Нецелевое использование средств родовых сертификатов

47

По результатам проверки городской больницы МУЗ ТБ № 1” за 2008 г. ТУ Росфиннадзора оформило акт проверки обоснованности получения и использования средств за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению детей, поставленных на учет в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев. По итогам ревизии общая сумма нецелевого использования средств составила 385 881, 14 руб.

Управление вынесло представление главному врачу о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Были составлены 22 протокола об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств (одно правонарушение разбито на 11 случаев по числу платежных документов). Из них 11 протоколов выданы на юридическое лицо (больница) и 11 протоколов на должностное лицо (главврач). Общая сумма штрафных санкций по протоколам составила 440 ООО руб. Администрация МУЗ “ГБ № Г обратилась в арбитражный суд для обжалования решения ревизоров Росфиннадзора. В порядке арбитражного разбирательства в 9 из 10 судебных процессов суд принял сторону больницы. Одно дело было проиграно.

Никто не станет оспаривать необходимость проведения контроля и надзора в такой сложной и ответственной отрасли, как здравоохранение. Вместе с тем многочисленность таких проверок в больницах и поликлиниках вызывает желание защитить медицинское учреждение от необоснованных и (или) незаконных требований проверяющих.

Проблема

Проверки территориальных органов Росфиннадзора в подавляющем большинстве содержат выводы о нецелевом использовании бюджетных средств, прежде всего полученных в рамках национального проекта “Здоровье”

Чем грозит

Административная, дисциплинарная, уголовная ответственность виновных лиц; принятие решения, не основанного на норме права

Как избежать

Оспаривать выводы проверок в судебном порядке, опираясь на сложившуюся судебную практику

Этой проблеме посвящено исследование, проводимое на кафедре медицинского права Кемеровской медицинской академии, в рамках темы "Юридическое обеспечение деятельности медицинских организаций" и ее отдельного направления "Проверки в ЛПУ".

Проверки обоснованности расходования бюджетных средств, проводимые территориальными управлениями Росфиннадзора (далее — ТУ Росфиннадзора), — частный случай надзора за соблюдением законной деятельности ЛПУ. Зачастую результаты проверки не обжалуются. Наиболее вероятной причиной этого может быть специфичность требований ревизоров и отсутствие необходимых знаний у сотрудников ЛПУ. Ведь для детального анализа, а в последующем — для возможности оспорить решение ревизоров, необходимы не только познания в бухгалтерском учете и аудите, кадровых вопросах, но и отличное знание российского законодательства в целом и медицинского права в частности, что для многих ЛПУ представляет неразрешимую проблему.

Поэтому нам представилось актуальным рассмотреть случай оспаривания одной из муниципальных больниц постановлений об административных нарушениях при нецелевом использовании бюджетных средств, полученных для реализации национального проекта "Здоровье". Случай интересен тем, что в 9 из 10 арбитражных разбирательств больнице удалось обжаловать вынесенные решения об административном правонарушении за нецелевое расходование выделенных средств. Некоторые дела были объединены в одно производство. Ниже представлена сводная таблица постановлений и решений судов.

Законодательная база»

Нормативная база по рассматриваемому вопросу представлена Бюджетным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, приказами Минздравсоцразвития России от 01.02.2011 № 72н "О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее — приказ № 72н) и от 01.02.2011 № 73н "О Порядке и условиях оплатв1 медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее — приказ №73н).

Оплата медучреждениям услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период родов и послеродовой период, на основании талонов родовых сертификатов осуществляется с 2006 г. Порядок расходования средств, получаемв1х учреждениями здравоохранения для оплаты талонов родовв1х сертификатов, регламентирован Минздравсоцразвития России.

Кроме этого, постановлением Пра- вителвства РФ от 29.12.2007 № 987

утвержденв1 Правила финансового обеспечения в 2010 году расходов, связаннв1х с оплатой государствен- НБШ и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и послеродовой период.

Исходя из перечисленных документов (а также предшествовавших им, ныне утративших силу — см. табл. 2), средства для оплаты талонов родовых сертификатов перечисляются учреждению при представлении в региональное отделение Фонда социального страхования (далее — ФСС) установленного перечня документов. При этом у медучреждения должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по целому ряду специальностей, и договор, заключенный между учреждением здравоохранения и региональным отделением ФСС. Контроль и надзор в сфере использования средств федерального бюджета возложен на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Как различать целевое и нецелевое использование бюджетных средств? Оптимальный ответ дает ст. 38 Бюджетного кодекса РФ: "Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования". Нарушение адресности предусмотренных бюджетом средств или направление их на иные цели, не обозначенные при выделении средств, следует относить к нецелевому использованию. Статьи расходов носят строго обязательный характер и не подлежат произвольному изменению.

Масштабы проблемы»

Проблема нецелевого использования денежных средств, выделенных в рамках национального проекта "Здоровье", заслуживает особого внимания.

В 2009 г. во многих субъектах РФ удалось пресечь такого рода нарушения. К примеру, прокуратура Курортного района Санкт-Петербурга установила, что ФГУ "РНЦРХТ Росмедтехнологий" на средства, выделенные из федерального бюджета на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, приобрело мебель. По результатам рассмотрения вынесенного в адрес руководителя учреждения представления об устранении нарушений закона 6 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Нарушение адресности предусмотренных бюджетом средств или направление их на иные цели, не обозначенные при выделении средств, следует относить к нецелевому использованию.

Прокуратура Челябинской области направила в суд уголовное дело в отношении главного врача МУЗ "Аргаяшанская центральная районная больница", директоров МУП "Аргаяшсервис" и ЗАО "Компаньон", которые обманным путем похитили около 900 тыс. руб., выделенных из бюджета на ремонт 30 фельдшерских пунктов и амбулаторий. По приговору суда от 7 декабря 2009 г. всем подсудимым назначено наказание в виде различных сроков лишения свободы условно с взысканием штрафа.

Проверки показали, что органы Росздрав надзора не осуществляют должный контроль за использованием поступившего в больницы в рамках реализации национального проекта медицинского диагностического и лабораторного оборудования для оказания бесплатных медицинских услуг. К примеру, в Калининградской области муниципальное учреждение здравоохранения оказывало платные медицинские услуги с использованием флюорографа и рентгеновского аппарата, поступивших в рамках проекта. Во многих регионах страны медицинское оборудование вообще годами простаивает в больницах1.

В ходе проверок использования средств, выделенных на оплату упомянутых услуг, ревизоры наиболее часто выявляют следующие нарушения:

1. Приобретение немедицинского оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря (холодильники, столы, стулья и др.) за счет средств, полученных учреждением в качестве оплаты талона № 2 родового сертификата.

2. Оплата труда работников, не состоящих в Федеральном реестре медицинских работников (сестры-хозяйки, санитарки, буфетчицы, медицинские регистраторы, медицинские статисты).

3. Несоблюдение установленных пропорций расходования средств на оплату труда медицинских работников. Например, за счет средств, перечисленных на оплату услуг по медицинской помощи (амбулаторной), оказанной женщинам в период беременности, произведены дополнительные выплаты медицинским работникам в размере 50 — 55% от суммы перечисленных средств, тогда как норматив составляет 35 — 45%.

Ответственность за нецелевое расходование средств»

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена дисиплинарная, административная и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность установлена Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) в виде замечания, выговора и увольнения.

Более тяжелые последствия определены Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом (далее — УК РФ).

Часть 1 ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов" КоАП РФ гласит, что использование бюджетных средств получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб.

Нецелевое использование бюджетных средств в крупном и особо крупном размере может содержать признаки уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена УК РФ (ст. 285.1 и 285.2).

Случай арбитражной практики»

В описанном в начале статьи случае муниципальной больнице вменялось нецелевое расходование средств по следующим основаниям:

1) превышение рекомендованных сумм по распределению на оплату труда медицинского персонала в зависимости от специфики оказываемого вида помощи, указанное в процентах;

2) оплата труда лицам, не относящимся, по мнению надзорного органа, к медицинскому персоналу (медицинским регистраторам, медицинским статистикам, социальному работнику, гардеробщику, уборщику и машинисту по стирке и ремонту белья и спецодежды);

3) оплата труда лицам, не осуществляющим диспансерное наблюдение детей до года.

Приведем доводы обеих сторон, а также судебные решения.

Оплата труда лицам, не относящимся к медицинскому персоналу »

Приказами Минздравсоцразвития (см. табл. 2) установлена процентная ставка оплаты труда медицинского персонала от суммы перечисленных средств в зависимости от специфики оказываемого вида помощи. Однако в них отсутствует строгая, рамочная регламентация, между каким именно медицинским персоналом следует распределять указанные средства. Несовершенство законодательства, выразившееся в недостаточно четко регламентированном распределении средств, привело к возникновению разногласий между лечебным учреждением и проверяющим надзорным органом. В частности, ЛПУ оплатило труд лицам, не относящимся к категории медицинского персонала, а именно социальному работнику, гардеробщику, уборщику и машинисту по стирке и ремонту белья и спецодежды. По результатам проверки МУЗ “ГБ №1" ТУ Росфиннадзора обвинило учреждение в нецелевом расходовании средств и вынесло постановление о назначении административного наказания. При решении вопроса о правомерности расходования городской больницей средств, полученных от оплаты услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, надзорный орган руководствовался ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 987 "О порядке финансового обеспечения в 2008—2010 гг. расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет", приказом № 51н.

ЛПУ обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав нормативные правовые акты, устанавливающие порядок использования средств,

получаемых медицинскими учреждениями по родовым сертификатам, суд посчитал требования АПУ не подлежащими удовлетворению.

Суд отклонил доводы заявителя (больницы) о том, что должности, замещаемые указанными лицами, являются "профессиями, тождественными санитаркам". При этом судья сослался на действующий приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников", который не относит должности социального работника, гардеробщика, уборщика и машиниста по стирке и ремонту белья и спецодежды к должностям медицинских работников.

