Проведение социологических исследований в ЛПУ на примере

33

В настоящее время во многих ЛПУ достаточно широко стали использоваться социологические методы изуче­ния различных проблем организации и оказания меди­цинской помощи населению. Научно-обоснованная и унифицированная информация, получаемая в ходе та­ких исследований, позволяет судить о социальном эф­фекте осуществляемых мероприятий и проводимых ре­форм, способствует разработке и внедрению в практику целенаправленных управленческих решений. Не могли бы вы на конкретном примере рассказать об опыте про­ведения социологических исследований в ЛПУ?

Заместитель главного врача, Ленинградская область

Ценность мониторингового способа получения информации заключается в том, что он позволяет отслеживать динамику изме­нений в системе. Особенно большое значение такая информация имеет в тех случаях, когда необходимо не просто учитывать те или иные показатели, свидетельствующие о происходящих про­цессах, но и целенаправленно воздействовать на их развитие, т.е. управлять ими, а также оценивать эффективность принимаемых управленческих решений.

Особое значение в современных условиях приобретает ис­пользование социологических методов в управлении деятельно­стью ЛПУ являющегося основным звеном осуществления ре­форм в здравоохранении.

Внедрение программ проведения социологических исследований в конкретном ЛПУ целесообразно осуществлять в несколько после­довательных этапов. На подготовительном этапе должны быть:

проведены совещания с руководителями подразделений (отде­лений), врачами, средним медицинским персоналом по разъ­яснению целей и задач предстоящей работы;

разработаны и утверждены необходимые для внедрения про­граммы нормативные документы, в т. ч. Положение о форми­ровании координационной группы для проведения социоло­гических исследований, Порядок оплаты труда персонала, за­действованного в проведении социологических исследований, и др.

На следующем этапе осуществляется апробация предложен­ной программы, после чего в нее вносятся необходимые коррек­тивы и она утверждается приказом по ЛПУ

Для организации методического и технического обеспечения проведения опросов при администрации ЛПУ целесообразно формировать координационную группу по изучению обществен­ного мнения. В состав группы могут войти различные сотрудники ЛПУ (заместитель главного врача по организационным вопросам, сотрудники научного и организационного отделов, информаци­онного отдела (центра) и др., обеспечивающие статистическую обработку и анализ собранного материала). Ответственность за координацию и проведение социологических опросов может быть возложена на заместителя главного врача.

Для сбора информации необходимо сформировать сеть анке­теров преимущественно из работников среднего звена, достаточ­но хорошо ориентированных в проблемах конкретного ЛПУ.

Периодичность проведения социологических опросов может меняться в зависимости от необходимости выработки управлен­ческих решений или оценки их эффективности (но не реже 1 раза в год по каждому подразделению: поликлиника, стационар и др.).

С населением также должна проводиться регулярная работа по информированию с использованием наглядного метода (выпуск стенных газет, бюллетеней и др.) и разъяснительных бесед в ходе встреч администрации с пациентами.

Достаточно актуальным является использование социологиче­ских методов в тех случаях, когда получить необходимую инфор­мацию другим способом трудно. В частности, это касается вопро­сов участия пациентов в софинансировании медицинской помо­щи. Так, использование в качестве внебюджетного источника финансирования платных медицинских услуг требует обязатель­ного изучения возможностей пациентов вкладывать личные средства для возмещения затрат, связанных с оказанием меди­цинской помощи.

Пример 1

Приведем пример проведения социологического исследования в Мурманском клиническом комплексе Российского Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. В ходе данного ис­следования изучалось мнение пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе или по договорам дополнительного меди­цинского страхования, об организации и качестве медицинского об­служивания, их отношение к расходованию личных средств.

В результате опроса были выявлены факторы, побуждающие паци­ентов обращаться за получением помощи на платной основе. Основ­ными из них оказались: наличие современного оборудования (99,0 на 100 опрошенных), высокое качество оказания медицинской помощи (85,0), внимательное отношение медицинского персонала (80,0), высо­кий профессионализм медицинских работников (78,8), высокий сер­вис (66,3) и др. Показано, что в отделении, где лечатся “платные” паци­енты, достаточно высоким является показатель удовлетворенности пациентов отношением врачей (97,6%) и медсестер (93,5%). Пациен­ты, чьи потребности не были удовлетворены полностью, в основном связывали это с недостатком информации по тем или иным вопросам.

Пример 2

В г. Твери с помощью социологического метода проводился срав­нительный анализ доступности и качества оказанной офтальмологи­ческой помощи в организациях различных организационно-право­вых форм собственности (в т. ч. в контексте таких объективных пара­метров и характеристик, как материально-техническая доступность, информационная доступность, финансовая доступность, организа­ционные технологии реализации доступности и др.). Опрос прово­дился среди пациентов негосударственного офтальмологического центра г. Твери ООО “Взгляд” (далее - центр “Взгляд”) и отделения микрохирургии глаза Тверской областной клинической больницы (далее - ОКБ).

По мнению респондентов центра “Взгляд”, предварительно обра­щавшихся в различные государственные ЛПУ, основными негативны­ми моментами медицинского обслуживания в них явились большие очереди к специалистам и отсутствие современного медицинского оборудования (на это указали 40,0% опрошенных). В меньшей степе­ни высказывалась неудовлетворенность квалификацией и отношени­ем медицинского персонала в государственных ЛПУ (по 10,0%).

Среди основных мотивов обращения населения за медицинской помощью в коммерческую медицинскую организацию были следую­щие: наличие высококвалифицированного медицинского персонала (74,1 на 100 опрошенных); уверенность пациентов в том, что лечение проводится с помощью современного медицинского оборудования (46,7) и будет достигнут желанный результат (36,4); доверие к конкрет­ному врачу, работающему в данном медицинском учреждении (43,3).

Среди основных факторов, удерживающих респондентов отделе­ния микрохирургии глаза ОКБ от обращения за медицинской помо­щью в коммерческие медицинские организации, указана высокая цена предлагаемых медицинских услуг (52,9 пациента на 100 опро­шенных). Треть анкетируемых (30,4) принципиально отказываются от услуг частных медицинских организаций, в большей степени доверяя государственному сектору здравоохранения. Значительное число респондентов (70,6) вообще не рассматривали для себя варианты ле­чения в коммерческих медицинских организациях, причем у 44,1 на 100 опрошенных это связано с тем, что их вполне удовлетворяют условия оказания медицинской помощи в государственных ЛПУ; 20,6 на 100 опрошенных были ориентированы на конкретного лечащего врача ОКБ, а 5,9 на 100 опрошенных не обладали информацией об офтальмологических коммерческих организациях.

Помимо этого исследование, проведенное с использованием со­циологического метода, позволило определить ряд факторов различ­ного характера, не влияющих на выбор пациентом медицинской орга­низации той или иной формы собственности, а именно: возраст, соци­альный статус, материальное положение, удаленность медицинской организации от места жительства пациента и транспортная доступ­ность.

С другой стороны, значимыми факторами, определившими выбор пациентами медицинской организации, являлись: желание лечиться у конкретного врача, желание следовать рекомендациям знакомых, большее доверие к государственному (или коммерческому) сектору здравоохранения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль