Безопасность пациента: ошибки выполнения лекарственных назначений и их предупреждение

310

«Нужный метод введения»

Назначенные препараты должны быть введены предписанным способом это еще одно обязательное требование лекарственной безопасности. Его нарушение может привести к самым тяжелым последствиям1.

Пример

В одной из бразильских клиник произошла вопиющая медицинская ошибка, в результате которой скончалась пациентка, поступившая для лечения пневмонии. Студентка-практикантка, обучающаяся сестринскому уходу, ввела ей в вену кофе с молоком.

Получив задание от лечащего врача покормить его пациентку, т. к. она не могла питаться самостоятельно, студентка тут же отправилась его выполнять. Отдавая распоряжение, врач не мог подумать, что оно будет выполнено таким образом. Он предполагал, что медицинская сестра, как и положено, введет раствор через желудочный зонд, использующийся для подобных целей. Однако она ввела кофе с молоком прямо в вену больной через установленный катетер для лекарств. У больной пенсионерки мгновенно начались судороги. Попытки врачей вернуть ее к жизни оказались тщетными. Женщина скончалась через несколько часов.

При всей абсурдности описанной ситуации за последние два года аналогичные ей случаи дважды произошли в российских медицинских организациях. Анализ этих ошибок позволил установить, что они совершаются в случаях, когда у пациента одновременно стоят несколько катетеров.

До сих пор регистрируются случаи интратекального введения винкристина — вместо внутривенного введения. В зарубежных клиниках разработаны специальные меры по профилактике таких ошибок. Для того чтобы избежать введения в спинномозговое пространство не предусмотренных для этого препаратов, запрещают хранение каких-либо медикаментов там, где осуществляются интратекальные введения. В свою очередь, препараты для интратекального введения рекомендуют завернуть в стерильное полотенце и затем — в пакет с надписью «Для интратекального введения!». Упаковка должна удаляться только перед введением препарата и исключительно персоналом, выполняющим эту процедуру. Интратекальные ведения проводятся в присутствии лечащего врача.

Ошибкой введения препарата считается глотание или разжевывание таблеток, предназначенных для сублингвального употребления. Несоблюдение этого требования нарушает режим дозирования препарата и его фармакодинамику.

Возможны ошибки при использовании ингаляторов. Медицинская сестра должна убедиться, что пациент умеет пользоваться ингалятором, перемешивает содержимое перед ингаляцией, умеет размещать ингалятор во рту, правильно дозирует препарат. Больные, страдающие деменцией, как правило, не могут выполнить всех этих требований. В таком случае средний медицинский работник должен незамедлительно сообщить о возникающих у пациента трудностях врачу, с тем чтобы последний предусмотрел замену ингаляции на другую форму введения препарата (таблетки, небулайзер).

Наконец, нарушение технологии закапывания капель в нос, когда не обеспечивается контакт лекарственного препарата со слизистой носа и пазух, может превратить эту процедуру в абсолютно бесполезную.

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

«Нужный режим приема»

Пациент должен получать необходимый препарат в нужное время с предписанными интервалами.

Пример

Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила,

что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медицинская сестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «На ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Нарушение режима приема лекарственных препаратов часто допускается при их однократной раздаче на целый день. Пациенты нередко путают ячейки (пакетики) с лекарствами, даже если на них отмечено время приема.

Еще одна типичная ошибка — несоблюдение предписания о связи приема лекарств с едой: «натощак», «перед едой», «после еды».

При местном воздействии препарата большую роль играет выдерживание времени экспозиции. Так, важно соблюдение параметров времени при закапывании капель в глаза. Дело в том, что при закапывании должен обеспечиваться полный контакт лекарственного препарата со слизистой глаза, необходимо выдерживать экспозицию. Для этого сначала каплями заполняют конъюнктивальный мешок, а лишь затем разрешают больному сомкнуть веки — в этот момент капли омывают всю слизистую. Время контакта должно быть не менее 3–5 мин. При необходимости закапать еще одни капли это следует делать с обязательным интервалом времени.

Медицинские сестры и пациенты должны понимать механизм действия лекарств и значение времени и режима приема для эффективности лечения и профилактики осложнений и неблагоприятных реакций.

Необходимо создать такую систему раздачи лекарств, чтобы временные требования при их приеме четко выполнялись.

«Необходимое наблюдение за больным»

Одно из важных требований лекарственной безопасности — контроль состояния больного, получающего медикаментозную терапию. Известно, что неблагоприятные побочные реакции различной степени тяжести возникают у каждого десятого пациента, получающего медикаментозную терапию. Различают четыре типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозное средство (Классификация неблагоприятных побочных реакций лекарственных средств по Rawlins M.D., Thompson J.W., 1991):

тип, А (зависимые от дозы);тип В (независящие от дозы);тип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);тип D (отсроченные эффекты, тератогенность).

Реакции типа, А обусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характерна невысокая летальность.

На долю реакций этого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций на препараты.

Реакции типа В — это реакции, чаще всего имеющие иммуноаллергическую природу.

Они возникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные.

Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные), для них характерна высокая летальность. Считается, что реакции данного типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.

Реакции типа С — это реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой у пациента могут развиваться новые дополнительные заболевания.

Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимы к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления.

К реакциям типа С относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.

Реакции типа D, или отсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникать через месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще более затруднительна.

Медработники должны контролировать состояние больных, получающих медикаментозную терапию, чтобы своевременно прервать или скорректировать прием лекарств, провести необходимые лечебные мероприятия.

Долг медработников — сообщать о случаях серьезных лекарственных осложнений в соответствующий орган.

Роль средних медицинских работников в профилактике развития у пациента неблагоприятных побочных реакций, особенно типов, А и B, может быть весьма велика.

Пример

Удовлетворен иск жительницы Воронежа к Центру планирования семьи. Пациентка требовала возместить ей моральный и материальный ущерб, вызванный якобы халатностью медицинских сестер центра. Седьмого октября 2010 г. пациентка

находилась в дневном стационаре центра, ей назначили инъекции глюконата кальция и антибиотика. Женщина пришла натощак и сообщила об этом медицинской сестре процедурной. Медицинская сестра молча выслушала ее и молча приступила к процедуре. Сразу после инъекции пациентка резко поднялась со стула и тут же, потеряв сознание, упала на пол. Некоторое время спустя она почувствовала головокружение, тошноту и головную боль. Пациентка обратилась в травмпункт, где диагностировали сотрясение мозга, ушиб мягких тканей головы. По заявлению пациентки прокуратура провела расследование. Было установлено, что медицинская сестра не предупредила пациентку о действии препарата и его возможных осложнениях, что он был введен быстро и что после инъекции медицинская сестра не поинтересовалась самочувствием пациентки. «Мы установили, что препарат глюконат кальция был введен менее чем за минуту. Его действие схоже с „горячим уколом“: понижается давление, и может произойти обморок», — рассказали в прокуратуре Воронежской области.

В сентябре 2012 г. суд Советского района Воронежа удовлетворил иск пациентки к лечебному учреждению: женщина требовала 5 тыс. руб. в счет компенсации расходов на лечение, утраченного заработка в период пребывания на больничном и морального вреда. Центр планирования семьи обжаловал приговор, но Воронежский областной суд оставил решение без изменений.

Падения пациентов после инъекций и других процедур — нередкое явление. Часто такие падения приводят к травмам, порой весьма тяжелым, особенно у пожилых людей, страдающих остеопорозом. В приведенном примере падение пациентки следует отнести к побочной реакции на хлористый кальций типа, А, которая обусловлена фармакологическими свойствами препарата и предсказуема. Безусловно, виновником травмы в этом случае является медработник, который не предусмотрел возможности падения и мер по его предотвращению. За рубежом профилактика падений относится к сфере ответственности медицинских сестер, там разрабатывают и постоянно совершенствуют инструкции по предупреждению падений для персонала.

Приведем еще один пример реакции типа А.

Пример

Пациенту был назначен антибиотик. Через несколько дней, в субботу, он пожаловался дежурной медицинской сестре на диарею. Медицинская сестра не обратила внимания на жалобу, не вызвала дежурного врача. Лечение антибиотиком было продолжено. Прошло еще двое суток. В понедельник состояние больного уже можно было расценить как тяжелое. У него развилась тяжелая форма псевдомембранозного колита, нередкого осложнения антибактериальной терапии. Если бы медицинская сестра придала значение жалобам больного и вызвала дежурного врача, возможно, удалось бы вовремя отменить антибиотик и избежать столь тяжелого осложнения.

Главная причина, которая не позволяет медицинской сестре вовремя выявить неблагоприятные реакции типа, А и провести необходимые корректирующие мероприятия, — незнание особенностей применяемых препаратов, возможных побочных эффектов и их профилактики.

Создание для медицинских организаций (их подразделений) лекарственных формуляров, снабженных справочной информацией об особенностях включенных в них препаратов, в т. ч. о возможных побочных реакциях, — одна из эффективных мер профилактики рассмотренных выше ошибок.

В самом деле, при имеющемся сегодня обилии лекарственных средств трудно ожидать, что медицинская сестра может запомнить их свойства, режим применения, возможные побочные эффекты. Лекарственный формуляр отделения (медицинской организации) содержит ограниченный перечень препаратов. Выучить информацию об особенностях применения 20–30 наиболее часто используемых лекарственных средств нетрудно. А при любых сомнениях всегда можно прибегнуть к тексту формуляра, который в виде справочника всегда должен быть доступен персоналу отделения.

К сожалению, после недолгого увлечения идеей составления лекарственных формуляров в целях экономии лекарственных бюджетов деятельность по их составлению затихла. В настоящее время далеко не все медицинские организации и их подразделения имеют свои лекарственные формуляры, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве лекарственной помощи.

Рассмотрим еще одну группу побочных реакций, за которыми должны следить медработники, в т. ч. медицинские сестры, — аллергические реакции, которые относят к реакциям типа В.

Пример

Пациентке назначен пенициллин. Она ходит в процедурный кабинет поликлиники два раза в день. На третий день после назначения инъекций она почувствовала себя плохо, был кратковременный жар, чувство нехватки воздуха. Медицинская сестра предложила ей посидеть, а когда пациентке стало лучше, отпустила ее. Однако сделать запись в журнале и сообщить врачу о реакции она забыла и спокойно ушла со смены. Вечером, когда больной была сделана шестая по счету инъекция, у пациентки развился анафилактический шок.

Считается, что смерть от анафилактического шока предвидеть нельзя: это несчастный случай, и здесь нет виноватых. Однако в приведенном примере вина медицинской сестры не вызывает сомнения. Это тот редкий случай, когда анафилактический шок можно было предвидеть.

К сожалению, ошибки, связанные с введением препарата, о непереносимости которого известно, встречаются нередко. Это говорит о том, что созданная система предупреждения персонала о лекарственной непереносимости не вполне совершенна и ее надо улучшать.

>

Профилактика ошибок при выполнении лекарственных назначений

Анализируя представленные выше ошибки на примере «лидокаиновых катастроф», связанных с введением 10%-ного раствора лидокаина вместо 2%-ного, рассмотрим комплекс мер, которые могли бы предотвратить ошибки медицинского персонала:

