Инструменты управления аптеки

33

 Продолжение. Начало см.: Новая Аптека. Эффективное управление. 2015. № 3. С. 36

Процесс познания

— Сегодня наше занятие можно назвать введением к практике, — сообщил Андрей Николаевич, войдя в аудиторию.

Домашнее заданиеВыберите в своих организациях отделы с разным функционалом, поговорите с несколькими сотрудниками этих подразделений и выясните, как они оценивают работу своих коллег.

— А теперь ответьте на вопрос, почему подразделения организованы так, что в каждом из них, как правило, собираются специалисты близких друг к другу профессий?

— Это понятно, — откликнулся Олег. В таких подразделениях лучше используется эффект масштаба и продолжает углубляться разделение труда, что приводит к росту профессионализма каждого специалиста.

— Спасибо, Олег. Кстати, о профессионализме. Хочу познакомить вас с технологией эффективного обучения. — Андрей Николаевич нарисовал на доске «лесенку». — Процесс приобретения знаний проходит сложный алгоритм (рис. 1). Сначала мы запоминаем информацию. Следующий этап познания — практическое применение новых знаний. И, наконец, более глубокое усвоение приобретенных знаний.

ЦитатаПодготовка руководителя должна быть такой же серьезной, как подготовка квалифицированного врача. Иначе так и будем экспортировать только нефть и газ.ВАЖНО
Прочитав новый материал, вы запомните виды организационных структур предприятия.
Домашнее заданиеЕсли у вас есть подчиненные, то опишите, из каких подпроцессов состоит деятельность по делегированию им задач. А если подчиненных пока нет, то понаблюдайте, каким образом происходит процесс выдачи задачи от вашего руководителя. Позже мы обсудим ваши описания процесса делегирования.

— Но когда запоминаешь, — задал вопрос Иван, — разве при этом одновременно нет понимания?

— Все верно. Понимание происходит на всех этапах познания нового. Но после практического применения то, что казалось сложным, оказывается простым, а то, что виделось легким, становится достаточно сложным. Происходит более глубокое осмысление.

Каждый менеджер сталкивается с новыми ситуациями. И какие решения принимать в таких случаях, в книгах не написано. Поэтому руководитель должен находить свое оригинальное решение, по сути — стать исследователем, ученым. И поэтому четвертый этап в познании — развитие теории, которую вы будете применять.

Секретный ингредиент

Андрей Николаевич был доволен: домашнее задание выполнили все студенты его небольшой группы. Исключение составил только Иван.

Первым рассказал о своем исследовании Алексей, работавший, как выяснилось, менеджером отдела маркетинга в компании по производству замороженных полуфабрикатов.

— Я не стал сравнивать свой отдел и отдел сбыта, поскольку давно известно мнение «продажников», что наш отдел только проедает деньги, в то время как они их зарабатывают.

— Какие же подразделения вы сравнивали? — спросил Андрей Николаевич.

Инструменты  управления аптекиРис. 1. Процесс усвоения новых знаний

— Я спросил наших «продажников», что их не устраивает в работе подразделения по производству куриных фаршей. А у начальника производства поинтересовался мнением о работе отдела продаж. И вот что я выяснил. Продавцы, — продолжил Алексей, — ругают отдел производства за то, что он не может обеспечить высокое качество продукции. Например, как только спрос на фарш по какой-либо рецептуре начинал расти, в ТУ вносились изменения: обычно увеличивалось количество сои. В первое время это вызывало рост прибыли, так как цена для покупателей не уменьшалась. Затем добавлялось еще некоторое количество сои. Процесс продолжался до тех пор, пока покупатели не начинали отказываться от продукции. И хотя производство возвращалось к предыдущей рецептуре, клиентов уже невозможно было вернуть.

— А что вам рассказали про отдел продаж «производственники»?

— Я разговаривал с начальником производства. Он сказал, что, вместо того чтобы сидеть на телефоне в офисе, продавцам нужно лично посещать клиентов. Но «продажники» предлагают производить все новые виды продуктов. Спрос на них быстро падает, и предлагаются все новые варианты, зачастую весьма экзотические. К сожалению, кроме тренда к снижению продаж это ничего не дает.

Карта военных действий

Поблагодарив Алексея за интересную историю, Андрей Николаевич решил дать передышку внимательно слушающему классу.

— Что случилось, Иван? Почему вы не успели выяснить ситуацию по взаимодействию между подразделениями вашей компании?

— Особых проблем не было. Просто я совсем недавно устроился на работу. Но зато могу рассказать, каким образом решаются проблемы взаимодействия между подразделениями в нашем НИИ, по крайней мере в моем отделении.

— Расскажите, это очень интересно.

Инструменты  управления аптеки

— Я работаю в лаборатории, которая разрабатывает технологические маршруты по производству транзисторов. Задача нашего НИИ — постоянно улучшать характеристики транзисторов в ходе выполнения НИОКР. А после окончания разработок мое отделение осуществляет мелкосерийную поставку транзисторов с улучшенными характеристиками. Все специалисты лаборатории выполняют схожие виды работ. По сути, запуская полупроводниковую пластину, мы координируем работу всех подразделений, которые задействованы в процессе изготовления транзистора. За весь процесс от запуска до изготовления транзистора отвечает специалист нашей лаборатории.

— В современном менеджменте, — откликнулся на рассказ Ивана Андрей Николаевич, — описанная вами технология управления имеет свое название. Специалист, который запускает новую партию транзисторов, обычно называется менеджер процесса (или владелец процесса). Что, уважаемые слушатели, скажете по поводу организационной структуры отделения, где работает Иван? Надеюсь, вы прочитали параграф по оргструктурам, что я вам рекомендовал в прошлый раз?

Инструменты  управления аптеки

— Мне кажется, это обычная функциональная структура, — предложила версию Анжелика. — Поскольку каждое подразделение отвечает за свой функционал.

Андрей Николаевич нарисовал на доске схему (рис. 2).

— Это пример функциональной структуры любой коммерческой организации. Но подразделения могут быть другие. Главное, что они выполняют самостоятельные функции при производстве продуктов компании. У Ивана это лаборатории. А как назвать специалиста из лаборатории, где работает Иван? Специалиста, который координирует все процессы, выполняемые специалистами из других лабораторий?

— Вероятно, это все-таки матричная структура, — предположил Артем.

Инструменты  управления аптекиРис. 2. Функциональная структура
Инструменты  управления аптекиРис. 3. Матричная структура организации

Андрей Николаевич изобразил на доске рядом с функциональной еще и матричную структуру, приблизив ее к ситуации Ивана (рис. 3).

— Давайте поступим так, — предложил Андрей Николаевич, — я дам два определения функции организации. А дома вы подумаете, какую структуру описал Иван — матричную, функциональную или что-то еще. Итак, первое определение.

Функция организации — это процесс делегирования задач подчиненным и распределения между ними необходимых для выполнения этих задач ресурсов организации.

Второе определение звучит так.

Организовать — значит создать организационную структуру.

Некоторые специалисты называют оргструктуру картой военных действий, которые происходят на стыке между подразделениями. Я думаю, что после рассказа Алексея с этим можно согласиться. На этом я с вами прощаюсь, до следующей встречи!

Продолжение следует



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×