Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации: правовые аспекты

72

Закрепление права инвалида участвовать в оплате реабилитационных мероприятий имело бы смысл при установлении принципа их софинансирования

13 января на пешеходном переходе мчащийся на большой скорости автомобиль сбил мужчину. Пострадавшего Кочеткова В.А. доставили в отделение травматологии. Врачи диагностировали сотрясение головного мозга, закрытые переломы костей таза, переломы обеих ног, повреждения органов брюшной полости. Рентгеновские снимки показали, что кости правой конечности представляют собой сплошное месиво из мелких осколков. Хирурги решили ампутировать правую ногу, так как ее восстановление было невозможно. Два месяца Кочетков провел в травматологическом отделении больницы, ему заочно была присвоена II группа инвалидности.

Его жена Кочеткова А.А. обратилась в бюро медико-социальной экспертизы с просьбой провести переосвидетельствование. Ей ответили, что для этого Кочеткову нужно приехать в бюро. При этом мужчине не было предоставлено по индивидуальной программе рабилитации ни коляски, ни костылей. Женщина обратилась в суд.

В настоящее время в связи с серьезным увеличением количества инвалидов в России активно обсуждаются вопросы социальной защиты этих категорий граждан. Вопрос обеспечения инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации (далее — TCP) является одним из ключевых, поскольку средства на эти цели выделяются государством.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее — Закон о социальной защите инвалидов) определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалида.

Понятие социальной защиты инвалидов дано в ст. 2 Закона. Это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им

Проблема

Существующая система государственного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не учитывает индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями

Чем грозит

Инвалид получает за счет государства средство реабилитации, не пригодное к использованию, в результате чего вынужден приобретать новое устройство за свой счет

Как избежать

Использовать принцип софинансирования с учетом опыта зарубежных стран, что позволит повысить эффективность реабилитационных мероприятий

равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Иначе говоря, социальная защита в соответствии с действующим законодательством должна быть направлена на реабилитацию инвалидов.

Статья 9 Закона о социальной защите инвалидов определяет реабилитацию как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов и достижения ими материальной независимости.

В Законе перечислены основные направления реабилитации инвалидов и установлено, что реализация этих направлений предусматривает

использование инвалидами технических средств реабилитации.

В октябре 2003 г. Закон о социальной защите инвалидов был дополнен ст. 11.1 (Технические средства реабилитации). К техническим средствам реабилитации инвалидов Закон относит устройства, содержащие технические решения, в т. ч. специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Согласно ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, реабилитация инвалида должна осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Индивидуальной программой Закон называет разработанный на основе решения уполномоченного органа комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Он включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Комплекс оптимальных для инвалида мер должен предусматривать и перечень необходимых ему TCP. Индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР) подразумевает отдельный подход к каждому инвалиду. В идеале ему должно быть подобрано TCP, которое будет компенсировать именно его ограничения.

Нормы Федерального закона подкрепляются Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н.

В соответствии с п. 4 Порядка “индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро)".

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

<...>

Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, на 2 года и бессрочно; индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, на 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.

42

Исходя из ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов можно выделить три способа обеспечения инвалидов TCP:

— за счет федерального бюджета;

— за счет инвалида;

— за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР, не может быть меньше установленного федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий.

Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, предусматривает двадцать шесть пунктов технических средств реабилитации и услуг для всех категорий инвалидов (для людей с нарушением опорно-двигательной системы, слуха, зрения и т. д.). К сожалению, TCP, предоставляемые в соответствии с этим Перечнем, могут удовлетворить только самые минимальные потребности людей с ограниченными физическими возможностями. Подобная реабилитация не позволяет создать для инвалида комплекс оптимальных мер, которые помогут ему стать полноценным членом общества.

Федеральным перечнем предусмотрены следующие технические средства для людей, например, с нарушениями зрения:

— собака-проводник;

— ориентационная трость;

— устройство для прослушивания "говорящей книги";

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 утверждены Правила обеспечения инвалидов собаками- проводниками. В соответствии с Правилами собака-проводник передается инвалиду бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению третьим лицам, в т. ч. продаже или дарению. Инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании в качестве специального средства для ориентации собаку-проводника, предоставляется компенсация. Отказ инвалида от обеспечения его собакой-проводником денежной выплатой не компенсируется.

— говорящий термометр;

— говорящий тонометр;

— устройство для коррекции слабо- видения.

