«Мазок на флору» и «степень чистоты»

В статье уделено внимание совершенствованию лечебно-профилактической помощи, повышению качества диагностики гинекологических заболеваний с помощью применения современных методов лабораторных исследований.

Сущность анализов «мазок на флору» и «степень чистоты»

Врачи лабораторной диагностики часто встречаются с запросами врачей-клиницистов на проведение анализа «мазок на флору» и «степень чистоты».

Так,   в приказе Минздрава  РФ № 572-н от 01.11.2012 года указано о выполнении «мазка на флору» и «анализа степени чистоты» при выявлении бактериурии. Поэтому в течение долгих  лет, безоговорочно выполняя запросы врачей-специалистов и гинекологов, сотрудники Института повышения квалификации ФМБА обучают ординаторов, интернов и врачей клинической лабораторной диагностики описывать правильно гинекологические мазки и указывать их «степень чистоты».

Анализируя врачебные назначения, многие специалисты приходят к выводу, что этот анализ существует по инерции, и что современные клиницисты используют для оценки биоценоза другие возможности.

Так, мазок на флору часто называется «микроскопическое исследование мазка» или «общеклиническое исследование отделяемого», и под ним подразумевается описание морфологии флоры, количества лейкоцитов, а также указание на наличие гонококков, элементов грибы и трихомонад, в случае их обнаружения.

На сегодняшний день в распоряжении многих лабораторий имеются и более объективные и точные методы, например:

• метод амплификации нуклеиновых кислот, предназначенный для обнаружения и количественного определения патогенов нуклеиновых кислот;
  • культуральное (микробиологическое) исследование, которое позволяет определить видовую идентификацию микроорганизмов и оценить их чувствительность к антибиотикам.

Однако, результаты этих исследований часто не совпадают, и это обусловлено субъективной оценкой результатов и сложным преаналитическом этапом подготовки к исследованиям разных типов.

Микробиологическая диагностика воспаления

Микроскопическое исследование проводится во всех случаях диагностики инфекций детородных органов женщины.

Однако основной задачей такого исследования сегодня стало выявление воспаления.

ВОЗ и Департамент здравоохранения и социальных служб предложили использовать в качестве критерия воспалительного процесса при проведении микроскопии, образцов увеличения относительного или абсолютного количества нейтрофилов.

Эти критерии представлены в таблице ниже.

Диагноз

Источник биологического материала

Критерий воспаления

Уретрит

Уретра

ПМЯЛ в п. з. >10 (женщины)

Уретрит

Уретра

ПМЯЛ в п. з. >4 (мужчины)

Цервицит

Цервикальный канал

ПМЯЛ в п. з. >10 (женщины)

Вагинит

Влагалище

Отношение ПМЯЛ/ЭК* >1: 1

Вагиноз

Влагалище

Отношение ПМЯЛ/ЭК* ≤1: 1

* ЭК — эпителиальные клетки; ПМЯЛ — полиморфноядерные лейкоциты; п. з. — в поле зрения.

Оценка «степени чистоты» влагалища

Такое исследование будет актуально в лабораторной диагностике еще не один год. Формы описания и параметры исследования предложены еще в 1910 году и в 1948 году.

Данные классификации предусматривают оценку микрофлоры влагалища с градацией на 4-6 классов на основании исследования мазков, окрашенных по Граму.

Эти методы применяются и на сегодняшний день в лабораториях, которым в силу определенных причин недоступны более современные методы исследования, такие как посев или ПЦР.

Но в силу доступности молекулярно-биологических и культуральных исследований, эти классификации устарели, поскольку количество разных видов и родов бактерий доходит в некоторых случаях до 50.

К тому же, старые классификации имеют существенные недостатки:

• не позволяют установить, к какой группе относятся больные с явным воспалением, но без выраженного вагиноза или присутствия трихомонад;
  • каждый врач решает по-своему, в какую группу включать больных с обнаруженными элементами грибов, но без воспалительной реакции;
  • часто пациенткой с хламидийной инфекцией относят к здоровым из-за низкой чувствительности выявления C. Trachomatis при микроскопии.

Учитывая несовершенства предыдущих классификаций, в конце 20 века была разработана классификация микроскопии биоценоза влагалища.

В ней были выделены основные типы (состояния) биоценоза (нормоценоз, дисбиоз, вагинит, промежуточный тип), его основные признаки (состояние микрофлоры, наличие и количество лактобактерий и прочие), а также нозологические формы.

Зарубежные способы диагностики инфекционного процесса

За рубежом распространены и другие способны оценки и диагностики инфекционного процесса во влагалище, которые в России обязательными не являются.

Так, широко известны критерии Амселя, которые разработаны гинекологами. В этом случае микроскопическое исследование вносит в диагноз лишь один вклад – выявляет присутствие или отсутствие в мазке «ключевых» клеток.

Критерии Ньюджента же предполагают исследовании  мазка с помощью световой микроскопии, который окрашен по Граму, результаты анализа подводятся в помощью подсчета баллов.

Но этим методом владеют далеко не все специалисты.

Недостатком перечисленных методов является отсутствие в них видовой идентификации микроорганизмов.

Рекомендации при проведении исследования

Из вышеизложенного следует, что существует недостаточность стандартизированных подходов в диагностике, что на практике часто приводит к недостоверным заключениям при установлении диагноза вульво-вагинальной инфекции.

При постановке диагноза необходимо учитывать также и этиологическую причину состояния пациентки, которая с ней обратилась к врачу.

Наличие в основном микроаэрофилов, облигатных анаэробов или факультативных анаэробов или аэробов предполагает и выбор разных тактик ведения пациентки и соответствует разным клиническим диагнозам.

А такой развернутый ответ невозможен в случае применения только микроскопического исследования мазка из влагалища и не соответствует критерию «степени чистоты влагалища».

В списке назначений должна присутствовать световая микроскопия окрашенного препарата. Но результат такого исследования позволяет выявить лишь наличие или отсутствие воспаления, исходя из присутствия нейтрофилов в ходе микроскопического исследования.

Под степенью чистоты подразумевается как качественная, так и количественная оценка микробиоты влагалища, которая определяется путем микробиологического или молекулярно-биологического исследования.

Необходимо обсудить со специалистами целесообразности при микроскопическом исследовании мазков параметров «чистота влагалища» и «мазок на флору».

Мы полагаем, что категория степени «чистоты» влагалища является чисто субъективной оценкой количества неоднородной микробиоты клеточных элементов, которая проводится врачом лабораторной диагностики во время проведения световой микроскопии мазка.

Новые документы