Проблемы привлечения ЛПУ к административной ответственности

33

Прокуратура Ленинского района совместно с ТУ Росздравнадзора проверила исполнение аптечными учреждениями законодательства, регулирующего реализацию лекарственных средств населению. В одном из проверенных аптечных учреждений отсутствовал минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, не были соблюдены порядок хранения и отпуска отдельных препаратов и требования к ассортименту продукции, разрешенной к реализации через аптечные учреждения. Кроме того, розничная надбавка к цене на лекарственные средства в аптеке превышала установленные предельные размеры.

По результатам проверки в отношении руководителя аптеки были возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.6, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Действующим законодательством государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения и социальной защиты населения (в том числе проверки деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей) отнесен к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов (далее — ТУ Росздравнадзора). При этом ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Росздравнадзору вменяется в обязанность в случае выявления нарушений обязательных требований принимать меры по привлечению нарушителей к ответственности.

Положения ст. 28.1, п. 18 ч. 2, 3 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривают возможность для должностных лиц Росздравнадзора привлекать виновных к административной ответственности посредством возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.2, 6.15, 6.16, ч. 2 — 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.20 КоАП РФ.

Проблема

Осуществление учреждениями здравоохранения деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований

Чем грозит

Привлечение ЛПУ к административной ответственности по ст. 19.20 и 14.1 КоАП РФ

Как избежать

В целях предупреждения административных правонарушений по указанным статьям своевременно оформлять лицензии на все виды осуществляемой деятельности

В период с 2006 по 2010 г. ТУ Росздравнадзора по Ростовской области были составлены и направлены в суд 1137 протоколов об административном правонарушении. При этом за последние 3 года отмечается относительная стабильность как общего числа ежегодно составляемых протоколов (табл. 1), так и принятых по ним решений суда (рис. 1, 2).

В полтора раза увеличилось общее количество ежегодно составляемых протоколов. Почти в 4 раза снизилась доля принимаемых судом решений об отказе в привлечении к административной ответственности (по сравнению с 2007 г.). Эти показатели были достигнуты за счет соблюдения следующих принципов:

— при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20, ст. 14.1 КоАП РФ, протокол составлялся в отношении как юридического, так и должностного лица (исключением стали индивидуальные предприниматели);

— в случае выявления состава административного правонарушения, предусмотренного различными частями ст. 19.20, а также ст. 14.1 КоАП РФ, по каждой части соответствующей статьи КоАП РФ составлялся отдельный протокол;

— все составленные протоколы передавались представителю ТУ Росздравнадзора по Ростовской области в суде для проверки соблюдения требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, в т. ч. гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности;

— в случае выявления несоответствия протокола требованиям ст. 28.2. КоАП РФ составлялся новый документ с новой датой с соблюдением установленных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, в части уведомления его о месте, дате и времени составления повторного протокола;

— ко всем направляемым в суд протоколам об административном правонарушении (в т. ч. мировому судье, в районный или военный суд) прикладывалось заявление о привлечении к административной ответственности;

— в случае получения судебных актов об отказе в привлечении лиц к административной ответственности направлялась жалоба в прокуратуру субъекта РФ с просьбой принести протест на принятое решение в порядке, установленном ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ;

— при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.2002 № ЗО-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" направлялась жалоба в квалификационную коллегию судей субъекта РФ.

Таблица 1

Структура и количество составленных протоколов об административном правонарушении за 2008-2010 гг.

Вид деятельности

Статья КоАП РФ

Часть статьи КоАП РФ

Лицо, в отношении которого составлен протокол

Количество протоколов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Медицинская

14.1

2

юридическое

10

7

0

физическое

10

7

0

3

юридическое

10

5

3

физическое

9

5

3

4

юридическое

13

8

1

физическое

13

8

1

19.20

1

юридическое

53

104

57

физическое

53

103

57

2

юридическое

14

7

11

физическое

12

7

11

3

юридическое

19

10

28

физическое

18

10

28

Связанная с оборотом

19.20

1

юридическое

1

0

1

наркотических средств

физическое

1

0

1

и психотропных веществ

3

юридическое

7

0

0

физическое

6

0

0

Фармацевтическая

14.1

3

юридическое

3

2

1

физическое

3

2

1

4

юридическое

21

26

28

физическое

14

28

25

19.20

1

юридическое

3

0

2

физическое

3

0

2

2

юридическое

1

0

0

физическое

0

0

0

3

юридическое

4

1

1

физическое

4

1

1

Техническое обслужи-

14.1

2

юридическое

0

1

0

вание медицинской

физическое

0

1

0

техники

4

юридическое

1

0

0

физическое

1

0

0

Производство медицин-

14.1

2

юридическое

2

0

0

ской техники

физическое

2

0

0

4

юридическое

1

0

0

физическое

1

0

0

Вместе с тем, анализ судебной практики за 2006 — 2010 гг. выявил следующие актуальные проблемы.

Установленную гл. 25 КоАП РФ возможность лишения должностного лица, уполномоченного составлять протокол, права на участие в судебном производстве можно рассматривать как нарушение ст. 46 Конституции РФ

В соответствии с положениями гл. 25 КоАП РФ ни должностное лицо, составившее протокол, ни орган государственного контроля (надзора) не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях. В связи с этим если дело об административном правонарушении рассматривается мировым судьей (районным судом), они лишены соответствующих процессуальных прав. Установленную гл. 25 КоАП РФ возможность лишения должностного лица, уполномоченного составлять протокол, права на участие в судебном производстве можно рассматривать как нарушение ст. 46 Конституции РФ. Указанные противоречия могли быть разрешены Конституционным судом. Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 24.06.2008 № 330-0-0, отнесение органа (должностного лица), возбудившего дело об административном правонарушении, к числу участников производства по этому делу возможно только после внесения изменений в гл. 25 КоАП РФ. Внесение подобных изменений является исключительным правом федерального законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.

Вместе с тем, согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2010 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", 1 января 2011 г. в ст. 30.1 КоАП РФ введен п. 1.1. В нем говорится, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Непричисление должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, к числу участников производства по делу об административном правонарушении в ряде

случаев затрудняет надлежащее исполнение административным (лицензирующим) органом постановления суда.

К примеру, одним из видов административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон № 128-ФЗ) в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Согласно ч. 1 ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления лицу, привлекаемому к административной ответственности. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность суда уведомлять лицензирующий орган о дате вручения (получения) копии привлекаемому лицу. Как следствие, лицензирующий орган в соответствии с действующей редакцией КоАП РФ не имеет возможности точно определить дату вступления в законную силу вынесенного мировым или районным судом постановления. Если же постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности было обжаловано, то в силу ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ копия решения по жалобе не направляется в административный (лицензирующий) орган, а вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу. Таким образом, лицензирующий орган не имеет возможности вовремя узнать, вступило ли в законную силу или было отменено постановление, вынесенное районным судом, следовательно, не может надлежащим образом исполнить требование п. 1 ст. 13 Закона № 128-ФЗ.

Заслуживает внимания и вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, имеющих специальные звания.

С одной стороны, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, обязано составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 и 14.1 КоАП РФ в отношении виновных должностных лиц, независимо от того, являются ли они военнослужащими или лицами, имеющими специальные звания (сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). С другой стороны, согласно разъяснениям, содержащимся в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 8), суд не вправе назначить предусмотренные ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ наказания. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к указанной категории лиц данные виды наказаний не применяются. Суд также не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи КоАП РФ. Поскольку в таких случаях у суда нет законных оснований для вынесения постановления, предусмотренного ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ суд должен вынести определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному на- комментарий значить наказание в виде привлечения к дисциплинарной ответственности.

Как следствие, суд, рассматривая дело и усматривая наличие состава административного правонарушения, не может назначить административное наказание, если лицо имеет воинское или специальное звание, что может быть рассмотрено как противоречие ст. 19 Конституции РФ.

Подводя итог, отметим, что административно-правовая ответственность, являясь механизмом государственного принуждения, помимо преследования и наказания нарушителей законодательства, имеет своей основной задачей предупреждение административных правонарушений. В связи с этим приведем правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 25.04.1995 № 3-П: "Положения Закона, касающиеся возможных ограничений прав и свобод, должны быть ясны и определенны. Этот принцип, вытекающий из требований ст. 19 Конституции Российской Федерации, неоднократно был выражен в позициях Конституционного Суда как необходимое условие недопущения произвола при применении закона. Установленные ограничения должны быть четки и понятны любому гражданину и должностному лицу. Норма должна не допускать произвольного толкования, ясно устанавливать пределы ограничений и степень усмотрения исполнительных органов. В противном случае нарушается принцип верховенства закона (ст. 76, 90, ч. 3, ст. 115, ч. 3 Конституции Российской Федерации)".

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости совершенствования отдельных положений КоАП РФ с целью разрешения коллизии современного законодательства. Кроме того, принимая во внимание довольно противоречивую правоприменительную практику в сфере лицензирования, необходимы соответствующие разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль