Алгоритмы взаимодействия медицинских сестер с пациентами, находящимися в кризисном состоянии

223

Сестринский персонал в своей повседневной практике часто встречается с ситуациями, когда больной или его близкие находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. Стрессовую реакцию у пациента и его родственников могут вызывать факт заболевания, обращение в стационар, медицинское обследование, лечение и т. д. Медицинская сестра нередко сама оказывается психологически неготовой к взаимодействию с таким пациентом и его семьей. Для нее эта ситуация становится стрессовой, вызывает ответные переживания страха, вины, обиды, раздражения и пр. Ей трудно объективно воспринимать происходящее. Она чувствует неуверенность и растерянность.

Обычно растерянность связана с тем, что специалист не знает, как адекватно реагировать и эффективно действовать в стрессовых ситуациях.

Кризисное состояние – это психологическое состояние, возникающее в ответ на субъективно значимую для человека психотравмирующую (кризисную) ситуацию, которая уже произошла, происходит или существует угроза ее возникновения [1].

Приблизиться к решению данной проблемы медицинским сестрам поможет рассмотрение следующих вопросов:

особенности психологического состояния и поведения пациентов, находящихся на стационарном лечении;формы и тактика взаимодействия медицинских сестер с пациентами, находящимися в кризисном состоянии.

Причины развития кризисных состояний у пациентов и их близких

Кризисное состояние часто сопровождает пациентов, находящихся на стационарном лечении в отделениях недоношенных детей, перинатальной патологии, реанимации, хирургии, ревматологии, онкологии и других.

В отделениях недоношенных детей и перинатальной патологии нестабильное эмоциональное состояние отмечается, как правило, у матери больного ребенка. Но и другие родственники могут оказаться в группе риска формирования кризисного состояния и нуждаться в экстренной помощи.

Всемирная организация здравоохранения (1994) выделяет следующие кризисные ситуации [3]:

угроза телесной целостности или жизни;перемены в семейной организации или статусе;изменение роли индивидуума в группе людей;угроза нации и культуре.

С угрозой телесной целостности и жизни пациент сталкивается, например, в ситуациях, когда он узнает о своем диагнозе, его заболевание носит хронический характер или является некурабельным.

Перемены в семейной организации возникают при невозможности пациента выполнять ряд семейных функций. Например, женщина с осложнениями сахарного диабета по состоянию здоровья неспособна в полной мере заботиться о муже и детях. Ей самой требуются внимание и забота со стороны членов семьи.

Изменение роли в значимом окружении может произойти у молодой и успешной женщины, которая родила нездорового ребенка.

К формированию у человека кризисного состояния может привести и его длительное проживание в условиях постоянной террористической угрозы или военного конфликта. Это состояние закрепляет стереотипы поведения такого пациента, которые могут проявляться в период его стационарного лечения.

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Типичные реакции пациента при переживании кризисной ситуации

Среди типичных реакций на кризисную ситуацию отмечают:

плач;истерические реакции;апатию;реакции нервной дрожи;ступор;агрессивные реакции;психомоторное возбуждение;страх.

Рассмотрим подробно различные реакции пациентов в кризисном состоянии, а также стратегии взаимодействия медицинской сестры в каждом случае [2, 4, 5].

ПЛАЧ

Реакция плача является для пациента «выходом» эмоций в ситуации утраты и горя, беспомощности и страха, жалости к себе и другим. Плач позволяет снизить эмоциональное напряжение.

Готовность пациента разрыдаться, саму реакцию плача можно распознать по характерной мимике, закрытой позе, вздрагиванию тела, слезам, подавленному состоянию.

Что делать?

Важно помочь реакции плача состояться! Для этого:

Будьте рядом с пациентом. Расположитесь сбоку от человека, находясь в том же положении (стоя/сидя), что и он.Окажите эмоциональную поддержку. Установите физический контакт: возьмите пациента за руку, положите свою руку ему на плечо или спину. Если человек отвечает на контакт, погладьте его по голове. Установите вербальный контакт. Поощряйте пациента к разговору. Используйте для этого приемы «активного слушания»: междометия «угу», «ага», «да», кивание головой, повторение окончаний фраз. Отвечайте негромко и с замедленным темпом речи. Не используйте фразы типа: «Я тебя понимаю». Вы не находитесь в ситуации пациента – и не провоцируйте негативной реакции с его стороны! Лучше отвечать: «Я чувствую, как тебе тяжело» и говорить о своих чувствах. Так вы покажете свою искренность.

ИСТЕРИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Описывая истерическую реакцию, мы имеем в виду не психическое расстройство невротического уровня, а определенное поведение пациента, находящегося в кризисном состоянии. Истерическая реакция возникает в ответ на переживание страха, собственной несостоятельности, неудач, как неосознаваемая форма протеста. Изначально это бессознательный тип реагирования, который со временем может закрепляться при получении вторичной выгоды и становиться формой манипуляции. Кризисная ситуация провоцирует у пациента, как правило, стереотипный способ поведения.

Истерическая реакция определяется по бурному проявлению эмоций пациента: он возбужден, чрезмерно подвижен, жесты театральные, речь быстрая, сопровождается криками и рыданиями. Опасность данной реакции заключается в силе эмоционального заражения окружающих людей, нагнетанием обстановки.

Что делать?

Удалитеприсутствующих по возможности или выведите пациента в отдельное помещение. Отсутствие «зрителей» снижает для пациента ценность данной реакции.Переключите внимание на себя. Для этого поверните его лицом к себе, встаньте спиной к стене, тем самым ограничив ему обзор.Совершите любое неожиданное для пациента действие (например, хлопните в ладоши). Ваша цель – переключить внимание пациента с самого себя на окружающую действительность.Говорите уверенным, спокойным тоном, в побудительном наклонении («Прекратите!», «Успокойтесь!»), фразы формулируйте четко и коротко.

После истерики наступает упадок сил, данная реакция отнимает у пациента много энергии.

АПАТИЯ

Апатия характеризуется утратой интереса, безразличным отношением пациента к своей жизни и происходящему вокруг. Данное состояние может быть следствием защитных механизмов психики, которые нейтрализуют негативные переживания, связанные с внутри- и межличностными конфликтами. Апатия может вызываться тяжелой болезнью, энергетическим спадом, гормональным сбоем, чрезмерным эмоциональным напряжением, творческой нереализованностью, пожилым возрастом, эмоциональным выгоранием.

Признаками апатичного состояния являются подавленность, вялость, заторможенность мышления и речи, сонливость, отсутствие эмоций, аппетита, желаний и т. д.

Что делать?

Способствуйте отдыху. Помогите удобно устроиться. Предоставьте возможность поспать или просто полежать.Установите физический контакт: возьмите пациента за руку. Если человек идет на контакт, обнимите его за плечи.Вовлекайте в разговор. Задайте несколько простых вопросов («Как вас зовут?», «Как вы себя чувствуете?», «Хотите есть?»). Подстраивайтесь под темп речи пациента.Привлекайте клюбойпосильной деятельности – прогуляться, помочь вам или окружающим. Ваша цель – пробудить психическую активность пациента. Хвалите его за помощь.

Работа, которую вы предлагаете, должна оцениваться пациентом и вами как крайне необходимая и важная!

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

Нервная дрожь является результатом возбуждения нервной системы, преимущественно ее вегетативных центров, направленного на помощь организму в ситуации стресса, переутомления, внешней угрозы. Она может наблюдаться у здоровых людей и представляет собой непроизвольные движения, связанные с быстрым чередованием сокращений и расслаблений мышц тела.

Нерационально в состоянии нервной дрожи укрывать пациента теплыми вещами, успокаивать, просить, чтобы он взял себя в руки. Последнее невозможно, поскольку пациент не контролирует свое поведение. Не допускается обнимать и прижимать человека к себе!

Дрожать могут конечности – руки, ноги, пальцы, а также челюсти, голова.

Что делать?

Уточните, холодно ли пациенту. Если его дрожь является следствием нервного возбуждения, предложите ему помощь – снять нервную дрожь. Объясните, в чем будут заключаться ваши действия, и получите разрешение на них.При получении согласия на помощь усильте дрожь в теле пациента. Для этого возьмите его за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10–15 секунд. В процессе важно разговаривать с человеком, чтобы переключить его внимание с себя на внешний мир. При погружении в себя он может воспринять ваши действия как нападение.После прекращения реакции предоставьте пациенту условия для отдыха.

СТУПОР

Ступор является реакцией на сильное эмоциональное потрясение (ужас, горе, разочарование) в результате негативного события. Женщины чаще склонны впадать в эмоциональный ступор.

Данное состояние сопровождается блокированием двигательной и аффективной деятельности, замедлением мыслительных процессов. Характерное для ступора мышечное напряжение чаще начинается с жевательной мускулатуры, затем спускается в область шеи и постепенно распространяется на спину, руки и ноги. Эмоциональная и зрачковая реакция на боль отсутствуют.

Состояние ступора может пройти самостоятельно и без последствий. В некоторых случаях оно может привести к паническому состоянию или проявить депрессивную симптоматику.

Пребывание пациента в эмоциональном ступоре представляет опасность для него, поскольку он теряет контроль над ситуацией и собой.

Что делать?

Массируйте пальцы и кисть сначала одной, затем другой руки пациента. Показан также массаж биологически активных точек на доступных частях тела (кисти рук, ушные раковины, лицо). Массаж кистей допустим при отсутствии у пациента ревматических заболеваний!Параллельно с этими действиями подстройте свое дыхание под ритм дыхания пациента.Используйте провокативные техники. Говорите пациенту на ухо медленно и четко то, что может вызвать у него сильные эмоции, лучше негативные. В данном случае агрессия пациента конструктивна и помогает вывести его из ступора.

АГРЕССИЯ

Говоря об агрессивном поведении пациента, мы имеем в виду прежде всего его неконтролируемую реакцию в ситуации опасности, фрустрации (состояния краха и подавленности, вызванного переживанием неудачи) и т. д. и способ снижения выраженного эмоционального напряжения.

Вербальная и физическая агрессия может являться следствием акцентуации или дезадаптации личности и манипулятивной формой поведения, к которой прибегает пациент.

Признаками агрессивного состояния являются характерная мимика (напряженные челюсти, открытые зубы, опущенные брови), покраснение кожи лица, активная жестикуляция, сжатые в кулаки ладони, мышечное напряжение тела. Пациент может прибегать к крику, словесным оскорблениям, наносить удары по предметам, осуществлять провокационные действия в отношении других людей.

Что делать?

Сведите к минимуму количество окружающих людей. Дайте пациенту возможность выговориться. Слушайте, соглашайтесь с его суждениями. Не спорьте, не противоречьте! Человек в состоянии аффекта не способен вас услышать и действовать рационально.Направьте агрессивную энергию пациента.

В зависимости от выраженности эмоционального напряжения пациента и вашей способности контролировать ситуацию возможны варианты:

предложить пациенту ударить подушку, спинку дивана;предложить пациенту (если это ребенок, подросток) отжаться от пола;поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;Для подавления эмоциональной реакции пациента важно, чтобы стеничность вашего состояния была выше стеничности пациента. Угроза наказания будет эффективной, если введение запрета имеет значение для человека и вероятность его осуществления велика.разрядить обстановку смешным комментарием, самоиронией (этот прием следует применять с особенной осторожностью);погасить реакцию пациента собственным стеническим (активным) состоянием, угрозой наказания (санкций).

ПСИХОМОТОРНОЕ (ДВИГАТЕЛЬНОЕ) ВОЗБУЖДЕНИЕ

Двигательное возбуждение психогенной природы вызывается психологической травмой. Психомоторное возбуждение сопровождает некоторые тяжелые соматические состояния (гипертонический криз, острый инфаркт миокарда, начальные стадии гипоксии ЦНС, алкогольный и героиновый абстинентный синдром, заболевания и травмы, сопровождающиеся выраженным болевым синдромом, и другие).

Психомоторное возбуждение представляет собой хаотическое метание с выражением «безумного» страха на лице, паникой, резким повышением речевой активности, сопровождается сужением сознания.

Отсутствие у пациента волевого контроля над собственным поведением представляет серьезную угрозу здоровью и жизни его самого и окружающих людей. В связи с этим пациент нуждается в экстренной (как правило, недобровольной) помощи.

Что делать?

Сведите к минимуму количество окружающих людей или изолируйте пациента. Используйте приемы переключения внимания. Примените методику «Три “да”». Задайте подряд три вопроса, например: «Вы меня видите?», «Вы меня слышите?», «Вы меня понимаете?». Уговоры и призывы («Не кричите», «Не размахивайте руками») малоэффективны.Примените технику удержания. Аккуратно удерживайте пациента за конечности, прижимайте за плечи к кровати или полу. В крайних ситуациях допускается мягко фиксировать туловище и конечности с помощью простыни или одеяла. Во время удержания важно контролировать отсутствие осложнений (сдавливания сосудов и нервов, вывихов, затруднения дыхания из-за нарушения экскурсии грудной клетки и др.). Важно демонстрировать собственное самообладание и уверенность наряду с сочувствием и желанием помочь пациенту. Ведите разговор спокойным голосом. Обсуждайте, что пациент чувствует в настоящий момент.Массируйте биологически активные точки на кистях рук пациента.

Данная реакция может сменяться нервной дрожью, плачем, агрессивным поведением.

СТРАХ

Страх может реализоваться как стеническая реакция и побудить пациента к бегству (в условиях стационара – к активному избеганию чего-либо, кого-либо) или защитной агрессии. Страх может проявить себя как астеническая реакция и вызвать оцепенение. Сценарий поведения пациента при страхе зависит от особенностей функционирования его нервной системы.

Реакция страха распознается по характерной мимике (широко открытым глазам, иногда – открытому рту, напряжению лицевой мускулатуры), учащенному поверхностному дыханию, бледности кожных покровов на лице.

Что делать?

Окажите эмоциональную поддержку. Установите физический контакт. Положите руку пациента к себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это сигнал: «Я сейчас рядом, вы не один». Установите вербальный контакт. Поощряйте пациента к разговору. Говорите о его чувствах.Подстройтесь на телесном уровне под позу и дыхание пациента.Предложите легкий массаж (кистей рук и ушных раковин).Предложите дыхательное упражнение на оптимизацию состояния. При стенической реакции – успокаивающее (иммобилизующее), при астенической реакции – мобилизующее.

В заключение

Рекомендации по тому, как действовать медицинской сестре в кризисной ситуации, предполагают, что она владеет определенными техниками регуляции психологического состояния пациента.

В приложении даны упражнения, которые можно рекомендовать пациентам.

Заключая разговор о стратегиях взаимодействия сестринского персонала с пациентами, находящимися в кризисном состоянии, важно сделать следующие выводы:

Психологическое состояние пациентов, которые находятся на стационарном лечении в отделениях недоношенных детей, перинатальной патологии, реанимации, хирургии, ревматологии, онкологии и других, а также членов их семей в некоторых ситуациях может доходить до кризисного состояния.В случае возникновения кризисного состояния у пациента или члена его семьи медицинской сестре важно быть психологически готовой к адекватным действиям.Важно понимать, что в момент кризисного состояния пациента медицинская сестра может сама оказаться в кризисной ситуации. Теоретическая подготовка по профессиональным действиям не всегда гарантирует возможность и способность эти действия выполнять в стрессовой для себя ситуации. В этом случае медицинской сестре следует обратить внимание на себя и постараться взять свое эмоциональное состояние и поведение под контроль.В ходе оказания экстренной помощи пациенту, находящемуся в кризисном состоянии, необходимо управлять его поведением.Тактика взаимодействия медицинской сестры с пациентом, находящимся в кризисном состоянии, должна обеспечивать ему физическую и психологическую безопасность, эмоциональную поддержку и посильную помощь.

Медицинская сестра не должна решать психологическую проблему пациента, она может ему предоставить ресурс для самостоятельного разрешения ситуации.

Приложение

Упражнения по регуляции психологического состояния пациента

Упражнение 1

Цель: мобилизация психологического состояния посредством дыхания.

Упражнение выполняется в положении стоя.

Цикл дыхания выполняется на счет три. Раз-два (вдох), три (выдох).

Особенность дыхания: плавный вдох – резкий выдох.

Выполняется 10–15 циклов за один подход. Рекомендуемое число подходов: 2–3.

Внимание: выполнение упражнения сопровождается повышением АД (артериального давления). Возможно легкое головокружение. В этих случаях выполнять упражнение дозировано!

Пациентам с бронхолегочными заболеваниями можно использовать упражнение только после консультации у врача!

Упражнение 2

Цель: иммобилизация психологического состояния посредством дыхания.

Упражнение выполняется в положении сидя, полулежа, лежа.

Цикл дыхания выполняется на счет четыре. Раз-два (вдох), три-четыре (выдох).

Особенность дыхания: глубже, чем обычное дыхание; плавный вдох, плавный выдох.

Особенность техники: во время дыхания мысленно произносится слово «покой», «по» – на вдохе, «кой» – на выдохе.

Выполняется в течение 3–5 мин.

Упражнение 3

Цель: оптимизация психологического состояния с помощью массажа кистей рук.

Разотрите свои ладони до горячего состояния.

Возьмите ладонь пациента между своими ладонями и массирующими вращательными движениями разогрейте ее до горячего состояния.

Обхватите указательным и средним пальцами своей руки большой палец пациента, слегка его зажмите и оттягивающими движениями на себя массируйте (10 движений). Старайтесь массировать палец со всех сторон.

После массажа большого пальца переходите по очереди к другим пальцам руки.

Таким же образом сделайте массаж второй руки.

Внимание: при наличии у пациента ревматических болезней кистей рук, воспалительных заболеваний кожи, травмах, деформациях конечностей массаж пальцев не производится.

Упражнение 4

Цель: оптимизация психологического состояния с помощью массажа ушных раковин.

Подушечками большого и указательного пальцев возьмите мочку уха и выполняйте массирующие спиралевидные движения, сжимая их со средней силой. Плавно, не отрывая пальцы, перемещайтесь по краю ушной раковины вверх и обратно (3 раза).

Перебирая подушечками большого и указательного пальцев, двигайтесь медленно от мочки по краю ушной раковины вверх и обратно, оттягивая ее в сторону (2–3 раза).

Прижмите ладонь к ушной раковине и массирующими движениями вращайте сначала вперед, затем назад (по 8 оборотов в каждую сторону, 2–3 раза).

Ладонью отогните ушную раковину вперед и прижмите к голове. Выполняйте массирующие вращательные движения сначала вперед, затем назад (по 8 оборотов в каждую сторону, 2–3 раза).

Лучше выполнять массаж обеих ушных раковин одновременно!

>

Список использованной литературы

1. Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике: Методические рекомендации. М.: Минздрав РСФСР, 1986. 25 с.

2. Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59144.shtml (дата обращения – 02.03.2015).

3. Миллер Л.В. Психологическая компетентность специалистов образовательных учреждений как опорный ресурс психологической безопасности образовательный среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психология. 2013. № 155. С. 84–93.

4. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Электронный ресурс]. URL: http://www.syntone-spb.ru/library/news/content/3330.html (дата обращения: 02.03.2015).

5. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. 156 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×