Независимая оценка качества медицинских услуг

2147

В ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ» были внесены изменения, благодаря которым в законе впервые появилась норма, которая посвящена независимой оценке качества оказания услуг медучреждениями.

Независимая оценка качества оказания медицинской помощи отнесена законодателем к одной из форм общественного контроля, что связано с принятием специального закона № 212 от 21.07.2014 года «Об основах общественного контроля в РФ».

В статье дана характеристика такой формы общественного контроля применительно к деятельности медучреждений, а также критерии результативности оценки медицинской помощи.

Независимая оценка качества: цели и субъекты проведения

В законе названы цели проведения независимой оценки качества оказания медуслуг медицинскими учреждениями, среди которых:

  • получение гражданами информации о качестве оказания услуг медучреждениями;
  • повышение качества деятельности, осуществляемой медучреждениями.

Отдельно отмечается, что не является целью такого контроля проведение контроля безопасности и качества медицинской деятельности или контроля качества оказываемой медпомощи.

Для реализации независимой оценки на всех уровнях (муниципальном, региональном и государственном) создаются общественные советы.

Также функции по проведению независимой оценки качества деятельности медучреждений могут возлагаться на уже существующие общественные советы.

Читайте в свежем номере журнала «Управление качеством в здравоохранении»:

  • Особенности организации государственного контроля за обращением медицинских изделий
  • Административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере обращения медицинских изделий
  • Особенности утилизации медицинских изделий в зависимости от класса их эпидемиологической опасности
  • Аудит безопасности обращения медицинских изделий в медицинской организации
  • Проблемы организации технического обслуживания медицинской техники и их эффективное решение

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

Состав общественного совета

  • в состав совета могут быть включены представители общественных объединений и союзов, целью которых является охрана прав граждан в сфере здравоохранения, а также представители медицинских профессиональных объединений;
  • общественный совет должен состоять не менее, чем из 5 членов;
  • все представители, входящие в общественный совет, должны осуществлять свою деятельность на общественных началах.

Не могут быть членами общественного совета следующие лица: государственные служащие, которые замещают должности РФ и субъектов РФ, а также замещающие соответствующие муниципальные должности.

Кроме того, исключено участие лиц, которые не могут быть членами Общественной палаты РФ.

Обеспечение независимости деятельности общественного совета

Общественный совет, целью которого является проведение независимой оценки качества оказания услуг медучреждениями, должен быть укомплектован так, чтобы была полностью исключена возможность возникновения конфликтов интереса у всех его представителей.

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность одного из членов общественного совета  может повлиять или влиять на беспристрастность и объективность осуществления им общественного контроля, а также, если вследствие такой ситуации может возникнуть противоречие между целями и задачами общественного контроля и личной заинтересованностью его члена.

Личной заинтересованностью является возможность получения членов объединения каких-либо преференций или доходов в виде денежных средств, имущества, ценностей, а также услуг для себя или других лиц.

Полномочия общественного совета

Общественные советы как представители общественного контроля наделены законом № 212-ФЗ следующими полномочиями:

  • право на осуществление общественного контроля;
  • право выступать инициатором или организатором мероприятий, которые проводятся в рамках реализации общественного контроля, участвовать в них;
  • право запрашивать от медучреждений необходимую информацию для осуществления общественного контроля, кроме сведений, которые в соответствии с законом составляют персональные данные сотрудников и больных, врачебную тайну;
  • право на беспрепятственное посещение медучреждений;
  • подготовка итогового документа по результатам проведенного общественного контроля и право направлять его в государственные или муниципальные органы власти, медучреждения, СМИ;
  • в случае выявления законодательных нарушений по итогам мероприятий общественного контроля, общественный совет вправе направить выявленную информацию в следующие инстанции:

- Уполномоченному по правам человека в РФ;

- Уполномоченному по правам предпринимателей при Президенте РФ;

- Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ;

- Уполномоченным по правам ребенка, человека, предпринимателей, коренных и малочисленных народов в регионах России;

- в органы прокуратуры;

  • право на обращение в суд для защиты прав неопределенного круга граждан, прав некоммерческих и общественных объединений.

Кроме  того, общественные советы, осуществляющие независимую оценку качества медуслуг, могут пользоваться и иными правами, предусмотренными законодательством РФ, то есть этот перечень не является закрытым.

Обязанности общественного совета

  • соблюдение требований законодательства РФ;
  • общественные советы его представители не должны создавать препятствий для осуществления законной деятельности медучреждения;
  • соблюдение конфиденциальности полученной в ходе проверок информации, если распространение такой информации ограничено федеральными законами;
  • обнародование результатов своей деятельности по результатам проведения общественного контроля.

Законодатель оставил за собой право возлагать на общественные советы и другие обязанности.

Обязанности медучреждения при проведении независимой оценки качества

Медучреждения, прежде всего, должны обеспечить приемлемые условия для того, чтобы экспертная оценка качества медицинской помощи была проведена качественно и в установленные сроки.

Эти обязанности конкретизированы в законе:

  • предоставлять полную информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;
  • рассматривать в установленные сроки запрошенную у них информацию, кроме тех случаев, когда эта информация составляет сведения, составляющие охраняемую законом тайну или персональные данные;
  • рассматривать полученные итоговые документы, которые подготовлены общественным советом по результатам проведенного контроля, учитывать рекомендации и выводы, которые в них содержатся, предпринимать меры по защите прав и свобод граждан, некоммерческих организаций и общественных объединений;
  • обязаны обеспечить на своих официальных сайтах в информационной сети «Интернет» техническую возможность для выражения мнения больных качестве услуг, оказанных медучреждениями.

Критерии проведения независимой оценки качества

  • доступность и открытость информации о медучреждении;
  • доступность получения медицинских услуг и комфортность при их оказании;
  • время, затраченное пациентов на предоставление медуслуги;
  • вежливость, компетентность и доброжелательность медработников и другого персонала больницы;
  • удовлетворенность пациентами от оказания медуслуг.

Дополнительно к этим критериям, общественные советы вправе устанавливать и другие критерии, необходимые для оценки качества оказания услуг медучреждениями.

Как проводится независимая оценка качества медицинских услуг

При проведении независимой проверки медучреждений, используется информация о медучреждении, которая является общедоступной и размещается в открытых данных, в том числе.

Общественные советы при проведении оценки составляют перечни медучреждений, принимающих участие в реализации государственной программы бесплатного оказания гражданам медпомощи, в отношении которых проводится проверка.

После этого они формируют предложения и составляют специальное задание для организаций, осуществляющих хранение, сбор и анализ информации о качестве оказания услуг медучреждениями.

На основе этой информации проводятся оценки результативности медицинской помощи.

Эти результаты направляются в уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, для которых также формируются предложения об улучшении деятельности медучреждений.

Информация о результатах оценки размещается на официальных сайтах в общественных объединений в сети «Интернет».

Независимая оценка медучреждений, реализуемая общественными советами, может проводиться не чаще одного раза в год, и не реже одного раза в три года.

Использование результатов независимой оценки качества

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в обязательном порядке должны рассмотреть результаты независимой оценки оказания медучреждениями услуг в срок, не превышающий одного месяца, также они должны учитывать эти результаты при разработке мер, направленных на совершенствование деятельности медучреждений.

Информация о нарушениях прав граждан и общественных объединений направляется общественными советами в уполномоченные органы, например, в прокуратуру, Уполномоченному по правам ребенка, по правам человека, по правам коренных и малочисленных народов.

Направлена она, может быть как в федеральные, так и в региональные представительства органов.

Если выявлен факт нарушения прав человека, общественный совет также формулирует свои предложения для соответствующих государственных и муниципальных органов о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Представители общественного совета могут защищать права неопределенного круга лиц, обратившись в судебные органы.

Контроль и ответственность членов общественного совета

  • в соответствии с законодательством РФ процедуры, которые осуществляет общественный совет в ходе проверки в отношении конкретного медучреждения, подлежит государственному контролю уполномоченными на то органами;
  • в случае выявления нарушений, которые допущены проверяющими при проведении независимой оценки, в том числе и по поводу размещения в сети «Интернет» недостоверных сведений о результатах проверки, к ним применяются меры ответственности, установленные законодательством.

Медицинские учреждения могут обратиться по факту разглашения ложных  сведений по результатам независимой оценки, проведенной общественным советом, в судебные органы, для защиты своих прав и деловой репутации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль