Обоснование НМЦК: лекарства и медизделия

1887

В соответствии с ФЗ-44 «О контрактной системе», если при осуществлении закупок цены на закупаемые товары являются объектом государственного регулирования, заказчики должны применять тарифный метод для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

При этом цена контракта должна быть определена по регулируемому тарифу.

Такая обязанность заказчика вызывает неоднозначные толкования при осуществлении закупок лекарственных средств из-за спорных позиций некоторых органов власти.

В статье предложено рассмотреть сущность государственного регулирования цен на медизделия и лекарства, а также особенности определения НМЦК при осуществлении госзакупок медучреждениями, рассмотрен тарифный метод определения НМЦК.

Государственное регулирование цен на лекарства и медизделия

По своей сути государственное регулирование цен представляет собой определение правил ценообразования.

В соответствии со ст. 6 ФЗ-61 от 12.04.2010 года и постановлением Правительства РФ № 865 от 29.10.2010 года, цены на лекарства, которые включены в перечень ЖНВЛП, подлежат регулированию государством.

Также с. 2.1 чт. 80 ФЗ «Об охране здоровья» предусмотрено, что подлежат государственному регулированию и цены на медизделия, которые имплантируются человеку при оказании бесплатной медпомощи, гарантируемой государственными программами.

Перечень таких медицинских изделий, имплантируемых человеку, содержится в Приложении № 1 к распоряжению Правительства РФ № 2762-р от 29.12.2014 года.

Таким образом, в описанных выше случаях заказчик обязан при обосновании НМЦК руководствоваться тарифным методом.

В целом подходы к регулированию образования цен на медицинские изделия и лекарственные препараты схожи и выражаются в следующей формуле:

Ц = Цфо + Нроx НДС,

где:

Ц – цена, по которой реализуется лекарственный препарат или медицинское изделие;

Цфо – отпускная цена фактическая, которая не превышает предельную отпускную цену, зарегистрированную производителем;

Нроx – оптовая региональная надбавка к фактически отпускной цене.

Также в структуре цены всегда присутствует и розничная надбавка, но при обосновании НМЦК ее учитывать не стоит, т.к. в рамках государственного заказа зачастую отсутствует признак розничной торговли.

Закупка медицинских изделий – обоснование НМЦК

Обоснование НМЦК при закупке медицинских изделий является явлением новым, поэтому этот вопрос необходимо рассмотреть в первую очередь.

В постановлении Правительства РФ № 1517 от 30.12.2015 года определены Правила регистрации предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, а также порядок ведения предельных отпускных цен.

Данное постановление вступило силу уже в январе этого года, однако фактически заказчики начнут работать с тарифным методом обоснования НМЦК лишь после того, как в стране будут зарегистрированы все предельные отпускные цена на медицинские изделия, а в регионах утвердят региональные оптовые надбавки. Завершить эти мероприятия планируется в сентябре 2016 года.

Важно отметить, что заказчики обязаны будут применять метод обоснования НМЦК только к тем медизделиям, которые прямо указаны в Приложении № 1 к распоряжению Правительства № 2762-р.

В п. 5  постановления Правительства № 1517 предусмотрен следующий порядок формирования НМЦК для медицинских изделий, включенных в Приложение № 1:

НМЦКми = Цпрот + ПОН + НДС

Рассмотрим структурные элементы этой формулы:

НМЦКми — НМЦК медизделия;

Цпрот — предельная отпускная цена, зарегистрированная производителем на медизделие;

ПОН — максимальный размер оптовой надбавки к фактической отпускной цене медизделия;

НДС — налог на добавленную стоимость (для медизделий, которые облагаются НДС).

Если итоговая НМЦК будет выше значения, рассчитанной по этой формуле, то такая цена будет признана необоснованной и завышенной.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Закупка лекарств – обоснование НМЦК

При обосновании НМЦК на лекарства, которые включены в Перечень ЖНВЛП, представляется логичным схожий метод формирования цены, однако в отличие от закупки медицинских изделий, он не столь однозначен.

На практике  многих заказчиков интересует вопрос: обязательно ли применение тарифного метода при определении НМЦК на лекарства, или же можно обосновать цену с помощью мет ода анализа рынка?

По смыслу ч. 8. Ст. 22 ФЗ № 44 и установленным условиям государственного регулирования цен, недопустимым является применение метода анализа рынка при обосновании НМЦК.

Связано это с тем, что законодатель предусмотрел отсутствие в таких случаях механизмов свободного ценообразования, поэтому применять метод анализа рынка нельзя.

Эту позицию неоднократно высказывал Минэкономразвития РФ.

Таким образом, для расчета порядка ценообразования на рынке лекарственных препаратов, заказчик использует формулу 1, приведенную выше:         

Ц = Цфо + Нроx НДС.

Обоснование НМЦК: лекарства и медизделия

Норма ч. 10 ст. 31 ФЗ-44 предусматривает, что при проведении закупки лекарства из перечня ЖНВЛП, заказчик должен проверить, не превышена ли предложенная поставщиков цена размер цены предельной, которая регистрируется производителем. То есть заказчик должен сопоставить предложенную заказчиком цену с предельной отпускной ценой, которая зарегистрирована производителем.

Напомним, что Счетная палата РФ расценивает несоблюдение порядка снижения цены, которая предложена участником, до предельной отпускной цены, зарегистрированной производителем, как нарушение эффективного и целевого использования бюджетных средств.

В связи с этим, Минэкономразвития  разъяснил: если на  заказчика возложена обязанность по сопоставлению предельной отпускной цены поставщика с предельной отпускной ценой производителя, то и при расчете НМЦК используется предельная отпускная цена производителя, к ней добавляется НДС. При проведении такого расчета не учитывается региональная оптовая надбавка.

Считаем, что такой подход оправдан в отношении лекарства, если в реестре зарегистрирована только одна предельная отпускная цена производителя, тогда и цена договора не сможет превысить размер предельной отпускной цены производителя, увеличенной на сумму НДС.

29.12.2015 года была изменена ч. 10 ст. 31  44-ФЗ. В соответствии с изменениями, изложенное правило будет работать только в случае, если НМЦК по закупке будет превышать 10 миллионов рублей для федеральных заказчиков. На уровне закупок для нужд регионов и субъектов федерации такой порог должен устанавливаться каждым субъектом страны, но не сможет превысить более 10 миллионов.

С точки зрения результата закупки рискованным представляется формирование НМЦК без учета оптовых надбавок, ведь в таком случае существует риск того, что отсутствие данной надбавки в структуре цены лекарства сделает участие в закупке для многих поставщиков нецелесообразным.

Изменения в ч. 10 ст. 31 ФЗ-44 были внесены именно тогда, когда исключение оптовой надбавки стало причиной того, что многие участники рынка пришли  к выводу о нецелесообразности участия в  закупках для муниципальных и государственных нужд.

Обратим внимание заказчиков на то, что формирование НМЦК при закупке медизделия прямо предусматривает учет надбавки оптовой, которая рассчитывается от размера предельной отпускной цены производителя.

Надеемся, что такой подход к формированию НМЦК на медизделия будет вскоре применяться на законодательном уровне и в отношении лекарств из перечня ЖНВЛП

.

Определение предельной отпускной цены производителя

При расчете НМЦК на лекарства из перечня ЖНВЛП сложным является и вопрос определения предельной отпускной цены, установленной производителем, которая может использоваться при расчете.

Поясняем – если в отношении международного непатентованного наименования лекарства в государственном реестре зарегистрировано одно значение предельной цены, то именно эта цена и должна использоваться при расчете максимальной цены контракта.

Согласно ч. 10 ст. 31, если расчетное значение НМЙК с учетом количества лекарств и единичной расценки не превышает 10 миллионов рублей, то НМЦК должна рассчитываться как значение предельной отпускной цены, которая зарегистрирована производителем, увеличенная на размер оптовой надбавки и сумму НДС.

Сложности возникают, когда к отношении одного и того же международного непатентованного наименования лекарства зарегистрировано несколько предельных отпускных цен от разных производителей. В таком случае непонятно – какую именно отпускную цену должен использовать заказчик, рассчитывая НМЦК.

Законодатель этот вопрос не урегулирован, поэтому на практике заказчики придерживаются разных подходов.

  • позиция Минэкономразвития (разъяснения Д28и-592 от 13.03.2015 года), которое указывает, что при расчете НМЦК нужно выбрать максимальное значение отпускной цены, зарегистрированной в реестре;
  • Минздрав РФ и Росфиннадзор высказывались о том, что в целях экономии бюджетных средств необходимо пользоваться минимальным значением отпускной цены производителя;
  • Во многих регионах сложилась такая практика – заказчик рассчитывает среднее значение цены, а НМЦК определяется как такое среднее значение, увеличенное на размер оптовой надбавки и сумму налога на добавленную стоимость.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что законодателем на сегодняшний день не определен точный порядок расчета НМЦК,  поэтому допустимо использовать любое зарегистрированное значение предельной отпускной цены, которая учитывает финансовую обеспеченность заказчика и соответствует требованиям ограничения конкуренции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×