Особенности деятельности контрактной службы и контрактного управляющего в учреждениях здравоохранения

569

Проблема
Несоблюдение требований законодательства к созданию и деятельности контрактных служб, назначению и работе контрактных управляющих

Чем грозит
Привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной, а в отдельных случаях — к административной ответственности

Как избежать
Строго соблюдать требования законодательства о контрактной системе; руководствоваться рекомендациями, данными в статье

Неотъемлемым элементом контрактной системы являются такие институты организационного управления закупочной деятельностью заказчиков, как контрактная служба и контрактный управляющий. Их наличие в организации здравоохранения служит реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг, закреп-ленного в ст. 6 и 9 Закона о контрактной системе.

Организационно-хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения имеет свою специфику. Закупки учреждений здравоохранения также обладают определенной спецификой. В связи с этим деятельность контрактной службы и контрактного управляющего в таких учреждениях имеет отдельные особенности, хотя в целом, безусловно, подчиняется общему режиму функционирования контрактной службы (контрактного управляющего) в рамках Закона о контрактной системе.

Несмотря на то что Закон о контрактной системе действует уже более года, практика его применения учреждениями здравоохранения показывает, что до сих пор остается актуальным целый блок вопросов, касающихся деятельности контрактных служб и контрактных управляющих. Итак, что же представляет собой контрактная служба, каким образом она создается и функционирует?

Контрактная служба медицинской организации

Частями 1 и 2 ст. 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, — контрактного управляющего. Указанные положения закона не означают, что заказчики — учреждения здравоохранения, совокупный годовой объем закупок которых менее 100 млн руб., не вправе создавать контрактные службы. Однако создание таких служб для них не обязательно.

Необходимо подчеркнуть, что если заказчик — учреждение здравоохранения не создает контрактную службу, а назначает контрактного управляющего, то такой контрактный управляющий может назначаться как под одну, так и под несколько закупок (контрактов). У одного заказчика одновременно может быть несколько контрактных управляющих, курирующих закупки разной тематики (разные контракты). Каждый из них будет ответственен за одну или несколько закупок. Например, контрактный управляющий № 1 курирует все контракты, связанные с закупкой лекарственных средств. Контрактный управляющий № 2 обеспечивает все контракты на поставку медицинских изделий и медицинского оборудования, контрактный управляющий № 3 — все контракты, связанные с закупкой ремонтных работ и обслуживанием технологического оборудования. Контрактный управляющий № 4 отвечает за контракты на поставку продуктов питания, наконец, контрактный управляющий № 5 курирует все оставшиеся контракты, заключаемые учреждением здравоохранения.

Другой немаловажный организационный аспект — должна ли контрактная служба в учреждении здравоохранения создаваться в виде отдельного структурного подразделения?

Законом о контрактной системе установлено, что при создании контрактной службы не обязательно создавать специальное структурное подразделение (ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе). Данная оговорка означает, что создание контрактной службы не всегда связано с внесением изменений в штатное расписание учреждения здравоохранения и не предполагает в обязательном порядке перепрофилирование его структурных подразделений путем объединения (либо выделения) в контрактную службу. Из этой же логики исходит и Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (далее — приказ № 631).

СПРАВКА

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика. Руководитель контрактной службы распределяет обязанности между работниками контрактной службы, представляет на рассмотрение заказчика предложения о назначении работников службы на должность и освобождении от должности, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Таким образом, контрактная служба может представлять собой некую «надстройку» над существующей в учреждении здравоохранения организационной структурой. Например, контрактная служба может быть создана приказом главного врача, которым на отдельных сотрудников бухгалтерии и заместителя главного врача по хозяйственной части будут возложены функции контрактной службы. Поскольку включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы в большинстве случаев связано с изменением (расширением) их трудовой функции, а следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может производиться только с согласия сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции. Вместе с тем вполне допустимо создание контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, как на базе имеющегося у учреждения здравоохранения структурного подразделения, так и путем создания новой структурной единицы.

Полномочия контрактного управляющего

Весьма актуален вопрос документального оформления полномочий контрактного управляющего. С юридической точки зрения он не является сложным либо неоднозначным. Назначение контрактного управляющего (контрактных управляющих) производится путем издания соответствующего локального акта организации (например, приказа главного врача) о возложении полномочий контрактного управляющего на конкретное должностное лицо. Кроме того, поскольку трудовая функция должностного лица изменяется (как правило, расширяется), необходимо изменение его трудового договора (например, путем изменения должностной инструкции), что невозможно без письменного согласия работника.

Таким образом, для надлежащего оформления полномочий контрактного управляющего в учреждении здравоохранения необходимо издать локальный акт о назначении конкретного лица контрактным управляющим, а также надлежащим образом оформить изменение трудового договора с данным лицом. При этом если планируется назначение нескольких контрактных управляющих, то в названных документах должно быть указано, за какие закупки ответственно каждое должностное лицо (например, «всех закупок лекарственных средств и медицинских изделий»). Кроме того, должно быть определено, на кого из контрактных управляющих возложены обязанности по формированию единого плана закупок, единого плана-графика и их размещению в единой информационной системе. Назначение нескольких контрактных управляющих может производиться как единовременно, так и с разрывом во времени, но в любом случае не позднее даты начала соответствующих закупок.

Нужно иметь в виду следующее. Из статьи 38 Закона о контрактной системе прямо следует, что и сотрудники контрактной службы, и контрактный управляющий — это именно работники учреждения здравоохранения. Они не могут работать внештатно, в т. ч. привлекаться на основании гражданско-правовых договоров.

Требования к работникам

Следующим вопросом, который, как правило, возникает в связи с необходимостью назначения работников контрактной службы и контрактного управляющего: кто может быть таким работником, существуют ли какие-либо обязательные требования либо ограничения на этот счет?

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается, наряду с прочими принципами, на принципе профессионализма заказчиков, который в соответствии со ст. 9 указанного закона предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. При этом заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в т. ч. путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с российским законодательством.

Названный принцип получил развитие в нормах ст. 38 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 6 данной статьи работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом функционал, закрепленный за контрактной службой, контрактным управляющим, его объем и значимость, безусловно, свидетельствуют о том, что выполнение полномочий контрактной службы, контрактного управляющего возможно исключительно на профессиональной основе специалистами, имеющими достаточную квалификацию, опыт и специальные знания в области закупок.

Полномочия контрактной службы и контрактного управляющего

Основные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего прямо определены в ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе. Часть 3 данной статьи содержит указание на то, что контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Как говорилось выше, такое положение утверждено приказом № 631. Вместе с тем основные полномочия контрактной службы, контрактного управляющего определены непосредственно Законом о контрактной системе. К ним относятся:

разработка плана закупок, плана-графика, подготовка изменений для внесения в план закупок, план-график, размещение в единой информационной системе госзакупок (ЕИС) плана закупок, плана-графика и внесенных в них изменений (с 1 января 2016 г.);подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;обеспечение закупок, в т. ч. заключение контрактов;участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионной работы;организация, в случае необходимости, на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Перечень полномочий контрактной службы, контрактного управляющего не закрытый, и это принципиально важно, поскольку он может дополняться и расширяться в рамках отдельного учреждения здравоохранения с учетом специфики внутренней организации закупочного процесса.

Кроме того, закон не содержит запрета на осуществление контрактной службой, отдельными ее сотрудниками или контрактным управляющим иных обязанностей, не имеющих прямого отношения к закупкам. Например, заместитель главного врача по хозяйственной части может быть контрактным управляющим и одновременно заниматься общехозяйственными вопросами, не связанными с исполнением контрактов в рамках Закона о контрактной системе. Бухгалтер может быть сотрудником контрактной службы и заниматься начислением заработной платы и т. д.

КСТАТИ

Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29–7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Следует принять во внимание, что при централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий наделяются полномочиями, не переданными соответствующему уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, и несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Представляется, что речь идет не только об административной ответственности, но и об ответственности дисциплинарной.

Формат настоящей статьи не позволяет детально рассмотреть такие вопросы, как функционирование контрактной службы, контрактного управляющего в условиях централизации закупок, обучение сотрудников контрактных служб, контрактных управляющих, разработка должностных инструкций, однако данные вопросы, безусловно, имеют практическое значение и заслуживают внимания руководителей учреждений здравоохранения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль