Административная ответственность главного врача за нарушение бюджетного законодательства

23

Прокуратурой Энского района г. Энска было вынесено 3 постановления о привлечении заместителя министра Яипкина У.Ф. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ. Постановления переданы для рассмотрения мировому судье. В ходе судебного разбирательства Липкин заявил ходатайство об объединении постановлений прокурора для рассмотрения их в одном судебном процессе, так как правонарушение можно отнести к длящемуся, и о прекращении административного преследования в связи с тем, что прокурор не наделен полномочиями выносить такие постановления. Кроме того, Липкин указал на то, что постановления о привлечении к административной ответственности были высланы ему на домашний адрес, что доставило нравственный дискомфорт его родственникам. Мировой судья отказал в удовлетворении ходатайства Липкина и по результатам рассмотрения административных дел признал его виновным в совершении административных правонарушений.

В последнее десятилетие в России все больше бюджетных средств выделяется на реализацию приоритетного национального проекта “Здоровье". Однако вместе с очевидными плюсами — поступлением денег в лечебные учреждения реализация этой программы принесла и проблемы, связанные с нецелевым использованием денежных средств. В список повседневных задач руководителя лечебного учреждения давно вошли рациональное и эффективное использование, а также текущий контроль расходования бюджетных средств. В рамках данной статьи мы проанализируем основные положения правового регулирования бюджетного контроля, связанные с институтом административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Законодатель в ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Так, использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Условия получения бюджетных средств определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 137-0, данное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере финансового и кредитного регулирования как в части использования средств бюджетов всех уровней, включая бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, так и в части использования средств государственных внебюджетных фондов.

Напомним, что основанием для привлечения к административной ответственности служит наличие в действиях состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 14.15

Документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) КоАП РФ, — общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения»

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации, что предопределяет установление на федеральном уровне ответственности за административные правонарушения в отношении бюджетов всех уровней, включая бюджеты субъектов РФ.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей учреждений — получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ.

Бюджетное финансирование носит строго целевой характер, это соответствует принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленному в ст. 38 БК РФ. Иными словами, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

В силу требований ст. 158 БК РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных ему учреждений. Таким распорядителем в сфере здравоохранения является Минздравсоцразвития России. Его деятельность регулируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" и приказом Минфина России от 25.12.2008 № 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля". Среди перечисленных полномочий Минздравсоцразвития России у него есть право:

— выполнять функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций;

— проводить экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждать экономические показатели их деятельности;

— проводить в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

Бюджетные учреждения системы здравоохранения расходуют бюджетные средства исключительно:

— на оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с российским законодательством;

— оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается!

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, нарушают бюджетное законодательство.

Совокупность преступлений

Если мировому судье, как описано в ситуации, поступило несколько постановлений о возбуждении административного производства в отношении одного и того же лица, то, в отличие от уголовного и гражданского судопроизводства, объединение дел в одно производство не следует. Суды в этом случае руководствуются п. 11 письма МАП России от 18.10.2002 № СД/15395 "О разъяснении отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В письме указано, что согласно ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Институт совокупности преступлений и институт уголовной ответственности по совокупности преступлений традиционно относятся к сфере уголовного права. Так, в соответствии со ст. 17 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено. При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами законодательства, совокупность преступлений отсутствует. Уголовная ответственность наступает по специальной норме. В ст. 69 УК РФ содержится порядок назначения наказания по совокупности преступлений, в ст. 70 УК РФ установлен порядок назначения наказания по совокупности приговоров.

КоАП РФ, в отличие от УК РФ, не устанавливает порядка назначения наказания ни по совокупности административных правонарушений, ни по совокупности постановлений о наложении административного взыскания. Применение к указанным правоотношениям по аналогии норм УК РФ представляется невозможным. Таким образом, порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, характер таких правонарушений, предельный размер санкций за их совершение, возможность, сроки и порядок объединения дел об административных правонарушениях в отношении одного лица, а также порядок оформления соответствующих процессуальных документов в указанных случаях и иные подобные вопросы не урегулированы в КоАП РФ.

Подкрепляет эту позицию законодателя постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 № 39-ад05-1, в котором говорится, что основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ является факт нецелевого использования бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, т. е. совершение каждой конкретной расчетно-платежной операции по расходованию таких средств. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. К ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности. При таких обстоятельствах правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, не может быть признано длящимся.

Субъект и субъективная сторона правонарушения »

С субъективной стороны правонарушение по ст. 15.14 КоАП РФ совершается только умышленно. В силу требований ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Поскольку по каждому составу правонарушения вина устанавливается путем толкования действующего законодательства с учетом особенностей объективной стороны правонарушения и включенных в число его признаков состава характеристик мотива и цели деяния, а также иных обстоятельств, то в данном случае следует исходить из служебного положения и должностных обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России (ст. 2.4 КоАП РФ).

Лицо, назначаемое на должность руководителя лечебного учреждения или государственного служащего (в нашем примере — первого заместителя министра), обязано обладать высоким уровнем квалификации, широким кругом знаний в области действующего законодательства и опытом в сфере государственного и муниципального управления. Таким образом, действует презумпция "знания должностных обязанностей". При указанных обстоятельствах любые доводы должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что он не знал и не мог знать о нарушениях финансовой дисциплины, не достаточны для освобождения его от административной ответственности.

Согласно разъяснениям, данным в письме ФНС России от 10.11.2008 № ШС-6-2/814 "Об административной ответственности должностных лиц", документы, составляемые налоговыми органами при производстве по делам об административных правонарушениях (уведомление о вызове в налоговый орган для составления протокола об административном правонарушении, протокол и др.), следует направлять на рабочий адрес должностного лица (юридический адрес организации, филиала или иного обособленного подразделения). На домашний адрес должностного лица документы направляются только в случае невозможности надлежащего уведомления должностного лица по рабочему адресу.

Органы надзора

Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере выполняет федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Росфиннадзор также осуществляет валютный контроль и внешний контроль качества работы аудиторских организаций в рамках полномочий, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В ст. 23.7 КоАП РФ установлено, что уполномоченные должностные лица

Росфиннадзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 — 15.16 КоАП РФ в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Осуществляя надзор за исполнением законов (ст. 21 — 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), прокуратура решает комплекс вопросов, связанных с устранением причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Именно поэтому прокурор наделен полномочием возбуждать производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП). В ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ перечислены конкретные статьи, по которым прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях. В статью регулярно вносятся изменения, а потому возможны законодательные корректировки перечня. Кроме того, в порядке проведения надзора прокурор наделен правом возбудить любое другое дело об административном правонарушении.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2008 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008) указано, что закон не обязывает прокурора в случае возбуждения дела об административном правонарушении ссылаться на то, что постановление вынесено в порядке проведения надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Отличительная особенность действий прокурора в рамках административного законодательства заключается в том, что он не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит постановление о возбуждении дела об административном производстве, в котором должны содержаться те же сведения, что и в протоколе об административном правонарушении.

Заключение»

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что грамотно спланированная бюджетно-налоговая политика лечебного учреждения зависит не только от опыта руководителя, но и от знания им действующего российского законодательства. Приведем перечень нормативно-правовых актов, разъяснений и судебных решений, которые помогут руководителю не допустить нарушения бюджетного и административного законодательства:

— Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— Бюджетный кодекс РФ;

— постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

— постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

— постановление Пленума ВАС РФ от

22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации";

— постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора";

— приказ Минфина России от 11.07.2005 № 89н "Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора";

Грамотно спланированная бюджетно-налоговая политика лечебного учреждения зависит не только от опыта руководителя, но и от знания им действующего российского законодательства

— приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 "О должностных лицах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях";

— письмо Минфина России от

17.04.2007 № 08-02-02/08 "О нецелевом использовании бюджетных средств";

— письмо Минфина России от 18.02.2000 № 3-01-12/15-73 "Разъяснения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ в части применения кодов 2070303 и 2070340 при зачислении в доход федерального бюджета сумм штрафов за нецелевое использование бюджетных средств и за несвоевременное зачисление и перечисление средств федерального бюджета на счета бюджетополучателей";

— постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 № 39-ад05-1.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×