Социальные гарантии в области оказания фармацевтической помощи

9

Социологический опрос посетителей аптечных организаций различных организационно-правовых форм позволил установить, что на ранней стадии большинства заболеваний примерно одинаковое количество респондентов обращаются к врачу или непосредственно в аптечную организацию - 73, 4 и 75, 2% соответственно. Это говорит о высоком уровне доверия к фармработникам.

При обращении в аптеку 58, 9% посетителей спрашивают конкретный препарат, а 41, 1% называют заболевание или симптом. Цифры свидетельствуют, что посетители достаточно информированы о необходимых ЛС, приверженны определенным торговым наименованиям, придерживаются рекомендаций врача.

Установлено, что 17% мужчин и 12% женщин решение о выборе препарата принимают непосредственно в аптеке, при этом 46% из них могут уже в аптеке изменить решение о покупке ЛС. Достаточно большой сегмент покупателей принимает решение о покупке медикаментов после консультации с провизором, и его профессиональный уровень в этом случае играет очень важную роль.

При реализации рецептурного лекарственного препарата социальная ответственность фармработника возрастает еще больше. В соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», в рецепте указывается МНН, а не торговое наименование. Если МНН отсутствует, указывается группировочное наименование. Препараты выписываются по торговому наименованию лишь в случае отсутствия МНН или группировочного наименования, а также по решению врачебной комиссии в связи с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям [5].

Фармработник должен не просто отпустить ЛС по рецепту врача, но и предоставить больному исчерпывающую информацию по всем аналогам в рамках данного МНН независимо от того, есть ли эти торговые наименования в аптеке. Право выбора остается за посетителем.

Огромное влияние на выбор потребителей оказывает информация о фармтоварах в СМИ. Однако, как только появляется информация о фальсификатах, посетители обязательно начинают уточнять форму собственности аптеки, в которую они пришли за лекарственными препаратами.

Именно на государственный фармсектор возлагаются обязанности по обеспечению доступности фармацевтической помощи населению.

Во всех административных районах Ставропольского края есть государственные и муниципальные аптечные организации. Это позволяет не только поддерживать конкурентные цены, но и выполнять социально важные функции по обслуживанию отдельных категорий населения, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отпускать наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые средства, обеспечивать изготовление ЛС по индивидуальным рецептам.

ГУП и МУП берут на себя ответственность за выполнение самых трудоемких и порой экономически невыгодных мероприятий в лекарственном обеспечении населения и медицинских организаций. Муниципальные аптеки вынуждены работать не только в сложных условиях конкурирующей среды рынка на хорошо развитой территории, но и в сельских районах, где нет развитого фармрынка. Государственные аптеки ориентированы на обслуживание определенного сегмента фармрынка - декретированных групп населения, имеющих право на льготы по лекарственному обеспечению. Госсектор работает преимущественно с ЖНВЛП; препаратами, содержащими наркотические средства и психотропные вещества; ЛС, подлежащими предметно-количественному учету [2, 3].

Социальные гарантии в области оказания фармацевтической помощиБольные, нуждающиеся в постоянной медикаментозной терапии, при выборе ЛС часто ориентируются на известного им производителя.

ГУП и МУП обеспечивают доступность ЛС, т. к. их деятельность осуществляется на удаленных территориях, не перспективных для развития частного фармбизнеса, и направлена на реализацию препаратов первой необходимости, в т. ч. низкого ценового сегмента.

Для изучения территориальной доступности лекарственной помощи населению края проведен картографический анализ месторасположения государственных унитарных предприятий (табл. 1).

Во всех административных районах края функционируют аптечные организации, подведомственные государственным унитарным предприятиям. Присутствие государственных аптечных организаций повышает доступность фармпомощи населению края, что имеет важное значение, особенно для жителей сельских поселений.

Для полноты охвата лекарственным обеспечением населения края и сглаживания социальной напряженности во всех административных районах присутствуют государственные и муниципальные аптечные организации. Это позволяет не только поддерживать конкурентные цены, но и выполнять социально значимые функции по обслуживанию отдельных категорий населения, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отпускать наркотические средства и психотропные вещества.

Таблица 1

Результаты картографического анализа ГУП

Муниципальные районы края Количество муниципальных образований Число ГУП Удельный вес ГУП в муниципальных образованиях Численность населения, чел. Численность населения на 1 ГУП, чел.
Александровский 8 8 100 50 267 6283, 4
Андроповский 11 2 18, 2 35 439 17 719, 5
Апанасенковский 11 4 36, 4 33 089 8272, 3
Арзгирский 8 2 25, 0 26 308 13 154
Благодарненский 14 13 92, 8 62 058 4773, 7
Буденновский 13 12 92, 1 53 250 4437, 5
Георгиевский 14 11 78, 6 101 387 9217
Грачевский 8 2 25, 0 36 267 18 133, 5
Изобильненский 15 14 93, 3 103 553 7396, 6
Ипатовский 16 7 43, 8 62 762 8966, 0
Кировский 10 5 50, 0 71 848 14 369, 6
Кочубеевский 15 11 73, 3 79 566 7233, 3
Красногвардейский 11 3 27, 3 40 958 13 652, 7
Курский 12 6 50, 0 54 089 9014, 8
Левокумский 11 4 36, 4 41 496 10 374, 0
Минераловодский 15 1 6, 7 45 553 45 553
Нефтекумский 12 3 25, 0 68 784 22 928, 0
Новоселицкий 8 8 100, 0 26 702 3337, 8
Новоалександровский 12 4 33, 3 65 490 16 372, 5
Петровский 13 13 100, 0 78 070 4337, 2
Предгорный 15 11 73, 3 106 820 9710, 9
Советский 7 5 71, 4 62 782 12 556, 4
Степновский 7 7 100, 0 22 189 3169, 9
Труновский 6 6 100, 0 34 579 4939, 9
Туркменский 11 5 45, 5 25 955 5191
Шпаковский 12 10 83, 3 123 092 12 309, 2

Именно через государственный сегмент фармрынка в основном реализуются ЖНВЛП, цены на которые регулируются государством.

Согласно анализу результатов мониторинга ассортиментной и ценовой доступности лекарственных препаратов, проводимого Росздравнадзором за 2014 г., в структуре товарооборота госаптек препараты перечня ЖНВЛП составляют более 60%. До 35% в объеме реализации занимают лекарственные препараты стоимостью до 50 руб., ценовой сегмент 50-500 руб. составляет около 40%.

Средний уровень розничной торговой надбавки по краю составил 21, 5% (по России - 25%), в государственном сегменте средняя розничная надбавка - 21, 4%.

В настоящее время в крае сохранено изготовление экстемпоральных ЛС в 14 ГУП и МУП и 16 больничных аптечных организациях. Ассортимент экстемпоральных ЛС составляет около 70 наименований, применяемых в детской практике, дерматологии (наружно и для физиопроцедур). Спрос на изготавливаемую продукцию сохраняется и у населения, и учреждений здравоохранения края, стоимость 80% изготавливаемых лекарственных форм находится в пределах 100 руб. за единицу.

В соответствии с законодательством розничная продажа лекарственных препаратов может осуществляться только аптечными организациями и только специалистами, имеющими фармацевтическое образование. В сельской местности, где нет аптечных организаций, жители лишены возможности приобретать необходимые препараты.

В целях реализации Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и повышения доступности лекарственного обеспечения населения, проживающего в сельских поселениях, Министерством здравоохранения Ставропольского края проведена работа по организации в отдаленных и малочисленных сельских поселениях розничной реализации ЛС. В результате (по состоянию на 01.07.2013) 207 структурных подразделений медицинских организаций, которые расположены в сельских поселениях, получили лицензии на занятие фармацевтической деятельностью, и 194 уже осуществляют розничную реализацию лекарственных препаратов через ФАП и врачебные амбулатории. Это позволяет гражданам приобретать необходимые лекарственные препараты по месту жительства. В 30 пунк- тах осуществляется льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения [4].

СправкаПо данным DSM Group, объем коммерческого рынка ЛС в ценах закупки аптечных организаций в январе 2015 г. сократился на 23, 5% по сравнению с декабрем 2014 г. и составил 46, 3 млрд руб. (с НДС).По итогам аптечных продаж за первый месяц 2015 г. коммерческий рынок ЛС в натуральном выражении был равен 337, 8 млн упак., что на 4, 0% меньше, чем за аналогичный период 2014 г.Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в январе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. увеличилась на 3, 7% и составила 137, 1 руб.В течение января 2015 г. цены в рублях выросли на 7, 7%, с начала 2014 г. инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила +20, 4% в рублевом выражении [1].На удаленных территориях возможно открытие аптечных организаций только государственной или муниципальной формы собственности из-за отсутствия коммерческого интереса предпринимателей.

Социальные гарантии в области оказания фармацевтической помощиНа удаленных территориях возможно открытие аптечных организаций только государственной или муниципальной формы собственности из-за отсутствия коммерческого интереса предпринимателей.

Результаты соцопроса (табл. 2) показывают, что для удовлетворения потребности населения в медицинской и фармацевтической помощи необходимо открытие аптечных организаций (76, 24% респондентов), открытие медицинских организаций в виде ФАП, многопрофильных и дневных стационаров (каждый третий опрошенный). Амбулаторно-поликлинические учреждения важны для 28, 43% респондентов. В сельской местности обязательно наличие ФАП как обособленного подразделения медицинской организации, позволяющей обеспечить доступность медицинской и фармацевтической помощи (63, 05% респондентов).

Таблица 2

Мнение респондентов об открытии медицинских организаций

Варианты ответов Удельный вес, %
Аптечные организации 76, 24
Дневной стационар 36, 17
Фельдшерско-акушерский пункт 34, 62
Многопрофильный стационар 32, 12
Амбулаторно-поликлинические учреждения 28, 43
Стоматологический кабинет 18, 52
Станции скорой помощи 12, 48

Для улучшения организации лекарственного обеспечения сельского населения края необходимо открытие дополнительно 231 фельдшерско-акушерского пункта с лицензированием фармдеятельности (табл. 3).

Таблица 3

Группировка сельских поселений по численности населения и перспективы лицензирования фармацевтической деятельности при ФАП

Численность населения, проживающего в сельском населенном пункте Число населенных пунктов Число необходимых ФАП % необходимости открытия ФАП
Количество Удельный вес
До 500 чел. 339 46, 5 101 29, 8
501-1000 чел. 83 11, 4 51 61, 4
1001-5000 чел. 251 34, 4 74 29, 5
Свыше 5001 чел. 56 7, 7 5 8, 9
Итого 729 - 231 31, 7

Для обеспечения доступности ЛС необходимо установление нормативов численности населения на одну аптеку и открытие аптечных организаций государственной формы собственности во всех административных районах.

Функционирование ГУП и МУП возможно при экономической поддержке со стороны государственных органов. Основными механизмами поддержки могут быть субсидирование части затрат, связанных с хранением, реализацией и отпуском наркотических средств и психотропных веществ, а также с изготовлением лекарственных препаратов амбулаторным и стационарным больным. Еще одно направление поддержки - возможность получения кредитных ресурсов с минимальной ставкой годовых процентов на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств и модернизацию предприятий. 


Список литературы
1. Аналитический обзор рынка от DSM Group. Январь 2015 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsm.ru/about/news/104/.2.Гаврилина Н.И., Авакян М.Э., Харахашян А.А. Влияние социально важных функций на результат финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации // Новая Аптека. 2010. № 9. С. 39-42.3.Гацан В.В., Гаврилина Н.И., Авакян М.Э., Харахашян А.А. Диагностика финансового положения аптечных организаций, выполняющих социально важные функции // Мед. альманах. 2010. № 3 (12). С. 214-216.4. Дроздецкая О.А., Гаврилина Н.И., Гацан В.В. Особенности организации лекарственной помощи сельскому населению. Опыт Ставропольского края // Заместитель главного врача. 2014. № 9 (100). С. 48-55.5. Приказ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»//[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158515/.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль