В 2013 г. в Ростовской
Отдел выполняет следующие функции:
Читайте в майском номере журнала «Главная медицинская сестра»:
Росздравнадзор поручил перестроить работу с лекарствами высокого риска. Опыт московских центров компетенций >>
Новые соцвыплаты и оклады от Путина: материалы для планерки с ответами на вопросы медсестер >>
ОПДУ обеспечен помещениями, соответствующими его структуре и штатам, транспортом, средствами связи, уборочным оборудованием, средствами химии согласно действующим нормам и нормативам. Для сотрудников отдела заказывается специальная униформа с логотипом.
Формирование кадрового состава отдела
Основной кадровый состав отдела был сформирован из младшего медицинского персонала.
При перераспределении должностей в связи с образованием нового отдела штатным клиническим психологом больницы проводилась психологическая диагностика персонала, выявляющая индивидуальные особенности работников, устойчивость к стрессу, тип межличностных отношений и направленность личности. Результатом этой работы стали рекомендации для руководства по эффективности подбора, расстановке и дальнейшему использованию кадров.
На момент организации ОПДУ штат младшего медицинского персонала в стационаре РКБ службы составлял 200 штатных единиц. Было произведено перераспределение должностей младшего медицинского персонала, в результате чего количество санитарок в отделениях было уменьшено на 62 ставки, из которых 34 вакантные ставки были сокращены и 28 ставок введены в единую штатную структуру нового отдела. Таким образом были разделены обязанности между младшими медицинскими работниками: часть из них выполняет обязанности младших медицинских сестер по уходу за больными, а часть переведена в ОПДУ на должность уборщицы производственных и служебных помещений, которая осуществляет текущую и генеральную уборки помещений согласно графику уборки, составленному старшей медицинской сестрой отдела ОПДУ по согласованию со старшей медицинской сестрой клинического отделения.
Согласно штатному расписанию в ОПДУ предусмотрены следующие должности и соответствующие им оклады:
Должность | Количество ставок | Размер должностного оклада, руб. |
Старшая медицинская сестра | 1 | 25 000 |
Сестра-хозяйка | 1 | 20 000 |
Дезинфектор | 5 | 18 000 |
Уборщица производственных и служебных помещений | 21 | 15 000 |
Положением об ОПДУ предусматривается, что штатное расписание отдела разрабатывается отделом экономики, планирования и финансирования и вводится в действие приказом директора ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России.
Руководство отдела
Возглавляет отдел старшая медицинская сестра, которая подчиняется главной медицинской сестре и главному врачу РКБ. На эту должность была назначена медицинская сестра терапевтического отделения. Она имеет высшую квалификационную категорию и стаж работы 10 лет, неоднократно замещала старшую медицинскую сестру терапевтического отделения.
В ее основные обязанности входит:
Сестра-хозяйка ОПДУ руководит работой дезинфекторов и уборщиц отдела по содержанию в порядке и чистоте всех помещений отдела и контролирует качество уборки.
Она также выполняет следующие обязанности:
Принципы работы отдела
При формировании ОПДУ в первую очередь были определены основные требования к стандартам чистоты в помещениях стационара в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Все помещения в отделениях были разделены на 4 класса чистоты (по цветовому кодированию: синий, желтый, красный, зеленый), и выделены основные зоны уборки: палаты, вспомогательные помещения, туалеты, санитарные комнаты, перевязочные, смотровые кабинеты, процедурные.
Главная медицинская сестра и врач-эпидемиолог больницы разработали алгоритмы уборки и инструкции по использованию уборочного инвентаря, взяв за основу требования СанПиН 2.1.3.2630-10 и инструкции к продукции, используемой при уборке и дезинфекции.
Также была разработана единая контролируемая система комплектации, приема и выдачи уборочной тележки. Дезинфектор комплектует уборочную тележку с учетом потребности, позволяющей обеспечить качественную уборку того или иного помещения, каждая тележка относится к «чистой» или «грязной» зонам. Тележка с отработанными материалами после проведения уборки возвращается в отдел, где ее принимает дезинфектор и отражает количество израсходованного материала в журнале как относящегося к «грязной» зоне, с учетом выдачи и приема, а также цветового кодирования и количества моп-насадок. Таким образом осуществляется дополнительный контроль качества уборки.
Каждый сотрудник отдела осуществляет уборку помещений стационара площадью не менее 1000 кв. м. Данный норматив был определен на основании приказа Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатного норматива служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Основной же контроль качества уборки осуществляется методом проведения смывов и их микробиологического исследования в рамках реализации программы производственного контроля.
Также осуществляется постоянный внутренний контроль старшей медицинской сестрой ОПДУ и старшей медицинской сестрой клинического отделения, в котором проводится уборка. При этом ведутся контрольные бланки уборки и дезинфекции (приложение), реестры и журналы проведения уборок в каждом отделении.
Создание ОПДУ позволило осуществлять централизованно все этапы уборки, включая мойку, стирку, дезинфекцию, предварительное замачивание мопов и ветоши, комплектацию уборочных тележек.
>
Расчет финансовых затрат
Фонд оплаты труда отдела профилактической дезинфекции и уборки составил 445 027 руб. в месяц и был сформирован из следующих статей:
Федеральный бюджет (экономия за счет сокращения) | 158 742, 32 |
Обязательное медицинское страхование (из отделений) | 221 390, 25 |
Приносящая доход деятельность (из отделений) | 64 894, 50 |
Итого | 445 027, 07 |
Организационно-штатные мероприятия позволили создать новый отдел без дополнительных финансовых расходов на заработанную плату.
Единовременные затраты при открытии отдела включали в себя расходы на закупку уборочных тележек базовой комплектации (30 шт.), стиральных машин (5 шт.), сушильных машин (1 шт.), ванной моечной (1 шт.), дозатора для приготовления рабочих растворов (1 шт.) и составили 1 511 387 руб., в т. ч. на приобретение мопов ( насадок для швабр) в сумме 630 151 руб. Мопы закупаются 1 раз в 3 года, т. е. средний расход на приобретение данных материалов в год составляет 210 050 руб.
По расчетам в соответствии с приложением 18 к СанПин 2.1.3.2630-10 на 2012 г. для осуществления плановых текущих и генеральных уборок потребность в дезсредствах составляла 8946 л концентрата (при традиционной ведерной уборке) на общую сумму 4 473 000 руб. В 2013 г. с открытием ОПДУ и внедрением технологий клининга для этих же целей потребовалось 2102 л дезинфектантов на общую сумму 1 051 000 руб. Расходы на приобретение дезсредств за год сократились приблизительно в 4 раза!
Таким образом, экономия при организации ОПДУ составила: в первый год после организации отдела – 1 910 613 руб.; в последующем ежегодно – 3 211 950 руб.
Говоря об экономической эффективности нововведения, также следует упомянуть сокращение затрат рабочего времени персонала, расхода воды и электроэнергии.
Таким образом, организация новой системы уборки показала себя как экономически целесообразная, удобная и эффективная.
Приложение
Контрольный бланк уборки и дезинфекции
Материал проверен экспертами Актион Медицина