Мотивация и оплата в условиях эффективного контракта: реальный пример

3348

Частой причиной снижения результатов экономической деятельности медучреждения, текучести кадров, а также неблагоприятной морально-этической обстановки в медучреждении является низкая мотивация медицинских работников.

В связи с этим, необходимым представляется внедрение в практику методов материального стимулирования персонала, а также морально-психологических и организационных мер, направленных на повышение мотивации персонала.

В статье предложена модель планирования и математического прогнозирования деятельности медучреждения, неотъемлемой частью которой является система оплаты труда. Предложенная модель успешно внедрена в одном из медицинских учреждений Нижегородской области.

Суть проблемы

Самой распространенной кадровой проблемой медучреждений является отсутствие у сотрудников мотивации к работе, следствием чего является низкая производительность труда и неэффективность использования ресурсов.

В условиях нестабильной экономической обстановки в стране нарушаются многие организационные формы функционирования системы здравоохранения, что мотивирует руководителей медучреждений к поиску новых подходов и методов, способных эффективно управлять медучреждением.

Государственные меры направлены  на реализацию прав граждан на свободный выбор медучреждения и врача. Денежные средства, утверждённые государственными тарифами «следуют» за пациентом, в какое бы учреждение он не обратился. Таким образом, в современных условиях медицинская организация должна быть конкурентоспособной и рентабельной.  В связи с этим, приоритетными направлениями работы стали эффективное управление персоналом, менеджмент и маркетинг.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Модель совершенствования системы управления персоналом медучреждения

Рассматриваемая модель была внедрена в одну из многопрофильных поликлиник г. Нижнего Новгорода – «Городская поликлиника № 1» (далее – ГП № 1), которая характеризуется следующими численными показателями:

  • 53 500 человек прикрепленного населения;
  • 188 сотрудников, в числе которых 55 врачей и 87 средних медицинских работников.

В 2012 году новой администрацией учреждения было принято решение о внедрении новых технологий управления и о выстраивании новой модели руководства персоналом, формировании структуры коллегиального способа принятия ключевых решений в организации.

Данные решения были связаны с низким уровнем заработной платы медработников, наличием кредиторской задолженности, в результате чего медучреждение характеризовалось низкой кадровой укомплектованностью низкими планово-экономическими показателями, а также несостоятельностью управленческого состава.

Важным направлением для развития медучреждения является привлечение молодых специалистов, в связи с чем с 2013 года ГП № 1 стала базой для практики студентов-старшекурсников Нижегородской медицинской академии и медицинского колледжа.

 В связи с этим у учреждения появилась возможность не только обучать студентов, но и привлекать для дальнейшего трудоустройства талантливых молодых людей.

Конкурентные преимущества руководство поликлиники решило получить за счет формирования устойчивого медицинского коллектива, а также высокой его мотивации к профессиональному развитию.

В соответствии с этим, в ГП № 1 была разработана система управления персонала, которая включила в себя:

  • непосредственно подбор персонала;
  • оценка будущих сотрудников;
  • адаптация сотрудников, принятых на работу;
  • меры для повышения мотивации сотрудников;
  • отлаженный процесс профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Также были разработаны подробные алгоритмы работы по подбору персонала и его оценки.

Для профессиональной адаптации нового сотрудника был также разработан алгоритм действий, осуществляемых поэтапно:

  • Назначение наставника. Опытный медработник знакомит новичка с основными нормативными документами учреждения (коллективным договором, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, маршрутизацией пациента, первичной документацией, миссией учреждения и др.). Назначенный наставник в течение двух недель каждый день посещает сотрудника на новом рабочем месте, помогая ему решать возникшие проблемы.
  • На общеполиклинической конференции  главный врач официально представляет нового сотрудника.
  • Руководство медучреждения регулярно посещает сотрудника на рабочем месте, демонстрирует заинтересованность в его работе и доброжелательность.
  • В течение первых месяцев работы новому сотруднику выплачивается специальная стимулирующая надбавка, которая не зависит от результатов достижения плановых показателей.
  • Новому сотруднику оказывается любая помощь в решении возникающих  жизненных проблем.

Необходимым условием улучшения плановых показателей деятельности медучреждения, руководители ГП № 1 уделяют большое внимание мотивации сотрудников. При этом используются следующие методы мотивации:

  • Материальное стимулирование;
  • Морально-психологические методы мотивации;
  • Организационные методы мотивации.

Для реализации системы материального стимулирования внедрены следующие приемы:

  • Разработана система количественных показателей, представляющая собой математическую модель расчета заработной платы сотрудников на основе выполнения планов;
  • Для каждой категории сотрудников разработан эффективный контракт, включающий в себя определенными качественные и количественные показатели;
  • Каждый месяц коллегиальный орган принимает решение о размере надбавок для каждого сотрудника;
  • Регулярно ведется прием сотрудников по разъяснению порядка начисления заработной платы.

К организационным мерам повышения мотивации отнесены:

  • активное участие в делах учреждения;
  • возможность получать дополнительные профессиональные знания и навыки;
  • возможность карьерного роста;
  • помощь в решении личных вопросов.

Морально-психологические методы повышения мотивации:

  • обучение по разным профессиональным темам с целью всестороннего развития коллектива;
  • формирование профессиональной гордости и личной ответственности;
  • признание заслуг работника в виде почетных грамот, ценных подарков и др.;
  • организация технически оснащенных рабочих мест;
  • коллективное проведение праздников.

Методы совершенствования системы оплаты труда

Любой сотрудник будет работать эффективнее, если будет четко знать и понимать свои функциональные обязанности, а также сумму заработной платы и стимулирующих выплат, причитающихся ему за качественное выполнение этих обязанностей.

 Работодатель, в свою очередь, должен реализовать понятный и справедливый персонифицированный подход в рамках эффективного контракта  при расчете заработной платы медработников.

Далее приведены конкретные мероприятия по внедрению математической модели формирования заработной платы врачу и медицинской сестре в соответствии с процентом выполнения ими плановых показателей.

Каждый месяц заместитель главного врача осуществляет планирование деятельности каждого врача, учитывая:

  • количество обращений пациентов (с целью профилактики, по заболеванию);
  • оказание врачом неотложной медпомощи;
  • проведение диспансеризации и профосмотров.

Этот план рассчитывается с учетом целевых показателей , установленных дорожной картой и по другим условиям.

Задачей планирования является составление математической модели формирования ежемесячного заработка врача и медсестры с тем, чтобы количественно обосновать их труд.

Модель должна быть прозрачной, справедливой и индивидуальной и соответствовать выполненному плану работы.

Далее подробно рассмотрена составляющая математической модели

Важные мероприятия:

1 марта,
Семинар для главных врачей и специалистов по качеству медпомощи
«Проверки Росздравнадзора и внутренний контроль качества в медорганизации: как избежать ошибок»

30-31 марта,
Семинар для главных врачей и экономистов
«Оплата труда в медицинской организации»

Все мероприятия на сайте seminar.zdrav.ru

.

Модель расчета заработной платы врача

Рассчитывается целевая функция по формуле:

Мотивация и оплата в условиях эффективного контракта: реальный пример

Ф – фонд денежных средств, заработанных врачом;

К – коэффициент состава тарифа, направленный на фонд оплаты труда, – 0,8 или 80% (начисления и налоги, т. е. на 1 и 2 статьи бюджета).

В таблице представлены количественные параметры для расчета фонда денежных средств, заработанных врачом.

Название медицинской услуги

Количество, выполненное врачом за предыдущий месяц

Составляющая на зарплату от тарифа

Посещение(одна явка к врачу)

X1

У1

Обращение две и более явок к врачу)

X2

У2

Неотложная помощь (одно посещение)

X3

У3

Далее производится расчет заработной платы врачу и медсестре по формуле:

Мотивация и оплата в условиях эффективного контракта: реальный пример

где Ф – фонд денежных средств, заработанный врачом;

Кнал – коэффициент отчисления налогов – 0,302 (30,2%);

П – процент соотношения врачей к остальному персоналу;

О – коэффициент экономии для предоставления отпусков – 0,2 (20%);

У – процент участия в оказании медуслуг (60% – врачу, 40% – медсестре);

ЗП – заработная плата врача и медсестры.

В настоящее время данная модель используется в начале года при планировании ежемесячных объемов оказания медпомощи по врачебным специальностям.

Оплата труда в течение года осуществляется в соответствии с выполненным планом в процентном соотношении.

В течение года в медучреждении также вводилась  система эффективного контракта, в котором более конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, а также показатели и критерии оценки его деятельности, от которых зависит выплата стимулирующих выплат.

Все эти меры в совокупности привели к значительным изменениям  социально-экономических результатов ГП № 1.

Результаты

Отмечена положительная динамика финансовых показателей, в частности на рисунке 1 представлен сравнительный анализ фонда оплаты труда за период второй половины 2012  г. – первую половину 2015 года.

Мотивация и оплата в условиях эффективного контракта: реальный пример

Рисунок 1

После введения системы мотивации и стимулирования, сотрудники учреждения стали работать качественно и количественно эффективнее, в связи с чем полностью была ликвидирована кредиторская задолженность к началу 2013 года.

Достигнут рост экономии денежных средств при одновременном увеличении заработной платы сотрудников (рисунок 2).

Мотивация и оплата в условиях эффективного контракта: реальный пример

Рисунок 2

Средняя заработная плата сотрудников за период 2012-2015 года возросла на 43%, что доказывает эффективность внедренной модели повышения мотивации и стимулирования персонала к качественному выполнению своих обязанностей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль