Понятие эффективности работы системы здравоохранения как сочетания медицинской, социальной и экономической результативности

74

Финансирование бесплатной помощи должно соответствовать ее объему. Если в региональных программах гарантируется определенный набор услуг, но средства для этого не выделяются, значит, никаких гарантий нет.»

В. В. Путин, Президент РФ

Как доказывает современная наука и свидетельствует мировой опыт, здравоохранение вносит определенный вклад в социально-экономическое развитие любой страны, обеспечивая наличие трудового потенциала, способного к эффективной производительной и творческой деятельности.

Разумеется, в государственном секторе здравоохранения имеются определенные резервы по повышению эффективности использования бюджетных средств. Однако, они не могут покрыть общий дефицит ресурсов, необходимых для нормального производства общественных благ.

Регулирование потребления общественных благ осуществляется в виде государственного задания на услуги медицинских организаций, обеспеченного целевым государственным финансированием.

 

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Рыночное распределение индивидуально потребляемых медицинских и сервисных услуг здравоохранения возможно сверх государственных гарантий. Оно осуществляется под контролем государства, которое определяет (и иногда ограничивает) список возможных потребителей лечебно-диагностических и сервисных услуг, устанавливает «правила игры», диктует ценовые ориентиры и т. д.

В этой связи встает вопрос о «внешних эффектах», которые, воздействуя на частные решения о потреблении и производстве услуг, могут изменить результаты медицинской деятельности, привести к неэффективности отрасли или невысоким медико-экономическим показателям ее развития.

Таким образом, достижение эффективности системы здравоохранения представляет собой сложную задачу сочетания медицинской, социальной и экономической результативности.

Происходящее реформирование отрасли здравоохранения в нашей стране направлено на улучшение показателей общественного здоровья. Очевидно, что наиболее важной задачей в этих условиях является повышение качества социально значимых услуг при одновременном расширении программы государственных гарантий и росте эффективности использования бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования (ОМС).

Актуальность повышения эффективности государственного здравоохранения все больше зависит от реформ системы ОМС и изменений способов оплаты за оказанную медицинскую помощь.

В последнее время средства ОМС занимают преимущественное место в системах целевого финансирования здравоохранения (более 75% от общей стоимости всей бесплатной медицинской помощи в стране).

Общий размер программы ОМС составляет около 1, 123 млрд руб. в год (в 2012—2013 гг.), из которых 98% (около 1, 1 млрд руб.) идет на оплату медицинской помощи, а 2% — на ведение дел и формирование собственных средств участников системы.

Хочется отметить, что затраты государства в связи с заболеваемостью населения не исчерпываются стоимостью медицинского обслуживания заболевших граждан исходя из подушевых нормативов финансового обеспечения.

Один из методических подходов к оценкам экономической эффективности здравоохранения базируется на исчислении косвенного экономического эффекта. Он определяется величиной предотвращенного экономического ущерба — в связи с уменьшением затрат на медицинское обслуживание, выплат по социальному страхованию, потерь рабочего времени и трудовых ресурсов в результате снижения заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности и преждевременной смертности.

Полученная величина предотвращенного экономического ущерба сопоставляется с затратами на организацию и оказание медицинской помощи.

Для оценок эффективности здравоохранения на федеральном уровне выстроена система целевых индикаторов развития, в т. ч., применяемая для медицинских организаций.

Отраслевые индикаторы результативности системы здравоохранения определены в Указах Президента РФ и «Дорожных картах» Правительства РФ и направлены на реформирование сети медицинских организаций с учетом эффективности использования основных факторов организации лечебного процесса1:

кадры;материально-техническая база (медицинское оборудование);государственные финансы.

Достижение «локальной» эффективности по каждой из этих составляющих способствует грамотным стратегическим и тактическим решениям, обеспечивает необходимое качество лечения пациентов.

Так, эффективность использования материально-технической базы (МТБ), по нашему мнению, достигается несколькими мероприятиями в медицинских организациях:

Проведение ревизии табельного оснащения (т. е., сравнение перечня оборудования, имеющегося на балансе медицинской организации, со стандартами оснащения, приведенными в порядках оказания медицинской помощи, которая заявлена в лицензии учреждения).Установление ответственности руководителей структурных подразделений медицинской организации за укомплектованность оборудованием и своевременное формирование заявок на его приобретение (в строгом соответствии с порядками оказания медицинской помощи).Обеспечение раздельного учета, планирования и осуществления закупок основных средств, отнесенных к особо ценному движимому имуществу (в т. ч., стоимость до 100 тыс. руб. за единицу) для оказания видов помощи, оплачиваемой за счет средств субсидии на содержание основных средств и (или) субсидии на выполнение государственного задания (территориальных программ ОМС).

Важно! При переходе от сметного планирования к финансированию на основе субсидий медицинские организации получили возможность свободного распоряжения выделенными средствами, а перед менеджментом встал вопрос грамотного определения приоритетов развития организации и оценки достигнутых экономических результатов

В этих условиях организационно-экономические механизмы достижения медико-экономической эффективности деятельности в сфере здравоохранения (планирование, финансирование, тарифообразование и пр.) опираются на «медицинское» и «экономическое» управление.

Ключевая идея текущего и стратегического управления — устранение существующего разрыва между «медицинским» мышлением руководителя и необходимостью финансово-экономического анализа работы организации.

По мнению автора, можно выделить «финансово-экономическое управление», которое определяется способностью достигать точки окупаемости совокупных фактических расходов и грамотно сочетать финансовые источники по всем программам (проектам) предоставления медицинских услуг. К основным микроэкономическим показателям эффективности «финансово-экономического управления» можно отнести:

отсутствие штрафных санкций по результатам проверок;контроль ресурсной обеспеченности лечебно-диагностического процесса (особенно, материально-технической базы);выбор правильной модели управления расходами;соответствие критериев для мотивации сотрудников к надлежащему качеству и количеству выполнения трудовых обязанностей и т. д.

Задача «медицинского управления» — обеспечение качества и доступности помощи населению страны в условиях заданной ресурсной обеспеченности. К основным показателям эффективности «медицинского управления» учреждением здравоохранения можно отнести:

лечение без последующих рецидивов заболевания;применение современных медицинских технологий;увеличение доли пациентов с улучшением состояния здоровья после проведенных медицинских вмешательств;сокращение сроков ожидания помощи и т. п.

Общий принцип микроэкономического моделирования медицинских и экономических показателей базируется на балансировке финансового результата (см. рисунок). Социальным результатом работы учреждений здравоохранения являются показатели доступности и качества медицинских услуг.

Понятие эффективности работы системы здравоохранения  как сочетания медицинской, социальной и экономической результативностиОбщий принцип микроэкономического баланса медицинских и финансовых результатов работы организаций здравоохранения(схема из отчета НИР 2014 г. РАНХиГС при Президенте РФ)2

В таблице приведены основные количественные индикаторы, используемые в региональных системах ведомственной и независимой оценки качества услуг здравоохранения.

В результате обобщения всех организационно-экономических механизмов, применяемых в отрасли для повышения качества, доступности общественно потребляемых услуг здравоохранения, а также эффективности деятельности медицинских организаций, их предоставляющих, можно заключить следующее:

Требуется построение единой системы мониторинга качества медицинской помощи на базе регламентированного информационного обмена между ведомствами и службами, контролирующими ход структурных преобразований в сфере здравоохранения, учитывающей:

  • особенности современного этапа изменения финансовой модели здравоохранения, способов оплаты и планирования государственных услуг, включая программы ОМС;
  • региональные системы мотивации за достигнутые результаты труда, влияющие на показатели обеспеченности кадрами и доступность оказываемых услуг;
  •  уровни ресурсной оснащенности производителей услуг здравоохранения.Назрела необходимость разработки и утверждения на среднесрочную перспективу «Дорожной карты „Совершенствование планирования и финансирования медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе использования федеральных клинико-статистических групп заболеваний (КСГ)“», которая позволит контролировать этапы и сроки внедрения медико-экономических унифицированных индикаторов в деятельности производителей услуг здравоохранения.Необходимо принятие нормативного правового акта, увязывающего клинические протоколы, федеральные стандарты медицинской помощи и клинико-диагностические группы заболеваний (КСГ), определяющего предварительную процедуру «защиты механизма увязки» при утверждении бюджетов (формировании госзаданий) до утверждения способов планирования и оплаты в программе (территориальной программе) государственных гарантий (что позволит возложить ответственность за здоровье населения не только на врачей).

В контексте необходимости обеспечения эффективности в здравоохранении возникла необходимость формирования нового медико-экономического содержания общественно и индивидуально потребляемых услуг.

Как было сказано выше, выполнение государством функций по регулированию, организации и финансовому обеспечению гарантий на бесплатное получение гражданами России медицинской помощи во многом определяется спецификой общественно потребляемых медицинских услуг, создаваемых в организациях всех форм собственности по заданию органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.

Выполнение обеспечительных функций и сопутствующих немедицинских услуг, осуществляемых по договорам с поставщиками ресурсов и услуг, ранее возмещалось государством производителям медицинских услуг через механизмы бюджетного (сметного) финансирования расходных обязательств.

Таблица

Обобщение показателей качества медицинской помощи, наиболее часто встречающихся в формулировках нормативных правовых актов ведомства

Понятие эффективности работы системы здравоохранения  как сочетания медицинской, социальной и экономической результативности

С 2011 г. бюджетные сметы заменены субсидиями, размер которых определяется как произведение нормативных объемов медицинских услуг на нормативные (а не фактические) расходы, связанные с оказанием единицы такого объема.

При используемых механизмах планирования субсидий на выполнение государственного задания (включая объемы медицинской помощи по ОМС) медицинским организациям возрастают риски «выпадающих» расходов, связанных с обеспечением условий для получения гражданами доступной и адекватной медицинской помощи.

Важно! Требуется четкая регламентация обязательств по немедицинским услугам и обеспечительным функциям, которая позволит исключить волюнтаризм при выделении ассигнований и обеспечит их адресность (что будет способствовать эффективности расходования бюджетных средств и средств ОМС)

Кроме того, с 2014 г. в отечественной практике управления здравоохранением, а также для целей соответствия статистического учета международным требованиям, начато формирование новых медико-экономических основ для индивидуально потребляемых медицинских и иных (сервисных) услуг, оказанных на возмездной основе.3

Следует сказать, что с 2001 г. стоимостной показатель «объем платных услуг населению» выступает индикатором программ социально-экономического развития страны и регионов, представляя собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики гражданам РФ и других государств, потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации (производители услуг — юридические лица всех форм собственности и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность4).

Как следует из указанных документов, платные медицинские услуги (в соответствии с классификатором услуг и занятий) подлежат статистическому учету и считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи. Оплата медицинских услуг может производиться как самим потребителем (за услугу, оказанную ему или члену его семьи), так и работодателем (по договору с медицинской организацией и договору ДМС при посредстве страховой организации).

Актуальность разработки нового содержания индивидуально потребляемых услуг здравоохранения лежит сегодня в плоскости обоснования границ государственных гарантий и платных услуг при получении помощи, оказанной на иных условиях и сверх объемов стандартов, определенных государством для граждан.

Многими медицинскими организациями данный вид деятельности рассматривается как дополнительный источник возмещения расходов (в т. ч., и для формирования стимулирующих выплат медицинскому персоналу по «дорожной карте» в условиях «эффективных контрактов»).

В соответствии с существующими нормативными правовыми актами Правительства РФ, при ведении уставной основной медицинской деятельности государственные бюджетные и автономные учреждения получили право получать доход. Он может быть освобожден от налога на прибыль при выполнении определенных условий, изложенных в налоговом законодательстве5.

При этом, перечни платных услуг и калькуляция расходов для целей установления цен находятся в отрасли в стадии становления. Активно не проработаны практические механизмы государственно-частного партнерства в контексте построения стратегии и тактики оказания платных услуг по схеме «ОМС «, не меняются традиции формирования программ добровольного медицинского страхования.

В менеджменте на всех уровнях управления отраслью до сих пор живы представления, что платные медицинские услуги в государственных учреждениях невозможны, а требования экономической эффективности при проведении работ по предоставлению населению платных медицинских (и иных) услуг на практике вступают в противоречие с административными и организационным барьерами.


1Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения“»; распоряжение Правительства РФ от 15.04.2013 № 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года»; приказ Минтруда России от 01.07.2013 № 287 «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников»; приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий („дорожных карт“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации“». >> вернуться в статью2НИР РАНХиГС при Президенте РФ «Научно-практические основы оценки эффективности реализации структурных преобразований в системе здравоохранения российской федерации с учетом результатов региональных независимых публичных рейтингов качества социальных услуг (услуг здравоохранения)» Руководитель НИР: Габуева Л. А. Исполнители: Захарченко Н.Д., Сороколетов В.А., Кузнецов В.Н. и др. >> вернуться в статью3Приказ Росстата от 26.06.2013 № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг». >> вернуться в статью4Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03. 2001 № 242. >> вернуться в статью5Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций». >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×