Что следует учитывать при определении расчета стоимости государственных услуг

15

Сегодня предусмотрено, что расчет субсидии на вы­полнение государственного (муниципального) зада­ния ЛПУ осуществляется на основе расчета затрат на оказание государственных услуг в соответствии с Ме­тодическими рекомендациями по определению рас­четно-нормативных затрат на оказание федеральны­ми органами исполнительной власти и (или) находя­щимися в их ведении федеральными государствен­ными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-норма­тивных затрат на содержание имущества федераль­ных государственных бюджетных учреждений (утв. при­казом Минфина России от 22.10.2009 № 105н). В соот­ветствии с этими Методическими рекомендациями должны быть определены нормативы затрат на еди­ницу оказания государственных услуг. Что следует учитывать при определении расчета стоимости госу­дарственных услуг?

Заместитель главного врача по экономике, Ивановская область

В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ государ­ственные задания, сформированные и утвержденные учредите­лем, являются обязательными для казенных, бюджетных и авто­номных учреждений. Они не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, даже если условия выполнения этого задания названные учреждения не устраивают.

В связи с этим возможно возникновение следующей пробле­мы: если тарифы, на основе которых рассчитывается сумма суб­сидий, будут низкими, не отражающими адекватно расходы ле­чебного учреждения, то деятельность еще до ее начала можно считать убыточной, и ни о какой самоокупаемости речи быть не может. В этом случае самофинансирование будет возможно толь­ко за счет расширения платных медицинских услуг, вероятные доходы от которых будут являться источником “дофинансирова­ния” лечебного учреждения.

Такая ситуация имела место и до принятия Федерального зако­на № 83-ФЗ. Вот почему крайне важно при расчетах объемов госу­дарственных заданий правильно оценивать затраты на их выпол­нение. Эти затраты должны быть ориентированы на те, которые отражаются в стандартах медицинской помощи и являются науч­но обоснованными. Именно этот объем затрат должен быть нор­мой (нормативом).

Расчет стоимости государственных услуг по-прежнему явля­ется проблемой в сфере формирования и финансового обеспече­ния выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Приведем примеры. В соответствии с Программой государ­ственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной поста­новлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811, нормативы фи­нансовых затрат на единицу объема медицинской помощи соста­вили:

  • на один вызов скорой, в том числе специализированной (сани­тарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;
  • на одно посещение амбулаторно-поликлинических учрежде­ний и других медицинских организаций или их соответствую­щих структурных подразделений (включая оказание неотлож­ной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 168,4 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
  • на один пациенто-день лечения в условиях дневных стациона­ров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обяза­тельного медицинского страхования;
  • на один койко-день в больничных учреждениях и других меди­цинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом средства ОМС покрывают следующие расходы ЛПУ: заработная плата, начисления на заработную плату, приобрете­ние медикаментов и перевязочных средств, приобретение про­дуктов питания (больница), приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т. п., стоимость лабораторных и инструментальных исследований (в других учреждениях). Таким образом, тариф покрывает не все фактические затраты, а только те, что непосредственно обеспечивают лечебный процесс.

Если тариф как норматив не будет содержать все расходы ЛПУ на обеспечение государственного (муниципального) задания в системе ОМС, то деятельность в этой системе по-прежнему будет убыточ­ной. Тариф должен быть полным и включать расходы на создание условий для лечебной деятельности (коммунальные платежи, при­обретение оборудования в размере ежегодной амортизации и т. п.).

Другой принцип формирования финансовых средств на опла­ту медицинских услуг в рамках государственного задания пред­полагает использование такой нормы расходов, как тариф подушевого норматива.

Проанализируем этот показатель, используемый в ряде субъ­ектов РФ для определения объема ассигнований на выполнение территориальной программы ОМС.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмот­ренные Программой государственных гарантий оказания гражда­нам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811), установлены в расчете на одного человека в год (без учета расходов

федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб. (из них 4059,6 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхова­ния; 3573,8 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов).

Фактические тарифы подушевого норматива на одного застра­хованного в рамках Программы госгарантий в 2007 г. (без учета средств федерального бюджета), по данным Минздравсоцразвития России за 2009 г., таковы: минимальный тариф - в Республике Ингушетия - 1723,5 руб.; максимальный - в Чукотском АО - 26 918,1 руб.; средневзвешенный тариф по России - 5150, 4 руб. При этом в 58 субъектах РФ тариф ниже среднего по России.

Таким образом, норматив в большинстве регионов РФ не до­стигает рекомендованного уровня и является заниженным. В та­ких условиях финансирования получение доходов учреждениями здравоохранения весьма проблематично.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” предполага­ет переход на одноканальное финансирование медицинских учреждений. Под одноканальным финансированием мы понима­ем финансирование по полному тарифу, рассчитанному на основе стандарта медицинской помощи, через систему ОМС. Однако в настоящее время нормативы рассчитываются исходя из размера бюджетных ассигнований, т.е. зависят от финансовых возможно­стей регионов, от степени их экономического благополучия.

Переходя на субсидии, Минфин России исходит из того, что размер платы за оказание, например, платной услуги не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание платной услуги и рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями по определению расчетно-нормативных за­

трат на оказание федеральными органами исполнительной вла­сти и (или) находящимися в их ведении федеральными государ­ственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на со­держание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 22.10.2009 № 105н), в части затрат на оказание государственных услуг без учета затрат на содержание имущества.

Расчет субсидий также будет ориентирован на нормативы, не пре­вышающие бюджетных возможностей. В связи с этим есть вероят­ность, что платная медицинская деятельность будет развиваться, по­скольку по-прежнему останется необходимость покрывать дефициты бюджетов из доходов от коммерческой медицинской деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×