Перспективы развития законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок

55

Прошел целый год с момента, когда впервые на самом высоком уровне был поставлен вопрос о необходимости кардинального реформирования системы государственных и муниципальных закупок. Все началось с Послания Президента РФ Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г. Тогда Д. Медведев подверг жесткой критике коррупцию, процветающую в сфере бюджетных закупок. По его словам, более 1 трлн руб. ежегодно оседает в карманах нечестных чиновников. Уполномоченным органам было поручено до марта 2011 г. разобраться с ситуацией и представить предложения по изменению всей системы.

Основной спор развернулся между двумя федеральными ведомствами — Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) и Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС России), которые представили альтернативные концепции развития законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Минэкономразвития России настаивает на принятии нового закона "О федеральной контрактной системе" (далее — Закон о ФКС) и расширении перечня закупочных процедур, а ФАС России считает необходимым сохранить наработанный потенциал и принять закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" (далее — законопроект о внесении изменений), таким образом, сохранив действующий Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении заказов).

В прошлых публикациях мы уже говорили об узкой направленности действующего Закона о размещении заказов, который регулирует только этап размещения заказа, но никак не разъясняет порядок обоснования закупки, планирования ее, исполнения контракта и проведение анализа результатов исполнения государственного и муниципального заказа.

Рекомендованные ведомствами изменения учитывают недостатки существующей системы. Оба законопроекта предлагают организовать и урегулировать законодательно весь цикл государственного (муниципального) заказа. Казалось бы, о чем тог

да спорить?! Однако различия у двух представленных проектов нормативных актов все же есть. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Основные отличия в подходах к реформированию системы

Таких отличий два.

1. Минэкономразвития России предлагает отменить существующее законодательство о размещении заказов (действующий Закон о размещении заказов и всю подзаконную нормативную базу) и начать строить новую систему. В опубликованном проекте Закона о ФКС рекомендуется пересмотреть даже устоявшиеся понятия и терминологию. ФАС России, напротив, выступает за сохранение всего положительного, что уже наработано за время существования системы государственных (муниципальных) закупок и предлагает добавить лишь недостающие элементы — планирование закупок, сопровождение и исполнение контракта, контроль и анализ результатов закупок.

2. Минэкономразвития в ст. 23 Закона о ФКС устанавливает возможность (право) самостоятельного выбора заказчиком способа закупок без особых ограничений. В Законе о ФКС приведены следующие способы закупок:

1) открытый конкурс;

2) конкурс с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс;

4) электронный аукцион;

5) запрос котировок;

6) запрос предложений;

7) закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг;

8) из единственного источника.

Предполагается, что электронный

аукцион больше не будет основной процедурой при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, будет отменен прежний "аукционный перечень" (распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона"), а новый если и будет принят, то в сильно сокращенном виде.

ФАС, напротив, предлагает максимально сократить перечень возможных процедур размещения заказа и отменить запрос котировок, который уже давно себя дискредитировал. Взамен предлагается ввести процедуру электронного аукциона с повышением порога закупки до 7 млн. руб., извещение о проведении которого размещается всего за 4 рабочих дня до электронного аукциона. При этом вначале проводится электронный аукцион и лишь затем к торгам допускаются участники по первой и второй частям заявок.

Также ФАС предлагает усовершенствовать процедуру малой закупки (до100 тыс. руб.). Заказчик вправе утвердить политику закупок с порогом до 100 000 руб. и опубликовать ее на официальном сайте. В закупочной политике устанавливается право заказчика проводить закупки до 100 тыс. руб. в объеме 5% от годового объема поставок продукции, но не более 2, 5 млн. руб. в квартал. Если заказчик не утверждает закупочную политику, то действуют текущие ограничения на закупку одноименной продукции в течение квартала на сумму свыше 100 тыс. руб.

Централизация закупок и их планирование

Оба ведомства в своих законопроектах предлагают сделать систему государственного заказа более профессиональной и даже централизовать ее во избежание допущения ошибок и/или преднамеренных противоправных действий со стороны чиновников и работников бюджетной сферы, которые занимаются закупками дополнительно к своим основным обязанностям.

ФАС рекомендует усовершенствовать уже существующую систему уполномоченных органов и создавать новые на федеральном уровне при главных распорядителях бюджетных средств, которые должны будут совершать закупки для сети подведомственных учреждений. На уровне субъектов РФ такие уполномоченные органы будут наделены функциями по размещению заказов для нужд заказчиков субъекта РФ и для муниципальных заказчиков, которые располагаются на территории соответствующего субъекта РФ. Муниципальное образование вправе создавать уполномоченный орган, если численность населения составляет более 100 тыс. человек (в остальных случаях размещение заказа происходит уполномоченным органом субъекта РФ).

Предполагается, что такие уполномоченные органы возьмут на себя следующие функции:

1. Организация планирования размещения заказа.

2. Осуществление проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта.

3. Формирование корректного технического задания, исключение нарушений законодательства.

4. Проведение процедуры торгов.

5. Сопровождение процедуры заключения и исполнения контракта.

6. Анализ результатов исполнения контракта.

Таким образом, предлагаемый уполномоченный орган по своим функциям в корне отличается от существующего, полномочия которого содержатся в ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов и ограничены только размещением закупки, т. е. проведением процедуры.

Из предполагаемых полномочий "нового" уполномоченного органа видно, что это действительно предпосылка к качественно иному уровню всей системы закупок и формированию профессиональных групп закупщиков, которые только этим и будут заниматься.

Следующей стадией этапа планирования закупок ФАС предлагает сделать формирование "библиотеки типовых контрактов" и некой библиотеки инновационных требований к закупаемой продукции. Предполагается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Минфином, Минэкономразвития и ФАС будут утверждать типовые контракты, а также требования к продукции, в том числе инновационные, и размещать их на официальном сайте.

Это действительно необходимый элемент, который сегодня никак не урегулирован. Заказчики занимаются "творчеством", формируют проекты контрактов, технических заданий, спецификаций и другие документы, не имея при этом соответствующих специалистов.

После формирования библиотеки необходимо установить обоснованную начальную (максимальную) цену контракта. Данный вопрос был впервые урегулирован в апреле 2011 г. в связи с внесением изменений в Закон о размещении заказов. В результате появилась ст. "19.1 Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)". Данная статья предписывает заказчику обосновывать в публикуемой документации основания установления начальной (максимальной) цены и источники информации.

В законопроекте о внесении изменений ФАС России предлагает создать Единый центр экономической конъюнктуры рынков.

Также предполагается, что Правительство РФ установит ограничения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для закупки продукции премиум-класса. Для субъектов РФ и муниципальных образований могут быть введены дополнительные ограничения.

Что касается самих планов, то предполагается, что планирование будет осуществляться на очередной год и трехлетний период, а все соответствующие планы будут размещаться на Общероссийском официальном сайте для ознакомления с ними общественности и потенциальных участников размещения заказа. Это позволит:

— предпринимателям заблаговременно планировать участие в торгах и готовить более качественные и проработанные предложения по исполнению контрактов;

— увеличить количество участников при проведении процедур торгов;

— повысить дисциплину заказчиков по организации закупок и планированию своей деятельности.

В проекте Закона о ФКС основные позиции схожи, но есть некоторые особенности. Например, Минэкономразвития предлагает формировать при каждом заказчике контрактную службу, которая будет являться структурным подразделением самого заказчика, а не передавать полномочия уполномоченным органам, как это рекомендует ФАС. Контрактную службу планируется наделить следующими функциями и полномочиями:

— участие в подготовке плана обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— разработка плана-графика закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

— подготовка проектов документации о размещении государственных заказов;

— проведение закупок, в том числе обеспечение заключения контракта (при заключении контракта заказчиком из числа сотрудников контрактной службы заказчика назначается должностное лицо, ответственное за исполнение этого контракта — контрактный офицер, —которое может быть ответственно за исполнение нескольких контрактов);

— подготовка и размещение в информационной системе документальных отчетов;

— обеспечение исполнения контракта, в том числе принятие в установленном порядке результатов контракта;

— формирование на основе мониторинга исполнения контрактов, исследований рынка, мониторинга цен, объектов осуществления закупок, производителей и поставщиков товаров, работ, услуг, предложений по повышению эффективности закупок, в том числе на этапе исполнения контракта, в целях обеспечения полноты и качества удовлетворения потребностей государства и муниципальных образований в соответствующих товарах, работах, услугах;

— участие в рассмотрении дел по обжалованию результатов проведенных торгов и ведение претензионной работы;

— проведение в случае необходимости на стадии планирования консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с целью определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд;

— иные полномочия.

Минэкономразвития предполагает формировать такие контрактные службы из профессионалов и специально обученных должностных лиц. Работники контрактной службы должны обладать специальными знаниями и навыками в сфере закупок, иметь высшее профессиональное образование и опыт работы в этой сфере. Руководитель контрактной службы должен также иметь стаж работы в сфере закупок не менее 3 лет. Руководитель и другие работники контрактной службы несут персональную ответственность за выполнение своих функций и полномочий.

Возникает закономерный вопрос о бремени содержания дополнительных штатных единиц заказчиком. Когда подготовят необходимое количество профессионалов, чтобы сформировать контрактные службы у всех заказчиков? Если это будут те же люди, что сейчас занимаются размещением заказов у каждого заказчика, то что качественно нового предполагается создать посредством таких служб?

Законом о ФКС также предусмотрен некий аналог уполномоченных органов, которые могут быть созданы для нужд заказчиков с возложением на них соответствующих полномочий по проведению закупки. В Законе о ФКС этому посвящена только одна статья, и конкретики в ней нет. Остается только гадать, каким образом такие органы будут созданы и когда.

Прогнозирование и планирование обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах по Закону о ФКС осуществляется посредством разработки и реализации:

— сводного прогноза государственных нужд в товарах, работах и услугах;

— планов обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах;

— планов-графиков осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Также проект Закона о ФКС Минэкономразвития предполагает обоснование не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки исходя из необходимости обеспечения нужд соответствующего уровня бюджета, а также способа закупки в соответствии с условиями выбора способов закупки, установленными самим проектом Закона о ФКС.

Отбор исполнителя контракта

Позиции двух ведомств по способам закупок мы рассмотрели выше. Минэкономразвития и ФАС выдвигают достаточно веские доводы в поддержку своих норм, и в отдельности можно согласиться с каждой из них. Уже теперь очевидно, что сокращение числа процедур и их унификация упростили контроль и ограничили недобросовестных заказчиков и участников размещения заказа в возможности манипулировать результатами закупочных процедур. Электронный аукцион как способ размещения заказа вообще во многом облегчил жизнь участникам размещения заказа и заказчикам, увеличил шанс участников размещения заказа на победу в торгах, способствовал большему снижению начальной (максимальной) цены контракта, что, безусловно, позволило эффективнее расходовать бюджетные средства.

Принципиальное отличие двух проектов законов касается подхода к "демпинговым" ценам. По соображениям Минэкономразвития, при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной заказчиком в извещении о закупке, участник, представивший такую заявку, обязан в состав заявки включить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Если же в составе такой заявки отсутствует расчет предлагаемой цены контракта и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных расчета и обоснования цены контракта заказчик пришел к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить контракт на предложенных им условиях, он имеет право отклонить заявку. Очень неоднозначная норма закона, которая может стать "палочкой-выручалочкой" для недобросовестного заказчика.

Федеральная антимонопольная служба подходит к этому вопросу более объективно и предлагает финансово-обеспечительные меры. В случае снижения цены контракта на торгах более чем на 30% размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1, 5 раза. Основная идея подхода ФАС состоит в надежности исполнения обязательств по контракту. В случае если все условия контракта выполняются, то снижение начальной цены только приветствуется. При этом предлагается повысить надежность

финансового обеспечения контрактов. При начальной (максимальной) его цене более 10 млн. руб. устанавливается обязательность обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30%. Для исключения мошенничества при предоставлении финансового обеспечения уполномоченный федеральный орган власти проводит централизованную проверку поручителей и включает их в специальный реестр, размещаемый на общероссийском портале. В отдельных реестрах учитываются все выданные банковские гарантии и поручительства. При этом проводится проверка на предмет недопустимости превышения лимита предоставления банковских гарантий и поручительств.

Минэкономразвития в своем проекте Закона о ФКС решило отказаться от поручительства как формы предоставления обеспечения исполнения контракта, а также несколько расширило существующую норму Закона о размещении заказов — если контрактом предусмотрено предоставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантии качества, обеспечение исполнения контракта должно распространяться на гарантийный срок. По действующей норме заказчик имеет право затребовать предоставление отдельного обеспечения исполнения гарантийных обязательств при поставке машин и оборудования, и такое обеспечение не должно превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта. По предложению министерства обеспечение в размере до 30% от цены контракта должно действовать и на гарантийный период, что будет негативно воспринято участниками размещения заказа.

Следующим нововведением в проекте Закона о ФКС стало одно из требований к участникам размещения заказа, а именно "отсутствие у физического лица — участника процедуры закупки либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица — участника процедуры закупки судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью или предоставлением заведомо ложных или недостоверных сведений, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации". Однако вопрос проверки таких сведений в нормах проекта Закона на данном этапе никак не решен.

Еще одной новеллой можно считать право заказчика отменить процедуру закупки после вскрытия конвертов с заявками (предложениями) участников процедур закупок и до заключения контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Такое право можно расценивать как положительно, так и отрицательно. Хорошо, что заказчик имеет возможность при экстренных ситуациях отменить процедуру без возникновения негативных последствий. Однако недобросовестные заказчики будут неизбежно злоупотреблять этим правом и смогут отменять процедуры, узнав при этом все предложения участников размещения заказа.

Сопровождение и исполнение контракта

Оба законопроекта уделили этому назревшему вопросу немало внимания. Действительно, сегодня очень часто сбои и злоупотребления со стороны участников размещения заказа происходят на стадии исполнения обязательств по контрактам. Как правило, это связано с недостаточной регламентацией данных положений заказчиком при формировании документации. В связи с этим оба ведомства подробно прописали порядок приемки результатов выполнения контрактов, порядок формирования комиссий, привлечения специалистов (экспертов) и многое другое.

Полезным нововведением можно считать расширение прав заказчиков по расторжению контракта. ФАС России предлагает быструю административную процедуру. Расторжение контракта посредством такой процедуры возможно при существенном нарушении обязательств как заказчиком, так и поставщиком. Обе стороны имеют право обратиться в такую комиссию, которая в 10-дневный срок принимает решение о подтверждении либо неподтверждении существенного нарушения контракта. Для заказчика — это возможность замены недобросовестного поставщика, а для поставщика — защита его прав от недобросовестного заказчика.

Минэкономразвития России считает, что контракт может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и контрактом, на основании мотивированного представления контрактной службы заказчика, и только в следующих случаях:

1) по контракту на поставки товаров:

— поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;

— поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;

— в случае неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в контракте;

2) по контракту на выполнение работ:

— если подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;

— если во время выполнения работы нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;

— в случае неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков выполнения работ, указанных в контракте;

3) по контракту на оказание услуг:

— если исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;

— если во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;

— в случае неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в контракте.

По мнению Минэкономразвития России, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о дополнительных требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки.

Контракт может быть расторгнут поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в одностороннем порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и контрактом, в случае неоднократного нарушения заказчиком сроков оплаты товаров, работ, услуг.

Налицо явный перекос в сторону прав заказчика. Ведь возможность

предусмотреть право участников закупок на расторжение в одностороннем порядке есть у заказчика на стадии формирования документации. Более того, решение о расторжении принимается самостоятельно одной из сторон. Исходя из этого более объективной процедурой мы считаем предложение ФАС России расторгать контракты на основании решения административной комиссии.

ФАС предлагает урегулировать санкционирование оплаты заказчиками выполненных контрактов, а также устанавливает максимальный срок для оплаты не позднее 15 дней после приемки. В целях повышения эффективности бюджетных расходов и контроля за исполнением контракта его оплата производится только при наличии всех сведений и документов по контракту в реестре контрактов на официальном сайте: сведения о контракте, сами контракты со всеми приложениями и изменения к ним, акты сдачи-приемки. Данное положение сделает еще более прозрачной систему государственных (муниципальных) закупок.

Контроль системы государственных и муниципальных закупок

Ничего принципиально нового в Законе о ФКС по этому вопросу нет. В законопроекте ФАС России появилась норма, которая устанавливает плату за необоснованность жалобы, поданной участником размещения заказа на действия заказчика в уполномоченный орган. Если жалоба признается необоснованной, то уплачивается государственная пошлина в размере 0, 1% от цены контракта, но не менее 2 тыс. и не более 50 тыс. руб. Пошлина уплачивается либо через электронную площадку, либо платежным поручением.

Норма призвана оградить добросовестных заказчиков от недобросовестных участников размещения заказа, которые направляют необоснованные жалобы в контрольный орган, тем самым мешая его работе. Дело в том, что при рассмотрении жалоб процедура приостанавливается, и это обстоятельство увеличивает срок всей закупки, что в конце финансового года может привести к необратимым последствиям.

Анализ результатов проведенных закупок

Оба ведомства уделяют этой принципиально новой стадии закупок немало внимания. В Законопроекте о ФКС ей посвящена глава 4 о контрактном аудите и контроле.

Контрактный аудит представляет собой систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения эффективности осуществления заказчиком функций по планированию и осуществлению закупок.

По результатам контрактного аудита принимается решение:

— о направлении заказчику предписания об отстранении контрактного офицера от исполнения возложенных на него полномочий и его последующей замене;

— о направлении заказчику предложения об изменении плана-графика и (или) условий контракта.

Данное решение может быть обжаловано заказчиком в судебном порядке. Результаты контрактного аудита учитываются при мониторинге реализации планов закупок и исполнения планов-графиков и размещаются в единой информационной системе.

Законопроектом ФАС России предусмотрен анализ результатов размещения заказа по качественным показателям. Минфин России, Минэкономразвития России, ФАС России, Рособоронзаказ и уполномоченные органы анализируют результаты размещения заказов и исполнения контрактов и размещают соответствующие годовые доклады на общероссийском официальном сайте (ООС). Критериями оценки достигнутых результатов являются:

— оценка достигнутого результата по отношению к планируемому;

— причины несостоявшихся процедур размещения заказов;

— причины неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактов;

— применяемые способы размещения заказов;

— среднее количество участников в процедурах размещения заказов;

— оценка достигнутой экономии и обоснованности начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов);

— анализ допущенных нарушений при планировании, размещении заказов и исполнении контрактов.

При любом подходе к процессу анализа произведенных закупок бес

спорным остается одно — эта стадия необходима для выявления слабых и сильных мест при планировании, обосновании, проведении процедур закупок и исполнении контрактов.

Мы перечислили далеко не все положения двух законопроектов. Окончательного решения и принятия соответствующего закона (нового или о внесении изменений в действующее законодательство) следует ждать в самое ближайшее время.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×