Контроль размещения государственных и муниципальных заказов

245

При плановых проверках и текущем финансовом контроле подведомственной сети учреждений особую роль играют главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета средств бюджетных учреждений, выделенных им на осуществление своей деятельности. Эти субсидии не являются напрямую средствами соответствующих бюд жетов бюджетной си стемы РФ, но подпада ют под действие норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении зака зов на поставки това ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Контроль размещения государ ственных и муниципальных закупок — весьма важный эле мент системы размещения заказов, а также составляющее звено государ ственного и муниципального финансового контроля, который осуществляется в рамках бюджетного права. Указанные нормативные акты регулируют порядок проведения соответствующего контроля, в том числе по отношению к государствен ным и муниципальным закупкам. Безусловно, перечень этот не исчер пывающий.

Финансовый контроль

То, что законодательство о разме щении заказов основывается в том числе и на БК РФ, вполне логично: ведь размещается государственный и муниципальный заказ на деньги бюджетов разных уровней власти. В связи с этим обстоятельством важ ным вопросом для государственного и муниципального контроля остается предупреждение и предотвращение коррупции. В кодексе подобным во просам посвящен раздел IX — Госу дарственный и муниципальный фи нансовый контроль.

Финансовый контроль — это ре гламентированная нормами права деятельность государственных, муни ципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевремен ности и точности финансового плани рования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствую щие фонды денежных средств, пра вильности и эффективности их ис пользования1.

Ключевыми следует считать сло восочетания "проверка своевре менности и точности финансового планирования" и "правильности и эффективности использования де нежных средств". Правильность и эффективность использования де нежных средств частично обеспечи вается нормами действующего Зако на о размещении заказов. Частично, потому что закон регулирует только процедуру размещения заказа и не касается вопросов исполнения кон трактов и иных гражданско правовых договоров, а также вопросов анали за по исполненным обязательствам контрагентов. А вот блок финансово го планирования законодательством о размещении заказов практически не урегулирован.

Эти обстоятельства стали предпо сылкой для реформы в сфере государ ственных и муниципальных закупок, которую проводят два уполномочен ных федеральных ведомства. Мы уже знаем, что между ними развернулась борьба мнений2. О предлагаемых из менениях этими ведомствами в части контроля за размещением заказов будет сказано ниже. А пока охаракте ризуем виды государственного и му ниципального финансового контроля и органы, его осуществляющие. В за висимости от времени проведения проверки с точки зрения бюджетного процесса выделяют три вида такого контроля.

1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии пла нирования и утверждения соответ ствующих расходов и финансово пла новых документов. Его осуществляют:

— законодательные (представитель ные) органы власти при рассмотре нии и утверждении соответствующих бюджетов;

— Счетная палата РФ при определе нии целесообразности расходов госу дарственных средств и использования федеральной собственности, оценке обоснованности расходных статей

проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет ных фондов;

— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных обра зований.

Данная стадия финансового кон троля наиболее важна, т. к. от качества проработки планов расходных обя зательств зависит успех исполнения бюджета и отчасти эффективность использования бюджетных средств.

Грядущие изменения законода тельства в сфере государственных и муниципальных закупок предполага ют внедрение большого блока норм, регулирующих предварительную ста дию размещения заказа — составле ние текущих и перспективных планов закупки, обоснование необходимости и целесообразности таких закупок, установление обоснованных началь ных цен. Это лишний раз подтвержда ет важность и необходимость данной стадии. Поэтому контролирующему органу следует в первую очередь уде лить внимание именно ей.

2. Текущий финансовый контроль проводится постоянно при соверше нии финансовых операций. Его осу ществляют:

— законодательные (представитель ные) органы власти в ходе рассмотре ния отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законода тельных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

— Счетная палата РФ при осущест влении контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ,

уполномоченных банках и иных фи нансово кредитных учреждениях РФ;

— Федеральное казначейство РФ при ведении операций со средствами феде рального бюджета главными распоря дителями, распорядителями и получа телями средств федерального бюджета;

— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных обра зований.

3. Последующий финансовый кон троль проводится после совершения финансовых операций и осуществля ют его:

— законодательные (представитель ные) органы власти в ходе рассмотре ния и утверждения отчетов об испол нении бюджетов;

— Счетная палата РФ при подготовке заключений в обе палаты Федераль ного собрания РФ по исполнению бюджета;

— Федеральная служба финансово бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая в том числе осуществляет пол номочия по контролю за исполнением органами государственного (муници пального) финансового контроля, соз данными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), зако нодательства РФ о финансово бюд жетном контроле и надзоре;

— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных обра зований.

К органам финансового контроля относятся Контрольное управление Президента РФ, Федеральная налого вая служба, Федеральная таможенная служба, Департамент экономической безопасности МВД России и иные ор ганы, в том числе правоохранительные.

При плановых проверках и текущем финансовом контроле подведомствен ной сети учреждений и предприятий особую роль играют главные распоря дители и распорядители средств феде рального бюджета.

Контроль за размещением заказов

Контроль за размещением заказов несколько отличается от финансового контроля. Основным предметом кон троля являются процедурные вопросы и соблюдение законодательства о раз мещении заказов. В качестве базово го нормативного документа, который устанавливает порядок такого конт роля, выступает Закон о размещении заказов. В соответствии со ст. 17 За кона контроль за соблюдением зако нодательства о размещении заказов и иных нормативных актов осуществля ется посредством проведения плано вых и внеплановых проверок.

Очень важным остается вопрос компетенции соответствующих конт рольных органов. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о размещении заказов уполно моченный на осуществление контро ля в сфере размещения заказов феде ральный орган исполнительной власти следит за соблюдением законодатель ства и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов:

— уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и об служиванию официального сайта;

— организацией, оказывающей услу ги по ведению и обслуживанию офи циального сайта;

— федеральным органом исполни тельной власти, осуществляющим ве дение реестра контрактов;

— операторами электронных площа док;

— до заключения контракта при раз мещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ или муниципаль ных нужд путем проведения открыто го аукциона в электронной форме за казчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией.

Плановые проверки при размеще нии заказов на поставки товаров, вы полнение работ, оказание услуг про водятся в следующем порядке:

— для федеральных нужд, а так же нужд федеральных бюджетных учреждений — уполномоченным на осуществление контроля в сфере раз мещения заказов федеральным орга ном исполнительной власти;

— нужд субъектов РФ, а также нужд бюджетных учреждений субъектов РФ — органом исполнительной вла сти субъекта РФ;

— муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных уч реждений — органом местного само управления муниципального района, городского округа.

Порядок проведения плановых проверок установлен приказом Мин экономразвития России от 28.01.2011 № 30 "Об утверждении Порядка про ведения плановых проверок при раз мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". В отношении одного заказчика, уполномоченного органа, действующей на постоянной

основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в шесть месяцев.

Внеплановые проверки согласно ст. 17 Закона о размещении заказов осуществляются уполномоченными на проведение таких проверок органами в отношении соответствующего уров ня заказчиков. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участ ника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специали зированной организации, оператора электронной торговой площадки. При этом рассматривается такая жалоба в порядке, установленном гл. 8 Закона о размещении заказов. В этом случае по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок, а также рас смотрения жалоб участников разме щения заказа уполномоченные конт ролирующие органы при выявлении нарушения законодательства и иных нормативных актов РФ вправе:

— выдать заказчику, уполномоченно му органу, специализированной орга низации, оператору электронной пло щадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии обязатель ные для исполнения предписания об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов;

— обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

В соответствии с ч. 12 и 13 ст. 17 Закона о размещении заказов при выявлении в ходе плановых и вне

плановых проверок признаков адми нистративного правонарушения или состава уголовного преступления уполномоченные органы обязаны передать имеющуюся информацию в компетентные органы для реше ния вопроса о возбуждении соответ ствующих дел.

Защита прав участников размещения заказа

С принятием Закона о размеще нии заказов появился уникальный для нашей страны механизм администра тивного досудебного рассмотрения споров в сфере государственных и муниципальных закупок. Процедура позволяет участнику размещения за каза подать жалобу, если он считает, что его права и законные интересы нарушены. Рассмотрение такой жа лобы с принятием решения и выдачей предписания, если это будет необхо димо, занимает 5 дней. До внедрения процедуры единственным выходом был суд, и к окончанию судебного разбирательства контракты зачастую были уже выполнены, то есть восста новить права конкретного участника не представлялось возможным.

Перспективы развития законодательства

Контроль системы государствен ных и муниципальных закупок

Как мы отмечали в прежних публи кациях, необходима целостная система размещения заказов от планирования до проведения анализа исполненных контрактов. Очевидность такой по требности вытекает в том числе из норм БК РФ о финансовом контроле, о бюджетном процессе, а также из сфор мировавшейся практики государствен ных и муниципальных закупок.

Данные обстоятельства подтолкну ли к созданию концепции и утверж дению плана формирования кон трактной системы. Под этим планом подписались два федеральных ве домства, уполномоченных в данной сфере, — ФАС России и Минэконом развития России. Основной целью новой системы является построение целостной структуры государствен ных и муниципальных закупок — пла нирование и обоснование установле ния начальной (максимальной) цены закупок, размещение заказа, порядок исполнения контрактов, анализ ре зультатов, а также устранение неточ ностей и пробелов в действующем

законодательстве. Общая форма и основные принципы формирования новой системы нареканий не вызыва ют, но относительно содержания два ведомства разошлись во мнениях.

Минэкономразвития России и ФАС России представили альтернативные концепции развития законодательства в сфере государственных и муници пальных закупок. Напомним, что Мин экономразвития настаивает на при нятии нового закона "О федеральной контрактной системе" (далее — Закон о ФКС) и расширении перечня воз можных закупочных процедур. ФАС опубликовала свой вариант законопро екта о ФКС. Законопроект сохранит преемственность принятых в развитие Закона о размещении заказов более 30 подзаконных актов правительства РФ. По мнению разработчиков, важ ным преимуществом этого подхода яв ляется сохранение судебной практики, сформированной за последние годы, а также отсутствие необходимости пе реобучения более 1 миллиона специа листов в сфере госзаказа1. Доводов в пользу сохранения действующего за конодательства у ФАС множество, мы рассматривали их подробно в преды дущих публикациях.

Сопровождение и исполнение контракта

Уполномоченные ведомства уде лили этому вопросу много внимания. Часто сбои и злоупотребления со сто роны участников размещения заказа происходят на стадии исполнения обя зательств по контрактам. Как правило, это связано с плохой регламентацией положений об исполнении контракта заказчиком на этапе формирования документации. В связи с этим оба ве домства подробно прописали порядок приемки результатов выполненного по контрактам, порядок формирова ния комиссий, привлечения специали стов (экспертов) и многое другое.

Полезным нововведением можно считать расширение прав заказчи ков по расторжению контракта. ФАС предлагает быструю административ ную процедуру. Расторжение кон тракта посредством такой процедуры становится возможным при сущест венном нарушении обязательств как заказчиком, так и поставщиком. Обе стороны вправе обратиться в специ альную комиссию, которая в 10 дневный срок примет решение о под тверждении либо неподтверждении существенного нарушения контрак та. Для заказчика это возможность за мены недобросовестного поставщика, а для поставщика — защита его прав от недобросовестного заказчика.

Минэкономразвития считает, что контракт может быть расторгнут за казчиком в одностороннем порядке, если это было предусмотрено доку ментацией об осуществлении закупок и контрактом, на основании мотиви рованного представления контракт ной службы заказчика и в строго определенных случаях. По мнению ведомства, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае, если в ходе исполнения кон тракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответ ствует установленным в документации об осуществлении закупок требова ниям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные све дения о дополнительных требованиях к участникам процедур закупок, кото рые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закуп ки. Поставщиком же контракт может быть расторгнут в одностороннем по рядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении за купок и контрактом, в случае неодно кратного нарушения заказчиком сро ков оплаты товаров, работ, услуг.

Нынешний год должен принести перемены в системе государственно го заказа. Они коснутся и процедур государственного и муниципального контроля. Однако предложения по совершенствованию различных по ложений законодательства о разме щении заказов профильными ведом ствами требуют доработки, поскольку подходы к одним и тем же вопросам разнятся и порой вызывают неодно значную реакцию.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×