Причинение вреда здоровью пациента в период госпитализации

20

В современной России проблема жестокого обращения с детьми стала одной из самых актуальных. Неслучайно Указом Президента РФ от 30.12.2009 № 1518 Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка назначен известный правозащитник П.А. Астахов.

Оргазационно-методические изменения в работе большинства дет­ских лечебных учреждений.

Первым шагом стало ознакомление медицинского персонала с законода­тельной базой, гарантирующей пра­вовую безопасность ребенка:

  1. Конвенцией о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Вред здоровью, насилие, права ребенка

Ключевые слова:

Проблема

Отсутствие у врачей правовых возможностей воздействия на роди­телей, которые жестоко обращаются с детьми во время совместного пребывания в ЛПУ

Чем грозит

Причинение вреда здоровью ребенка родителем в период госпитали­зации малыша

Как избежать

Привлечение психологов для работы с родителями и принятие всех возможных мер для предотвращения насилия

  1. Конституцией РФ.
  2. Семейным кодексом РФ (глава 11 "Права несовершеннолетних детей").
  3. Федеральным законом от
  4. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  5. Федеральным законом от
  6. № 120-ФЗ "Об основах си­стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В ряде лечебных учреждений обя­занность по проведению обучающих правовых семинаров была возложена на юридическую службу. Некоторые больницы для экспертных и научно­аналитических работ в сфере защиты прав ребенка привлекли специали­стов высших учебных заведений.

Кроме того, в план организацион­нометодической работы лечебных учреждений было включено обуче­ние медицинского персонала (меди­цинских сестер и врачей) теории и практике социальной психологии. Необходимость подобной подготов­ки обсуждалась на координирующих совещаниях, конференциях доста­точно давно, однако активную под­держку эта инициатива получила лишь в 2010 г.

Описанная ситуация наглядно де­монстрирует практическую целесо­образность подготовки работников лечебных учреждений по вопросам со­циальноправового характера. В боль­шинстве случаев медперсонал не всту­пается за своих маленьких пациентов, объясняя это тем, что мать или отец имеет полное право заниматься вос­питанием своих детей. Безучастность окружающих формирует у родителей чувство безнаказанности за свои дей­ствия и провоцирует в последующем более агрессивные действий по отно­шению к ребенку.

К сожалению, именно матери чаще всего используют негативные способы контроля. Наиболее распро­страненным является принуждение, которое направлено на ограничение активности ребенка, или насильствен­ное переключение ребенка с одного вида активности на другой. Нередко мать применяет физическую силу, чтобы заставить сопротивляющего­ся больного ребенка выполнять дей­ствия, которые, на ее взгляд, более правильные. Нахождение родителя и ребенка в стационаре является самым благоприятным периодом для соци­альнопсихологической поддержки и коррекции поведения такой матери (реже отца).

Коррекция поведения родителя требует планомерной и длительной работы под постоянным наблюдени­ем руководства больницы. Задача же медперсонала — вовремя отреагиро­вать на конфликт и недопустить его развития.

Став свидетелем неправомерного поведения родителя, медсестра, са­нитарка или иной работник должны немедленно сообщить об этом заве­дующему отделением. Тот, в свою очередь, обязан поставить в извест­ность главного врача и исключить возможную угрозу здоровью ребен­ка. Помочь в этом может постоянное наблюдение за проблемным роди­телем и профилактическая беседа с ним.

Беседа проводится с целью разъяс­нения правовых норм, а также оказа­ния психологической помощи. У роди­теля следует выяснить:

  1. Мотивы совершения поступка.
  2. Особенности психологического взаимодействия между матерью и ребенком до поступления в лечебное уч­реждение и в настоящий период.
  3. Возможное развитие этих отно­шений.

Заведующий отделением (а в от­дельных случаях и лечащий врач, установивший контакт с матерью больного ребенка) обязательно дол­жен ознакомить мать с содержанием ст. 62, 65, 69—71, 73—75, 77 Семейного кодекса РФ.

Сотрудники лечебного учреждения должны при необходимости предоста­вить неблагополучной семье коорди­наты правовых центров, где оказыва­ется бесплатная профессиональная юридическая помощь по вопросам жилищного, семейнобрачного, граж­данского, пенсионного законодатель­ства, прав детей, женщин, инвалидов. В последнее время популярность при­обрели юридические клиники при высших учебных заведениях, где под контролем опытных педагогов юриди­ческую помощь оказывают студенты.

Психологическое направление бе­седы должно помочь родителю скон­центрироваться на положительном и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка.

Содержание такой беседы может быть определено психологом. Если в штате больницы нет соответствую­щего специалиста, то руководство больницы должно организовать ин­дивидуальные беседы родителей с психологом и консультации специа­листа для медперсонала больницы не реже 1 раза в неделю. Огромную психологическую помощь могут ока­зать проходящие в больнице практи­ку будущие социальные психологи. Эту возможность нужно согласовать
с главным врачом. Особенно их по­мощь нужна в лечебных учрежде­ниях, где проходят длительный курс лечения детиинвалиды или онколо­гические больные.

Если предотвратить насилие в ле­чебном учреждении не удалось, то руководитель больницы должен не­медленно сообщить о случившемся в правоохранительные органы, в ин­спекцию по делам несовершенно­летних, региональное Министерство здравоохранения и решить вопрос о возможности дальнейшего нахожде­ния ребенка с матерью. Оказанная ребенку медицинская помощь, все лечебные и диагностические манипу­ляции должны быть отражены в меди­цинской документации.

Приведем примерный алгоритм действий главного врача и медицин­ского персонала при выявлении слу­чая жестокого обращения с ребенком.

Главный врач должен направить телефонограмму о факте насилия в районный отдел милиции, районную инспекцию по делам несовершен­нолетних, районный отдел опеки и попечительства, министру здраво­охранения области и в последующем подтвердить данный факт в пись­менной форме с указанием не толь­ко обстоятельств случившегося, но и принятых мер. Отметим, что руково­дитель должен быть готов отчитаться и по тем профилактическим мерам, которые принимались в учреждении для предотвращения подобного рода конфликтов.

Решая вопрос о возможном со­вместном нахождении матери и ре­бенка, нужно исходить из после­дующего поведения виновной и ее желания оставаться рядом с сыном или дочкой. Необходимо помнить, что пока мать не лишена родительских прав либо не ограничена в них по ре­шению суда, нельзя полностью запре­тить контакты между ней и ребенком. Решение о выписке матери из стацио­нара следует принимать, руководству­ясь правилами внутреннего распоряд­ка больницы.

Вопросы не только сотрудников правоохранительных органов, но и работников учреждения, ставших свидете­лями конфликтной ситуации.

Рассмотренная ситуация требует ответа на два ключевых вопроса:

  1. Какие критерии используются для определения тяжести вреда здоро­вью ребенка?
  2. Каков порядок определения сте­пени вреда здоровью при наличии не­скольких повреждений разной степе­ни тяжести?

Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью взрослого человека и ребенка, одинаков и определен в вышеуказанных Правилах.

Критерии (признаки) определения степени тяжести вреда здоровью че­ловека едины в отношении:

— тяжкого вреда: вред, опасный для жизни человека; потеря зрения, речи, слуха либо какоголибо органа или утра­та органом его функций; прерывание беременности; психическое расстрой­ство; заболевание наркоманией либо токсикоманией; неизгладимое обезоб­раживание лица; значительная стой­кая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полная утрата профессиональной трудоспособности;

  1. средней тяжести вреда: длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособно­сти менее чем на одну треть;
  2. легкого вреда: кратковременное

расстройство здоровья; незначитель­ная стойкая утрата общей трудоспо­собности.

Упомянутые Медицинские крите­рии содержат более детальную харак­теристику каждого из вышеуказан­ных признаков.

ЦИТАТА

Уголовный кодекс РФ

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

  1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или по­влекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какоголибо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившееся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего зна­чительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности <...>
  2. <...> деяния, совершенные:

б) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящиеся в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего; <...>

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Объективные данные, подтверждающие временной промежуток расстройства здоровья, берутся из медицинской документации, а характер расстройства здоровья потерпевшего каждый раз определя­ется исходя из индиви­дуальных особенностей организма. Поскольку граница между длительным и кратковременным расстройством здоровья весьма условна, то в сложных случаях необходимо проводить экспертизу с участием су­дебномедицинского эксперта, имеющего специальную подготовку по экспертизе временной нетрудоспоcобности.

Указанные Правила и Медицин­ские критерии едины в том, что при наличии нескольких медицинских критериев тяжесть вреда, причинен­ного здоровью человека, определяет­ся по тому критерию, который соответствует большей степени тяжести вреда.

В приведенной ситуации, несмотря на наличие у ребенка закрытой черепномозговой травмы, оцени­ваемой экспертом как вред здоро­вью средней тяжести по признаку длительности расстройства, всета­ки более тяжким повреждением будет неизгладимое обезображивание лица как признак тяжкого вреда здо­ровью.

Отметим, что в 2008 г. впервые по­сле введения в действие Медицин­ских критериев судебномедицинское сообщество определило условные анатомические границы области лица: верхняя — край волосистого покрова головы в норме, боковая — передний край основания ушной раковины, зад­ний край ветви нижней челюсти, ниж­няя — угол и нижний край тела ниж­ней челюсти .

Неизменным осталось то, что сте­пень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. При этом судебномедицинская экспертиза устанавливает лишь неизгладимость указанного повреждения, так как определение степени обезображива­ния лица не входит в круг специаль­ных знаний эксперта.

Таким образом, степень тяжести вреда здоровью ребенка определяется судебномедицинским экспертом на основании медицинской документа­ции лечебного учреждения и в соот­ветствии с требованиями действую­щего законодательства.

В заключение подчеркнем, что со­действие руководства детского ле­чебного учреждения следствию и суду (предоставление необходимых доказательств и возможности обще­ния с персоналом больницы) важно для нормального функционирования лечебного учреждения, однако при­оритетным направлением организа­ционнометодической деятельности должно оставаться предупреждение совершения неправомерных действий в отношении пациентов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×