Экспертиза временной нетрудоспособности в свете нового законодательства

88

Знание требований к проверяющим позволит руководителям медицинских организаций защитить свои законные интересы в случае несогласия с необоснованными претензиями ревизоров.

Закон об охране здоровья не только определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, но и устанавливает права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, а также гарантии реализации этих прав. В Законе об охране здоровья прописаны полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Понятие и виды медицинской экспертизы

Наибольший интерес для нас представляет гл. 7 "Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование", состоящая из 7 статей (ст. 58 — 65). Основополагающей следует считать ст. 58 "Медицинская экспертиза", в которой не только дается определение понятия "медицинская экспертиза", но и устанавливаются виды медицинской экспертизы, осуществляемые на территории РФ. Закон об охране здоровья, унифицируя и развивая понятийный аппарат, используемый в экспертной практике, определяет "медицинскую экспертизу" следующим образом: "Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина".

Из определения понятия медицинской экспертизы логически следует ее детализация и разделение на следующие виды:

экспертиза временной нетрудоспособности (далее — ЭВН);

— медико-социальная экспертиза (далее — МСЭ);

— военно-врачебная экспертиза (далее — ВВЭ);

— судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза;

— экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

экспертиза качества медицинской помощи.

Первые три вида медицинской экспертизы (ЭВН, МСЭ и ВВЭ) взаимосвязаны и устанавливают в первую очередь возможность гражданина по состоянию здоровья выполнять определенную трудовую деятельность или годность к военной службе, которую применительно к определенным категориям граждан можно рассматривать как род трудовой деятельности.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Организация деятельности по одному из важнейших направлений работы лечебного учреждения — ЭВН — определяется ст. 59 "Экспертиза временной нетрудоспособности" Закона об охране здоровья. Данная статья устанавливает следующие основания для ЭВН:

— заболевания, травмы, отравления и иные состояния, связанные с временной потерей трудоспособности;

— долечивание в санаторно-курортных организациях;

— уход за больным членом семьи;

— карантин;

— протезирование в стационарных условиях;

— беременность и роды;

— усыновление ребенка.

ЭВН проводится в следующих целях:

— определение способности работника осуществлять трудовую деятельность;

— определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу;

— принятие решения о направлении гражданина на МСЭ.

Закон предусматривает двухуровневую организационную структуру экспертного процесса. Первый уровень — лечащий врач, который единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. Второй уровень — врачебная комиссия, назначаемая руководителем медицинского учреждения из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения ЭВН. По решению комиссии листок нетрудоспособности может быть продлен на срок свыше 15 дней (но не более чем на 15 календарных дней единовременно).

Статья 59 внесла существенные изменения в привычный, установленный ранее действовавшим законом порядок проведения ЭВН. Прежде всего следует отметить, что не просто изменился, а значительно сократился срок единоличной выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом. Это увеличит объем работы врачебной комиссии по продлению листков нетрудоспособности сверх указанного срока. Прибавится работы и лечащим врачам, и заведующим отделениями, поскольку им придется с этой целью в два раза чаще представлять больных на врачебную комиссию и соответственно оформлять эпикризы из медицинских карт амбулаторных (стационарных) больных.

В связи с изменением срока единоличной выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом и кратностью его продления врачебной комиссией неожиданно возникла еще одна проблема, касающаяся порядка проведения ЭВН. Как оказалось, врачам медицинских учреждений, в т. ч. заместителям руководителя по ЭВН, пришлось выбирать, чем руководствоваться, выдавая и продлевая листок нетрудоспособности: ст. 59 нового Закона или действующим приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности". Дело в том, что в приказе был прописан иной порядок выдачи листка нетрудоспособности: единолично лечащим врачом на срок до 30 дней, врачебной комиссией кратностью 30 дней. Позднее приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 № 31н п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности был изменен, и эта коллизия была устранена.

Необходимо отметить, что ст. 59 Закона об охране здоровья также потребует от руководителей медицинских учреждений пересмотреть состав врачебной комиссии и исключить из нее тех специалистов, которые не имеют специальной подготовки по ЭВН в объеме, предусмотренном действующим законодательством (не менее 72 ч), либо провести срочное обучение указанных членов врачебной комиссии на циклах тематического усовершенствования по вопросам ЭВН.

Сроки направления на медико-социальную экспертизу

Следует обратить внимание на п. 4 ст. 59 нового Закона, который определяет сроки направления пациентов на МСЭ в зависимости от оценки клинического и трудового прогноза: "При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения МСЭ в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения МСЭ листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ". В предыдущем законе подобного экспертного норматива не было.

Эта норма весьма актуальна как для лечащих врачей, так и для врачебной комиссии. Она четко определяет тактику принятия экспертного решения в отношении проблемных больных с сомнительным или неблагоприятным прогнозом, которые отказываются от прохождения освидетельствования в бюро МСЭ, но при этом требуют продления листка нетрудоспособности на неопределенно продолжительный срок, создавая конфликтные ситуации в ЛПУ. До принятия этой нормы часто возникали сложности с проведением ЭВН у данного контингента больных.

Оформление листка нетрудоспособности

Требует комментария и п. 5 ст. 59 Закона об охране здоровья, в соответствии с которым при оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иное). Подобная его редакция заостряет внимание на противоречии между Законом и подзаконным документом — приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности". Бланк листка нетрудоспособности уже давно не содержит графы "Диагноз" (с 16 марта 2007 г.), что ранее противоречило Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 49), а теперь противоречит и настоящему Закону (ст. 59), где сказано, что "по письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания". Иными словами, если гражданин пожелает, чтобы лечащий врач указал в листке нетрудоспособности диагноз его заболевания, вносить диагноз будет некуда ввиду отсутствия подобной графы. Если, выполняя законное требование пациента, врач все-таки найдет свободное

место для написания диагноза, работодатель может не принять такой бланк к оплате, поскольку он оформлен с нарушением правил (непредусмотренная запись), хотя и в соответствии с Законом. Урегулирование этой проблемы может вызвать дополнительные затруднения для пациента и медицинского учреждения, которым придется доказывать работодателю правомерность внесенных записей. Поэтому считаем необходимым при разработке новой формы бланка листка нетрудоспособности (или корректировке действующего бланка) учесть формулировки настоящей статьи и дополнить бланк графой "Диагноз".

Большое значение, прежде всего для руководителей ЛПУ, имеет п. 7 ст. 59, в соответствии с которым "Фонд социального страхования РФ в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности ... вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности".

Применительно к организации работы по проведению ЭВН в медицинском учреждении принципиальное значение имеют и другие статьи Закона об охране здоровья, например, ст. 27 "Обязанности граждан в сфере охраны здоровья". Согласно п. 3 данной статьи граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в т. ч. определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Подобная редакция п. 3 ст. 27 Закона вновь возвращает нас к ныне действующему бланку листка нетрудоспособности, в котором отсутствует графа "Режим". Отчасти исправить этот недочет поможет обязательное указание предписанного лечебно-охранительного режима в первичной медицинской документации, а также в форме информированного согласия на оказание медицинской помощи, с подробными рекомендациями о тех ограничительных мерах, которые должен соблюдать пациент в период лечения.

Виды контроля за организацией ЭВН

Законодательная база, служащая основой для разработки и внедрения в практику мероприятий, в т. ч. по организации и порядку проведения ЭВН, предусматривает также различные формы контроля, которые достаточно четко регламентированы. Рассмотрим новые документы, которые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля организации ЭВН, дополняют и совершенствуют существующие формы надзора.

Начнем обзор с такой формы вневедомственного контроля, как межведомственный контроль. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" Фонду социального страхования РФ (далее — ФСС РФ) было поручено сначала совместно с Министерством здравоохранения РФ, затем с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществлять контроль за организацией ЭВН (в части определения степени и сроков временной утраты трудоспособности) и соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. Поэтому с 1998 г. в экспертную практику была введена новая форма внешнего контроля за организацией ЭВН в ЛПУ — межведомственный контроль, который сегодня, как и прежде, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, рассмотренными выше.

В то же время Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее — Закон № 165-ФЗ) в ст. 11 "Права и обязанности страховщиков" дает право страховщикам при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, обращаться в суд с исками о защите своих прав и компенсации причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Такая формулировка статьи Закона № 165-ФЗ позволяет ФСС РФ и его исполнительным органам самостоятельно проводить контроль организации ЭВН в медицинской организации, не привлекая к проверкам специалистов Росздравнадзора и его территориальных управлений. Данное положение получило развитие в Законе об охране здоровья. В ст. 59 Закона разъяснено, что "ФСС РФ в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности". Таким образом, нормативная правовая база контроля за

организацией ЭВН акцентирует внимание еще на одной форме контроля — вневедомственном контроле,

осуществляемом единолично ФСС РФ и его исполнительными органами без участия иных субъектов контроля. Эта форма контроля была узаконена еще в 1999 г., но на практике была заменена межведомственным контролем, проводимым двумя субъектами.

Следует также обратить внимание на изменения в организации контроля за проведением ЭВН, который выполняется основным субъектом внешнего ведомственного контроля — Росздравнадзором и его территориальными управлениями и четко нормативно урегулирован. В настоящий момент эта форма контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной

функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1330н (далее — Административный регламент).

Административный регламент

Данный нормативный правовой акт существенно отличается от предыдущего, в настоящее время утратившего силу документа, который регламентировал проведение внешнего ведомственного контроля за организацией и порядком производства ЭВН.

Новый Административный регламент прописан более детально, чем предыдущий, и состоит из 5 разделов (отмененный документ включал 3 раздела). Наиболее актуален для медицинских организаций самый большой по объему раздел I Административного регламента — "Общие положения", где приведен полный перечень нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции по контролю за порядком производства определенных видов медицинской экспертизы, в т. ч. ЭВН. В данных нормативных правовых актах содержатся требования к организации экспертной деятельности, установленные действующим законодательством РФ. Руководителям медицинских учреждений, отвечающим в соответствии с должностными инструкциями за организацию работы по проведению ЭВН, следует внимательно изучить эти документы, чтобы оценить соответствие экспертной деятельности учреждения предъявляемым требованиям с целью последующей корректировки организационных моментов.

Особое внимание следует обратить на следующие законодательные акты:

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ";

— Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

— Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

— постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе";

— постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития";

— приказ Минздрава России и ФСС РФ от 06.10.1998 № 291/167 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности";

— приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 "Об определении степени тяжести повреждения

здоровья при несчастных случаях на производстве";

— приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности";

— приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

Кроме этого, в п. 5 настоящего раздела Административного регламента подробно прописаны правила проведения проверок, которые обязаны соблюдать должностные лица Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ. Знание требований к проверяющим позволит руководителям медицинских организаций защитить свои законные интересы в случае несогласия с необоснованными, не подкрепленными нормативно претензиями ревизоров.

В разделе I Административного регламента подробно изложены права должностных лиц Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ (п. 12), а также права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (п. 13) при проведении мероприятий по контролю. Несмотря на то что прав у юридических лиц (проверяемых) при проведении ревизий, особенно при проверке порядка организации ЭВН, меньше, чем у проверяющих, эти права настолько существенны и принципиальны, что позволяют руководителям медицинских организаций при необходимости защищать собственные интересы. Например, в соответствии с подп. 3 п. 13 проверяемое юридическое лицо имеет право "знакомиться с результатами проверки и

указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц". Кроме того, руководитель ЛПУ вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росздравнадзора (Управлений Росздравнадзора по субъектам РФ), повлекшие за собой нарушение прав лечебной организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, от представителей Росздравнадзора и его территориальных управлений требуется аргументировано доказать обоснованность своих действий.

В предыдущем Административном регламенте эти положения прописаны не были. Поэтому новый документ подлежит доскональному изучению, что позволит руководителям медицинских организаций всегда быть готовыми к плановым и внеплановым проверкам порядка организации и производства ЭВН.

При проведении внешнего ведомственного контроля за порядком производства ЭВН предъявляются определенные требования к различным направлениям экспертной деятельности:

— по ведению медицинской документации;

— проведению медицинского осмотра пациента и записей данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающих необходимость временного освобождения от работы;

— направлению на консультацию к специалистам, на госпитализацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;

— выписке и продлению срока листка нетрудоспособности;

— соблюдению врачебной тайны;

— правомочности производства ЭВН;

— соблюдению законных прав граждан при производстве ЭВН.

Указанные требования во многом определяют задачи, стоящие не только перед лечащими врачами, проводящими ЭВН на первом этапе оказания гражданам медицинской помощи, но и перед субъектами внутреннего ведомственного контроля, и должны быть учтены в экспертной практике. Перечисленные требования практически повторяют те, что содержались в отмененном документе (предыдущий регламент). Исключение составляет пункт с требованием определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, который в настоящем документе отсутствует.

Порядок проведения плановых и внеплановых проверок

Разделы II "Требования к порядку исполнения государственной функции", III "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения" и IV "Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции" Административного регламента в основном ставят организационные, в т. ч. информационные, задачи перед основным субъектом внешнего ведомственного контроля — Росздравнадзором и его Управлениями по субъектам РФ.

Раздел II Административного регламента более подробно прописывает процедуру государственного контроля, в т. ч. требования к предоставлению информации о порядке и результатах его проведения, включая условия приема граждан, чего в отмененном документе не было.

Для руководителей медицинской организации определенный интерес представляют сведения, содержащиеся в разделе III, о порядке проведения плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за организацией ЭВН. Плановая проверка проводится не более одного раза в три года. Сведения о проведении плановых проверок должны быть размещены на официальном сайте Росздравнадзора.

Внеплановые проверки порядка организации и производства ЭВН назначаются при наличии оснований, указанных в п. 34 раздела III Административного регламента, в форме документарной и (или) выездной проверки. Процедура проведения внеплановых проверок, как документарных, так и выездных, четко прописана в Административном регламенте. Следует обратить внимание, что при проведении документарной проверки Росздравнадзор не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки. В то же время, если юридическое лицо не предоставляет необходимые сведения либо достоверность сведений в документах, имеющихся в распоряжении проверяющих, вызывает сомнение, Росздравнадзор правомочен запрашивать дополнительные документы, а также назначать выездные проверки.

Административный регламент (п. 49 раздела III) предписывает всем юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), в отношении которых проводятся проверки, вести журнал учета проверок по установленной форме. Типовая форма журнала учета

проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"». В каждой медицинской организации должен быть заведен подобный журнал.

Порядок обжалования решений должностных лиц Росздравназдора

Порядок проведения проверок с целью осуществления контроля за организацией и проведением ЭВН в новом Административном регламенте прописан более подробно. В то же время в нем отсутствует перечень сведений об объемах производства ЭВН, которые могут запрашивать в медицинской организации уполномоченные специалисты Росздравнадзора и его территориальных управлений. В прежнем документе этот перечень был.

Раздел IV Административного регламента "Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции" определяет основные функции Росздравнадзора по контролю за порядком производства медэкспертизы, а по итогам проверок — за принятием соответствующих мер.

Наконец, раздел V Административного регламента устанавливает досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц. В отмененном документе этот вопрос не рассматривался, хотя необходимость и актуальность его не вызывает сомнений. В новом Административном регламенте данная процедура прописана весьма подробно в пп. 69 — 86. Следует обратить внимание на то, что порядок досудебного обжалования действий и решений субъектов внешнего ведомственного контроля за организацией и проведением ЭВН допускает письменное обращение, в т. ч. в электронной форме через Интернет.

В начале рабочего дня стало плохо начальнику транспортной службы. От предложения поехать в больницу он отказался. Однако состояние сотрудника быстро ухудшалось, и нам пришлось вызвать “скорую помощь”. Прибывшая бригада медиков констатировала смерть. Причина смерти: острый инфаркт миокарда.

Можно ли назвать происшедшее несчастным случаем на рабочем месте и надо ли его расследовать?

В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками, участвующими в производственной деятельности работодателя.

В качестве несчастных случаев расследованию в установленном порядке подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя.

Таким образом, для выяснения указанных обстоятельств, подтверждающих (или, наоборот, - не подтверждающих) связь между событиями производственной деятельности и возникновением инфаркта, вы должны провести расследование данного несчастного случая со смертельным исходом.

Начать необходимо с издания приказа о создании комиссии по расследованию несчастного случая. Комиссия должна выявить и опросить очевидцев происшествия, получить необходимую информацию от работодателя (его представителя).

Расследование и оформление материалов расследования несчастного случая со смертельным исходом проводятся комиссией в течение 15 дней.

Кроме этого необходимо направить письменный запрос в медицинскую организацию для получения медицинского заключения о причине смерти, а также о нахождении погибшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Только комиссия по расследованию несчастного случая, изучив все материалы и обстоятельства, может принять решение о квалификации несчастного случая как связанного или не связанного с производством.

Отметим, что в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ несчастный случай может быть квалифицирован как не связанный с производством, если смерть пострадавшего наступила вследствие общего заболевания. Однако этот факт должен подтверждаться заключением медицинской организации и выводами комиссии по расследованию несчастного случая.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль