Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

20

В редакцию журнала пришло письмо с просьбой разъяснить, как применять ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “0 лицензировании отдельных видов деятельности”, вступившую в силу 1 июля 2011 г. Органы исполнительной власти субъекта РФ при лицензировании медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, столкнулись с определенными трудностями. Статья прописывает организацию и проведение лицензионного контроля, но при этом требует уточнений и пояснений. Как толковать положения ее частей 2 и 5 в их взаимосвязи? Каким образом применять положения статьи, содержащие ссылку на не вступившие в законную силу статьи? Есть ли отличия в проверках соискателей лицензии и лицензиатов при обращении в орган исполнительной власти с заявлением о предоставлении лицензии?

Лицензирование — метод государственного регулирования, основными элементами которого являются разрешение и контроль. Проблема процесса лицензирования на сегодняшний день состоит в том, что понятие лицензионного контроля одинаково как для соискателя лицензии, так и для лицензиата. Однако, поскольку у соискателя на момент проверки отсутствует лицензия, процедура лицензионного контроля для него заключается лишь в проверке возможности выполнения лицензируемого вида деятельности.

Теоретически здесь можно говорить о проведении предлицензионной факультативной экспертизы возможности выполнения соискателем лицензии заявляемого вида деятельности. При этом неоднозначность теоретического подхода к вопросу лицензионного контроля подтверждается проблемами, возникающими у органов лицензирования на практике.

Статья 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон о лицензировании) полностью повторяет требования ст. 9 отмененного Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 128-ФЗ) в части проверки лицензирующим органом полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений, в том числе проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в порядке, установленном ст. 19 нового Закона.

Закон № 128-ФЗ устанавливал, что положения Федерального закона от

26.12.2008    № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон № 294-ФЗ) в ходе лицензионного контроля применяются к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Они не относятся к проверке полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии

сведений. Ныне действующий Закон о лицензировании в п. 1 ст. 19 такого различия не допускает.

Введение в действие ст. 19 Закона о лицензировании с 1 июля 2011 г. было обусловлено тем, что именно с этой даты вступало в силу следующее положение ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ: "Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок... могут устанавливаться другими федеральными законами..."

Именно на основании этого положения в новом Законе о лицензировании в ст. 19 столь тщательно прописан порядок проведения проверок. По этой же причине статья о лицензионном контроле была введена в действие раньше, чем вступил в силу сам Закон. Естественно, требования статьи не могут быть выполнены в отрыве от Закона. Законодатели, очевидно, не предполагали, что принятие нового Закона о лицензировании растянется во времени. В результате этого возникла правовая дилемма — одна из статей Закона начала работать раньше, чем сам Закон. Однако применять положения ст. 19 Закона о лицензировании, содержащие ссылку на его же ст. 13 и 18, не вступившие в законную силу, не представляется возможным, потому что положения данной статьи прочно увязаны со всеми новшествами Закона, и особенно это касается порядка переоформления лицензии. Можно сказать, что статья вступила в действие, но не работает.

Закон о лицензировании установил следующие типы проверок:

— документарные проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. 13 и 18 этого Закона. Данные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры (п. 2 ст. 19);

— документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении лицензиата. Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением тех, что выполняются при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (п. 6 ст. 19).

Основанием для проведения документарной и внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии (п. 3 ст. 19). Исходя из этого установления и на основании ч. 4 ст. 1 Закона № 294- ФЗ в данном случае не применяются положения п. 1 ст. 14 означенного Закона о необходимости издания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Следовательно, документарные проверки и внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, проводятся без издания распоряжения или приказа руководителя.

Порядок оформления результатов проверки установлен ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Акты проверок составляются по итогам документарной и внеплановой выездной проверки раздельно. Законом о лицензировании определены сроки проведения документарных и внеплановых выездных проверок:

— в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, — не более 45 дней (п. 1 ст. 14);

— в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, — 10 и 30 дней, в зависимости от вида переоформления (ст. 18).

Данные нормы соответствуют положениям ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Предмет внеплановой выездной проверки соискателя лицензии установлен в п. 1 ст. 14 — соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Пункт 5 ст. 19 устанавливает предмет внеплановой выездной проверки для лицензиата, подавшего заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места

Акты проверок составляются по итогам документарной и внеплановой выездной проверки раздельно

осуществления деятельности и вида работ и услуг. Исходя из положений данного пункта, при переоформлении лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, внеплановая выездная проверка не проводится. К соискателю лицензии данный пункт отношения не имеет, поэтому сложно понять, чем руководствовался законодатель, внося Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в данный пункт фразу о соискателе лицензии.

Необходимо отметить, что при проведении лицензионного контроля лицензирующие органы используют в работе множество подзаконных актов — постановлений правительства, приказов Минздравсоцразвития и др. При этом важную роль в законности требований, предъявляемых при проверках, играет соответствие данных нормативных актов требованиям законодательства.

ОБРАЗЕЦ ДОКУМЕНТА

Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 №826

ТИПОВАЯ ФОРМА ЛИЦЕНЗИИ

Изображение Государственного герба Российской Федерации

(лицевая сторона)

№.

(наименование лицензирующего органа)

ЛИЦЕНЗИЯ

_ от ___________

На осуществление.

(указывается лицензируемый вид деятельности)

Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”

(указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности)

Настоящая лицензия предоставлена.

(указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя,

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность)

Основной государственный регистрационный номер юридического лица

(индивидуального предпринимателя) (ОГРН)__

Идентификационный номер налогоплательщика  

(оборотная сторона)

Место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности   

(указываются адрес места нахождения (место жительства-для индивидуального предпринимателя) и адреса мест осуществления работ (услуг),

выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности)

Настоящая лицензия предоставлена на срок:

бессрочно  до “__ ”_______________ г.

(указывается в случае, если федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, указанных в части 4 статьи 1 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотрен иной срок действия лицензии)

Настоящая лицензия предоставлена на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения) от “      ”           г. №   

Действие настоящей лицензии на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения)

от “ ”_______________ г. №___

продлено до _____________ г.

(указывается в случае, если федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, указанных в части 4 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности”, предусмотрен иной срок действия лицензии)

Настоящая лицензия переоформлена на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения) от _ г. №        

Настоящая лицензия имеет       приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью,

на___ листах

(должность уполномоченного лица)                          (подпись уполномоченного лица)          (Ф И О. уполномоченного лица)

М.П.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль