Наиболее типичные ошибки при написании памяток для населения

45

В странах Европейского союза разработкой материалов для информирования населения занимаются группы профессионалов различных специальностей, при этом используются приемы и методология социального маркетинга. Издаются специальные руководства для авторов медико-просветительной информации1, где детально рассматриваются теоретические и практические аспекты привлечения внимания людей к медико-просветительным материалам, побуждения их к коррекции факторов риска, к изменению поведения, анализируется эффективность информации в зависимости от выбранного способа ее подачи — устрашение или позитивный пример, и многое другое.

Понять, почему пациенты не следуют рекомендациям врачей, непросто. Пожалуй, это главная проблема, над которой вот уже много лет бьется медицинское сообщество и которая требует неординарного подхода. Так называемые точки сопротивления имеют социальное, экономическое или даже религиозное начало, а могут быть просто результатом игнорирования информации.

Специальные исследования, проводимые психологами, социологами, могут выявить возможные точки сопротивления. Конструирование сообщения (в маркетинге это рекламные сообщения) — важный момент проведения профилактических кампаний — предполагает определение содержания для каждой целевой группы и для каждого сообщения, конструирование (дизайн) сообщения и тестирование готовых сообщений по таким параметрам, как понятность, культурное соответствие, практичность, эмоциональность, убедительность, запоминаемость и т. д. После тестирования проводится исправление и повторное тестирование сообщений. В этих исследованиях выявляются конкретные установки населения и причины сопротивления при восприятии новых идей или практики2.

Результатом таких научных исследований явилась разработка нового направления, получившего название «поведенческая журналистика». Его методологические приемы используются при создании информационно-просветительных материалов, необходимых для проведения профилактических программ3. В нашей стране подобные методы создания материалов медицинской, профилактической тематики для населения не используются. В лучшем случае проводились опросы по типу «нравится — не нравится» по поводу уже выпущенных памяток, брошюр. Причины сопротивления восприятию предлагаемой информации и пути их устранения никто не изучал. Разработкой материалов, предназначенных для информирования и обучения населения по вопросам профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни, занимаются непосредственно врачи. Подготовленный материал не тестируется, в лучшем случае его оценивают медицинские эксперты и редакторы, но не представители фокусных групп тех слоев населения, для которых предназначен данный материал. Результат воздействия таких материалов, как показывает практика, почти нулевой.

Ошибка № 1. Сложные синтаксические конструкции

Одна из главных ошибок при написании памяток для населения — использование очень длинных сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. При этом создается впечатление, что автор пытается в одной фразе изложить содержание всей памятки. Между тем известно, что предложение, которое содержит более 12 слов, с трудом воспринимается читающим. Пока человек дочитает до конца предложение из 30-40 слов, он забудет, что было в его начале.

Поэтому по возможности следует излагать информацию более короткими и четкими фразами, используя прием повтора для лучшего усвоения прочитанного.

Пример

«Вследствие частичного недостатка притока крови к мышце сердца, особенно при физическом или психоэмоциональном напряжении, сердце испытывает кислородный голод, развивается ишемия, т. е. недостаточное поступление крови к мышце сердца; продолжение физической работы в этих случаях становится невозможным, и сердце дает сигнал бедствия: развивается острый болевой приступ — стенокардия»4.

Данное предложение содержит 46 слов. Вместо таких «предложений-монстров» врач в живой речи употребит 2-3 простых предложения, которые будут намного понятнее и действеннее для пациента. Кроме того, здесь мимоходом объясняются научные термины «ишемия и стенокардия», а ведь только настоящее понимание сути происходящих при них процессов может заставить читателя задуматься об изменении образа жизни, к чему и призывает памятка.

Читайте в свежем номере журнала «Заместитель главного врача»:

  • Медработник отказывается от прививки. Что делать руководителю
  • Ночные дежурства: право или обязанность медработника
  • Распространенные ошибки руководителя при разборе конфликта между врачом и пациентом
  • Как организовать обучение сотрудников за счет ОМС
  • Как вести себя с конфликтными пациентами

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

Ошибка № 2. Широкое использование специальных медицинских терминов

Наряду с длинными предложениями памятки для населения зачастую содержат медицинскую терминологию, понять которую человеку, не имеющему медицинского образования, практически невозможно.

Пример

«Необходимо также иметь в виду, что большое значение для поражения артериальной стенки имеют не только абсолютные значения АД, но и гемодинамические особенности артериальной гипертонии: повышение диастолического давления, вариабельность систолического АД, нарушение циркадного ритма АД (отсутствие физио-логического снижения АД в ночное время или его повышение, эпизоды чрезмерного ночного снижения АД)»5.

В приведенном примере используются сразу несколько медицинских терминов: гемодинамика, циркадный ритм, вариабельность систолическогоАД. Однако в большинстве случаев пациент знает только цифры своего верхнего и нижнего давления.

Некоторые памятки содержат словари, помещенные в конец текста. Неудобства такого размещения очевидны: читатель вынужден постоянно заглядывать в конец памятки, чтобы узнать значения терминов. Прерывается нить восприятия, читатель отвлекается на поиск нужного объяснения; в конце концов такая компоновка текста может вызвать раздражение и чтение будет прервано.

Любой медицинский термин, если нельзя его избежать, необходимо объяснять непосредственно в самом тексте, в той же строке

Любой медицинский термин, если нельзя его избежать, необходимо объяснять непосредственно в самом тексте, в той же строке — это позволяет лучше вникнуть в смысл написанного, не отвлекаясь на поиск необходимой информации.

Цель всех образовательных материалов — изменить поведение человека таким образом, чтобы он начал заботиться о сохранении своего здоровья. Психологами установлена цепочка, которая приводит к изменению поведения: знание — понимание — убеждение — поведение. Если полученные знания обеспечивают понимание сути происходящего, тогда возникает убеждение, что ситуация нуждается в изменении, и затем вырабатываются новые стереотипы поведения. Как правило, почти все медико-просветительные материалы ограничиваются только первым звеном этой цепочки — донесением знаний, однако этого недостаточно для достижения поставленной цели. Если не достигнуто понимание, то не выработаются убеждения и не изменится поведение человека.

Ошибка № 3. Большое количество аббревиатур и формул

В последнее время в научной медицинской литературе появилась тенденция использовать многочисленные сокращения, аббревиатуры терминов, такие как ФР, АГ, АД, САЖ, ЛПНП, ЛПВП и т. д. Иногда статья настолько перенасыщена аббревиатурами, что это делает ее похожей на головоломку. К сожалению, та же тенденция характерна для медико-просветительных материалов для населения.

Пример

«Коварство артериальной гипертонии в том, что в части случаев она протекает бессимптомно, не проявляясь головными болями или головокружением, вследствие чего люди нередко не знают о наличии у них повышенного артериального давления (АД) и не принимают гипотензивные препараты. Иногда в этих случаях они впервые узнают о повышенном АД только после развития НМК»6.

В отношении приведенного примера следует отметить, что если цель памятки — побудить пациента следить за своим артериальным давлением, то в тексте необходимо везде использовать словосочетание «артериальное давление», а не «АД». «АД» и «артериальное давление» по психолингвистическому воздействию и восприятию совершенно различны. «Адэ» — практически пустой звук, а «артериальное давление» — жизненно важный показатель для пациента. Предложение содержит 51 слово, две аббревиатуры, и читающему требуется все время возвращаться к предыдущему тексту, чтобы понять, что НМК — это нарушение мозгового кровообращения.

Приведем пример из образовательных материалов для пациентов, авторы которых объясняют, что такое малый круг кровообращения.

Пример

«Кровь из вен поступает в ПП, затем в ПЖ, который выталкивает ее в легкие, где она насыщается кислородом и через легочные вены возвращается в ЛП»7.

Для читателя этот текст звучит следующим образом: кровь поступает в «пэпэ», затем в «пэжэ» и возвращается в «лэпэ» — т. е. ничего не значащий набор букв, поскольку разъяснения сокращений находятся на предыдущей странице и читатель уже забыл, что они означают.

То же самое относится и к ХС — холестерину, ИБС — ишемической болезни сердца, ИМТ — индексу массы тела, НФА — низкой физической активности и другим сокращениям, которые присутствуют во многих памятках. А ведь это ключевые слова, которые не только нельзя сокращать, но необходимовыделять шрифтом, цветом или иными способами.

Необходимо подчеркнуть, что полное написание всех слов памятки относится к приемам, облегчающим усвоение материала, и наоборот — сокращение слов, словосочетаний препятствует хорошему пониманию и усвоению материала.

Некоторые авторы полагают, что все пациенты имеют достаточные математические знания, чтобы разбираться в различных формулах. Например, пациентам рекомендуют выполнить расчет индекса массы тела по известной формуле:

Индекс массы тела = Вес (кг) / Рост (м2).

Сразу же возникает вопрос: сможет ли человек произвести расчеты, если подавляющее большинство пациентов не знают ни своего веса, ни роста, и при этом рост еще надо возводить в квадрат? Некоторые авторы насыщают текст следующими формулами.

Для расчета индекса курильщика (ИК):

ИК = 12 x N,

где N — количество сигарет, выкуриваемых в день.

Сделает хотя бы один курильщик такой подсчет? Как правило, они говорят: «Курю пачку; полпачки; две пачки».

Для определения коэффициента атерогенности (КА)8:

КА = ОХС — ХС ЛПНП / ХС ЛПВП.

Не во всех поликлиниках определяют липидный профиль, да и поймет ли человек, далекий от медицины, что такое ОХС, ХС ЛПВП и ХС ЛПНП?

В другой информационной брошюре9 пациентам предлагают произвести расчет скорости основного обмена по формуле со специальными коэффициентами: для женщин 18-30 лет — (0, 0621 реальная МТ (кг) + 2, 0357) x 240 (формула 1). И так далее по различным возрастно-половым группам. Затем предлагается произвести расчет суммарного расхода энергии с поправкой на физическую активность (ФА): «Скорость основного обмена, полученную в формуле 1, следует умножить на коэффициент, отражающий ФА: 1, 1 (низкая); 1, 3 (умеренная); 1, 5 (высокая)».

Очень хотелось бы увидеть тех пациентов, которые с калькулятором в руках скрупулезно рассчитывают свой индекс массы тела, индекс курильщика, коэффициент атерогенности, а тем более — скорость основного обмена и суммарный расход энергии с поправкой на физическую активность!

Ошибка № 4. Решить все проблемы сразу

Большинство авторов памяток хотят заставить своего читателя решить множество медицинских проблем, причем все сразу.

Пример

«8 простых, но важных правил:

1. Регулярно контролируйте артериальное давление.

2. Соблюдайте принципы рационального питания.

3. Старайтесь избавиться от вредных привычек.

4. Повысьте физическую активность.

5. Избавьтесь от избыточного веса, если он у вас есть.

6. Соблюдайте режим, старайтесь полноценно отдыхать.

7. Научитесь противостоять стрессовым ситуациям.

8. Строго следуйте всем советам врача!»10.

По каждому из этих «простых» советов читатель задаст множество вопросов: что это такое, где, когда, как это сделать, как избавиться, как повысить, как соблюдать, как противостоять, как следовать? Например, много ли людей знает, что существует такое понятие, как «рациональное питание»? Что вообще вкладывается в это понятие? Каковы принципы рационального питания? Как их соблюдать? Как организовать рациональное питание? Дорого это или нет?

Сразу становится ясно, что эти восемь «простых» правил невыполнимы. Для каждого совета необходимо разработать отдельную памятку. Рекомендаций должно быть немного — одна-две, но реально выполнимые: разъяснить, что такое регулярное измерение артериального давления, подробно описать процедуру правильного измерения артериального давления или рассказать об особенностях тех или иных приборов.

Ошибка № 5. Использование повелительного наклонения

Постоянное использование в тексте глаголов в повелительном наклонении и инфинитива может порождать у читателя неприятие, неосознанный внутренний протест и резко снизить желание следовать рекомендациям.

Некоторые памятки напоминают военные команды на плацу: «контролируйте», «откажитесь», «не злоупотребляйте», «придерживайтесь», «ограничьте», «выполняйте» и т. п., что сильно снижает их воздействие. Такую форму подачи материала лучше заменить дружеской интонацией, располагающей к себе беседой.

Пример

«Мы настоятельно рекомендуем полностью отказаться от курения. Прекращение курения значительно облегчает течение ИБС и улучшает жизнь пациента с ИБС. Посоветуйтесь с лечащим врачом о путях прекращения курения и возможности применения пластырей с никотином».

«Постарайтесь питаться сбалансированно, включая в рацион фрукты и овощи»11.

Данные советы и их интонация найдут значительно больший отклик у читателя, нежели «старайтесь, повысьте, избавьтесь, научитесь». Однако здесь присутствует та же ошибка, что и в остальных примерах, — использование аббревиатур.

Ошибка № 6. Превращение читателя во врача или фельдшера

В последние годы появилось много материалов для населения, издание которых спонсируют фармацевтические фирмы. Преподносимые как медико-просветительные, эти материалы представляют собой рекламу того или иного препарата. В некоторых памятках приводятся целые «фармацевтические справочники», указываются группы лекарств и их торговые названия. Но лекарственные средства даже одной и той же группы имеют свои особенности действия, показания и противопоказания. Поэтому только врач должен назначать лекарственные препараты и контролировать ход лечения, чтобы избежать передозировки или побочных явлений.

Такие «просветительные материалы» могут принести больше вреда, чем пользы. Действительно, участковые врачи жалуются, что пациенты часто требуют назначения именно тех лекарств, о которых они прочитали.

В качестве образца правильного написания памятки приводим текст памятки для населения, разработанной Э. Хьюннинен12.

Образец памятки

УЗНАЙТЕ СВОЙ ТИП

Подумайте, как вы относитесь к физической активности. Прочтите все описания различных типов людей. Возможно, в каком-то из них вы сможете узнать себя.

ВЫ:

Равнодушны

У вас нет желания менять свои привычки. Вы имеете право не меняться. Но у вас также есть право быть физически активным. Вы думали когда-нибудь, сколько мышц работает, когда вы встаете с кресла? Вы знаете, сколько шагов вы делаете в день? Возможно, что, даже не зная этого, вы уже достаточно физически активны. Вы знаете, сколько это «достаточно»?

Против

Идея прогуляться вам кажется непривлекательной? Вы можете хотя бы представить, что вы отправляетесь в поход? Вам кажется, что физические упражнения — пустая трата времени? Или вы против потому, что кто-то заставляет вас заняться спортом? Но вы хотите попробовать что-то новое. Может, этим станут занятия спортом?

Любитель планирования

Быть физически активным необходимо, но почему-то у вас не получается продвинуться дальше планов. Вы боитесь, что вы настолько «не в форме», что не можете даже начать? Не волнуйтесь. «Немного попотеть» еще никому не навредило, а физические упражнения не являются угрозой вашему здоровью. Чем хуже «форма», тем легче вам будет добиться первых результатов.

Экспериментатор

Вы уже на пути к тому, чтобы стать физически активным, но вам хотелось бы, чтобы ваши занятия были более регулярными. Это не проблема. У вас есть друг, с которым можно пойти подышать воздухом? Вы можете пешком дойти до магазина? Вы поднимаетесь и спускаетесь по лестнице каждый раз, когда это возможно? Вам нравится убирать квартиру? Для того, кто уже однажды вел активный образ жизни, вернуться к нему гораздо легче.

Физкультурный фанат

Вы занимаетесь физическими упражнениями, и они стали для вас привычными. Вы знаете, что ваш «физкультурный минимум» — полчаса в день. Вы занимаетесь дольше, и это приносит вам даже больше пользы. Но не забывайте: если ваши занятия слишком интенсивны или продолжаются слишком долго, это может навредить вашему организму. Самое важное в занятиях физкультурой «для здоровья» — это общий объем и регулярность, а не форма и интенсивность.

ХОДЬБА СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЕЮ ЗАНЯТЬСЯ

Необходимость контролировать свои мысли, чувства и действия требует, чтобы человек был в «форме». Если вы «не в форме», препятствия кажутся больше и работа труднее, чем обычно. Прогулка на свежем воздухе проясняет мысли и помогает избавиться от депрессии и тревожности, 30 минут уже помогают вам:

— набраться сил для работы и отдыха;

— предотвратить болезнь коронарных сосудов сердца;

— снять стресс;

— поддерживать ваш вес на нормальном уровне;

— укрепить мускулатуру;

— поддерживать вашу работоспособность;

— предотвратить и лечить повышенное артериальное давление;

— регулировать уровень сахара в крови;

— предотвратить истончение костей;

— лучше засыпать и лучше спать.

И помните: соль и жиры увеличивают уровень холестерина и повышают давление.

ПОЛЧАСА БЫСТРОЙ ХОДЬБЫ — это:

— 3 печенья с прослойкой или 3 куска хлеба;

— половина пончика или 4 яблока;

— половина жареной колбаски или 600 г ягод.

Полчаса быстрой ходьбы заряжают меня энергией на три часа!

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ХОДЬБЫ

Час ходьбы в день улучшает вашу физическую форму. Он также защищает вас от сердечно-сосудистых заболеваний. Пот и учащенное дыхание — признаки эффективности упражнений. Но не переборщите: вы должны быть способны разговаривать с другом во время ходьбы. Неподготовленный «ходок» может выполнять свою дневную норму в несколько приемов.

ПОЛЬЗА ОТ ХОДЬБЫ

Ходьба — самое легкое упражнение, безопасное и подходящее всем. Для ходьбы не нужно специального оборудования, специально отведенного времени и места. Целесообразно совершенствовать вашу походку, чтобы она стала более эффективной и полезной для мышц: ступни должны быть направлены вперед, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, лодыжки, бедра и руки движутся ритмично, голова сопровождает движение. Во время ходьбы следите за осанкой, двигайтесь быстро и свободно.

ИДЕМ К КРЕПКОМУ СНУ

Треть своей жизни человек спит. Во сне мозг отдыхает после периода бодрствования, восстанавливается его работоспособность, сниженная после обработки информации в течение дня. Во сне человек разрешает проблемные ситуации и ищет гармонию. Физические упражнения влияют на качество сна и, следовательно, на качество завтрашнего дня. Эффект физических нагрузок наиболее заметен во время отхода ко сну: после достаточного количества упражнений и прогулки перед сном гораздо легче уснуть.

Как видно из текста, памятка значительно отличается по стилю и духу от приведенных выше примеров.

Предоставляя читателю возможность определить свой тип, автор сразу же заинтересовывает его и тем самым создает дополнительную мотивацию для внимательного изучения памятки. В этом тексте хорошо «работает» эффект удовлетворенного познавательного интереса, т. к. автор сообщает сведения о других типах отношения к физической активности.

Здоровье рассматривается как «потребительский продукт» и предлагается приобрести его в обмен на определенные затраты и усилия, в частности начать заниматься ходьбой.

Памятка написана очень простым и доходчивым языком. Постулат «Ходьба стоит того, чтобы ею заняться» хорошо обоснован и раскрыт путем перечисления той пользы, которую приносит ходьба.

В тексте нет больших и сложных для восприятия таблиц эквивалентов калорийности пищи и энергетических затрат. Просто и коротко показано, чему равняются полчаса ходьбы. Вместо приказов: «увеличьте, откажитесь» в этой памятке изложена вся инструкция по ходьбе: где, когда, сколько ходить, критерии контроля, как правильно идти. Нет никаких формул и расчетов, все просто и понятно. В заключение еще раз подчеркивается большая польза ходьбы для всего дневного жизненного цикла.

Текст памятки проникнут доброжелательным отношением к читателю, вызывает положительный эмоциональный эффект, что обеспечивает внимание и более высокую степень усвоения информации.

В этой памятке ничто не вызывает у адресата внутреннего сопротивления», мешающего восприятию содержания текста. Чувствуется совершенно другой подход к человеку: ему ничего не навязывают, не приказывают, а разъясняют и помогают. Памятка создает положительную мотивацию, содержит простые, но четкие рекомендации по ходьбе. Она показывает выгоду, которую приобретает человек, увеличивая свою физическую активность. В ней нет непонятных слов, медицинских терминов, сокращений. Она проста и доступна пониманию, ее приятно и легко читать.


1Edward Maibach, Roxanne Louiselle Parrott. Designing Health Messages. Approaches From Communication and Public Health Practice, SAGE Publications, Inc. USA. 1995. 304 p. >>вернуться в текст 2Всемирный форум здравоохранения, ВОЗ. 1989. Т. 9. С. 89-91. >>вернуться в текст 3Копина О., МакАлистер А. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 128-141. >>вернуться в текст 4Как жить после инфаркта миокарда. Памятка для больных, перенесших инфаркт миокарда. Год издания не указан. >>вернуться в текст 5Артериальная гипертония и ишемические нарушения мозгового кровообращения, 2009. >>вернуться в текст 6Артериальная гипертония и нарушения мозгового кровообращения, 2009. >>вернуться в текст 7Кардиореабилитация. Как сохранить и укрепить здоровье больному с ишемической болезнью сердца. Образование пациента. М., 2010. >>вернуться в текст 8Школа для больных ИБС, год издания не указан. >>вернуться в текст 9Будущее в ваших руках, 2009. >>вернуться в текст 10Если у вас артериальная гипертония. Рекомендации для пациентов. М., 1999. >>вернуться в текст 11Жизнь со стенокардией. Рекомендации пациентам, разработанные обществом специалистов по сердечной недостаточности, год выпуска не указан. >>вернуться в текст 12Eija Hynnninen, et al. Feel Like Making, A MOVE? Layout: Mainossuunnittelu H&P Oy (год выпуска не указан). >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль