Ограничения закупок иностранных медицинских изделий: порядок применения постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102

111

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.201344-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) принято постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 102).

Пунктом 1 постановления № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень).

Сразу следует отметить, что постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения, а лишь предусматривает обязанность комиссии по осуществлению закупки отклонить заявки при наличии определенных условий, которые рассмотрены ниже.

Коротко суть постановления № 102 можно изложить следующим образом: если в отношении медицинских изделий, указанных в Перечне, на отечественном рынке (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения) существует конкуренция как среди поставщиков, так и среди производителей, и это подтверждается поданными на закупку заявками, заявки с иностранными медицинскими изделиями отклоняются. Следовательно, их нельзя закупать для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В настоящей статье авторы дают ответы на основные и часто задаваемые вопросы заказчиков и поставщиков по применению постановления № 102.

Вопрос 1. На какие организации распространяется постановление №  102, с какой даты данное постановление вступает в силу?

Постановление № 102 распространяется на всех заказчиков, которые при закупках медицинских изделий руководствуются Законом о контрактной системе. К таким заказчикам относятся органы власти (например, Минздрав России), казенные и бюджетные учреждения (например, ГБУЗ «Центральная городская больница») (п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Постановление № 102 вступило в силу 14 февраля 2015 г., следовательно, во всех извещениях и документации на закупку медицинских изделий, указанных в Перечне, начиная с 14 февраля 2015 г. обязательно должно содержаться указание на существующие ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (п. 8 ч. 3 ст. 49; п. 7 ч. 5 ст. 63; п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Вопрос 2. При закупке каких медицинских изделий действуют ограничения, предусмотренные постановлением № 102?

В Перечне указаны медицинские изделия, при закупке которых подлежат применению вышеуказанные ограничения. Они классифицированы по кодам классификатора «ОК 034–2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», принятого и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007329-ст (далее — ОКПД). При этом в Перечне специально оговорено, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в Перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Это означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в Перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Например, в Перечень включен код ОКПД 33.20.53.320. Согласно классификатору ОКПД этот код включает «приборы аналитические, имеющие встроенные автоматические средства дозирования проб и реагентов (автоматических анализаторов), предназначенные для диагностики in vitro и лабораторных in vitro исследований». Но в Перечне указано только одно конкретное наименование вида медицинских изделий — «глюкометры индивидуальные». Поэтому ко всем иным видам медицинских изделий, вошедшим в код ОКПД 33.20.53.320, ограничения по допуску не применяются.

Также следует отметить, что ограничения, предусмотренные постановлением № 102, применяются в случае, когда закупка медицинских изделий, включенных в Перечень, осуществляется путем проведения конкурентных способов закупок (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе). В случае закупки медицинских изделий у единственного поставщика, например, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, постановление № 102 не применяется.

Вопрос 3. Каков механизм действия ограничений, предусмотренных постановлением № 102?

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения. Предусматривается лишь, что комиссия по осуществлению закупки обязана отклонить заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий (по Перечню), происходящих из иностранных государств (кроме Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, входящих вместе с Россией в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат, выданный Торгово-промышленной палатой.

Таким образом, заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в Перечень (кроме товаров из стран ЕАЭС), отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

помимо заявки с иностранным медицинским изделием поданы не менее двух заявок с предложением медицинских изделий, происходящих из Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее — отечественные медицинские изделия);вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;в заявках с предложением отечественных медицинских изделий указаны разные медицинские изделия разных производителей ( т. е. если помимо заявки с иностранными медицинскими изделиями поданы несколько заявок, в которых предложено одно и то же отечественное медицинское изделие, то заявка с иностранными медицинскими изделиями допускается к участию в закупке);к заявкам с предложением отечественных медицинских изделий приложены сертификаты, подтверждающие страну происхождения товара.

Если не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Вопрос 4. Если закупка медицинского оборудования осуществляется путем проведения электронного аукциона, на каком этапе рассмотрения заявок заказчик отклоняет заявки участников, содержащие предложения о поставке иностранных медицинских изделий (кроме товаров из стран ЕАЭС): при рассмотрении первых частей заявок или при подведении итогов аукциона?

Требования к составу первой части заявки предусмотрены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Согласно указанным требованиям участник закупки может не указывать в первой части заявки производителя медицинского изделия, но обязан указать сведения о стране происхождения товара. Однако согласно п. 3 постановления № 102 страна происхождения товара определяется не по сведениям о стране происхождения товара, указанным в первой части заявки, а по сертификату о происхождении товара. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, данный сертификат или его копию участник закупки обязан вложить во вторую часть заявки.

Кроме того, при закупке медицинских изделий, во второй части заявки участник закупки должен предоставить регистрационные удостоверения на все предлагаемые к поставке товары (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе). В таких удостоверениях, помимо прочего, указан производитель медицинского изделия.

Следовательно, решение об отклонении заявки в случаях, предусмотренных п. 2 постановления № 102, должно приниматься при рассмотрении вторых частей заявок, т. е. при подведении итогов аукциона.

Вопрос 5. Как закупать расходные материалы к иностранному медицинскому оборудованию, приобретенному заказчиком до вступления в силу постановления № 102?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации о закупке могут указываться товарные знаки без указания слов «или эквивалент» в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Кроме того, указание товарных знаков допускается, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В случае если медицинское оборудование совместимо исключительно со специальными расходными материалами того же производителя и между собой расходные материалы разных производителей не взаимозаменяемы, закупки данных расходных материалов должны осуществляться с указанием как минимум конкретного товарного знака медицинского оборудования, совместно с которым они будут использоваться.

Поэтому даже если расходные материалы вошли в Перечень, при закупке таких расходных материалов к конкретному медицинскому оборудованию не будут применяться ограничения на допуск товаров иностранного происхождения, поскольку не будет соблюдаться требование о наличии не менее двух заявок с предложением разных медицинских изделий отечественного происхождения разных производителей.

Например, при закупке расходных материалов для иностранного медицинского оборудования «товарный знак» указание на соответствующее медицинское оборудование, к которому закупаются расходные материалы, будет содержаться в документации. Заявки с предложением расходных материалов, несовместимых с иностранным медицинским оборудованием «товарный знак», в т. ч. отечественного происхождения, подлежат отклонению как не соответствующие требованиям документации о закупке. Следовательно, в числе допущенных заявок, соответствующих требованиям документации, будут только заявки на расходные материалы, совместимые с иностранным медицинским оборудованием «товарный знак».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×