Разработка положения о закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

118

Проблема
Недостаточная проработка бюджетным учреждением положения о закупке; применение положения о закупке, не адаптированного для конкретного заказчика

Чем грозит
Оспаривание действий заказчика при осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ в административном и судебном порядке со стороны потенциальных участников закупки

Как избежать
Детально прорабатывать положение о закупке, изучать опыт успешных заказчиков, следовать рекомендациям настоящей статьи

В данной статье мы рассмотрим вопрос разработки заказчиками (прежде всего, на примере бюджетных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения) положения о закупках в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Кроме того, мы проанализируем некоторые трудности, с которыми могут столкнуться разработчики положений о закупках, и предложим возможные пути их преодоления.

На сегодняшний день заказчики всех уровней находятся в непростой ситуации, поскольку законодательство о закупках претерпевает значительные изменения и находится в постоянной динамике. С момента принятия Закона о контрактной системе в данный закон было внесено несколько масштабных поправок1, не считая множества менее значимых. В развитие норм закона (а ведь прошел только первый год его действия) принято около шестидесяти подзаконных актов.

Для того чтобы соблюдать требования действующего законодательства и минимизировать риск оспаривания своих действий в административном и судебном порядке, заказчик должен ежедневно осуществлять мониторинг изменений. Причем одного лишь мониторинга недостаточно, куда важнее осмыслить суть нормативного акта и правильно применять его в своей деятельности. Для заказчиков, имеющих небольшой штат сотрудников, эта задача становится подчас невыполнимой и существенно осложняет работу.

Закон о закупках призван в некоторой степени облегчить положение заказчиков, однако необходимо понимать, что данный нормативный акт также налагает на заказчиков определенные обязательства, при выполнении которых заказчик получит существенные преимущества.

Для того чтобы работать по нормам Закона о закупках, заказчику необходимо принять соответствующее решение, разработать и утвердить в установленном порядке положение о закупке. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке — документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Очень важно понимать, что при разработке данного документа недопустим формальный подход, поскольку впоследствии документ станет «настольной книгой» заказчика в рамках работы по Закону о закупках. Основные нормы, касающиеся положения о закупке, безусловно, содержатся в Законе о закупках, но кроме того следует учитывать иные нормы законодательства РФ, поскольку положение о закупке не должно вступать с ними в противоречие.

Многие заказчики задаются вопросом о целесообразности перехода на работу по нормам Закона о закупках. Вероятными причинами такой «нерешительности» могут стать нечеткое осознание преимуществ работы на основании положения о закупке, нежелание разбираться в соответствующем блоке законодательства. Вместе с тем стоит отметить, что для заказчиков, которые имеют большую долю прибыли от приносящей доход деятельности, являются получателями грантов и иных поступлений, Закон о закупках и грамотно составленное и проработанное положение о закупке могут оказать существенную помощь в деятельности.

Среди бесспорных преимуществ работы по нормам Закона о закупках можно выделить следующие:

выбор удобного способа проведения закупки;самостоятельное установление сроков проведения закупки;установление различных требований к участникам закупки, как завышенных, так и лояльных;оперативное внесение изменений в план закупок при изменении обстоятельств (например, увеличении объема финансирования или изменении предмета закупки);самостоятельное определение оснований, необходимых при закупках у единственного поставщика;уменьшение количества жалоб в контролирующие органы2.

КСТАТИ

Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения.

Таким образом, при внедрении положения о закупке заказчик получает гораздо больший контроль над проводимыми им процедурами закупок, а значит, может получить результат, который в наибольшей степени будет удовлетворять его потребностям. Исходя из этого, отметим необходимость работы заказчиков по нормам Закона о закупках при условии соблюдения положений законодательства и правильного составления положения о закупке.

Разработка положения о закупке

Прежде чем говорить о содержании положения о закупке, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на недопустимости формального подхода к разработке данного документа. Очень часто заказчики, не задумываясь о текущей ситуации и последствиях, используют аналогичные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо копируют утвержденные положения иных заказчиков. О какой-либо адаптации документа к реалиям конкретного заказчика речи не идет, что сводит на нет все преимущества работы по положению о закупке.

При таком поверхностном подходе к разработке положения о закупке заказчик попросту не сможет должным образом ориентироваться в данном документе, что повлечет за собой негативные последствия в виде жалоб участников закупки в контролирующие органы. Безусловно, из сказанного не следует, что заказчику нужно «выдумать» заново положение о закупке, которое будет отличаться от остальных. Напротив, изучение опыта успешных заказчиков весьма полезно при подготовке к разработке положения о закупке. Однако простое копирование неэффективно — заказчику следует выбрать процедуры, сроки и порядок их проведения применительно к работе своей организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

информационная открытость закупки;равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

При разработке положения о закупке следует также предусмотреть порядок создания, требования к составу и регламент работы комиссий по осуществлению закупок. В дальнейшем это избавит заказчика от необходимости принимать локальные акты (приказы, положения и др.), что, в свою очередь, существенно сэкономит время на проведение той или иной процедуры.

Как уже указывалось выше, помимо норм Закона о закупках, заказчику целесообразно изучить опыт иных заказчиков, разместивших положения о закупках. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти издают соответствующие разъяснения для подведомственных заказчиков. Приведем несколько примеров подобных актов:

типовое (примерное) положение о закупке товаров, работ, услуг (приложение к письму Минздрава России от 10.02.2014 № 22–5/10/2–855);типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием (утв. приказом Росимущества от 24.12.2014 № 515);типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации (утв. Минспортом России 24.02.2014);типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений (утв. Минобрнауки России 17.01.2014); постановление правительства Москвы от 05.07.2013 № 441-ПП «Об утверждении Перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов»3.

СПРАВКА

В типовом Положении о закупке товаров, работ, услуг, утвержденном письмом Минздрава России от 10.02.2014 № 22–5/10/2–855, указывается, что участниками закупки могут быть лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке:
— любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала;
— любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в т. ч. индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Если в процессе работы по нормам Закона о закупках обнаружится «нежизнеспособность» некоторых пунктов положения о закупке, рекомендуем переработать данный документ с учетом потребностей конкретного заказчика.

Как следует из норм ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, заказчик имеет право вносить изменения в положение о закупке. Эти изменения должны быть также утверждены учредителем и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения. Закон о закупках не содержит каких-либо запретов или требований относительно вида внесенных изменений. Заказчик вправе разместить либо новую версию положения о закупке с указанием всех изменений и дополнений, либо только изменения и дополнения. Стоит отметить, что заказчику с целью минимизации риска оспаривания его действий целесообразно размещать новую редакцию положения о закупках полностью в виде отдельного документа. В противном случае большое количество изменений и дополнений может быть квалифицировано потенциальными участниками закупок как введение их в заблуждение.

В конце каждого очередного года многие заказчики сталкивались с проблемой необходимости повторного утверждения (т. н. переутверждения) положений о закупке. В этой связи стоит упомянуть о письме Минэкономразвития России от 26.11.2014 № Д28и-2490, в котором разъяснено, что для бюджетных учреждений (к ним относятся и учреждения здравоохранения), осуществляющих закупочную деятельность на основании положения о закупке, не предусмотрена обязанность по его ежегодному (повторному) утверждению. Соответственно, бюджетное учреждение при наличии утвержденного и размещенного в установленном порядке положения о закупке вправе осуществлять закупки в соответствии с данным положением. В конце года его повторное направление учредителю для утверждения не требуется.

Способы закупок в положении о закупке

Помимо общих проблемных вопросов наиболее часто вызывает сложности определение способов осуществления закупок, которые заказчик планирует применять. В части 3 ст. 3 Закона о закупках указываются следующие способы закупок: конкурс, аукцион, иные способы закупки.

Иными способами закупки могут являться, например, способы, аналогичные установленным в Законе о контрактной системе: закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), запрос котировок, запрос предложений. Однако заказчик может применять и другие способы, установленные в положении о закупке.

При разработке раздела о способах закупок необходимо помнить, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о закупках постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В связи с этим при разработке положения о закупке заказчикам необходимо предусматривать проведение закупок в электронной форме в отношении продукции, поименованной в указанном перечне. В случае осуществления закупки, которая должна проводиться в электронной форме, в иной форме КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 7.32.3).

Некоторые рекомендации по разработке раздела о способах закупок также содержатся в письме ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“». Кроме того, для заказчиков при формулировании раздела о способах закупки немаловажным будет изучение практики судебных и административных органов. Так, например, существует судебная практика (идущая вразрез с позицией антимонопольных органов), из которой следует, что при проведении электронных процедур допускается использование документов на бумажных носителях (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-58521/14).

Следует отметить, что на сегодняшний день существует проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и иные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрен закрытый перечень способов осуществления закупки и требования к ним.

По замыслу законопроекта заказчики будут вправе предусмотреть в положении о закупке определенные конкурентные способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Как видим, заказчикам, у которых положение о закупке предусматривает альтернативные процедуры, следует внимательно следить за изменениями законодательства, с тем чтобы привести положение о закупке в соответствие с требованиями Закона о закупках.

Требования к участникам закупки

Что касается требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками, то в письме ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 указывается, что заказчик может самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства РФ.

Таким образом, заказчику предоставлена определенная самостоятельность в этом вопросе, однако не следует забывать о том, что положение о закупке не должно противоречить действующему законодательству, в т. ч. конкурентному. Соответственно, требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупки, должны быть разумными, обоснованными и не ограничивать конкуренцию.

Помимо изложенного, в положении о закупке должны раскрываться содержание извещения о закупке и документации о закупке, порядок проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора. Положение должно иметь приложение, раскрывающее порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.

Отметим особо последнее. Заказчику следует более детально раскрывать в положении порядок и критерии оценки заявок. На сегодняшний день большинство административных и судебных дел связаны именно с оценкой заявок участников (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 по делу № А40-57826/2014, решение Московского УФАС от 08.07.2014 по делу № 1-00-919/77–14, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2014 по делу № А56-57340/2013 и др.).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что для заказчика очень важно отслеживать, чтобы положение о закупке и разработанная впоследствии документация о закупках не противоречили друг другу. Иначе нарушается принцип информационной открытости закупки и, как следствие, имеет место ограничение конкуренции.

Безусловно, в данной статье мы рассмотрели не все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке положения о закупке и при работе с Законом о закупках. Тем не менее ясно одно: в условиях постоянного изменения законодательства наличие такого документа, как положение о закупке, максимально отвечающего потребностям заказчика, бесспорно, позитивно скажется на деятельности заказчика.


1Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» и др. >>вернуться в статью2 Гусев М.Г. Положение о закупке: чего стоит, что дает? / Руководитель бюджетной организации. 2014. № 11. СПС Консультант Плюс. >>вернуться в статью3Рекомендуем ознакомиться с некоторыми положениями о закупках иных заказчиков: Положение о закупке Госкорпорации «Росатом»; Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Редакция „Российской газеты“». >>вернуться в статью


Внесение изменений в положение о закупке для бюджетных организаций здравоохранения

Разработка положения о закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль