Правовые основы медицинского обеспечения иностранных граждан в России

35

Право на охрану здоровья одно из важнейших, жизнеобеспечивающих прав человека, независимо от его гражданства, пола, расы, нации и других особенностей правового статуса личности. Мировое сообщество признает всеобщее право на здоровье и призывает государства — участников международных договоров всеми доступными средствами поддерживать и совершенствовать его эффективную реализацию. В преамбуле Устава ВОЗ закреплен принцип, согласно которому "здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств". В силу этого иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют неоспоримое право на получение медицинской помощи в случаях и объеме, предусмотренных российским законодательством и ратифицированными международными договорами.

Во исполнение многочисленных международных правовых актов, договоров и соглашений Россия в лице уполномоченных органов государственной власти должна обеспечить надлежащее исполнение обязанности по оказанию медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на ее территории. Прежде всего, речь идет о создании нормативно-правовой базы и условий для беспрепятственного исполнения законов.

Статья 15 Конституции РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. При этом указано, что если международным договором установленв1 иные правила, чем пред- усмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особенность правовых основ медицинского обеспечения иностранных граждан в РФ состоит в том, что нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый "национальный режим".3 Так, Конституция РФ в п. 3 ст. 62 закрепляет равенство прав иностранных граждан и граждан РФ, в том числе права на охрану здоровья и медицинскую помощь, кроме установленных законом или международным договором случаев. Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, также прямо предписывает учитывать

нормы международных договоров, заключенных в рамках СНГ, при медицинском обеспечении по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) временно находящихся на территории России иностранных граждан.

Международные акты

В силу того, что нормы международного права весьма значимы для российской правовой системы, целесообразно упомянуть международные акты, содержащие нормы о медицинском обеспечении иностранных граждан:

— Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985. Резолюцией 40/144 на 116-м пленарном заседании 40-й сессии Генеральной Ассамблеи);

— Всеобщая декларация прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);

— Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью- Йорк, 19 декабря 1966 г.);

— Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.);

— Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1950);

— Конвенция Международной организации труда № 97 о трудящихся - мигрантах (Женева, 1 июля 1949 г., не ратифицирована РФ);

— Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (конвенция вступила в силу 1 июля 2003 г., Россия не участвует).

Отдельно необходимо отметить международные договоры и соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, прежде всего, в рамках СНГ:

— Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан,

— Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 "Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств";

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации";

— Соглашение от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей";

— Европейское Соглашение от 17.10.1980 о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны;

— Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (принят решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28.04.1998, Москва);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.).

Российское законодательство

Особое место в правовом регулировании медицинского обеспечения иностранцев в РФ занимает Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее — Закон № 115-ФЗ), ст. 4 которого наряду с Конституцией РФ закрепляет положение о равенстве прав граждан РФ и иностранцев. Согласно закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Не менее важный документ — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об основах), согласно ч. 3 ст. 19 которого право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее — Закон об ОМС) относит к застрахованным постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Перечень иностранных граждан, имеющих право на получение медицинской помощи в рамках ОМС, приведен в ст. 10 Закона. Иностранные граждане, относящиеся к застрахованным лицам, в соответствии с этим законом имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС наравне с гражданами России.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на получение противотуберкулезной помощи в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусматривает, что дипломатические представительства (консульские учреждения) России выдают российскую визу на въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из страны в порядке, установленном законодательством.

Статья 32 Федерального закона от

08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" разрешает отпуск наркотических или психотропных веществ для продолжения лечения больному, следующему транзитом через территорию РФ, только по рецепту, выданному в РФ в соответствии с правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам, установленными Правительством РФ.

Наряду с законодательными актами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона № 115-ФЗ и Закона об основах. Это ряд ключевых постановлений, приказов и писем.

Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 № 546 определяет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ. В соответствии с Правилами медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим на территории РФ, оказывается лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений), бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу. Такая медицинская помощь предоставляется независимо от наличия страхового полиса.

Постановление Правительства РФ от 11.12.1998 № 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации" предусматривает, что предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ. Соответствующий перечень утвержден приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 315 и включает:

— медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

— медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

— транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

— посмертную репатриацию (транспортировку) останков.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации" определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий медицинского обеспечения иностранного гражданина на период пребывания в Российской Федерации.

Письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427 разъясняет порядок осуществления обязательного медицинского страхования (с 2010 г.) для временно находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на ее территории по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, и иностранных граждан — индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Разъяснения по вопросу оказания медицинской помощи иностранным гражданам при организации работы учреждений здравоохранения субъектов РФ содержит письмо Минздравсоцразвития России от 24.10.2008 № 10-4/54705- 14-ВС "Об оказании медицинской помощи иностранным гражданам".

Особого внимания заслуживают разъяснения ФФОМС. Так, в письме ведомства от 11.07.1995 № 3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС" сказано, что права иностранных граждан на получение медицинской помощи в рамках

Временно пребывающим на территории России иностранным гражданам в государственных и муниципальных медицинских учреждениях бесплатно оказывается только скорая и неотложная медицинская помощь

Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в рамках ОМС ставятся в зависимость от характера их проживания на территории РФ (постоянного или временного) и от права работы на предприятиях, расположенных на территории России

ОМС ставятся в зависимость от характера их проживания на территории РФ (постоянного или временного) и от права работы на предприятиях, расположенных на территории России. А в письме от 03.11.1999 № 5545/30-3/и "О медицинском страховании иностранных граждан" особо подчеркнуто, что иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное.

Приказ Минздрава России от 25.11.1993 № 280 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья" (опубликован не был) предписывает органам и учреждениям здравоохранения при оказании медицинской помощи указанным в приказе категориям граждан исходить из определенных обстоятельств, закрепленных межправительственными и межведомственными соглашениями со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Приказом установлено, что скорая и неотложная медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастных случаях, травмах, отравлениях и острых заболеваниях), оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. Плановая медицинская помощь оказывается на коммерческой основе за счет личных средств граждан СНГ, других граждан бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья либо за счет средств организаций и учреждений, принимающих указанных граждан в рамках соглашений и договоров о сотрудничестве.

Это не полный перечень документов, касающихся рассматриваемой проблемы. Перечисленные нормативные правовые акты содержат ключевые базовые положения в этой сфере.

Вместе с тем большинство из них устарели (так называемый моральный износ) — многие были приняты в прошлом столетии. Некоторые подзаконные нормативные акты (а именно они в большинстве случаев регулируют вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам) дублируют друг друга, а иные содержат отсылочные нормы на недействующие правовые документы.

В связи с этим необходим анализ нормативной документации на предмет соответствия актов советского периода нынешнему законодательству. Ряд "ненужных норм" следует признать утратившими силу, а действующие нормы объединить в отдельных подзаконных актах. Благодаря этому удастся избежать путаницы при применении норм об оказании медицинской помощи иностранным лицам. Кроме того, на базе действующих документов нужно разработать и принять новые, соответствующие современным социально-экономическим и политическим условиям, а также международной обстановке законы и подзаконные акты об оказании медицинской помощи (в том числе в системе ОМС) иностранным гражданам. Считаем целесообразным обновить и расширить "географию" международных договоров и соглашений Российской Федерации. Представляется, что соблюдение данных рекомендаций будет способствовать дальнейшему продуктивному развитию как российского законодательства в области оказания медицинской помощи иностранным гражданам, так и международных отношений в целом.

Неоказание помощи

Отдельно коснемся проблемы неоказания помощи иностранным гражданам муниципальными учреждениями здравоохранения субъектов РФ (см. ситуацию в начале статьи).

С одной стороны, следует понимать, что заключение международных соглашений не входит в перечень вопросов местного значения ни одного из видов муниципальных образований — это исключительное полномочие Российской Федерации. Кроме того, заключать международные соглашения могут лишь субъекты международного права, а муниципальные образования таковыми не являются. Но это не означает, что от выполнения норм этих соглашений можно отказаться.

В соответствии со ст. 4 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Возмещение затрат лечебно-профилактического учреждения за оказание медицинской помощи по экстренным показаниям гражданам сторон производится за счет бюджета государства временного пребывания

Упомянутые выше положения Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ согласуются с нормой ст. 3 приведенного ранее Соглашения от

24.11.1998 "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи", которая предусматривает, что скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам сторон беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных

и муниципальных учреждениях здравоохранения государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса). При этом возмещение затрат лечебно-профилактического учреждения за оказание медицинской помощи по экстренным показаниям гражданам сторон в таких случаях производится за счет бюджета государства временного пребывания в соответствии с действующей в нем системой финансирования здравоохранения.

После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь на платной основе в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни. Она оказывается в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования.

С другой стороны, следует иметь в виду обстоятельства, предопределяющие особенности реализации права на медицинскую помощь Гавриловой А.Н. Во-первых, учитывая временную регистрацию, Гаврилова имеет статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ. Во-вторых, она осуществляет трудовую деятельность в РФ и является гражданкой Республики Беларусь, с которой у России имеется Соглашение о взаимном оказании медицинской помощи гражданам обоих государств. В-третьих, Гаврилова претендует на оказание медицинской помощи, связанной с состоянием беременности.

В силу перечисленных обстоятельств отметим специфику предоставления медицинской помощи такой категории иностранных граждан.

Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь, находящимся в РФ, оказывается в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Соглашения, граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие в организациях РФ по трудовым договорам, имеют равные с работающими в этих организациях гражданами РФ права на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России.

Минздравсоцразвития России уведомило Постоянный Комитет Союзного государства (информационное письмо от 21.07.2011 № 20- 1/10/2-7112), что гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим в ее организациях по трудовым договорам, вне зависимости от принадлежности к системе ОМС, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России оказывается наравне с гражданами РФ за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта РФ, в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Временно пребывающим и работающим в России гражданам Беларуси для получения бесплатной медицинской помощи требуется, как правило, подать заявление на имя главного врача медицинского учреждения по месту жительства, приложить копию паспорта, копию документов, подтверждающих постановку на миграционный учет по месту пребывания, или копию договора на аренду жилого помещения.

Определение объемов, видов и условий оказания бесплатной медицинской помощи, а также способов ее финансирования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Перечень бесплатных медицинских услуг следует уточнять в конкретном учреждении здравоохранения или территориальных органах здравоохранения.

Статья 10 Закона об ОМС к застрахованным лицам, наряду с гражданами РФ, относит только постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, за исключением высококвалифицированных специалистов, получающих заработную плату (вознаграждение) в размере двух и более миллионов рублей за год, и членов их семей. Следовательно, лишь эти категории иностранных граждан имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.

В упомянутом информационном письме Минздравсоцразвития России также сообщается, что граждане Республики Беларусь, временно пребывающие в Российской Федерации, не подлежат обязательному медицинскому страхованию, полисы обязательного медицинского страхования им не выдаются и суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в их пользу страховыми взносами не облагаются.

Таким образом, А.Н. Гаврилова (гражданка Беларуси, временно пребывающая в России и работающая по трудовому договору в РФ) имеет право на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения наравне с гражданами России вне зависимости от принадлежности к системе ОМС, в соответствии с территориальной программой оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (которая включает диспансерное наблюдение в период беременности), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации.

Проанализировав законодательство по рассматриваемому вопросу, нетрудно увидеть, что нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу медицинского обеспечения иностранных граждан, имеют достаточно разрозненный характер. У каждого из них свой предмет правового регулирования, каждый в отдельности выполняет свойственные лишь ему одному функции и задачи, имеет собственный субъектный состав. Вместе с тем они взаимозависимы и находятся в тесной связи. Лишь

в совокупности они способны стать "рычагом", в полной мере обеспечивающим комплексное правовое регулирование проблемы медицинского

обеспечения иностранных граждан в России, а, следовательно, реализацию права на охрану здоровья этой категории лиц.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×