C 2016 г. мы начинаем поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов

546

Действительно, Указом Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 г., который определил основной вектор развития в социальной сфере, было предусмотрено разработать и утвердить до 2015 г. около 800 профессиональных стандартов.

В настоящее время в большинстве отраслей социальной сферы, в том числе, и в здравоохранении, используются свои квалификационные справочники. Есть приказ Минздравсоцразвития России № 541н (это Единый квалификационный справочник в сфере здравоохранения), где содержатся характеристики различных должностей работников, определены основные требования к квалификации. Этот справочник является основой для разработки конкретных должностных инструкций.

Указ президента направлен на стандартизацию: ставится задача создания единой национальной системы квалификации — так, чтобы не надо было объяснять особенности применения тех или иных нормативных документов в каждой отрасли. Это, без сомнения, большая и очень нужная задача. Но это и колоссальный труд, который взяло на себя Министерство труда и социальной защиты РФ.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Для решения задач, которые были поставлены Президентом перед Правительством и конкретными федеральными органами исполнительной власти, в Минздраве была создана рабочая группа. В нее вошли и представители работодателей, и общественных организаций, и представители других федеральных органов исполнительной власти. Нам повезло — есть достаточно много федеральных органов исполнительной власти, в организациях которых работают медицинские работники. Это позволяет оценивать определенную специфику их деятельности. В рамках межведомственной рабочей группы обсуждаются проекты профессиональных стандартов, необходимость их разработки.

Сегодня ни одного стандарта еще не принято, но разработаны проекты — и для среднего и младшего медицинского персонала, и для врачей. В самой высокой степени готовности находится проект базового стандарта специалиста по педиатрии, который определяет набор требований в виде трудовых функций. Он уже получил одобрение Национального совета по профессиональным квалификациям.

Профессиональные стандарты, как и единые квалификационные справочники, больше ориентированы не на медицинскую организацию, а на конкретных работников. Однако, без сомнения, их внедрение потребует от медицинской организации определенных действий: может быть, пересмотра трудовых договоров и закрепления в них тех или иных трудовых функций.

Профессиональный стандарт не является макетом трудового договора, хотя и содержит трудовые функции специалиста. Он устроен таким образом, чтобы предусмотреть возможности для профессионального роста работника и расширения набора его трудовых функций.

Конечно, нельзя поставить в один ряд медицинского статистика и руководителя организации. Хотя, с другой стороны, руководитель организации не может не иметь компетенций, которыми обладает врач-статистик. Но путь от заведующего структурным подразделением до руководителя организации пройти можно. Да и для разных руководителей организаций тоже требуются разные компетенции — в зависимости от количества персонала, уровня медицинской организации и т. д.

Есть очень важный момент: профессиональный стандарт — это набор требований, которые предъявляются к работнику и которым он должен соответствовать. Поэтому профессиональные стандарты являются основой для переработки образовательных стандартов.

У нас очень хорошо представлена система дополнительного профессионального образования. Но здравоохранение динамично развивается, и при внедрении новых технологий и лекарственных препаратов необходимо, чтобы врачи получали знания оперативно. Поэтому с 1 января 2016 г. мы переходим на систему непрерывного профессионального образования — это создаст возможности для обновления имеющихся компетенций и для получения новых регулярно, в течение всей профессиональной деятельности, а не один раз в три-пять лет.

Образовательные стандарты становятся более гибкими. В системе Министерства образования создается межведомственный Координационный совет, который позволит взаимодействовать на стыке различных отраслей. Например, появляются быстро развивающиеся направления — такие как радиобиология, которая находится на границе биологии и физики.

Еще одной особенностью является то, что здравоохранение — отрасль, которая традиционно предусматривает свои собственные процедуры допуска к специальности. Сегодня это процедура сертификации: каждый врач и средний медработник сдают специальный экзамен в уполномоченной организации. А с 1 января 2016 г. мы переходим на поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов.

Оплата труда — это отдельная тема. Сегодня Министерство здравоохранения ставит цель выравнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение.

Этот вопрос обсуждался с Центральным комитетом профсоюза медицинских работников, Национальной медицинской палатой и Минздравом. Были разработаны и направлены в регионы рекомендации по изменению структуры заработной платы, предусматривающие увеличение окладной части до 55-60% в структуре оплаты труда, 10% — компенсационные выплаты, а стимулирующие — не более 30%.

Мы постараемся увязать квалификационные уровни, которые предусматриваются профессиональными стандартами, с тем, что используется в системе сегодня. Система оплаты труда, профессиональные стандарты и образовательные стандарты должны быть тесно взаимосвязаны.

Это не так просто, есть ряд проблем: например, уровни квалификации, по которым распределены работники в нашей отрасли, не всегда можно сопоставить с распределением в других отраслях (при соотнесении нагрузки и ответственности). Надеемся, что это будет решено как раз в рамках межведомственного взаимодействия и создания Национальной системы квалификации.

Здесь тоже все неоднозначно: например, диплом о медицинском образовании еще не дает права на занятие медицинской деятельностью, и Закон об основах охраны здоровья граждан устанавливает, что для допуска к медицинской деятельности специалист должен быть еще сертификат.

При действующей системе право сертификации медицинских работников «привязано» к организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. И сложилось мнение, что сертификация является смысловым окончанием образования. Это мнение трудно разрушить, но оно неверное: по большому счету, сертификация не имеет прямого отношения к образованию — за исключением ряда случаев, когда сертификат получают в первый раз. Если же человек уже работает и подтверждает свой допуск к осуществлению медицинской деятельности, то это отдельная процедура, предусматривающая сдачу сертификационного экзамена.

Главное требование к сертификационному экзамену — в экзаменационную комиссию должны входить работодатели и представители профессионального сообщества. К сожалению, эта норма не везде соблюдается.

В рамках соглашения между Национальной медицинской палатой и Министерством здравоохранения сегодня широко поднимается вопрос о саморегулировании профессионального сообщества. Это очень важно — оценивать уровень квалификации и давать объективную оценку специалисту могут и должны, в том числе, и коллеги. Исходя из собственной практики: если ты прооперировал тяжелого больного и знаешь, что на дежурство придет опытный высоковалифицированный врач, которому доверяешь, — можешь спокойно уйти домой. А если это доктор недостаточно высокой квалификации — предпочтешь остаться и лично наблюдать пациента. Поэтому в системе аккредитации, которая будет внедряться с 2016 г., мы хотим установить жесткое требование к составу комиссии — не просто рекомендацию, а требование: ответственность за допуск в профессию должен лежать на профессиональном сообществе, представителях работодателя и образовательной организации. Это первое.

Второе: сегодня специалист может владеть каким-то методом, который предполагает его специальность, а может и не владеть. Например, сертификат общего хирурга не означает, что я владею всеми методами абдоминальной хирургии. Но, если что-то не нужно в реальной практике, не страшно этого не уметь, при необходимости всегда можно научиться.

Чтобы было понятно, о чем я говорю: например, регион отправляет учиться ординатора по хирургии в столичный вуз. Но сегодня в московском здравоохранении, наверное, уже нет стационара, в котором бы широко использовались открытые методики, везде лапароскопические — вот им и учат. Потом специалист возвращается в свою больницу, а там, например, нет лапароскопического хирургического оборудования. И качество подготовки ординатора ставится под сомнение, поскольку оперировать «открытым» доступом он не научился, а навык лапароскопических вмешательств в его реальной практике не нужен. А через какое-то время, когда оборудование появится в медицинской огранизации, окажется, что он уже разучился на нем работать, надо снова посылать на повышение квалификации — без практики «рукодельные» навыки быстро забываются.

Потом, у нас в стране сложилась такая практика, что в рамках «своей» специальности нельзя использовать методы или технологии, отнесенные сегодня к другой специальности без получения дополнительного системного образования и получения сертификата специалиста по другой специальности. Так например, врач акушер-гинеколог, чтобы посмотреть на УЗИ состояние плаценты беременной женщины должен отправить ее к соответствующему специалисту или пройти профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике и получить сертификат «ультразвуковика». При этом врач хочет получить компетенции только по УЗИ малого таза. Это порождает дефекты образовательной системы. Таких примеров много: эзофагогастродуоденоскория в практике гастроэнтеролога, бронхоскопия в практике анестезиолога и т. д.

Это требует пересмотра сложившейся системы и разработки принципиально новой системы допуска к профессиональной деятельности. Аккредитация, предусматривающая возможность получить допуск к конкретным трудовым функциям, предусмотренным профессиональными стандартами, должна быть лишена таких недостатков.

Однозначно, используемая сегодня номенклатура специальностей требует пересмотра в сторону «укрупнения» специальностей. Именно поэтому мы остановились на базовых профессиональных стандартах, которые должны стать основой для перечней профессиональных компетенций «узких» специализаций и профилей.

При внедрении системы аккредитации будет изменяться и система высшего медицинского образования на «последипломном» этапе — ординатура станет модульно-наборной. Так например в большинстве стран врач-уролог, торакальный хирург, кардиохирург начинают свою подготовку с общей хирургии, а потом уже специализируются. Поэтому мы пытаемся прийти к единому консенсусу с профессиональным сообществом, в части базовых специальностей, специализаций и «профилизаций».

Кстати, это позволит решить и проблему «дополнительного заработка» ординаторов — на что жить молодому доктору, который собирается учиться пять лет в ординатуре. Мы сложно решали проблему с допуском студентов и ординаторов к медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Высшее медицинское образование не является продолжением среднего профессионального, поскольку мы формируем среднего медработника, как специалиста с собственными трудовыми функциями. Это не «недоучившийся врач», это — специалист, подготовленный по самостоятельному федеральному образовательному стандарту. Поэтому для допуска студентов к некоторым должностям среднего медицинского персонала им приходится осваивать дополнительные навыки. Учитывая все это, при модульной ординатуре будет предусмотрена возможность аккредитации по уже полученным знаниям и навыкам и допуск специалиста на определенные должности.

Здесь я оговорюсь, что весь персонал медицинской организации можно разделить на две части.

Для медработников есть особый порядок оценки уровня квалификации, и он определен законом. Главный врач не может просто так собрать заведующих, которые начнут оценивать знания медработников. Это должно быть согласовано со всем коллективом и внесено в коллективный договор. Если все согласятся, что будет дополнительная оценка, например, чтобы распределить стимулирующие выплаты, то это возможно. Но это комиссия, работающая в целях обеспечения прозрачности оплаты труда, а не в целях оценки квалификации. Лишать права на деятельность, которое предоставлено государством, медицинская организация не может.

По поводу немедицинских специалистов, например бухгалтеров и экономистов. Сейчас Министерство труда разрабатывает закон об оценке квалификации. Предположу, что если у организации будут достаточные возможности, то она сможет по согласованию с работниками создавать комиссии по оценке квалификации. Если нет — можно либо привлечь уполномоченную стороннюю организацию, либо включить в свою комиссию экспертов соответствующего уровня.

По моему мнению, переход на систему аккредитации со временем нивелирует ценность квалификационной категории специалиста для работодателя: чем большим количеством навыков владеет специалист, тем он более привлекателен для работодателя. Вероятно в отдаленном будущем врач, предоставляя работодателю свой «лист аккредитации», получит персонально сформированный трудовой договор с обозначенной заработной платой, графиком работы и функционалом. В этом случае «категория» работников будет определяться широтой и качеством знаний и умений.

Сегодня государственные медицинские организации платят специалисту стимулирующие выплаты за категорию. Все заинтересованы в качественной медицинской помощи. Без сомнения, получение категории, даже с учетом того, что работодатели этого не требуют, стимулирует специалиста к повышению уровня своих знаний.

Мы ввели в систему аттестации на получение квалификационной категории независимые тесты, которые разрабатывают профессиональные сообщества: акушеры-гинекологи — свои, неврологи — свои, кардиологи — свои. Учитывается и стаж работы: какой бы перспективный ни был доктор, опыт есть опыт. Нужно написать отчет, проанализировать все случаи осложнений и летальных исходов, найти ошибки, которые ты сделал. Если у тебя из года в год повторяется одно и то же осложнение и ты ничего с этим не делаешь, комиссия никакой категории не даст. Сейчас это довольно жесткая система. А хорошее качество работы должно приводить к стимулирующим выплатам. Это реалии сегодняшнего дня.

Мы уже коснулись вопроса предстоящего перехода на систему аккредитации. Добавлю, что начата разработка законопроекта по внесению изменений в 69-ю статью 323-го Федерального закона, предусматривающего этапность внедрения этой системы, во избежание ее профанации или блокировки деятельности отрасли, и обеспечивающего комфортное внедрение новой системы для медицинских работников.

С 2016 г. проходить процедуру аккредитации должны выпускники медицинских вузов, которые завершают обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, обучение по которым было начато в 2011/12 учебном году (стоматологи и фармацевты). В 2017 г. к ним присоединяются выпускники вузов остальных специальностей группы «здравоохранение», лица, завершившие обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, выпускники ординатуры, а также лица, освоившие новую квалификацию и лица, получившие новый навык в рамках своей квалификации (специальности) через профессиональную переподготовку.

В 2014 г. совместно с Национальной медицинской палатой в 12 регионах страны реализовывался пилотный проект по непрерывному профессиональному образованию, в котором принимали участие 16 образовательных и научных организаций, более 500 медицинских специалистов. Пилотный проект был ориентирован на врачей первичного звена с максимальным использованием дистанционных интерактивных образовательных технологий. В этом году в систему регулярного самообразования уже включились более 400 врачей. И с 1 января 2016 г. мы планируем все дополнительное профессиональное образование врачей и средних медицинских работников перевести в систему непрерывного профессионального развития специалиста с ежегодным накоплением определенной образовательной активности и аккредитацией один раз в пять лет.

Таким образом, специалисты, у которых заканчивается срок действия сертификата с 1 января 2016 г., и ближайшие пять лет будут проходить процедуру сертификации следующим образом: при окончанию срока действия сертификата, после программы повышения квалификации, они в последний раз проходят процедуру сертификации, и с этого момента включаются в систему непрерывного профессионального образования. Обучаться они будут не один раз (перед сертификацией, как это исторически сложилось), а постоянно, накапливая ежегодно образовательные кредиты. И не только на «классических» курсах повышения квалификации, но и с помощью инновационных образовательных технологий, тренингов, дистанционных программ и интерактивной самоподготовки.

Есть еще одна проблема, которую мы хотим указанной системой исключить. Врач едет на какой-томастер-класс или тренинг-семинар в рамках конгрессов, съездов, форумов профессионалов, получая актуальные современные знания и навыки, но в зачет повышения его квалификации это не идет. Через пять лет, когда заканчивается действие его сертификата специалиста, он вынужден идти на 144-часовые курсы, которые иногда не соответствуют его реальной профессиональной потребности.

Образование должно успевать осуществлять трансферт тех технологий, которые нужны на рабочем месте. Зачем получать навык лапароскопической хирургии через пять лет, если у тебя есть оборудование и это нужно сегодня, а если ты освоил этот метод, почему не зачесть его в «образовательной активности» специалиста?

Поддержание квалификации на должном уровне в течение всей профессиональной деятельности — это сегодняшнее требование практического здравоохранения. Поэтому человек должен будет в течение всей своей профессиональной деятельности повышать уровень своей квалификации, определяемый практической необходимостью на рабочем месте.

Мы получили положительные отзывы врачей, использующих в процессе обучения дистанционные образовательные технологии в виде интерактивных модулей. Они позволяют быстро доносить до всего профессионального сообщества необходимую актуальную информацию, знакомить с разработанными и утвержденными клиническими протоколами.

Это эталонный вариант. Но мы не можем более чем двухмиллионную армию работников здравоохранения со всей страны заставить ехать в одно место на аккредитацию, это нереально. Как минимум будут окружные центры. Национальный центр аккредитации будет проводить обучение экспертов и осуществлять методологическое и информационное обеспечение.

Предусматриваются три вида аккредитации. Первичная аккредитация — когда мы выпускаем в отрасль молодых специалистов сразу после получения диплома о высшем образовании. В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов сегодня прорабатывается вопрос проведения первичной аккредитации в рамках итоговой государственной аттестации выпускников по четко разработанным критериям.

Особенность в том, что решение о допуске к профессиональной деятельности (аккредитации) будет приниматься тремя экспертами, получившими специальную подготовку в Национальном центре аккредитации (или в окружных центрах). Один — представитель работодателей, второй — представитель профессионального сообщества, третий — представитель образовательной организации.

Когда медработник заканчивает ординатуру, приобретая узкую специальность, мы говорим о первичной специализированной аккредитации. Ее должны проводить окружные центры аккредитации, которые будут располагаться на базе организаций, оснащенных сегодня необходимым оборудованием, которое можно использовать для проведения этой процедуры. Принцип принятия решения тот же — три эксперта. Методологию определяют профильные организации (научно-исследовательские или научно-практические центры): для урологов — урологические, для педиатров — педиатрические и т. д.

И третий тип аккредитации — повторная, для специалистов, которые уже работают по специальности и раз в пять лет проходят процедуру подтверждения права на занятие медицинской деятельностью.

Когда выпускник получает диплом, он должен продемонстрировать, что у него есть определенные знания и навыки: работа со стандартизированным пациентом, умение проводить опрос, основы конфликтологии, работа на симуляторах — то, чем должен владеть любой специалист. Мы планируем внедрить общеклинический экзамен, который позволяет объективно оценивать знания без возможности экзаменатора оказывать какое-то личностное влияние. И проверку достаточности знаний с использованием тестирования.

Когда мы говорим о первичной специализированной аккредитации, то здесь уже необходимо оценить его узкопрофессиональные навыки и знания, принцип и оценочные средства в принципе те же, но проводиться такая аттестация должна уже в окружных центрах.

А вот повторная аккредитация, на наш взгляд, должна быть принципиально иной, и инструменты проверки должны быть другими. Можно блестяще оперировать, иметь низкие показатели осложнений и летальности, но не суметь выполнить манипуляцию на симуляторе, поскольку никогда на нем не работал. Важно оценить, что человек представляет из себя, как профессионал, а не степень его владения симуляционным оборудованием. Поэтому в течение пяти лет он формирует образовательное портфолио в системе непрерывного профессионального образования и профессиональное портфолио (отчет о его практической работе).

Профессиональное портфолио должно не просто быть подписано руководителем, оно должно быть обсуждено профессиональным сообществом — чтобы они подтверждали, что специалист действительно делает все написанное. Может быть, с «разборами полетов» — мы же разбираем каждый летальный случай и осложнения на клинических конференциях. Это — то самое саморегулирование деятельности, та самая гарантия, что рядом работает человек, которому не страшно доверить больного.

Просто сравниваются требования профессионального стандарта или критериев аккредитации с тем, что врач делает. Делает резекцию желудка? Делает. Есть необходимость проверять, как он это делает на симуляторе? Нет смысла учиться делать что-то на симуляторе, когда ты это блестяще делаешь в практической деятельности.

А вот это не делает — значит, не делает. Но я могу освоить дополнительную компетенцию и пройти конкретно по ней аккредитацию. И если я получаю дополнительную новую специальность и не имею по ней опыта работы, то я прохожу через процедуру первичной специализированной аккредитации, в том числе демонстрируя на симуляторе полученный навык.

Внедрение непрерывного профессионального образования и этапный переход на систему аккредитации специалиста должны изменить отношение медицинских работников к повышению квалификации, формируя мотивированность к постоянному профессиональному росту, обеспечивая высокое качество медицинской помощи в России.

Беседовал А. В. Иванов


1Статья 195.1 ТК РФ. >> вернуться в статью 2 Утверждены приказами Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526, от 31.03.2008 № 149н, от 29.05.2008 № 247н и от 29.05.2008 № 248н. >> вернуться в статью 3Статья 81 ТК РФ. >> вернуться в статью 4Часть 11 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. >> вернуться в статью 5Часть 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль