Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

24

Этой статьей установ­лено, что в целях обес­печения верховенства закона, единства и укреп­ления законности, за­щиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых зако­ном интересов общества и государства прокура­тура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в органах государственной власти и местного самоуправ­ления, коммерческих и некоммерческих организациях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовых актов. И хотя в п. 2 указанной статьи надзорная деятельность в отношении исполнения законодательства о труде непосредственно не названа, данный вид надзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетных направлений в работе органов отечественной прокуратуры.

Поводов для проверки той или иной организации может быть несколько.

Повод 1. Задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокуро­ру района (города) или специализи­рованному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплекс­ную проверку исполнения трудового законодательства на определенной территории или же на конкретных предприятиях (объектах).

Повод 2. Проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полу­годие, в который включена подобная проверка (запланирована на опреде­ленный месяц). При этом планы ра­бот районных прокуратур являются служебными документами, в связи с этим работодатели заранее не уведом­ляются о запланированных в их отно­шении проверочных мероприятиях.

Повод 3. Указание прокурора о проведении выборочной проверки ис­полнения трудового законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основа­нии сведений о нарушении законно­сти (внеплановая проверка).

Повод 4. Материалы средств мас­совой информации. Публикации в журналах, газетах, сообщения, пе­реданные по каналам телерадиове­щания, материалы интернет-сайтов также являются основанием для вне­плановых проверок, но в данном слу­чае инициировать их, помимо руко­водителя прокуратуры, имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора.

Повод 5. Обращение в прокурату­ру (как устное, так и письменное), со­держащее информацию о нарушении

законности в данной сфере. При этом ст. 10 Закона о прокуратуре обязы­вает прокуратуру рассматривать не только заявления самих работников, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по пра­вам человека, депутатов представи­тельных органов, партий, иных обще­ственных организаций.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предостав­ления определенной документации.

Подготовка

Поскольку проверка исполнения трудового законодательства со сто­роны прокуратуры представляет со­бой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале работ­ники прокуратуры, как правило, уве­домляют руководство организации по телефону заранее (минимум за один день).

Дата начала проверочных меро­приятий согласуется между работни­ками прокуратуры и работодателем.

ПРИМЕР

Руководство районной клинической больницы № 5 получило факс из прокуратуры о том, что на днях в лечебное учреж­дение придет прокурор с проверкой. Поскольку нарушений закона больница не допускала, проверка не испугала адми­нистрацию. Однако время было выбрано крайне неудачное. Сотрудники больницы готовились к научной конференции международного значения, ожидался приезд коллег из дру­гих городов. В такой ситуации главный врач больницы задал­ся вопросом, можно ли отсрочить проверку, перенести ее на неделю, да еще так, чтобы в прокуратуре не подумали, что больница ищет способы уйти от проверки.

Задача последнего — обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подраз­делений, бухгалтеры, заместители ру­ководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определен­ном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить проку­рорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интере­сующей их документацией, визуально осмотреть производственные поме­щения и т. д.

Согласование начала провероч­ных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентиро­вано. Поэтому просьба руководите­ля отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех тре­бований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятство­вание проведению проверки.

Может сложиться так, что руково­дитель организации не владеет опе­ративной обстановкой, связанной с качеством исполнения требований Трудового кодекса РФ и иных нор­мативных актов подчиненными ему сотрудниками или же, возможно, со­мневается в наличии и правильном составлении необходимых докумен­тов. В этом случае целесообразно в ходе телефонного разговора с работ­ником прокуратуры детально выяс­нить, какая документация будет за­требована, каким работникам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие еще вопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки. Чтобы оперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены),

необходимо договориться с прове­ряющим сотрудником прокуратуры о более позднем сроке его приезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятель­ствами, которые могут помешать ком­плексно и оперативно осуществить намеченную прокурорскую провер­ку) и исправить ситуацию.

Порядок выездной проверки

После согласования времени нача­ла проверочных мероприятий в назна­ченный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответ­ствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостове­рения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднад­зорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с посту­пившей в органы прокуратуры инфор­мацией о фактах нарушения закона. За недопуск сотрудника прокуратуры на территорию организации вряд ли привлекут к ответственности. Одна­ко от проверки все равно не уйти, и, надо полагать, она будет более чем пристрастной. Организуя процесс контроля, следует позаботиться, что­бы он прошел на бесконфликтной ос­нове. В противном случае учреждение рискует получить значительное число актов прокурорского реагирования.

Несмотря на то что в законодатель­стве процедура проверочных меро­приятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с тем закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности

Основные аспекты, на которые органы прокуратуры об­ратят внимание в первую очередь:

- своевременность выплаты заработной платы;

- надлежащее оформление на работу;

- предоставление отпусков;

- производственный травматизм;

- труд несовершеннолетних;

- соблюдение техники безопасности.

прокурорских работников ограниче­ны ст. 26 Закона: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйствен­ную деятельность организаций. Это означает, что прокуратура не может давать советы и указания по подбо­ру и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий со­трудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить. На данном этапе истребуются приказы о назначении на должность руководи­теля кадрового подразделения, подчи­ненных ему специалистов, изучаются их трудовые договоры и должност­ные инструкции. Это необходимо для определения непосредственной ком­петенции сотрудников организации в интересующих надзорный орган вопросах, а в дальнейшем — для уста­новления степени их ответственности за выявленные нарушения, а также составления актов прокурорского реагирования. Могут быть запроше­ны и изучены и учредительные доку­менты юридического лица.

Закон не предусматривает каких-либо особенностей проведения органами прокуратуры проверочных меро­приятий по исполнению законодательства о труде и за­нятости населения. В целом работники прокуратуры в данном случае будут осуществлять те же действия, что и инспектора государственной инспекции труда (ГИТ).

Работа организации может быть проверена и по другим направлениям. Струдников прокуратуры могут заин­тересовать иные обстоятельства, выяв­ленные в ходе текущей проверки и тре­бующие юридической квалификации.

Указанием Генпрокуратуры Рос­сии от 14.11.2008 № 229/7р "Об ор­ганизации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правитель­ством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других сек­торах экономики" прокурорам пред­ложено:

— усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

— по каждому факту невыплаты зара­ботной платы виновных лиц привле­кать к административной ответствен­ности;

— при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в ука­занной сфере использовать полномо­чия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалифи­кации;

— в отношении руководителей и должностных лиц, которые не вы­плачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

Данным указанием прокурорам также предписано взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, где в связи с их ликвида­цией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках испол­нения работодателями законодатель­ства о труде требуется анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспе­чению гарантий и компенсаций, свя­занных с расторжением трудового договора.

Привлечение специалистов

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении про­верочных мероприятий прокурату­ра вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике про­веряющие прокуроры не обладают спе­циальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуа­тации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах по­рядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обла­дающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников государ­ственной инспекции труда (ГИТ), а также органов, компетентных в опре­деленных аспектах, относящихся к трудовым отношениям. Например, это могут быть органы, осущест­вляющие контроль и надзор в сфере

обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государствен­ный экологический контроль, госу­дарственный контроль за безопасно­стью взрывоопасных производств, органы государственного энергетиче­ского надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъ­ектами, которые согласно законода­тельству обязаны выделить специа­листов. В связи с этим необходимо помнить, что отечественная прокура­тура осуществляет всеобщий надзор за исполнением законности и может проверять исполнение трудового за­конодательства, используя различные подходы и применяя широкий спектр средств и методов. И если должност­ные лица ГИТ по итогам проверки в подавляющем большинстве случаев возбуждают производство об админи­стративном правонарушении, пред­усмотренном ч. 1 и 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонару­шениях (далее — КоАП РФ), то орга­ны прокуратуры не ограничиваются только этой статьей.

Круг вопросов и ответственность

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, под­лежащих проверке, но и инициативой надзирающего проку­рора, от которого зави­сит включение тех или иных сфер, близких по своему общественному значению к реализации прав граждан на безопасные условия труда. Полномочия органов прокура­туры в данном случае шире, чем пред­ставителей ГИТ.

В статье 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществле­нии государственного контроля (над­зора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите прав юри­дических лиц) закреплено, что ру­ководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномочен­ный представитель при проведении проверки имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящим­ся к предмету проверки;

— получать от органа государственно­го контроля (надзора), органа муници­пального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

— знакомиться с результатами про­верки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действия­ми должностных лиц органа государ­ственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обжаловать действия (бездей­ствие) должностных лиц органа го­сударственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя при проведе­нии проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответ­ствии с законодательством РФ.

Однако нужно иметь в виду, что указанные положения не распростра­няются на порядок проведения прове­рок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц).

По результатам проверки и приня­тых мер должностное лицо прокура­туры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предна­значена для посторонних лиц. Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудово­го законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руко­водителем данной группы и коорди­нирует их действия. Представители

иных контролирующих органов, присутствую­щих при данной про­верке, предоставляют сведения о ее результатах и выявленных нару­шениях в удобной для прокурорско­го работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки, так как в за­конодательстве подобные ситуации не регламентированы.

Срок проведения проверки и объ­ем проверочных мероприятий уста­навливается по инициативе проку­рорского работника, поскольку он является главным действующим ли­цом в данной ситуации и несет всю полноту ответственности, а иные при­сутствующие при проверке лица ис­полняют данные им указания.

Проверка после проверки

Прокурорские проверки прово­дятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требую­щих принятия мер прокурором. При наличии оснований для проверки со­трудники прокуратуры вправе про­вести ее, несмотря на то, что ранее (пусть даже неделю или две назад) с подобной проверкой уже приходи­ли инспекторы ГИТ. Кроме того, на практике бывает так, что работники прокуратуры требуют от инспекции труда предоставить материалы про­верки той или иной организации. Не исключено, что изучение такой до­кументации покажет: проверка ГИТ проведена поверхностно, необходи­мые факты не нашли должного юри­дического оформления, а виновные

лица не были привлечены к админист­ративной ответственности. В резуль­тате повторных проверочных меро­приятий прокуратура может принять меры как в отношении организации, так и самой инспекции труда.

Пример, когда прокуратура опера­тивно реагирует на информацию, по­ступившую от ГИТ, является наиболее правильным вариантом действий про­курорских работников в случае, если цели и тематика проверок органов прокуратуры и ГИТ совпадают. Одна­ко если круг вопросов, возникших у надзорного ведомства, шире, а также имеются иные факты, нуждающиеся в уточнении, то работники прокура­туры вправе самостоятельно осуще­ствить все необходимые проверочные мероприятия.

Этапы проверки

Продолжая разговор о процедуре проводимой органами прокуратуры выездной проверки, условно разде­лим ее на два этапа.

Этап 1. Как уже отмечалось, он включает в себя знакомство проку­рорских работников с руководящи­ми лицами организации (в случае если проверка проводится впервые) и изучение документации, интере­сующей проверяющих лиц. На этом этапе они могут попросить копии ка­ких-либо материалов или же соста­вить определенные справки.

Если подготовка займет определен­ное время, необходимо заранее обго­ворить срок и порядок предоставле­ния таких сведений непосредственно в прокуратуру. В настоящее время до­ступ прокурорских работников в Ин­тернет с рабочих компьютеров огра­ничен (пересылка сведений между прокуратурами внутри субъекта РФ осуществляется с использованием се­тей, закрытых для иных пользовате­лей), поэтому указанная информация необходима прокурорским работни­кам на бумажном носителе. Место для общения с работниками прокуратуры целесообразно определить заранее. Это может быть кабинет директора, начальника отдела кадров, отдельное помещение рядом с приемной, конфе­ренц-зал и т. д.

Этап 2. Включает в себя осмотр предприятия. Показывать производ­ственные помещения необходимо, если представитель прокуратуры за­явит об этом. В таком случае потребуются лица, отвечающие за цеха, мастерские, склады и другие помеще­ния, которые могут разъяснить воз­никшие у прокурорского работника вопросы, показать журналы и иную документацию, хранящуюся на ме­стах.

Невыездная (документарная) проверка

Сущность данной проверки состо­ит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нуж­ных ему лиц и истребует необходи­мую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе прове­рочных мероприятий он изучает пре­доставленные по запросу материалы.

Статистическая и иная информа­ция, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокура­туры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмезд­но. В запросе прокуратуры устанав­ливается разумный срок его исполне­ния; обычно в конце запроса имеется фамилия подготовившего его долж­ностного лица (в дальнейшем именно оно и будет вас проверять) и его слу­жебный телефон. В случае если у вас возникли какие-либо вопросы по ис­полнению требований прокуратуры, отраженных в запросе, целесообраз­но их разрешить, связавшись с этим сотрудником.

При поступлении запроса из про­куратуры необходимо полно и точно исполнить содержащиеся в нем тре­бования, а именно подготовить и на­править с сопроводительным письмом те документы, которые запрашивают­ся. Предоставление лишней докумен­тации или сведений не требуется и может явиться нежелательным пово­дом для возникновения дополнитель­ных вопросов к вашей организации.

Неисполнение требований проку­ратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запра­шиваемой информации (сведений) может явиться поводом для привлече­ния к административной ответствен­ности по ст. 19.7 КоАП РФ. В числе санкций данная статья предусматри­вает наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, о начале проверки в отношении конкретной организации может свидетельствовать повестка о явке в прокуратуру для дачи объ­яснения или же вызов кого-либо из сотрудников по телефону. В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и иг­норировало это требование без объ­ективных, зафиксированных доку­ментально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель про­курора могут потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих от­ношение к выявленным нарушениям трудового законодательства. У ра­ботников организации, имеющих непродолжительный стаж работы и впервые сталкивающихся с подобной ситуацией, процедура опроса вызы­вает, как правило, негативные ассо­циации и опасения. Следует заметить, что дача письменных объяснений яв­ляется обычной формальностью. Она необходима для полноты собираемого проверочного материала и по большо­му счету не обязательна для работо­дателя, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обя­зан свидетельствовать против самого себя.

Проверка по жалобе

Проверка по жалобе или заявле­нию включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении фак­ты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним. Как правило, если на организацию подали жалобу в органы прокуратуры, об этом станет известно через непродолжительный промежуток времени (в организацию поступит запрос документов или по­следует вызов в прокуратуру).

Работа прокуроров с обращения­ми граждан и юридических лиц до­пускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность за­ключается в следующем. Если работо­датель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, са­мостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в крат­чайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то он имеет шанс получить лишь предостереже­ние о недопустимости нарушения за­кона.

Если устранить все нарушения до принятия прокуратурой мер проку­рорского реагирования, можно по­пробовать убедить заявителя на этом основании повторно обратиться в про­куратуру с просьбой не рассматривать по существу ранее поданное заявле­ние. В случае поступления прокурору подобного (повторного) обращения всегда принимается решение о снятии с разрешения и контроля первоначаль­ной жалобы.

В тех случаях, когда работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему не­обходимо обосновывать свою пози­цию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и пра­воприменительную практику.

Оформление результатов

Завершение проверки исполнения трудового законодательства (как до­кументарной, так и выездной) закан­чивается принятием мер прокурор­ского реагирования в том случае, если выявлены нарушения нормативных правовых актов.

Имейте в виду, что момент окон­чания проверочных мероприятий для работодателя и для проверяющего его работника прокуратуры может и не совпадать. Из содержания Закона о прокуратуре следует, что органы прокуратуры должны принять меры к восстановлению нарушенных интере­сов граждан и привлечению виновных лиц к ответственности. Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев для органов прокуратуры окончание проверки обусловлено направлением ответа заявителю, подготовкой до­кладной записки на имя вышестояще­го прокурора с указанием результатов проверки, а также направлением для рассмотрения по существу актов про­курорского реагирования.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по су­ществу находящихся в его производ­стве дел и материалов, а также пре­доставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федераль­ным законодательством.

Не имея возможности ознакомиться с материалами проведенной в отноше­нии него проверки, работодатель, к со­жалению, вынужден только пассивно ожидать представления или протеста прокурора по почте, а также вызова в прокуратуру для вынесения предосте­режения о недопустимости нарушения закона. А вот уже имея на руках эти бумаги, учреждение может считать ос­новную фазу прокурорских провероч­ных мероприятий завершенной.

Акты прокурорского реагирования

Закон о прокуратуре не содержит понятий "меры прокурорского реаги­рования", "акты прокурорского реа­гирования". В нем определены доку­менты, составляемые компетентными должностными лицами органов про­куратуры и служащие мерами реаги­рования на нарушения действующего законодательства. К таким докумен­там относятся:

— протест прокурора (ст. 23);

— представление прокурора (ст. 24);

— постановление о возбуждении про­изводства об административном пра­вонарушении (ст. 25).

Это специфические акты, являю­щиеся формой реагирования, — они выносятся только прокурорами и их заместителями в порядке реализации их полномочий и обязательны для ис­полнения теми органами и их долж­ностными лицами, которым они пред­писаны.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадав­ший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значи­тельного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение при­обрело особое общественное значе­ние, прокурор предъявляет и поддер­живает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В слу­чае если по результатам проверки ис­полнения трудового законодательства единственным способом реагирова­ния на выявленные нарушения яв­ляется обращение прокурора в суд с заявлением (например, о взыскании с работодателя невыплаченных коман­дировочных расходов), то данный иск будет являться актом и мерой проку­рорского реагирования.

Протест прокурора

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заме­ститель приносит протест на проти­воречащий закону правовой акт в ор­ган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессу­альным законодательством РФ.

То есть Закон о прокуратуре допу­скает два варианта действий:

— принести протест на правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему;

— обратиться в суд.

Протест подлежит обязательно­му рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. В исключительных об­стоятельствах, требующих немед­ленного устранения нарушения за­кона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Данный документ должен соответ­ствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содер­жанию. Обязательными реквизитами протеста прокурора являются:

— название органа, в который он при­носится;

— точное наименование акта, являю­щегося, по мнению прокурора, проти­воречащим закону.

В содержательной части протеста отражаются следующие позиции:

ПРИМЕР

При проведении проверки по жалобе лица, незаконно уво­ленного с места работы, прокурор установил обоснован­ность доводов заявителя и неправомерность действий должностных лиц, его уволивших. В такой ситуации прине­сение протеста на незаконный приказ об увольнении будет скорейшим способом удовлетворения указанной жалобы, нежели подача в суд искового заявления о восстановлении на работе, поскольку судебная защита интересов заявите­ля в данном случае займет более длительный промежуток времени и потребует больше усилий со стороны работников прокуратуры.

— в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие;

— точное наименование закона, с ко­торым данный акт вступил в противо­речие (несоответствие);

— предложение устранить допу­щенное нарушение (необходимо из­ложить, в каких конкретных юри­дических действиях оно должно выражаться и какие правовые послед­ствия нести);

— требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссыл­кой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотре­ния протеста должен быть незамедли­тельно отправлен прокурору в пись­менной форме.

Ответом на протест является при­каз или распоряжение об отмене или внесении изменений в правовой акт, который был опротестован. В случае несогласия с требованиями, изложен­ными в протесте прокуратуры, рабо­тодатель должен в указанный срок дать мотивированный ответ.

Представление прокурора

Согласно ст. 24 Закона о прокура­туре представление об устранении нарушений закона вносится прокуро­ром или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полно­мочны устранить допущенные нару­шения, и подлежит безотлагательно­му рассмотрению.

В представлении отражаются:

— орган и должностное лицо, которо­му оно адресовано;

— источники информации об имев­ших место нарушениях закона.

Данный акт или мера прокурор­ского реагирования носит во многом комплексный и аналитический харак­тер, в нем дается описание и характе­ристика выявленных нарушений за­кона и их негативных последствий. В пред­ставлении также разъ­ясняются нормы пра­вовых актов, анали­зируются причины и условия, способствующие нарушению за­конности в той или иной сфере, определя­ются требования про­курора об их устра­нении и указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления. Вместе с тем рекомен­дации прокурора по устранению на­рушений закона должны иметь право­вую направленность и не вторгаться в сферу хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Предложения по устранению об­стоятельств, способствовавших на­рушениям закона, экономического, организационно-управленческого, тех­нического характера должны базиро­ваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В чис­ле требований, направленных на устра­нение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлече­ния к ответственности (дисциплинар­ной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, но при условии, что в их действиях от­сутствуют признаки преступления или административного проступка.

Представление подлежит рассмо­трению непосредственно после его получения. Кроме того, в ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре указано, что в течение месяца должны быть приня­ты конкретные мерв1 по устранению допу­щенных нарушений закона, их причин и условий, им спо­собствующих, с по­следующим сообще­нием результатов при­нятых мер прокурору в письменной форме.

Ответ на пред­ставление подписы­вается должностным лицом, которому оно адресовано. В ответе должна быть отражена деятельность, связанная с устранением отмеченных в представлении нарушений и приня­тием профилактических мер, направ­ленных на их недопущение.

Срок исполнения, указанный в протесте или представлении, начи­нает исчисляться со дня получения этих документов. Буквальное испол­нение всех требований, содержащих­ся в представлении прокуратуры об устранении нарушений трудового за­конодательства, и направление ответа строго в указанный срок (равно как и удовлетворение протеста) является фактическим окончанием прокурор­ской проверки работодателя.

Ответственность работодателя

Статья 17.7 КоАП РФ предусматри­вает административную ответствен­ность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих

из его полномочий. То есть в случае умышленного игнорирования изло­женных в представлении и в про­тесте требований прокурор вправе возбудить производство об админист­ративном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ. В качестве санкции в этом случае предусмотрено наложение ад­министративного штрафа на долж­ностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

На практике распространено воз­буждение производства об админист­ративных правонарушениях, преду­смотренных ст. 17.7 КоАП РФ, по фактам непредставления ответов на протесты и представления прокурора в указанные в этих документах сроки.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ при осу­ществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением зако­нов, действующих на территории Рос­сии, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правона­рушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Из смысла положений статьи вытекает, что прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении любо­го юридического и физического лица. Стоит обратить внимание на то, что в полномочия прокурора не входит при­знание лица виновным и наложение на него административного штрафа.

Возбудив дело об административном правонарушении, должностные лица прокуратуры выносят постановление и направляют этот документ и все не­обходимые материалы в орган, уполно­моченный в соответствии с КоАП РФ рассматривать данную категорию дел.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод челове­ка и гражданина имеет характер пре­ступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы совершившие его лица были подвергнуты уголовному пре­следованию в соответствии с законом (п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Согласно ст. 25.1 Закона о проку­ратуре в целях предупреждения пра­вонарушений и при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его замести­тель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях, содержащих при­знаки экстремистской деятельно­сти, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопусти­мости нарушения закона. В случае не­исполнения требований, изложенных в указанном предостережении, долж­ностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в уста­новленном законом по­рядке.

Прокурор при про­ведении надзорной про­верки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументи­рованных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение. Поста­новление Верховного Суда РФ от 27.09.2005 № 45-ад05-2 определяет особенности его применения и ука­зывает, что предостережение проку­рора, изданное в силу полномочий, установленных Законом о прокура­туре, должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которо­го прокурор предупреждает. Такое предостережение никаких юридиче­ских последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет, то есть ни к чему не обязывает и не вызывает наступление какой-либо ответствен­ности. Если лицо, которому было объ­явлено данное предостережение, все же совершит в дальнейшем правона­рушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с нарушением за­конности, а не с предостережением. Вопрос о том, чтобы учитывать пред­остережение как отягчающее обстоя­тельство при повторных нарушениях, в действующем законодательстве не рассматривается.

На практике органы прокурату­ры объявляют должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона в случаях, когда принять иные меры прокурорского реагирования невозможно.

Заключение

При посещении медицинской ор­ганизации работники прокуратуры

не имеют точной информации о рас­становке кадрового состава, квалифи­кации работников, компетентности в плане знаний трудового законода­тельства. Поэтому главные врачи име­ют возможность завладеть инициати­вой путем убеждения проверяющих, что требования закона неукоснитель­но соблюдаются, и доказать это на деле, предоставив всю требуемую до­кументацию, оформленную надлежа­щим образом. Отсутствие по резуль­татам проверки актов прокурорского реагирования или объявление толь­ко предостережений о недопусти­мости нарушения законности будет свидетельствовать о высоком уровне правовой подготовки специалистов учреждения и гарантировать, что сле­дующая прокурорская проверка бу­дет нескоро (конечно, при отсутствии письменных жалоб и несчастных слу­чаев).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×