152 от 12.11.2012 года.
Конкретные полномочия должностных лиц Росздравнадзора установлены приказом Минздрава России № 196-н от 05.04.2013, где указаны их права при проведении проверок:
- Запрашивать на основании мотивированных запросов документы и информацию, а также документы по обращению медицинских изделий.
- Посещать беспрепятственно территории медицинских учреждений, а также иных юридических лиц, которые осуществляют деятельность в сфере обращения медицинских изделий.
- Имеют право осуществлять изъятие образцов медицинских изделий, которые находятся в обращении, с целью проверки их качества, безопасности и эффективности.
- Выписывают предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
- Составлять протоколы о правонарушениях в соответствии с административно-процессуальным законодательством по результатам проведенных проверок.
- Направлять в уполномоченные организации материалы по выявленным нарушениям с целью решения вопросов по возбуждению уголовных дел по конкретным признакам преступлений.
- Обращаться в суд с исковыми заявлениями, а также участвовать в рассмотрении дел судами, связанными с применением законодательства в сфере обращения медицинских изделий.
Ведомственный контроль
Минздравом России устанавливается порядок проведения и организации ведомственного контроля качества и организации медицинской деятельности. Одним из направлений такого контроля является проверка соблюдения медучреждениями требований по безопасной эксплуатации требований медицинских изделий.
В настоящее время документом, устанавливающим проведение таких проверок, является приказ Минздрава России № 1340-н от 21.12.2012 года, который определяет содержание таких проверок:
- Изучение соблюдения требований безопасности медизделий, которые предусмотрены инструкциями производителей этих изделий.
- Изучение соблюдения требований по утилизации медизделий, которые предусмотрены документацией производителей.
- Изучение соблюдения правил обращения медизделий.
- Рассмотрение выполнения требований по сообщению сведений, указанных в действующем законодательстве.
Внутренний контроль
Медицинскими учреждениями государственного, частного и муниципального здравоохранения должен осуществляться внутренний контроль по качеству и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с этим, руководители медучреждений должны внедрять и разрабатывать внутренние системы контроля данной сферы.
Вместе с тем, ни один правовой акт не устанавливает процедуру осуществления внутреннего контроля в сфере обращения медицинских изделий.
Существующие направления контроля в сфере обращения медицинских изделий должны найти свое отражение в конкретных локальных нормативных актах медицинского учреждения.
В соответствии с логикой надзорных органов, в медицинском учреждении должны быть разработаны следующие локальные акты:
- Положение об организации работы по обращению медицинских изделий в медучреждении.
- Приказ о лице, ответственном за организацию данной работы.
- Порядок оборота медицинских изделий в медучреждении.
- Положение, утверждающее порядок по организации работы по соблюдению метрологических норм, требований и правил в медучреждении.
- Положение или приказ, утверждающие порядок внутреннего движения медицинских изделий с соблюдением права граждан в сфере здравоохранения.
- Соответствующие дополнения в должностные инструкции ответственных лиц, осуществляющих мероприятия по безопасному обороту медицинских изделий в организации.
Разработка и реализация данных локальных актов служит основой для реализации системы внутреннего контроля по обращению медизделий.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что направления и уровни системы контроля по обращению медицинских изделий и их содержание в настоящее время определены законодательством достаточно четко.
В то же время, организация внутреннего контроля в конкретной медицинской организации зависит в полной мере от ее руководства.
Обращение медицинских изделий находится в ведении надзорных органов по двум аспектам: как часть контроля качества медицинской деятельности в целом, и как самостоятельная форма государственного контроля.
Таким образом, перед руководителями медучреждений стоит важная задача по приведению своей внутренней деятельности в полное соответствие с действующими законодательными требованиями, с целью недопущения возникновения конкретных нарушений.
Материал проверен экспертами Актион Медицина