Между тем на мировом рынке существует более тысячи различных TCPдля незрячих. Среди них — бытовые приборы, такие как определители цвета, индикаторы уровня жидкости, маркировщики предметов, "говорящие" метки, говорящие весы и т. п. Существуют и специальные тактильные устройства, например тактильные часы, тактильные метки, брайлевские дисплеи и пр. Для незрячих разработаны игры, в т. ч. развивающие, например для обучения азбуке Брайля.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51079-2006 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация" содержит перечень и классификацию различных средств реабилитации для всех категорий инвалидов. Но данный документ носит исключительно рекомендательный характер. Поэтому, несмотря на то что все поименованные в стандарте технические средства позволяют компенсировать имеющиеся у инвалида физические ограничения, обеспечить себя такими средствами инвалид может только самостоятельно, без участия и помощи государства.

На этот случай в ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов сказано следующее. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного TCPи (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего TCPи (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном действующим законодательством. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о ее размере, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

С 1 февраля 2011 г. изменен порядок обеспечения инвалидов TCPв части размера выплачиваемой компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства. Еще 7 апреля 2008 г. было принято постановление Правительства РФ № 240, которое предусматривало компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные TCPв полном объеме. Но в феврале 2011 г. были внесены изменения в ст. 11.1 Закона о социальной защите инвалидов, согласно которым порядок и размер компенсации определяется Минздравсоцразвития России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (в ред. от 08.04.2011) и приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 № 57н “Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" размер компенсации не может превышать стоимости TCP, предоставляемого уполномоченным органом.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок).

Принятый порядок имеет два больших недостатка. Во-первых, одним из главных принципов при размещении заказа является наилучшая цена товара. Это значит, что в конкурсе товаров, аналогичных по формальным признакам, но отличающихся по качеству, победа будет обеспечена самому дешевому товару, который зачастую оказывается наименее качественным. Во-вторых, порядок не способствует индивидуальному подходу в обеспечении инвалидов TCP, поскольку технические средства приобретаются без учета индивидуальных рекомендаций. Приведем простой пример с опорными или ориентационными тростями, предусмотренными федеральным перечнем. Они могут быть не только выполнены из разного материала, но и иметь различную комплектацию, конфигурацию, длину и т. д. В рамках конкурса такие особенности оговариваются исключительно редко. В результате за счет бюджетных средств инвалид может получить неудовлетворяющее его потребности средство реабилитации, да еще и непригодное для использования.

Ограничение размеров компенсации за самостоятельно приобретенные TCPбыло бы обоснованным при более широком перечне TCP, предоставляемых за счет федерального бюджета.

Во многих зарубежных странах в связи с высокой стоимостью TCPиспользуются различные способы государственной поддержки инвалидов, наиболее популярен среди них принцип софинансирования. Инвалид оплачивает определенную часть стоимости TCP, остальное доплачивает государство. Этот принцип позволяет одновременно оказать существенную поддержку людям со специальными потребностями, эффективно использовать бюджетные средства и предоставить человеку именно то средство реабилитации, которое соответствует его навыкам, профессиональному и социальному уровню и т. п. Благодаря софинансированию инвалид получает индивидуально подобранный комплекс оптимальных мероприятий и легче интегрируется в общество.

Норма Закона о социальной защите инвалидов, предусматривающая возможность инвалида либо других лиц или организаций участвовать в оплате необходимых ему реабилитационных мероприятий (ст. 11), не является существенной государственной гарантией в реабилитации инвалида. Ведь чтобы оплатить необходимые TCPили реабилитационные мероприятия, инвалиду не обязательно получать специальное разрешение в форме ИПР. Любой инвалид вправе самостоятельно, без оформления ИПР, оплатить необходимые ему TCPи реабилитационные услуги. Закрепление права инвалида участвовать в оплате реабилитационных мероприятий имело бы смысл именно при установлении принципа софинансирования.

Участие в оплате TCPи реабилитационных мероприятий иных лиц и

организаций действующим законодательством урегулировано недостаточно. Благотворительная помощь должна стимулироваться государством посредством различных льгот, в т. ч. и налоговых. Но это уже отдельный вопрос.

Необходимо также отметить, что порядок обеспечения TCPв качестве ключевого принципа устанавливает медицинские показания/противопоказания для обеспечения инвалидов TCP. При этом законодательством предусмотрена не только медицинская, но и профессиональная и социально-бытовая реабилитация. На наш взгляд, для профессиональной и социально-бытовой реабилитации нужны более широкие критерии оценки потребностей инвалида, чем принцип медицинских показаний/противопоказаний.

Кроме совершенствования порядка обеспечения инвалидов TCPтребуется

развитие самой реабилитационной индустрии, подготовка специалистов по техническим средствам реабилитации, в т. ч. для учреждений медико-социальной экспертизы.

Благодаря современным технологиям придумано много разнообразных устройств, помогающих людям с ограниченными физическими возможностями адаптироваться в обществе. Государство должно и может участвовать в обеспечении инвалидов наиболее качественными и технологичными из них. От того, насколько будет продуман и проработан порядок обеспечения инвалидов TCP, зависит не только оптимальное расходование бюджетных средств и эффективная реабилитация инвалидов, но и трудоспособность людей с этим статусом, а значит, их вклад в развитие общества.

3 января на пешеходном переходе мчащийся на большой скорости автомобиль сбил мужчину. Пострадавшего Кочеткова В.А. доставили в отделение травматологии. Врачи диагностировали сотрясение головного мозга, закрытые переломы костей таза, переломы обеих ног, повреждения органов брюшной полости. Рентгеновские снимки показали, что кости правой конечности представляют собой сплошное месиво из мелких осколков. Хирурги решили ампутировать правую ногу, так как ее восстановление было невозможно. Два месяца Кочетков провел в травматологическом отделении больницы, ему заочно была присвоена II группа инвалидности.

Его жена Кочеткова А.А. обратилась в бюро медико-социальной экспертизы с просьбой провести переосвидетельствование. Ей ответили, что для этого Кочеткову нужно приехать в бюро. При этом мужчине не было предоставлено по индивидуальной программе рабилитации ни коляски, ни костылей. Женщина обратилась в суд.

В настоящее время в связи с серьезным увеличением количества инвалидов в России активно обсуждаются вопросы социальной защиты этих категорий граждан. Вопрос обеспечения инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации (далее — TCP) является одним из ключевых, поскольку средства на эти цели выделяются государством.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее — Закон о социальной защите инвалидов) определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалида.

Понятие социальной защиты инвалидов дано в ст. 2 Закона. Это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им

Проблема

Существующая система государственного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не учитывает индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями

Чем грозит

Инвалид получает за счет государства средство реабилитации, не пригодное к использованию, в результате чего вынужден приобретать новое устройство за свой счет

Как избежать

Использовать принцип софинансирования с учетом опыта зарубежных стран, что позволит повысить эффективность реабилитационных мероприятий

равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Иначе говоря, социальная защита в соответствии с действующим законодательством должна быть направлена на реабилитацию инвалидов.

Статья 9 Закона о социальной защите инвалидов определяет реабилитацию как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов и достижения ими материальной независимости.

В Законе перечислены основные направления реабилитации инвалидов и установлено, что реализация этих направлений предусматривает

использование инвалидами технических средств реабилитации.

В октябре 2003 г. Закон о социальной защите инвалидов был дополнен ст. 11.1 (Технические средства реабилитации). К техническим средствам реабилитации инвалидов Закон относит устройства, содержащие технические решения, в т. ч. специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Согласно ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, реабилитация инвалида должна осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Индивидуальной программой Закон называет разработанный на основе решения уполномоченного органа комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Он включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Комплекс оптимальных для инвалида мер должен предусматривать и перечень необходимых ему TCP. Индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР) подразумевает отдельный подход к каждому инвалиду. В идеале ему должно быть подобрано TCP, которое будет компенсировать именно его ограничения.

Нормы Федерального закона подкрепляются Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н.

В соответствии с п. 4 Порядка “индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро)".

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

<...>

Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, на 2 года и бессрочно; индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, на 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.

42

Исходя из ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов можно выделить три способа обеспечения инвалидов TCP:

— за счет федерального бюджета;

— за счет инвалида;

— за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР, не может быть меньше установленного федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий.

Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, предусматривает двадцать шесть пунктов технических средств реабилитации и услуг для всех категорий инвалидов (для людей с нарушением опорно-двигательной системы, слуха, зрения и т. д.). К сожалению, TCP, предоставляемые в соответствии с этим Перечнем, могут удовлетворить только самые минимальные потребности людей с ограниченными физическими возможностями. Подобная реабилитация не позволяет создать для инвалида комплекс оптимальных мер, которые помогут ему стать полноценным членом общества.

Федеральным перечнем предусмотрены следующие технические средства для людей, например, с нарушениями зрения:

— собака-проводник;

— ориентационная трость;

— устройство для прослушивания "говорящей книги";

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 утверждены Правила обеспечения инвалидов собаками- проводниками. В соответствии с Правилами собака-проводник передается инвалиду бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению третьим лицам, в т. ч. продаже или дарению. Инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании в качестве специального средства для ориентации собаку-проводника, предоставляется компенсация. Отказ инвалида от обеспечения его собакой-проводником денежной выплатой не компенсируется.

— говорящий термометр;

— говорящий тонометр;

— устройство для коррекции слабо- видения.

Между тем на мировом рынке существует более тысячи различных TCPдля незрячих. Среди них — бытовые приборы, такие как определители цвета, индикаторы уровня жидкости, маркировщики предметов, "говорящие" метки, говорящие весы и т. п. Существуют и специальные тактильные устройства, например тактильные часы, тактильные метки, брайлевские дисплеи и пр. Для незрячих разработаны игры, в т. ч. развивающие, например для обучения азбуке Брайля.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51079-2006 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация" содержит перечень и классификацию различных средств реабилитации для всех категорий инвалидов. Но данный документ носит исключительно рекомендательный характер. Поэтому, несмотря на то что все поименованные в стандарте технические средства позволяют компенсировать имеющиеся у инвалида физические ограничения, обеспечить себя такими средствами инвалид может только самостоятельно, без участия и помощи государства.

На этот случай в ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов сказано следующее. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного TCPи (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего TCPи (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном действующим законодательством. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о ее размере, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

С 1 февраля 2011 г. изменен порядок обеспечения инвалидов TCPв части размера выплачиваемой компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства. Еще 7 апреля 2008 г. было принято постановление Правительства РФ № 240, которое предусматривало компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные TCPв полном объеме. Но в феврале 2011 г. были внесены изменения в ст. 11.1 Закона о социальной защите инвалидов, согласно которым порядок и размер компенсации определяется Минздравсоцразвития России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (в ред. от 08.04.2011) и приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 № 57н “Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" размер компенсации не может превышать стоимости TCP, предоставляемого уполномоченным органом.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок).

Принятый порядок имеет два больших недостатка. Во-первых, одним из главных принципов при размещении заказа является наилучшая цена товара. Это значит, что в конкурсе товаров, аналогичных по формальным признакам, но отличающихся по качеству, победа будет обеспечена самому дешевому товару, который зачастую оказывается наименее качественным. Во-вторых, порядок не способствует индивидуальному подходу в обеспечении инвалидов TCP, поскольку технические средства приобретаются без учета индивидуальных рекомендаций. Приведем простой пример с опорными или ориентационными тростями, предусмотренными федеральным перечнем. Они могут быть не только выполнены из разного материала, но и иметь различную комплектацию, конфигурацию, длину и т. д. В рамках конкурса такие особенности оговариваются исключительно редко. В результате за счет бюджетных средств инвалид может получить неудовлетворяющее его потребности средство реабилитации, да еще и непригодное для использования.

Ограничение размеров компенсации за самостоятельно приобретенные TCPбыло бы обоснованным при более широком перечне TCP, предоставляемых за счет федерального бюджета.

Во многих зарубежных странах в связи с высокой стоимостью TCPиспользуются различные способы государственной поддержки инвалидов, наиболее популярен среди них принцип софинансирования. Инвалид оплачивает определенную часть стоимости TCP, остальное доплачивает государство. Этот принцип позволяет одновременно оказать существенную поддержку людям со специальными потребностями, эффективно использовать бюджетные средства и предоставить человеку именно то средство реабилитации, которое соответствует его навыкам, профессиональному и социальному уровню и т. п. Благодаря софинансированию инвалид получает индивидуально подобранный комплекс оптимальных мероприятий и легче интегрируется в общество.

Норма Закона о социальной защите инвалидов, предусматривающая возможность инвалида либо других лиц или организаций участвовать в оплате необходимых ему реабилитационных мероприятий (ст. 11), не является существенной государственной гарантией в реабилитации инвалида. Ведь чтобы оплатить необходимые TCPили реабилитационные мероприятия, инвалиду не обязательно получать специальное разрешение в форме ИПР. Любой инвалид вправе самостоятельно, без оформления ИПР, оплатить необходимые ему TCPи реабилитационные услуги. Закрепление права инвалида участвовать в оплате реабилитационных мероприятий имело бы смысл именно при установлении принципа софинансирования.

Участие в оплате TCPи реабилитационных мероприятий иных лиц и

организаций действующим законодательством урегулировано недостаточно. Благотворительная помощь должна стимулироваться государством посредством различных льгот, в т. ч. и налоговых. Но это уже отдельный вопрос.

Необходимо также отметить, что порядок обеспечения TCPв качестве ключевого принципа устанавливает медицинские показания/противопоказания для обеспечения инвалидов TCP. При этом законодательством предусмотрена не только медицинская, но и профессиональная и социально-бытовая реабилитация. На наш взгляд, для профессиональной и социально-бытовой реабилитации нужны более широкие критерии оценки потребностей инвалида, чем принцип медицинских показаний/противопоказаний.

Кроме совершенствования порядка обеспечения инвалидов TCPтребуется

развитие самой реабилитационной индустрии, подготовка специалистов по техническим средствам реабилитации, в т. ч. для учреждений медико-социальной экспертизы.

Благодаря современным технологиям придумано много разнообразных устройств, помогающих людям с ограниченными физическими возможностями адаптироваться в обществе. Государство должно и может участвовать в обеспечении инвалидов наиболее качественными и технологичными из них. От того, насколько будет продуман и проработан порядок обеспечения инвалидов TCP, зависит не только оптимальное расходование бюджетных средств и эффективная реабилитация инвалидов, но и трудоспособность людей с этим статусом, а значит, их вклад в развитие общества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×