Суд также не принял во внимание доводы заявителя о необходимости наличия в штате женской консультации специалиста — социального работника с целью оказания помощи женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период. Во-первых, заявитель не представил

доказательств того, каким образом указанный специалист участвует в оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период. Во-вторых, данная должность не относится к числу медицинских работников. А из пояснений представителей больницы следует, что чаще всего данную должность занимают психологи, а не лица с медицинским образованием.

Заявитель готов был в судебном заседании предоставить первичную медицинскую документацию, подтверждающую непосредственное участие социального работника в оказании помощи женщинам во время беременности, но суд не принял доказательства во внимание. Решение по данному вопросу было вынесено не в пользу лечебного учреждения.

Оплата услуг по диспансерному наблюдению детей »

Среди нарушений, вменяемых больнице, числилась оплата труда медицин-

б) оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин. Что касается оплаты услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет эти средства направляются медицинскими организациями:

а) на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении детей;

б) оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения диспансерного (профилактического) наблюдения детей, в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).

Согласно Положению об организации деятельности социального работника кабинета медико-социальной помощи женской консультации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2007 № 389 “О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях”, на должность социального работника женской консультации назначаются специалисты, получившие высшее образование по специальности “социальная работа”. Социальный работник подчиняется руководителю женской консультации или его заместителю.

Арбитражный суд, проанализировав существующие нормативные акты и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановил, что утвержденное главным врачом Временное положение согласуется с действовавшим на тот момент приказом № 51 и, в п. 6 которого установлено, что средства, направляемые на оплату труда указанных работников, распределяются в соответствии с положением об оплате труда.

Во Временном положении разъясняется, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" участвующими в диспансерном наблюдении детей до года считаются и другие врачи-специалисты, медицинские сестры, не указанные в стандарте, но фактически принимающие в нем участие при наличии медицинских показаний и с учетом состояния ребенка, а также другой медицинский персонал, обеспечивающий полноту и качество диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Далее приведен подробный перечень специалистов и медицинского персонала, которые могут принимать участие в диспансерном наблюдении детей до года. Среди прочих указаны медицинские статистики, медицинские регистраторы и медицинская сестра,

Таким образом, действующее законодательство, установив обязанность медицинских учреждений по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей до года, предоставило им право использовать средства, поступающие от оказания услуг по диспансерному наблюдению, на оплату труда медицинских работников, осуществляющих такое наблюдение. При этом вопрос о том, какие именно медицинские работники участвуют в этом процессе, решается медицинским учреждением самостоятельно. Все названные лица (медицинские регистраторы, медицинские статистики, старшие медицинские сестры, врач педиатр-эксперт, заведующие педиатрическими отделениями больницы) относятся к медицинскому персоналу.

В действиях АПУ нет состава административного правонарушения. Вина МУЗ "ГБ № 1" в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку не существует четкой регламентации порядка расходования денежных средств по родовым сертификатам.

По решению суда постановление ТУ Росфиннадзора о назначении административного наказания, вынесенного в отношении муниципальной больницы, признано незаконным.

Малозначительность правонарушения»

Отдельно следует обсудить вопрос о признании правонарушений ЛПУ малозначительными. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело о правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие и бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае учреждение здравоохранения неоднократно указывало на основания для признания правонарушения малозначительным. В частности, оно ссылалось на возможность квалифицировать правонарушения как продолжаемые, состоящие из ряда тождественных деяний (подписание ежемесячных платежных поручений), направленных к достижению одной цели (оплата труда), объединенных единым умыслом (стимулирование работников). Продолжаемое правонарушение образует юридические тождественные действия, совершаемые через какой-то интервал времени. Таким образом, допустимый состав правонарушения является малозначительным, единичным (продолжаемым) и не подлежит наказанию как за 20 правонарушений (20-кратный административный штраф).

Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отклонили приводимые ЛПУ основания.

По мнению суда кассационной инстанции, правонарушение в данном случае нельзя считать малозначительным. Существенная угроза причинения

вреда охраняемым законом интересам государства и общества выражается в посягательстве на порядок расходования средств государственных внебюджетных фондов. Это может привести к невыполнению поставленных государством задач.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о виновности МУЗ "ГБ № 1" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Вина больницы состоит в том, что она имела возможность для соблюдения установленных законодательством требований, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению этих правил.

Нецелевое расходование бюджетных средств

1

2

3

4

5

“О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни”

От 01.02.2011 № 72Н

10.04.2011

Действует в настоящее время

“О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов”

От 15.01.2007 № 33

01.01.2007

(согласно

тексту

приказа)

Формально отменен не был, фактически действовал до 19.02.2008, когда вышел приказ № 11н

О финансировании медицинским организациям услуг женских консультаций, роддомов и детских поликлиник из средств

“О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов”

От 16.01.2008 (в ред. от 12.02.2010)

№ 11Н

19.02.2008 (в ред. от 18.04.2010)

Утратил силу 30.04.2011 с выходом приказа № 73н

ФСС, а также о порядке выдачи родовых сертификатов

“О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни”

От 01.02.2011 № 73Н

01.05.2011

Действует в настоящее время

1 ПаламарчукА. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения // Законность. 2010. № 4. С. 7-10.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×