Проблема Профилактика
Плохая организация фармпорядка, которая привела к тому, что концентрированный раствор лидокаина попал в то место, где его никогда не применяют Необходимо четко определить список подразделений, куда концентрированный лидокаин не должен поступать
Плохой дизайн упаковки, требующий специального внимания, чтобы различить растворы лидокаина разных концентраций Можно изменить дизайн упаковки вручную, с помощью цветной наклейки или фломастера. Это необходимо делать «на входе», при поступлении препарата в медицинскую организацию. В дополнение к этой мере следует при хранении в шкафу (на полке) раз и навсегда отделить концентрированный 10%-ный раствор лидокаина от 2%-ного раствора. Они не должны храниться рядом
Плохая организация труда медицинских сестер, не позволяющая им сосредоточиться на выполнении одного задания Медицинские сестры процедурных, как правило, имеют возможность не отвлекаться при наборе препаратов для введения пациентам. Палатные медицинские сестры, если их привлекают к проведению инъекций, должны быть соответствующим образом обучены. Если в ходе набора препаратов медицинскую сестру отвлекли, вернувшись на рабочее место, она должна провести проверочные мероприятия на случай, если в ее отсутствие кто-то вошел в процедурную и переместил упаковки, ампулы и шприцы, лежавшие на столе
Особенности восприятия, мешающие увидеть нестандартное при повторяющихся действиях (когда привыкшая работать с 2%-ным раствором медицинская сестра, глядя на упаковку с надписью «10%-ный раствор лидокаина», не видит число 10) Прежде всего следует понять, что это не небрежность или невнимание, а особенности человеческой психики. Здесь нужна помощь специалистов в области безопасности. Они должны разработать специальные тренинги для специалистов, выполняющих повторяющиеся рабочие операции. При этом особое внимание надо уделять наиболее опытным работникам, которые могут допускать ошибки, выполняя действия «на автомате»
Самостоятельная, по своему усмотрению замена растворителя для антибиотика, когда вместо воды для инъекций или физиологического раствора использовали раствор лидокаина, несмотря на рекомендации изготовителя Медперсонал должен быть обучен строгому выполнению рекомендаций производителя, инструкции по применению лекарств должны храниться в доступном месте. Необходимо постоянное обучение медицинских сестер и врачей работе с ними

Рассмотрев объективные и субъективные причины лекарственных ошибок и резюмируя сказанное, можно сформулировать некоторые правила лекарственной безопасности на разных этапах лекарственной терапии.

ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВ И КОНТРОЛЬ ИХ КАЧЕСТВА

Получив медикаменты, перед выкладыванием в шкаф или холодильник медицинская сестра (старшая медицинская сестра) должна провести контроль этих медикаментов:

проверить надписи на упаковках (название препарата, концентрацию, номер партии, срок годности);выборочно проверить внешний вид жидкостей (помутнение, изменение цвета, наличие осадка, хлопьев);убедиться в наличии аннотации (необходимо хранить подшивки аннотаций, знакомиться с ними, уточнять условия хранения, разовые и суточные дозы, побочные эффекты и т. п.; при знакомстве с аннотацией наркотических средств, ядовитых и сильнодействующих лекарств необходимо сделать (уточнить) справочные выписки высших разовых и суточных доз и держать их на видном месте).

Контроль хранящихся медикаментов повторяют регулярно (сроки годности). Препараты с истекшим сроком годности подлежат уничтожению.

Наркотические препараты, ядовитые, сильнодействующие хранятся в шкафу под замком или в сейфе в специально оборудованном помещении.

Прочие препараты размещаются в шкафу наглядно, по лекарственным группам. Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии. Переливать жидкости из одной емкости в другую, пересыпать препараты из одной упаковки в другую запрещено. Объединять препараты из разных упаковок в одну также категорически запрещено. Запрещается наливать технические жидкости в емкости из-под лекарств (например, дезинфектант во флакон из-под физиологического раствора).

Ряд препаратов следует хранить в холодильнике. Среди них: многие антибиотики, гормональные препараты, окситоцин, питуитрин, адреналин, витамины, гепарин, препараты инсулина и др. Условия хранения уточняются по надписи на упаковке и аннотации.

Некоторые препараты хранят в защищенном от света месте (например, перекись водорода).

Огнеопасные вещества хранят при температуре ниже 20 °С.

ПОДГОТОВКА ЛЕКАРСТВ К ИНЪЕКЦИИ (ИНФУЗИИ)

Этот этап начинается с проведения контрольной процедуры. Контроль проводится при взятии препарата из шкафа для использования, при изъятии ампул из упаковки.

Ампулу (флакон) также контролируют непосредственно перед набором в шприц: в этот момент необходимо прочесть этикетку и сравнить с записью назначения, проверить срок годности, уточнить дозу, проверить, соответствует ли она обычной практике, еще раз проверить этикетку — уточнить, сколько нужно взять препарата с учетом назначенной дозы.

Меры безопасности при подготовке препарата для введения:

для инъекции: при разведении препарата следует строго соблюдать требования производителя (вид растворителя, объем); приготовленные растворы для инъекций не подлежат хранению и должны быть использованы сразу после набора;для инфузии: при приготовлении растворов для инфузий следует соблюдать правила асептики. Емкости подписывают: Ф. И. О. больного, время и дата приготовления, лекарство и растворитель, скорость введения. Приготовленный раствор должен быть введен в течение 30 мин. При длительной инфузии системы полностью меняют каждые 24 ч.

Смешивание растворов и лекарственных препаратов. Существуют недопустимые сочетания препаратов в одном шприце (флаконе). Следует помнить, что не всегда несовместимые сочетания дают помутнение раствора или образование хлопьев.

Нельзя смешивать препараты с разной реакцией среды (кислые и щелочные).

Плохо растворимые препараты не вводят капельно, только внутривенно струйно, с последующим промыванием системы. И т. п.

Совместимость препаратов уточняется по справочникам. В отсутствие таковых следует спросить у клинического фармаколога. Если он не знает, смешивание препаратов недопустимо.

ВВЕДЕНИЕ ПРЕПАРАТА

На этапе введения препарата могут быть совершены непоправимые ошибки. Поэтому при каждой процедуре медицинская сестра должна строго соблюсти несколько важных правил. Иногда их называют правилами пяти «П»:

Правильный пациент. Перед введением препарата необходимо идентифицировать пациента: спросить фамилию или проверить по браслету (по другим признакам, принятым в медицинской организации).Правильный препарат. Сравнить надпись на ампуле с листом назначений. Уточнить переносимость препарата, аллергоанамнез.Правильная доза и концентрация. Проверить расчет дозы.Правильный путь введения. Проверить путь введения. Заранее уточнить место внутримышечной инъекции, венепункции.Правильное время введения. Выяснить, когда вводить препарат и скорость его введения.

При проведении манипуляции следует строго соблюдать ее технологию. При выявлении технических ошибок следует провести рекомендованный комплекс мероприятий.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ ТЕРАПИИ

Типичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:

острые: нехватка воздуха, побледнение, изменения пульса, артериального давления;подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль;отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.

При выявлении непереносимости — прекратить введение, вызвать врача, сохранить вводимые препараты, далее действовать по инструкции для различных состояний.

Анафилактический шок — редкое и чрезвычайно опасное осложнение. Персонал должен иметь четкие инструкции на случай развития у больного симптомов анафилактического шока. Инструкция должна быть согласована в установленном в данной медицинской организации порядке и находиться на рабочем месте. В соответствии с инструкцией должна быть укомплектована противошоковая аптечка. Раствор адреналина должен храниться в холодильнике.

Таким образом, профилактика лекарственных ошибок при выполнении врачебных назначений — серьезная задача, стоящая перед администрацией медицинской организации, требующая системного подхода и специальных знаний.

Приложение

Типовые задачи, которые необходимо решать медицинским работникам при определении и контроле скорости введения растворов

Задача № 1

Медицинской сестре необходимо определить, сколько времени в часах займет у нее инфузионное лечение пациента, которому назначено введение 1000 мл раствора со скоростью 50 капель в минуту.

Решение:

1. Определим, сколько капель содержится в 1000 мл водного раствора. Вспомним, что в 1 мл содержится 20 капель воды (водного раствора).

1000 мл x 20 капель = 20 000 капель.

2. Определим, сколько времени в минутах понадобится, чтобы прокапать 20 000 капель, если за 1 мин больной должен получить 50 капель.

20 000: 50 = 400 мин.

3. Переведем минуты в часы.

400 минут: 60 = 6 ч и 40 мин.

Ответ: вливание должно продлиться 6 ч и 40 мин.

Задача № 2

Медицинской сестре необходимо определить общий объем инфузии, если ее скорость должна составить 60 капель в минуту, а продолжительность — 3 ч.

Решение:

1. Определим время инфузии в минутах.

3 ч x 60 = 180 мин.

2. Определим объем инфузии в каплях.

60 капель x 180 мин = 10 800 капель.

3. Переведем объем, исчисленный в каплях, в миллилитры, если известно, что в 1 мл содержится 20 капель водного раствора.

10 800: 20 = 540 мл.

Ответ: необходимый объем инфузии — 540 мл.

Задача № 3

Медицинской сестре необходимо определить, с какой скоростью надо вводить препарат, если больной должен получить 900 мл раствора за 3 ч?

Решение:

1. Переведем объем в капли, а время — в минуты.

900 мл x 20 = 18 000 капель

3 ч x 60 = 180 мин.

Итак, 18 000 капель необходимо прокапать за 180 мин.

2. Определим скорость введения.

18 000: 180 = 100 капель в минуту.

Ответ: необходимо вводить раствор со скоростью 100 капель в минуту.

Задача № 4

Медицинской сестре необходимо за 2 ч прокапать больному 500 мл 5%-ного раствора глюкозы. Какова должна быть скорость введения препарата?

Решение:

1. Внутривенное введение растворов определяют в каплях. Поэтому в первую очередь следует установить, сколько капель содержится в 500 мл раствора глюкозы, которые необходимо прокапать больному за 2 ч.

Известно, что в 1 мл содержится 20 капель раствора.

500 мл x 20 капель = 10 000 капель.

2. Определяем время инфузии в минутах: 2 ч = 120 мин.

Таким образом, 10 000 капель раствора необходимо прокапать за 120 мин.

3. Определяем скорость капельного введения (количество капель в минуту) по формуле:

Скорость инфузии = количество капель: время введения раствора.

10 000 капель: 120 мин ≈ 83 капли/мин.

Ответ: скорость инфузии 500 мл 5%-ного раствора глюкозы в течение 2 ч должна составлять 83 капли в минуту.

Задача № 5

Медицинской сестре необходимо уточнить, с какой скоростью (количество капель в минуту) следует вводить больному нитропруссид натрия, если необходимая доза составляет 3 мкг на 1 кг веса в минуту. Известно, что масса тела больного 70 кг, а в одной ампуле — 0, 05 г порошкообразного нитропруссида натрия. К нитропруссиду натрия прилагается растворитель — 5%-ный раствор глюкозы по 5 мл в ампуле.

Решение:

1. Рассчитаем, сколько нитропруссида натрия надо ввести больному за минуту, если известно, что он должен получить 3 мкг препарата на 1 кг веса в минуту. Вес больного — 70 кг.

3 мкг x 70 кг = 210 мкг/мин.

2. Приготовим инфузионный раствор. Для этого сначала растворим сухое вещество, содержащееся в ампуле (0, 05 г нитропруссида натрия), в 5 мл 5%-ного раствора глюкозы (растворитель, который прилагается), а затем этот раствор разведем в 500 мл 5%-ного раствора глюкозы.

Рассчитаем, сколько нитропруссида натрия содержится в 1 мл полученного раствора:

500 мл — 0, 05 г

1 мл — x г

x = (0, 05 г x 1 мл) / 500 мл = 0, 0001 г = 0, 1 мг = 100 мкг.

3. Рассчитаем, с какой скоростью необходимо вводить полученный раствор, чтобы больной получал 210 мкг нитропруссида натрия в минуту? Для этого определим, в каком количестве миллилитров приготовленного раствора содержится 210 мкг нитропруссида натрия:

1 мл — 100 мкг

x мл — 210 мкг

x = (1 мл x 210 мкг) / 100 мкг = 2, 1 мл.

Таким образом, больной должен получать 2, 1 мл раствора в минуту.

4. Рассчитаем скорость капельной инфузии, помня, что в 1 мл водного раствора содержится 20 капель:

1 мл — 20 капель

2, 1 мл — x капель

x = (2, 1 мл x 20 капель) / 1 мл = 42 капли.

Ответ: при растворении содержимого ампулы (0, 05 г) в 500 мл 5%-ного раствора глюкозы скорость инфузии должна составлять 42 капли/мин.

Примечание. Если содержимое ампулы растворить в 1000 мл или 250 мл 5%-ного раствора глюкозы, скорость инфузии соответственно будет равна 84 капли/мин и 21 капли/мин.


1 Окончание. Начало см.: Главная медицинская сестра. 2015. № 3. С. 38–51. >>вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль