Защита прав потребителя при оказании платных медицинских услуг в ЛПУ: проверки Роспотребнадзора

33

В феврале 2011 г. Севастьянов А.В. обратился в стоматологическую клинику “Дента” для проведения протезирования. Ожидая приема и рассматривая от скуки копии документов, вывешенных в “уголке пациента”, Севастьянов обратил внимание на то, что срок действия лицензии на деятельность клиники истек 1 февраля 2011 г. Мужчину насторожил данный факт, и он решил обратиться с соответствующим заявлением в территориальный отдел управления Роспотребнадзора.

На основании заявления была проведена внеплановая проверка клиники на предмет выполнения требований санитарных норм и правил. В ходе проверки было установлено, что срок действия лицензии истек 1 февраля 2011 г., а документы, необходимые для продления лицензии, находятся на рассмотрении в соответствующем госоргане. Таким образом, на момент проверки клиника “Дентал” оказывала медицинские (стоматологические) услуги без соответствующей лицензии. ТУ Роспотребнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ЗАО “Дента” к административной ответственности...

Одно из направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) — государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Это контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе медицинских. Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей при оказании им платных медицинских услуг, осуществляя, таким образом, государственно-правовую защиту населения и повышая эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Плановые мероприятия по контролю деятельности медицинских организаций, оказывающих платные услуги, проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя (или его заместителей) управления Роспотребнадзора в соответствии с годовым планом, утвержденным Генеральной прокуратурой.

Проблема

Нарушение прав потребителей при оказании платных медицинских услуг

Чем грозит

Административная ответственность должностного или юридического лица

Как избежать

Устранить выявленные нарушения в установленный срок

проверки выполняются с привлечением специалистов профильных отделов, в том числе отдела по защите прав потребителей, и строго в сроки, указанные в распоряжении.

Внеплановые мероприятия (выездная или документарная проверка) назначаются по обращениям и жалобам населения и в иных случаях. При этом, если в жалобе (обращении) гражданина на деятельность медицинской организации речь идет об ущемлении прав потребителя, внеплановая выездная проверка проводится без согласования с прокуратурой.

Правила предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению утверждены постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей".

Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно- исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Правила обязательны для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при обязательном наличии у них лицензии на каждый вид медицинской деятельности.

При проведении проверки такой организации специалисты Роспотребнадзора в первую очередь обращают внимание на оформление вывески медицинского учреждения. Она должна содержать информацию о полном наименовании юридического лица с указанием его правовой формы собственности (ООО, ОАО, АОЗТ, ЗАО, ПБОЮА и пр.), юридическом и фактическом адресах, режиме работы. Грубым нарушением является указание на вывеске только наименования клиники (бренда).

Любой посетитель клиники должен иметь возможность ознакомиться в "уголке потребителя" с лицензией, содержащей весь перечень услуг, оказываемых медицинским учреждением, а также с действующими дипломами и сертификатами специалистов об их профессиональной пригодности. На видном месте должен висеть утвержденный руководителем предприятия прейскурант на все оказываемые услуги с указанием цен в рублях. Также в "уголке потребителя" вывешиваются текст Закона "О защите прав потребителей" и список контролирующих органов, в которые пациент может обратиться в случае некачественно оказанной медицинской услуги. Здесь же помещаются сведения о льготах отдельным категориям граждан (ветеранам ВОВ и пр.).

При предоставлении платных медицинских услуг оформляется договор, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В большинстве случаев в ходе контрольных мероприятий выявляются именно нарушения порядка составления договоров: отсутствует информация о сроках получения медицинской услуги, о гарантийных обязательствах предприятия перед потребителем, об ответственности стороны, оказывающей услугу. В некоторых учреждениях вообще не заключаются договоры между сторонами. Нередко граждане обращаются с жалобами на неправильно оформленный документ (чек) при проведении расчетов, несоответствие цены, указанной в прейскуранте, цене в чеке. В договоре часто отсутствует информация о полном объеме медицинской услуги, дополнительных исследованиях (например, рентгенологических).

Все вышеперечисленное нарушает ст. 10 Закона о защите прав потребителей. За нарушение установлена административная ответственность по ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ.

Так, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 500 до 1 тыс. руб., на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, предусматривает наложение административного штрафа на должностнб1х лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб., на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

При выявлении значительных нарушений на месте составляется протокол об административном правонарушении, далее руководителем ТОУ Роспотребнадзора (управления Роспотребнадзора) выносится постановление о штрафе. Кроме того, должностное лицо, уполномоченное проводить проверку юридического лица, дает руководителю объекта предписание, в котором указываются сроки устранения нарушений и подачи письменного ответа по устранению нарушений в Роспотребнадзор. В указанный срок Роспотребнадзором может быть организована проверка юридического лица по контролю выполнения предписаний. В случае невыполнения предписаний постановление о штрафе не выносится, а готовятся материалы, которые подаются в судебные органы. Далее в судебном порядке либо налагается штраф, либо объект закрывается на 90 суток для устранения нарушений.

Оказывая платные медицинские услуги, медицинская организация должна выполнять требования законодательства, установленного на территории РФ при применении тех или иных методов лечения и использовании лекарственных препаратов и материалов.

В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, при несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

- назначить новый срок оказания услуги;

- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- потребовать исполнения услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ “О защите прав потребителей” (ст. 27-31) или договором. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

Все стоматологические материалы должны иметь вкладыш на русском языке с полной информацией о составе и способе применения

требуют предъявить регистрационные удостоверения и сертификаты. Эти документы вправе потребовать и потребитель. Все материалы должны обязательно иметь вкладыш на русском языке с полной информацией о составе и способе применения. Очень часто стоматологические клиники приобретают пломбировочный и прочий материал на различных выставках по более низкой цене, однако подобный материал не содержит описания на русском языке. При выявлении нарушений такого рода составляется протокол об административном правонарушении. Далее выносится постановление по делу об административном правонарушении и назначается административное наказание в виде штрафа.

Согласно ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (-щей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.

Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.

Следует отметить, что рассмотрение жалоб потребителей на некачественно оказанную медицинскую услугу в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не входит. Они должны рассматриваться Департаментом здравоохранения. В случае возникновения споров между сторонами только департамент здравоохранения (городской, областной, республиканский) вправе назначить экспертную комиссию, которая определит качество оказанной медицинской услуги, правильность применения методов лечения и подготовит материалы, которые могут быть использованы заявителем при подаче иска в судебные органы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×