Совершенствование профессиональных знаний медицинских сестер через переподготовку и обучение на рабочем месте

272

Одним из наиболее важных аспектов системы повышения профессионального мастерства медицинских работников является переподготовка медицинских сестер, которая должна способствовать формированию у них ясного понимания целей их деятельности, осознанной мотивации получения знаний, умений и способствовать развитию личностных качеств, которые в совокупности и определяют профессионализм среднего медицинского персонала [1, 4].

В настоящее время совершенствование переподготовки медицинских сестер невозможно без творческого поиска новых путей и методов проведения образовательного процесса, его оптимизации и интенсификации. Поэтому переподготовка этой категории медработников требует комплексного подхода к их обучению в формировании и повышении уровня профессионализма, что может обеспечить метод их обучения непосредственно в практической деятельности и на рабочем месте. Вместе с формированием специальных знаний возникает и проблема развития у них таких качеств, как воспитание потребности к творческой деятельности, самообразованию, умению находить индивидуальный подход к пациенту [2, 4].

В системе современного здравоохранения в связи с его модернизацией и развитием высокотехнологической медицинской помощи населению возрастает роль сестринского персонала как важной кадровой составляющей медицинской организации. Функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением и обусловлены изменениями в объемах, технологиях, интенсивности лечения и уходе за больными [4].

Актуальность регулярного проведения переподготовки в области сестринского дела по новым образовательным программам обусловлена сегодня всевозрастающей потребностью сестринской практики в высококвалифицированных профессионалах, готовых и способных участвовать в развитии, выполнении и управлении медицинским обслуживанием населения во всех сферах российского здравоохранения [3, 4].

На базе Сибирского клинического центра (СКЦ) ФМБА России уже в течение трех лет проводится обучение медицинских сестер по различным циклам в зависимости от графика их переподготовки.

О центре

Сибирский клинический центр (СКЦ) ФМБА России г. Красноярска представляет собой многопрофильную медицинскую организацию, осуществляющую лечебную, диагностическую и реабилитационную деятельность. Центр располагает службами, оснащенными современной аппаратурой и техникой, в организации введена электронная история болезни, поэтому каждый сестринский пост оснащен компьютерами. Внедряется методика персонифицированного учета лекарственных средств и расходных материалов.

В СКЦ работают 482 медсестры, из них старших медсестер – 31 чел. Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 96%. Сестринскую службу возглавляют специалисты с высшим сестринским образованием, которое имеют – 1, 6% сотрудников (8 чел.), повышенный уровень – 2, 9% (14 чел.).

Средний возраст работающих медсестер – 37 лет.

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Организация обучения медсестер

Руководит организацией обучения медицинских сестер на циклах в СКЦ главная медсестра центра. Учебно-методическое обеспечение циклов осуществляется руководством Обнинского центра повышения квалификации среднего медицинского персонала ФМБА России. Контроль за уровнем полученного образования также проводится сотрудниками этого центра с обязательной проверкой содержания дневников по практике и рефератов.

Начинали обучение медсестер в СКЦ с 6 циклов в 2012 г., а уже в 2014 г. их стало 20, что указывает на востребованность и эффективность подобных образовательных программ, а также на накопленный опыт в проведении данного метода обучения.

Цель обучения и переподготовки медсестер – развитие и совершенствование профессиональных навыков без отрыва от основной работы и обучение практическим навыкам на рабочих местах, повышение уровня теоретических знаний.

Обучение медсестер по теоретическим вопросам проводится в учебных комнатах Кафедры сестринского дела и клинического ухода КрасГМУ (г. Красноярск), которая располагается на базе СКЦ. Обучение практическим навыкам осуществляется в фантомных классах и на рабочих местах.

К преподаванию на циклах привлечены врачи СКЦ, имеющие высшую квалификационную категорию, и доценты Кафедры сестринского дела и клинического ухода. Все преподаватели владеют профессиональными компетенциями и могут формировать у обучающихся медсестер требуемые производству компетенции. Для реализации компетентностного подхода в обучении предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, что обеспечивается решением ситуационных задач, методами деловой игры, дискуссий, мозгового штурма, моделированием конкретных ситуаций. Каждый цикл обеспечен учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД), который составляется и дистанционно пересылается руководителю циклов.

Пример

УМКД цикла «Сестринское дело в хирургии» включает следующие разделы:

лекционный курс (в мультимедийном оформлении), в который обязательно включались следующие темы: профессиональная этика и деонтология, безопасность медсестры на рабочем месте, современные дезинфицирующие средства, микроклимат в коллективе, улучшение качества сестринской помощи и др.;

тематические практические занятия (действия медсестер при этом фиксируются в дневниках по практике по специальной схеме);

написание тематических рефератов и их доклад на практических занятиях (развивает коммуникативную связь с членами коллектива);

контролирующие средства (тесты, тематические вопросы, ситуационные задачи).

Базовая часть учебного плана для специальности «Сестринское дело в хирургии» в объеме 144 ч, в т. ч. 52 ч лекций, 88 ч практических занятий и 4 ч экзамена.

Целевой установкой обучения на циклах является подготовка высококвалифицированных специалистов для отделений различного профиля, владеющих современными средствами и методами сестринских манипуляций. С учетом деятельностного подхода к обучению и ведущей роли самостоятельной работы в ходе обучения медсестер, в СКЦ используются учебно-методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей.

В учебно-методических рекомендациях определены основные цели и задачи занятия, с помощью которых формируется познавательный интерес к обучению и сформированы требования к уровню подготовленности медсестер по конкретным умениям.

Обучение на циклах обязательно включает в себя аспекты, наиболее актуальные для медсестер конкретного отделения. Единицей профессиональной подготовки является компетенция, поэтому образовательная ситуация должна быть значима при обучении медсестер конкретного отделения больницы, что повышает их мотивацию к совершенствованию профессионализма при обучении на рабочем месте.

Для самоподготовки медсестер к экзамену по окончании обучающего цикла (все медсестры сдают экзамен как итоговый оценочный уровень) предлагается перечень тестовых вопросов, вопросов по собеседованию, а также ситуационные задачи, с которыми обучающиеся знакомятся на практических занятиях. Задачи представляют собой модели клинических ситуаций, вопросы к ним соответствуют вопросам, возникающим в практике медицинского персонала на рабочих местах СКЦ ФМБА.

Таким образом, проведение обучающих циклов по специальностям медсестер на рабочих местах при правильной организации и содержательного УМКД способствует совершенствованию их профессиональной деятельности, оптимизации и интенсификации труда, а отсюда и повышению качества оказываемой медицинской помощи. Проведение занятий на рабочем месте позволяет удовлетворить актуальную потребность здравоохранения в современном сестринском персонале, обладающем как специальными профессиональными компетенциями, так и коммуникативными умениями, ориентированными на дальнейшее профессиональное самосовершенствование. Кроме того, такое обучение позволяет уменьшить экономические затраты больницы на этот процесс.

Список использованной литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 384 с.

2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2004. 182 с.

3. Павленко Т.Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров // Медицинская помощь. 2005. № 1. С. 46–48.

4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы. URL: http://www.arhmedcolledg.ru/sites/arhmedcolledg.ru/files/cr-collections/2/programma_razvitiya_sd_2010-2020.pdf (дата обращения: 17.04.2015).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль