Проблемы реализации программ льготного обеспечения ЛС граждан в муниципальном ЛПУ

50

В соответствии с законодательством РФ и субъекта Российской Федерации один и тот же гражданин зача­стую является одновременно и “федеральным”, и “ре­гиональным” льготником. Такое несовершенство нор­мативно-правовой базы приводит к нерациональному использованию бюджетных средств. Можно ли ка­ким-то образом оптимизировать существующий поря­док реализации федеральных и региональных про­грамм льготного лекарственного обеспечения отдель­ных категорий граждан? С какими проблемами при реализации программ льготного лекарственного обес­печения граждан в муниципальном учреждении здра­воохранения сталкиваются в других регионах?

Главный врач, Ивановская обл.

Обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера), в соответствии со стандартами медицинской помо­щи, входит в набор социальных услуг (далее - НСУ), предостав­ляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Феде­ральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.12.2010 № 345-ФЗ). Перечень лекарственных пре­паратов (в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений) утверждается феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим вы­работку государственной политики и нормативное правовое ре­гулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Изначально предполагалось, что принцип действия Програм­мы дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО) будет аналогичен принципу социального страхования. Это озна­чает, что финансовые средства выделяются по установленному нормативу, в расчете на всех граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (и учтенных в соответ­ствующем регистре), а потребление лекарств осуществляется только теми, кому это необходимо. Однако в дальнейшем гражданам было предоставлено право выбора денежной компенсации взамен получения лекарственных препаратов.

Выплата денежной компенсации всем, кто ее выбрал (как пра­вило, эти пациенты считали, что они будут лечиться на сумму, меньшую, чем компенсация), привело к недостатку финансирова­ния программы для оставшихся пациентов. Тем не менее это пра­во граждан сохранилось и при реализации Программы обеспече­ния необходимыми лекарственными препаратами (далее - ОНЛП), которая была принята в 2009 г. на смену программе ДЛО.

Решая проблему недофинансирования “федеральных” льгот, органы власти субъектов Российской Федерации приняли соб­ственные нормативные акты, устанавливающие “региональные” льготы (финансирование которых осуществляется за счет регио­нального бюджета).

Представляет интерес опыт реализации льготного лекарствен­ного обеспечения отдельных категорий граждан на уровне муни­ципального учреждения здравоохранения на примере МУЗ “Го­родская поликлиника № 2” г. Рязани (далее - поликлиника № 2).

Здесь было выявлено, что число граждан, имеющих в соответ­ствии с федеральным законодательством право на получение НСУ, ежегодно увеличивается, а число “федеральных” льготников, имеющих право на ОНЛП, напротив, уменьшается (как в целом по области, так и среди граждан, прикрепленных к поликлинике № 2). Это напрямую связано с тем, что количество льготников, выби­рающих денежную компенсацию взамен ОНЛП (или всего набора социальных услуг), ежегодно растет.

Так, при почти неизменной общей численности прикреплен­ного к поликлинике населения (около 45 тыс. чел.) число граждан, имеющих право на ОНЛП, сократилось за период 2005-2010 гг. в 8,52 раз (с 221 194 до 25 960 чел.), а воспользовавшихся этим пра­вом - в 7,1 раза (с 8722 до 1227 чел.).

Граждане, оставшиеся в программе ОНЛП, как правило, имели наиболее тяжелые формы заболеваний или сочетанную патоло­гию, что требовало более дорогостоящего лечения. Это привело к тому, что при сокращении числа льготников, воспользовавшихся правом на ОНЛП, в семь раз количество рецептов, выписанных в среднем за год, уменьшилось за период 2005-2010 гг. только в три раза (с 85 552 до 28 124).

В 2005-2010 гг. общий объем финансирования программ ДЛО и ОНЛП за счет средств федерального бюджета значительно варь­ировал. Так, в 2006 г. он был значительно увеличен (для поликлини­ки № 2 - в 3,3 раза по сравнению с 2005 г.), а Перечень лекарствен­ных средств был расширен (на 27%). Однако уже в 2007-2008 гг. финансирование программы резко уменьшилось, что вызвало проблемы в лекарственном обеспечении льготников. Был вновь сокращен Перечень лекарственных средств, а в регионах стали устанавливать лимиты на объемы соответствующих заявок от ЛПУ. В 2009 г. объем финансирования программы ДЛО (ОНЛП) для “федеральных” льготников, прикрепленных к поликлинике № 2, вновь вырос в 2,7 раза (по сравнению с 2008 г.), а в 2010 г. - сни­зился на 10%.

Сумма денежных средств, расходуемых в среднем на одного “федерального” льготника в течение года, за 2005-2010 гг. увели­чилась почти в десять раз (с 1248 до 12 170 руб.), причем резкий скачок произошел уже в 2006 г.

Право льготника на получение необходимых медикаментов ограничивается лишь Перечнем лекарственных средств, отпу­скаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополни­тельной бесплатной медицинской помощи, который утверждает­ся Минздравсоцразвития России. Дополнение или сокращение Перечня значительно влияет на средние затраты на лекарствен­ное обеспечение одного льготника в год. Так, после сокращения Перечня в 2007 г. значительно снизилась и сумма соответствующих затрат, а после расширения Перечня в 2009 г. она возросла в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. (а общее финансирование про­граммы ОНЛП возросло в 2,4 раза).

Нужно понимать, что граждане, отказавшиеся от ОНЛП (или от всего НСУ) в пользу денежной выплаты, не перестали страдать имеющимися у них заболеваниями. Эти граждане продолжали требовать от медицинских работников выписать им льготные ре­цепты на лекарственные препараты.

В Рязанской области был принят областной Закон от 24.04.2008 № 49-ОЗ “О лекарственном обеспечении населения Рязанской об­ласти” (далее - областной Закон № 49-ОЗ). Им были установлены дополнительные меры социальной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, по­стоянно проживающих на территории Рязанской области. Были определены категории пациентов (в частности, страдающих забо­леваниями из списка, включающего 31 нозологическую форму), которые имеют право на бесплатное или льготное (за половину стоимости) получение лекарственных средств по рецепту врача на территории области.

Льготы по лекарственному обеспечению жителей области, страдающих этими заболеваниями, предоставляются независимо от наличия у гражданина группы инвалидности и от его отказа от федерального НСУ. Финансирование соответствующих расходов осуществляется за счет средств областного бюджета.

Принятие Закона позволило в какой-то мере продолжить ле­карственное обеспечение “федеральных” льготников, ранее отка­завшихся от ДЛО (ОНЛП), но имеющих заболевание, входящее в перечень, определенный областным Законом № 49-ОЗ.

Решая проблему нехватки денежных средств для льготного ле­карственного обеспечения, в Минздравсоцразвития России ис­ключили из программы ДЛО приобретение медикаментов для больных, страдающих “высокозатратными” заболеваниями (зло­качественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилия, муковисцидоз, гипофизар­ный нанизм, болезнь Гоше, рассеянный склероз, состояние после трансплантации органов и (или) тканей). Финансирование приобретения лекарств для лечения этих заболеваний (согласно пе­речню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) стало осуществляться целевым образом за счет средств федераль­ного бюджета.

Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, на­следственные гомеопатия, муковисцидоз (у детей), рассеянный склероз, гипофизарный нанизм и состояние после транспланта­ции органов и тканей относятся к заболеваниям, при которых пациентам предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение и в соответствии с областным Законом № 49-ОЗ. Таким обра­зом, действующими нормативными правовыми актами преду­смотрено финансирование за счет как федерального, так и регионального бюджета. На практике все больные с указанными забо­леваниями получают необходимые лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.

Заметим, что регистры льготников по лекарственному обеспе­чению, финансируемому по трем разным программам, формиру­ются и ведутся раздельно:

  • по программе “Семь нозологий” - Минздравсоцразвития Рос­сии;
  • по федеральной программе ОНЛП - Минздравом Рязанской области;
  • по областному закону № 49-ОЗ - медицинским учреждением, в котором непосредственно оказывается медицинская помощь. На уровне медицинского учреждения существует проблема

идентификации (разграничения) категорий граждан, имеющих право на различные льготы, предоставляемые в области лекар­ственного обеспечения на основании федерального и региональ­ного законодательства.

В 2010 г. 4193 чел. были зарегистрированы в поликлинике № 2 как “региональные” льготники; многие из них являются и “федеральными“ льготниками. Даже в случае, если они отказались от ОНЛП (или от всего НСУ) и получают вместо этого ежемесячную денежную выплату, у них остается право на льготное лекарствен­ное обеспечение, предоставленное на уровне региона (региональ­ная льгота не может быть заменена денежной компенсацией).

Стоимость лекарств, выписываемых “региональным” льготни­кам, лимитирована суммой в 699,26 руб. на человека в год (эта сумма утверждена постановлением Правительства Рязанской об­ласти от 11.11.2009 № 311). Использование средств областного бюджета на медикаментозное обеспечение “федеральных” льгот­ников негативно влияет на возможности лекарственного обеспе­чения лиц, не имеющих права на получение НСУ за счет феде­рального бюджета.

Для медицинской организации указанная проблема оборачива­ется недостаточностью финансирования лекарственного обеспече­ния прикрепленных к поликлинике льготников, а для граждан - невозможностью получить бесплатно то, что положено по закону.

Еще одной проблемой является то, что в Рязанской области от­сутствуют формуляры лекарственного обеспечения заболеваний, входящих в определенный областным Законом перечень, на осно­вании которого гражданам присваивается статус “региональных” льготников. В результате “льготные” рецепты выписываются на медикаменты, предназначенные для лечения не только основного заболевания, но и всех сопутствующих заболеваний. Это приво­дит к значительному увеличению перечня выписываемых препа­ратов и к росту финансовых затрат.

Основными экономическими, правовыми и организационны­ми проблемами при реализации программ льготного лекарствен­ного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здраво­охранения являются:

  • отсутствие единой системы персонифицированного учета граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с указанием всех льгот, имеющихся у данного гражданина на ос­новании федерального и регионального законодательства;
  • дублирование мер социальной поддержки, предоставляемых одному гражданину;
  • недостаточный уровень финансирования программ;
  • отсутствие формуляров лекарственного обеспечения больных с нозологией, указанной в перечне заболеваний, при которых в соответствии с региональными законами граждане имеют пра­во на бесплатное получение лекарственных средств по рецепту врача на территории субъекта РФ.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль