Организация и проведение выборов различного уровня в стационарах медицинских организаций

51

Граждане демократического общества должны беспрепят­ственно реализовывать свое право на свободное волеизъявление при проведении выборов. И хотя дан­ное право не ставится под сомнение, его реализация сопряжена с известны­ми трудностями. Прошедшие выборы различных уровней власти свидетель­ствуют о том, что их проведение нахо­дится под пристальным вниманием, а все случаи нарушений подробно ана­лизируются как активными членами

общественных органи­заций, так и правоохра­нительными органами. Лозунг "Мы — за чест­ные выборы!" включают в свои избирательные тезисы представители всех политических дви­жений. Поскольку тема выборов еще свежа, рассмотрим один из ее аспектов — проведение выборной кампании в ..... больницах.

После проведенных в декабре 2011 г. выборов в Государствен­ную Думу активность избирателей значительно выросла. В средствах массовой информации и в Интер­нете появились материалы, свиде­тельствующие о нарушениях во вре­мя проведения выборов, в т. ч. по отношению к лицам, находившимся в стационарах. Например, в город­ской больнице г. Жуковский списки лиц на голосование были составлены с серьезными нарушениями, а в Интернете опубликованы персональ­ные данные пациентов с нарушением врачебной тайны1. По итогам дум­ских выборов "Единая Россия", ко­торую обвиняли в фальсификациях, показала самые высокие результаты (более 90%) именно в больницах, пси­хиатрических клиниках, тюрьмах и воинских частях. На выборах 4 дека­бря на эти участки даже допустили наблюдателей2. В ряде больниц Там­бова руководство заставило врачей брать открепительные удостовере­ния по месту регистрации и голосо­вать 4 марта на выборах президента на работе3.

Нормативная база

Пункт 2 ст. 32 Конституции РФ гласит: "Граждане Российской Феде­рации имеют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти и органы местного само­управления, а также участвовать в референдуме". Этой нормой закре­плены основные политические права, обеспечивающие гражданам их учас­тие в реализации высшего непосред­ственного выражения народовластия в форме свободных выборов. Для обес­печения данного права в России при­няты два основных федеральных зако­на, регламентирующих выборы. Это Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее — Закон № 67-ФЗ) и от 26.11.1996 № 138-ФЗ "Об обеспе­чении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"4. Как указано в п. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное само­управление осуществляется гражда­нами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы мест­ного самоуправления. Отдельным за­коном описывается порядок выборов в Государственную Думу (Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выбо­рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации", далее — Закон о выборах депутатов).

Порядок выборов Президента РФ определен в ст. 81 Конституции РФ, в которой указано, что граждане РФ из­бирают Президента на основе всеоб­щего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. Во исполнение указанной нормы при­нят Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Рос­сийской Федерации" (далее — Закон о выборах Президента).

Наличие у дееспособного избира­теля заболевания не может служить основанием для отказа в реализации его избирательного права, подобные действия могут быть расценены как дискриминация избирателя. При этом в соответствии с п. 3 ст. 5 Федераль­ного закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) государ­ство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обу­словленной наличием у них каких-ли­бо заболеваний. Избирательное право должно быть реализовано, невзирая на место нахождения избирателя, в т. ч. во время его госпитализации в медицинской организации. Естест­венно, что организация и проведение выборов в стационарных подразделе­ниях медицинских организаций всех форм собственности возлагается на администрацию. Необходимо также соблюдение избирательных прав со­трудников медицинских организаций, участвующих в выборных кампаниях или находящихся на дежурстве (рабо­те) во время выборов.

В перечисленных федеральных за­конах особое внимание уделяется сле­дующим задачам:

— образование избирательных участ­ков в местах временного пребывания, в частности в больницах;

— формирование списков избирателей;

— подготовка помещения для голосо­вания;

— гласность в деятельности избира­тельных комиссий.

В каждом законе за эти задачи от­вечают разные статьи (см. таблицу).

В подзаконных актах (приводятся при описании организации выборов) основное внимание уделяется:

— организации голосования граждан РФ, находящихся в местах временно­го пребывания, в т. ч. в больницах;

— календарному плану мероприятии по подготовке и проведению выборов;

— формированию участковых изби­рательных комиссий в местах времен­ного пребывания с участием сотруд­ников учреждений;

— форме заявления о включении в список избирателей на избиратель­ном участке;

— документам, удостоверяющим лич­ность избирателя.

Подготовка и организация выборов

Процесс организации и подготовки выборов в стационаре можно условно разделить на следующие этапы:

— предварительный этап (за несколь­ко месяцев до выборов);

— подготовительный этап (начинает­ся за 1, 5 — 2 месяца до выборов, закан­чивается за сутки перед выборами);

— проведение выборов (сам день вы­боров и сутки перед этим);

— подведение итогов (несколько дней после проведения выборов).

Предварительный этап заключа­ется в создании условий для прове­дения выборов. Этот этап включа­ет изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведе­ние выборов данного уровня, а так­же отбор сотрудников для участия в штабе выборов в медицинской орга­низации.

Подготовительный этап начинает­ся за 1, 5 — 2 месяца и заключается в создании отлаженного механизма ре­ализации права пациента на участие в выборах и свободное волеизъявление. Работа ведется по пяти направлениям, за каждым из которых закрепляется

член штаба (комиссии) по проведе­нию выборов.

1. Взаимодействие с избиратель­ными комиссиями — территори­альной (ТИК) и участковой (УИК). Необходимо уточнить их местополо­жение, контактные телефоны и от­ветственных лиц. Как правило, ТИК письменно рассылает запросы об от­ветственных лицах в медицинской ор­ганизации, сообщает об УИК, а также организует обучение. В срок не позд­нее месяца следует взять в ТИК обра­зец заявления о включении в список на голосование. Эти заявления запол­няют пациенты. Примерный образец заявления приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденным по­становлением ЦИК РФ от 10.08.2011 № 24/248-6. По общему правилу из­бирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосо­вания.

2. Работа с сотрудниками медицин­ской организации. Ее следует начать с издания приказа по организации, в котором будут указаны состав штаба (комиссии) с разграничением полно­мочий, режим работы (еженедельно в конкретный день с указанием време­ни, в последнюю неделю — ежеднев­но). Перед выборами за 1 — 2 недели необходимо определить круг лиц, за­действованных в работе в день выбо­ров, письменно взять у них согласие на работу в нерабочий день (так как выборы чаще всего проводятся в вос­кресенье), а также на форму оплаты сверхурочной работы, издать соответ­ствующий приказ. С составом штаба (комиссии) и прочими сотрудниками (по отделениям) необходимо провести учебу, во время которой разъяснять поведение при подготовке и проведе­нии выборов. Так, нужно оговорить недопустимость определенных дей­ствий (односторонняя агитация, запу­гивание пациентов с использованием их зависимого положения, агитация в так называемый день молчания и др.). Можно изложить требования закона и подзаконных актов в виде памятки для сотрудников. Такую инструкцию следует обсудить с ТИК во избежание несогласованности и ошибок.

3. Работа с пациентами и форми­рование списков для голосования. Это наиболее трудная часть работы, при этом от ее качественного исполнения зависит итоговая оценка проведения выборов в стационаре. Небрежное со­ставление списков и неточности в них приводят к нарушению прав пациен­тов на участие в выборах. Это может послужить основанием привлечения

должностных лиц медицинской орга­низации к ответственности. Необхо­димо нацелить сотрудников на вклю­чение в списки как можно большего числа пациентов, при этом учитывая такие факторы, как желание некото­рых пациентов уйти домой для голо­сования, дееспособность, физическая возможность голосовать (относится к пациентам реанимации, находящимся на ИВЛ, в коме, после наркоза и т. п.). Также нужно принять во внимание способность пациента ориентировать­ся в месте и времени и понимать об­ращенную речь — для дееспособных психически нездоровых пациентов, находящихся в остром периоде забо­левания. Для последней группы следу­ет принимать комиссионное решение и оформлять его письменно в истории болезни в срок не позже суток до дня выборов (последний срок уточнения списков). Слишком рано проводить комиссию также не рекомендуется, так как пациенту к выборам может стать лучше, а в списки его не включи­ли. При оценке способности пациента участвовать в голосовании следует вы­делять пациентов, имеющих ограни­ченные способности к передвижению, слабо владеющих рукой вследствие парезов и параличей, плохо видящих, слабо слышащих. Необходимо заранее определить объем помощи, который потребуется пациентам для реализа­ции их права на участие в выборах.

В день голосования избиратель, яв­ляющийся инвалидом по зрению либо имеющий другие нарушения здоро­вья, не позволяющие ему самостоя­тельно расписаться в получении изби­рательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять

участие в электронном голосовании, в соответствии с ч. 10 ст. 75 Закона о выборах депутатов и п. 10 ст. 69 За­кона о выборах Президента вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Однако тот не дол­жен являться членом избирательной комиссии, зарегистрированным кан­дидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным предста­вителем политической партии, в т. ч. по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) на­блюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию

о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка изби­рателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гра­жданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Помощь может потребо­ваться еще на этапе ознакомления со списком кандидатов.

При формировании списков в них нужно включить только дееспособ­ных лиц. Так, в п. 3 ст. 32 Конституции РФ указано: "Не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми". Но у таких лиц должны быть в на­личии документы, подтверждающие этот статус. Практика же показывает, что даже в отношении недееспособ­ных лиц в психоневрологических ин­тернатах и психиатрических больни­цах нередко отсутствуют документы, подтверждающие лишение дееспо­собности. Проверить наличие таких документов необходимо на предвари­тельном этапе подготовки к выборам, так как это занимает много времени.

При составлении списков и во вре­мя голосования избирателя иденти­фицируют по документу, удостоверя­ющему личность. К таким документам относятся:

— паспорт (постановление Прави­тельства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации");

— временное удостоверение лично­сти гражданина (форма 2П — при­ложение 2 к приказу Федеральной миграционной службы от 07.12.2009 № 339 "Об утверждении Админи­стративного регламента Федеральной миграционной службы по предостав­лению государственной услуги по вы­даче, замене и по исполнению государ­ственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность граждани­на Российской Федерации на террито­рии Российской Федерации");

— военный билет, временное удосто­верение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

— документ, удостоверяющий лич­ность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ (для лиц, постоянно проживаю­щих за пределами территории РФ) в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

— справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находя­щимся в местах содержания под стра­жей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правитель­ством РФ в случае организации голо­сования лицам, находящимся в стражных отделениях психиатрических больниц.

Составление списков необходимо поручить сотруднику, имеющему навы­ки работы с электронными табличны­ми документами (например, Microsoft Office Excel или Open Office Calc). Ин­формацию из отделений лучше соби­рать в электронном виде, объединяя в единый список. При этом в список вно­сятся графы, требуемые избиратель­ными комиссиями на подготовитель­ном этапе, и графы, необходимые для списков в день голосования. В таблице "Сведения об избирателях, временно пребывающих в (название лечебного учреждения)" указаны фамилия, имя, отчество избирателя, число, месяц, год его рождения, место регистрации. В списках для голосования необходи­мо учитывать данные документа, удо­стоверяющего личность. Официально списки для голосования называются "реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосо­вания" (п. 2 ст. 71 Закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Рос­сийской Федерации"). Они составля­ются избирательной комиссией на ос­новании сведений, предоставленных администрацией места временного пребывания избирателей. Сроки пре­доставления списков заранее публику­ются в Календарных планах (см. поста­новления Центральной избирательной комиссии РФ от 31.08.2011 № 29/261-6 "О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выбо­ров депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" и от 26.11.2011 № 62/542-6 "О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Рос­сийской Федерации"). Например, при

проведении выборов 4 марта 2012 г. списки необходимо было представлять в УИК не позднее 25 февраля 2012 г., а с 25 февраля 2012 г. до дня голосова­ния — ежедневно. Ответственными за предоставление назначаются руко­водители больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и других мест временного пребывания.

4. Организация мест или помеще­ний для голосования. Выделяют два типа организационных решений: цен­трализованное и децентрализован­ное голосование в местах временного пребывания. При первом типе голо­сование всех пациентов происходит в одном месте, специально подготовлен­ном и оборудованном с учетом требо­ваний закона (ст. 61 Закона № 67-ФЗ, ст. 72 Закона о выборах депутатов, ст. 66 Закона о выборах Президента). Такое решение удобно для избира­тельной комиссии и наблюдателей, не сопряжено со сложностями доставки пациентов, может применяться в боль­ницах с небольшой коечной мощно­стью, компактно расположенных или соединенных системой переходов. Для крупных стационаров и больниц, рас­положенных в разных корпусах, осо­бенно далеко отстоящих друг от друга, более рационально организовать де­централизованное голосование, когда члены УИК и наблюдатели переходят из отделения в отделение с урной для голосования. На подготовительном этапе разрабатывается маршрут сле­дования комиссии, сопровождающих и закрепленных за отделениями лиц, организуются закрытые кабины для голосования и информационные стен­ды. Содержание стендов перечислено в указанных выше статьях, описываю­щих помещения для голосования.

5. Предоставление возможности для голосования сотрудникам, нахо­дящимся на работе в день выборов, при подготовке приказа по организации и проведению выборов. Сотрудник име­ет возможность проголосовать:

— совместно с пациентами в месте временного пребывания, для чего по­требуется взять открепительное удо­стоверение по месту жительства;

— по месту регистрации, и тогда издает­ся приказ об изменении времени начала смены (например, с 9-00 вместо 8-00) для обеспечения участия в выборах.

Проведение выборов

Накануне выборов начинается этап, обозначенный нами как прове­дение выборов. Такое временное де­ление выбрано в связи с особым режи­мом "дня молчания", когда запрещена агитация и избирателю предостав­ляется возможность обдумать при­нимаемое решение. Администрации медицинского учреждения предстоит в этот день обеспечить отсутствие аги­тационных материалов в отделении и повторно уточнить списки поступив­ших и выписанных пациентов, а так­же сообщить об изменении сведений в УИК. При грамотной предваритель­ной подготовке проведение выборов обычно не вызывает затруднений. Заранее следует обсудить предостав­ление транспорта членам УИК, а при территориальной разобщенности кор­пусов — варианты доставки комиссии в места голосования. Возможен опе­ративный контроль при получении данных из отделений вовремя голо­сования. Хотя такой контроль не ре­гламентирован в нормативных актах, он помогает учитывать опыт и исправ­лять ошибки при организации после­дующих выборов.

Подведение итогов

В следующие после выборов дни проводится заключительный этап,

включающий оценку результатов (процент проголосовавших от количе­ства пациентов, выразивших желание голосовать; допущенные нарушения; помощь, оказанная при голосовании лицам с ограниченными физически­ми возможностями), а также оценку активности и вклада сотрудников, ко­торые будут учитываться при преми­ровании или распределении стимули­рующих материальных выплат.

Нарушения при проведении выборов

При проведении выборов в стациона­рах возможны следующие нарушения:

— нарушение права избирателя на участие в выборах путем не включения избирателя в список для голосования или необоснованного исключения из списка (в т. ч. дееспособного избирателя в психиатрическом стационаре);

— включение недееспособного изби­рателя в список для голосования;

— лишение права на голосование лиц, не имеющих или утерявших паспорт гражданина РФ;

— нарушение правил проведения аги­тации, в т. ч. в предвыборный период молчания;

— нарушение гласности в деятель­ности избирательной комиссии;

— нарушение права избирателя на свободное волеизъявление, в т. ч. дав­ление на избирателя;

— нарушение права дееспособного избирателя, имеющего препятствия для выражения воли (ограниченные физические возможности — парез, паралич, слепота и др.);

— разглашение врачебной тайны при проведении выборов;

— нарушение права на участие в вы­борах сотрудников медицинской ор­ганизации, находящихся на дежур­стве в день проведения выборов;

— отказ работодателя предоставить ра­ботнику отпуск для участия в выборах;

— привлечение сотрудников для уча­стия в выборах с нарушением трудо­вого законодательства.

Особое внимание следует уделить информированию об администра­тивной и уголовной ответственности должностных лиц медицинской орга­низации за нарушение избирательно­го права пациентов. В Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) есть несколько ста­тей, которые могут быть применены в случае нарушения избирательных прав пациентов и сотрудников медицинских организаций: 5.1, 5.3, 5.4, 5.6 — 5.12, 5.14, 5.22, 5.24 КоАП РФ. Ответственность за­ключается в наложении штрафа, вели­чина которого зависит от субъекта пра­вонарушения и составляет от 500 руб. до 2 тыс. руб. для физических лиц, от 1 тыс. до 5 тыс. руб. для должностных лиц, от 10 тыс. до 100 тыс. руб. для юри­дических лиц. Некоторые особенности административной ответственности установлены и в Выписке из протокола от 27.09.2006 № 187-4-4 заседания Цен­тральной избирательной комиссии РФ "О Рекомендациях по некоторым во­просам применения Кодекса Россий­ской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями"6. Уголовная ответственность наступает по ст. 141, 141.1, 142 и 142.1 Уголовного кодекса РФ. Границы от­ветственности — от наложения штрафа (минимальная мера) до лишения свобо­ды на срок до 5 лет (максимальная мера).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль