-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт, и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2024 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Опыт организации отдела профилактической уборки и дезинфекции в Ростовской клинической больнице

1 марта 2018
919
Средний балл: 0 из 5

В 2013 г. в Ростовской клинической больнице (РКБ)1 был организован отдел профилактической уборки и дезинфекции (ОПДУ), утверждены положение о нем и должностные инструкции его персонала. Были внедрены современные технологии клининга – так называемый метод безведерной уборки с использованием многофункциональных уборочных систем и мопов2.

Отдел выполняет следующие функции:

Читайте в майском номере журнала «Главная медицинская сестра»:

Росздравнадзор поручил перестроить работу с лекарствами высокого риска. Опыт московских центров компетенций >>

Новые соцвыплаты и оклады от Путина: материалы для планерки с ответами на вопросы медсестер >>

организация и проведение профилактических работ по дезинфекции и уборке в помещениях РКБ;учет, разработка и анализ данных о качестве профилактической дезинфекции и уборки;определение потребности в дезинфекционных и моющих средствах, оборудовании, инвентаре, бланках документации и представление этой информации заведующему кабинетом эпидемиологии;анализ и оценка объема, качества и эффективности работы группы, внесение предложений и рекомендаций по повышению эффективности и качества работы;повышение квалификации персонала группы, освоение новых эффективных методов и средств профилактической дезинфекции и уборки;участие в мероприятиях по повышению квалификации работников других подразделений РКБ в области профилактической дезинфекции и уборки;составление отчетов о производственной деятельности по утвержденным формам и представление их заведующему кабинетом эпидемиологии;участие в проводимых совещаниях, конференциях на тему профилактической дезинфекции и уборки.

ОПДУ обеспечен помещениями, соответствующими его структуре и штатам, транспортом, средствами связи, уборочным оборудованием, средствами химии согласно действующим нормам и нормативам. Для сотрудников отдела заказывается специальная униформа с логотипом.

Формирование кадрового состава отдела

Основной кадровый состав отдела был сформирован из младшего медицинского персонала.

При перераспределении должностей в связи с образованием нового отдела штатным клиническим психологом больницы проводилась психологическая диагностика персонала, выявляющая индивидуальные особенности работников, устойчивость к стрессу, тип межличностных отношений и направленность личности. Результатом этой работы стали рекомендации для руководства по эффективности подбора, расстановке и дальнейшему использованию кадров.

На момент организации ОПДУ штат младшего медицинского персонала в стационаре РКБ службы составлял 200 штатных единиц. Было произведено перераспределение должностей младшего медицинского персонала, в результате чего количество санитарок в отделениях было уменьшено на 62 ставки, из которых 34 вакантные ставки были сокращены и 28 ставок введены в единую штатную структуру нового отдела. Таким образом были разделены обязанности между младшими медицинскими работниками: часть из них выполняет обязанности младших медицинских сестер по уходу за больными, а часть переведена в ОПДУ на должность уборщицы производственных и служебных помещений, которая осуществляет текущую и генеральную уборки помещений согласно графику уборки, составленному старшей медицинской сестрой отдела ОПДУ по согласованию со старшей медицинской сестрой клинического отделения.

Согласно штатному расписанию в ОПДУ предусмотрены следующие должности и соответствующие им оклады:

Должность Количество ставок Размер должностного оклада, руб.
Старшая медицинская сестра 1 25 000
Сестра-хозяйка 1 20 000
Дезинфектор 5 18 000
Уборщица производственных и служебных помещений 21 15 000

Положением об ОПДУ предусматривается, что штатное расписание отдела разрабатывается отделом экономики, планирования и финансирования и вводится в действие приказом директора ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России.

Руководство отдела

Возглавляет отдел старшая медицинская сестра, которая подчиняется главной медицинской сестре и главному врачу РКБ. На эту должность была назначена медицинская сестра терапевтического отделения. Она имеет высшую квалификационную категорию и стаж работы 10 лет, неоднократно замещала старшую медицинскую сестру терапевтического отделения.

В ее основные обязанности входит:

организация труда работников отдела профилактической дезинфекции и уборки и контроль выполнения ими своих обязанностей;обеспечение условий для нормальной работы персонала и общего порядка в отделе, контроль наличия необходимых медицинских бланков;обеспечение правильности расстановки кадров с прикреплением каждого из них к определенным объектам обслуживания;своевременное замещение дезинфекторов и санитарок, не вышедших на работу;обеспечение систематического пополнения отдела мягким и твердым инвентарем для осуществления уборки и дезинфекции, оборудованием и техникой, расходными материалами, моющими, чистящими, дезинфицирующими средствами, их распределение и контроль использования;обеспечение сохранности имущества и медицинского инвентаря отдела и своевременного ремонта оборудования;организация и контроль работы дезинфекторов и уборщиц отдела по проведению дезинфекционных мероприятий, соблюдения ими правил личной и общественной безопасности и правил охраны труда при выполнении работ (проведение регулярных обходов);ведение отчетности для бухгалтерии о расходовании мягкого, жесткого инвентаря, расходных материалов и средств химии, подготовка к своевременному списанию пришедшего в негодность инвентаря, техники, расходного материала, составление актов на списание, графиков работы и табелей на зарплату работников отделения, ведение табелей учета рабочего времени работников отдела;обеспечение бережного отношения персонала ко всем материальным ценностям, находящимися на балансе отдела, а также рационального использования расходных материалов, моющих, чистящих, дезинфицирующих средств;обеспечение правильной эксплуатации и исправного состояния электроустановок, оборудования и техники;оформление документации на выполнение всех дезинфекционных работ (график работы, наряды на работы, журналы учета, отчеты и т. д.);планирование и координация работы отдела по выполнению работ и контроль выполнения заданий каждым исполнителем;участие в определении потребности в дезинфекционных и моющих средствах, оборудовании, инвентаре, а также участие в разработке программ, алгоритмов, методик проведения работ, технологических карт;контроль приема, учета, хранения и отпуска моющих, чистящих, дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями инструкций;оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям;участие в работе Совета медицинских сестер больницы и в научно-практических конференциях для медицинских сестер;составление графика отпусков работников отдела на год и представление его на утверждение главной медицинской сестре.своевременная подача рапортов главной медицинской сестре о наложении дисциплинарных взысканий на средних и младших медицинских работников отдела.

Сестра-хозяйка ОПДУ руководит работой дезинфекторов и уборщиц отдела по содержанию в порядке и чистоте всех помещений отдела и контролирует качество уборки.

Она также выполняет следующие обязанности:

учет хозяйственного, мягко и твердого инвентаря по установленной форме;своевременное замещение дезинфекторов и уборщиц;обеспечение отдела мягким и твердым инвентарем для осуществления уборки и дезинфекции, оборудованием и техникой, расходным материалом, моющими, чистящими, дезинфицирующими средствами;контроль приема, учета, хранения и отпуска моющих, чистящих, дезинфицирующих средств в соответствии требованиями инструкции, выдача моющих, чистящих, дезинфицирующих средств уборщицам;ведение необходимой отчетно-учетной документации.

Принципы работы отдела

При формировании ОПДУ в первую очередь были определены основные требования к стандартам чистоты в помещениях стационара в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Все помещения в отделениях были разделены на 4 класса чистоты (по цветовому кодированию: синий, желтый, красный, зеленый), и выделены основные зоны уборки: палаты, вспомогательные помещения, туалеты, санитарные комнаты, перевязочные, смотровые кабинеты, процедурные.

Главная медицинская сестра и врач-эпидемиолог больницы разработали алгоритмы уборки и инструкции по использованию уборочного инвентаря, взяв за основу требования СанПиН 2.1.3.2630-10 и инструкции к продукции, используемой при уборке и дезинфекции.

Также была разработана единая контролируемая система комплектации, приема и выдачи уборочной тележки. Дезинфектор комплектует уборочную тележку с учетом потребности, позволяющей обеспечить качественную уборку того или иного помещения, каждая тележка относится к «чистой» или «грязной» зонам. Тележка с отработанными материалами после проведения уборки возвращается в отдел, где ее принимает дезинфектор и отражает количество израсходованного материала в журнале как относящегося к «грязной» зоне, с учетом выдачи и приема, а также цветового кодирования и количества моп-насадок. Таким образом осуществляется дополнительный контроль качества уборки.

Каждый сотрудник отдела осуществляет уборку помещений стационара площадью не менее 1000 кв. м. Данный норматив был определен на основании приказа Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатного норматива служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».

Основной же контроль качества уборки осуществляется методом проведения смывов и их микробиологического исследования в рамках реализации программы производственного контроля.

Также осуществляется постоянный внутренний контроль старшей медицинской сестрой ОПДУ и старшей медицинской сестрой клинического отделения, в котором проводится уборка. При этом ведутся контрольные бланки уборки и дезинфекции (приложение), реестры и журналы проведения уборок в каждом отделении.

Создание ОПДУ позволило осуществлять централизованно все этапы уборки, включая мойку, стирку, дезинфекцию, предварительное замачивание мопов и ветоши, комплектацию уборочных тележек.

>

Расчет финансовых затрат

Фонд оплаты труда отдела профилактической дезинфекции и уборки составил 445 027 руб. в месяц и был сформирован из следующих статей:

Федеральный бюджет (экономия за счет сокращения) 158 742, 32
Обязательное медицинское страхование (из отделений) 221 390, 25
Приносящая доход деятельность (из отделений) 64 894, 50
Итого 445 027, 07

Организационно-штатные мероприятия позволили создать новый отдел без дополнительных финансовых расходов на заработанную плату.

Единовременные затраты при открытии отдела включали в себя расходы на закупку уборочных тележек базовой комплектации (30 шт.), стиральных машин (5 шт.), сушильных машин (1 шт.), ванной моечной (1 шт.), дозатора для приготовления рабочих растворов (1 шт.) и составили 1 511 387 руб., в т. ч. на приобретение мопов ( насадок для швабр) в сумме 630 151 руб. Мопы закупаются 1 раз в 3 года, т. е. средний расход на приобретение данных материалов в год составляет 210 050 руб.

По расчетам в соответствии с приложением 18 к СанПин 2.1.3.2630-10 на 2012 г. для осуществления плановых текущих и генеральных уборок потребность в дезсредствах составляла 8946 л концентрата (при традиционной ведерной уборке) на общую сумму 4 473 000 руб. В 2013 г. с открытием ОПДУ и внедрением технологий клининга для этих же целей потребовалось 2102 л дезинфектантов на общую сумму 1 051 000 руб. Расходы на приобретение дезсредств за год сократились приблизительно в 4 раза!

Таким образом, экономия при организации ОПДУ составила: в первый год после организации отдела – 1 910 613 руб.; в последующем ежегодно – 3 211 950 руб.

Говоря об экономической эффективности нововведения, также следует упомянуть сокращение затрат рабочего времени персонала, расхода воды и электроэнергии.

Таким образом, организация новой системы уборки показала себя как экономически целесообразная, удобная и эффективная.

Приложение

Контрольный бланк уборки и дезинфекции

Контрольный бланк уборки и дезинфекции


1 ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». >> вернуться в статью2 Подробнее о системе клининга см. также: Герасименко А.В., Чумаков М.Э., Максакова Ю.Н. Опыт организации отдела инфекционной безопасности в перинатальном центре // Главная медицинская сестра. 2015. № 5. С. 68–80. >> вернуться в статью

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.