О компенсации морального вреда в условиях совершенствования правового положения учреждений здравоохранения

22

Во исполнение Указа Прези­дента РФ от 18.07.2008 № 1108 "О совершенствовании Граж­данского кодекса Российской Феде­рации" рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раз­работан проект Концеп­ции развития законода­тельства о юридических лицах (далее — Проект концепции). Проект во­шел в качестве состав­ной части в общий про­ект Концепции развития гражданского законо­дательства РФ (одобре­на решением Совета по кодификации и совер­шенствованию граждан­ского законодательства при Президенте РФ от 07.10.2009).

Параграф 2 подразде­ла 8 Концепции посвя­щен законодательству об учреждениях. На момент опубли­кования Проекта общие нормы, определяющие правовой статус уч­реждения, содержались лишь в не­скольких статьях Гражданского ко­декса РФ (далее — ГК РФ). Подавляющее большинство норм, устанавливающих особенности пра­вового режима отдельных видов уч­реждений, имеется в различных нормативных правовых актах, не яв­ляющихся специальными законами об учреждениях. Эти нормы (в зави­симости от осуществляемых функ­ций и видов деятельности учрежде­ний) можно найти в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образова­нии", в федеральных законах от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-техниче­ской политике" и др.

Теоретики и практикующие юристы неоднократно указывали на то, что в отдельных случаях нормы перечислен­ных законов противоречат ГК РФ. Единственный закон, который полно­стью посвящен особому типу учрежде­ния — автономному, — это Федераль­ный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (да­ лее — Закон об автономных учрежде­ниях).

Авторы Проекта предлагают ис­править отдельные недостатки дей­ствующего законодательства об уч­реждениях, отмеченные в Проекте концепции. Их предложения по со­вершенствованию законодательства послужили основой для разработки нескольких нормативных правовых актов.

Кардинальные изменения в бюд­жетном секторе экономики обусловле­ны вступившим в силу 1 января 2011 г. Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Рос­сийской Федерации в связи с совер­шенствованием правового положения государственных (муниципальных) уч­реждений" (далее — Закон № 83-ФЗ). Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

До введения в действие рассматри­ваемого закона учреждения действова­ли в том правовом режиме, который создавался в совершенно иных соци­ально-экономических условиях. Ранее, до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, гражданское законодательство разли­чало частные (созданные граждани­ном или юридическим лицом) и госу­дарственные или муниципальные учреждения (созданные соответствен­но Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образова­нием). Закон № 83-ФЗ предусматрива­ет новую конструкцию — казенное учреждение, а также вносит значи­тельные изменения в правовой статус всех видов и типов учреждений.

Определение понятий

Прежде чем приступить к исследо­ванию проблемных вопросов право­вого режима учреждений, считаем не­обходимым привести определения понятий автономного, бюджетного и казенного учреждений с учетом изме­нений, внесенных Законом № 83-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона об авто­номных учреждениях автономным учреждением признается некоммер­ческая организация, созданная Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления пред­усмотренных российским законода­тельством полномочий органов госу­дарственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоох­ранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, за­нятости населения, физической куль­туры и спорта.

Создание автономных учреждений в иных сферах допускается лишь в случаях, установленных федеральны­ми законами. Ограничив сферы дея­тельности автономных учреждений, Закон № 83-ФЗ предписал в течение одного года со дня его официального опубликования реорганизовать или ликвидировать автономные учрежде­ния, созданные в иных сферах, чем указанные в ст. 2 Закона об автоном­ных учреждениях (п. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

Согласно ст. 9.2 Федерального зако­на от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммер­ческих организациях" (далее — Закон об НКО) бюджетным учреждением признается некоммерческая организа­ция, созданная Российской Федера­цией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспе­чения реализации предусмотренных законодательством Российской Феде­рации полномочий соответственно ор­ганов государственной власти или ор­ганов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоох­ранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, за­нятости населения, физической куль­туры и спорта, а также в иных сферах.

Правовой режим ответственности учреждений

Из приведенных официальных определений нельзя уяснить сущ­ность и отличительные признаки каждого из типов учреждений. Раз­граничение можно провести, изучив другие законы, устанавливающие правовой статус каждого из учрежде­ний исходя из критериев финансово­го обеспечения деятельности, право­вого режима имущества и степени хозяйственной самостоятельности, правового режима ответственности по обязательствам.

Нас интересует последний крите­рий — правовой режим ответственно­сти по обязательствам учреждений. О правовых проблемах ответственно­сти государственных (муниципальных) учреждений по своим обязательствам мы поговорим чуть позже, здесь лишь исследуем правовые нормы, определя­ющие ее режим.

Согласно нормам ст. 120 ГК РФ и ст. 2 Закона об автономных учрежде­ниях, действовавшим до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, автономное уч­реждение могло отвечать по своим обязательствам только имуществом, закрепленным за ним при создании (за исключением недвижимого и осо­бо ценного движимого имущества).

Обратить взыскание на любое имуще­ство, приобретенное или полученное таким учреждением в процессе его деятельности, закон не позволял.

Закон № 83-ФЗ коренным образом изменил такой порядок. Теперь учреж­дение отвечает по своим обязательст­вам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (т. е. не только тем, которое было закре­плено за ним при создании), за исклю­чением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного на выделенные собст­венником средства. Автономное учре­ждение и собственник его имущества не несут ответственности по обязатель­ствам друг друга.

Бюджетное учреждение до измене­ния его правового статуса отвечало по своим обязательствам лишь находив­шимися в распоряжении названного учреждения денежными средствами.

При недостаточности таких средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учрежде­ния должен был нести собственник его имущества.

Законом № 83-ФЗ существенно расширены пределы имущественной ответственности бюджетного учре­ждения. В настоящее время бюджет­ное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управле­ния имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением соб­ственником или приобретенного на выделенные собственником средства, и любого недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по его обяза­тельствам.

Что касается казенного учрежде­ния, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ оно отвечает по своим обяза­тельствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средства­ми. При недостаточности таких средств субсидиарную ответствен­ность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Законом № 83-ФЗ определено, что переходный период заканчивается 1 июля 2012 г. До этой даты существу­ющие государственные (муниципаль­ные) учреждения должны выбрать для себя одну из трех предлагаемых зако­ном форм.

Таким образом, с вступлением в силу норм Закона № 83-ФЗ и отказом собственника от субсидиарной ответ­ственности у бюджетных и автоном­ных учреждений возникает пробле­ма — как удовлетворить требования кредиторов (пациентов, предъявив­ших исковые требования) при отсут­ствии либо недостаточности денеж­ных средств ответчика для исполнения решения суда.

Ситуация осложняется участивши­мися исками граждан к учреждениям здравоохранения в связи с причине­нием вреда жизни или здоровью па­циента при оказании медицинской помощи. Суды в подобных случаях нередко оказываются на стороне па­циента, а учреждение несет имущест­венные потери. Описанная проблема наглядно проиллюстрирована в ситуа­ции к статье.

Институт компенсации морального вреда существует в отечественном праве с 1992 г. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновен­ность, честь и доброе имя, деловая ре­путация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора ме­ста пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные не­имущественные права и другие нема­териальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередавае­мы иным способом.

Нематериальные блага защищают­ся в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех слу­чаях и тех пределах, в каких использо­вание способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушен­ного нематериального права и харак­тера последствий этого нарушения.

Если гражданину причинен мораль­ный вред (физические или нравствен­ные страдания) действиями, нарушаю­щими его личные неимущественные права, либо в других случаях, преду­смотренных законом, суд может воз­ложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страда­ний, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причи­нен вред (ст. 151 ГК РФ).

Статья 1068 ГК РФ гласит: "Юриди­ческое лицо либо гражданин возме­щает вред, причиненный его работни­ком при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязан­ностей".

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения зако­нодательства о компенсации морально­го вреда" под моральным вредом пони­маются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на при­надлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные бла­га (жизнь, здоровье, достоинство лич­ности, деловая репутация, неприкос­новенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушаю­щими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неи­мущественные права в соответствии с законами об охране прав на результа­ты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Институт морального вреда остает­ся одним из самых обсуждаемых в гражданском праве. Наиболее проб­лемными можно считать вопросы об обоснованности сумм исковых требо­ваний, о критериях и методах оценки размера компенсации судом.

Проблема значительных компенса­ционных выплат становится актуаль­ной для здравоохранения. Суммы за­явленных и удовлетворенных судами исков по компенсациям морального вреда растут1. Зачастую они превыша­ют финансовые возможности лечеб­ных учреждений.

Авторы не берутся определять да­же примерную стоимость человече­ской жизни и здоровья, однако принцип разумности и справедливо­сти распространяется на обе сторо­ны процесса. Медицинские учре­ждения относятся к некоммерческим юридическим лицам, которые в со­ответствии со ст. 50 ГК РФ "могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, по­скольку это служит достижению це­лей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям".

В статье 5 Закона № 83-ФЗ уточня­ется, что автономное, а также бюд­жетное учреждение "вправе осу­ществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, по­скольку это служит достижению це­лей, ради которых оно создано, и соот­ветствующую этим целям, при условии, что такая деятельность ука­зана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятель­ности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в само­стоятельное распоряжение... учреж­дения".

В стоимость медицинской услуги заложена низкая рентабельность, по­скольку цель услуги — оказание ме­дицинской помощи. Таким образом, приносящая доход деятельность учреждений не дает возможность по­лучать значительную прибыль, за счет которой появляется возможность удовлетворять неподъемные для уч­реждения исковые требования.

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н "Об утверждении порядка пре­доставления информации государст­венным (муниципальным) учрежде­нием, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения ука­занного сайта". Со второго полугодия 2012 г. информация о деятельности учреждений, о закрепленном за ними имуществе, о бюджетных услугах, ко­торые этими учреждениями оказыва­ются, и их стоимости подлежит разме­щению на официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоя­тельное распоряжение бюджетного учреждения. В статье 22 Закона Орен­бургской области от 20.12.2010 № 4156/942-1У-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 г. и на плановый пе­риод 2012 и 2013 гг." устанавливается следующее. В 2011 г. средства, полу­ченные от оказания платных услуг ка­зенными или бюджетными учреж­дениями Оренбургской области, являющимися получателями бюджет­ных средств, а также безвозмездные поступления от физических и юриди­ческих лиц, в том числе добровольные пожертвования, средства от принося­щей доходы деятельности, учитыва­ются на лицевых счетах, открытых вышеназванным учреждениям в ми­нистерстве финансов Оренбургской области.

Перечисленные средства расходу­ются указанными учреждениями в пределах остатков средств на этих ли­цевых счетах в соответствии с гене­ральными разрешениями, оформлен­ными в установленном министерством финансов Оренбургской области по­рядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, утвержденными в порядке, определя­емом соответствующим главным рас­порядителем средств областного бюд­жета.

Расходы учреждения на возмеще­ние убытков и вреда, в том числе на компенсацию морального вреда по решению судебных органов, подле­жат отнесению на ст. 290 "Прочие расходы" экономической классифи­кации расходов бюджетов РФ. Таким образом, заявленная истцами сумма исковых требований в размере 30 млн руб. (по 10 млн руб. на каждого истца) в случае удовлетворения судом будет намного превышать собствен­ные доходы учреждения за год.

Давно назрела необходимость обобщить судебную практику по де­лам о возмещении вреда, причиненно­го жизни и здоровью пациентов при оказании медицинской помощи. Ана­лиз решений судов по подобным искам позволил бы определить сред­нюю стоимость иска и соотнести ее с видом и степенью тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Это позволит обоснованно решить вопрос о страховых суммах, в преде­лах которых страховщик при насту­плении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязатель­ного страхования) обязуется возме­стить потерпевшим причиненный вред.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего от­ношения по обязательствам вследст­вие причинения вреда жизни или здо­ровью гражданина" содержатся такие разъяснения.

Размер возмещения вреда в силу п. 3 ст. 1083 ГК РФ может быть умень­шен судом с учетом имущественного положения причинителя вреда — гражданина, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, со­вершенными умышленно. Данное по­ложение не распространяется на юридических лиц: финансовые и иные подобные затруднения не учи­тываются.

Судебная практика показывает, что исковые требования к медицин­ским учреждениям по компенсации морального вреда удовлетворяются, как правило, частично.

Так, в приведенном в начале ста­тьи примере суд, заслушав стороны, установил, что истцы — мать Карава­ева, сын и брат К.Т. Соломиной — ис­пытывают сильнейшие нравственные страдания, они понесли невосполни­мую утрату, таким образом, им при­чинен моральный вред в связи со смертью дочери, матери и сестры. В силу ст. 151 ГК РФ они имеют право на компенсацию ответчиком мораль­ного вреда. Решением районного суда г. Оренбурга с учетом степени нрав­ственных страданий требования ист­цов удовлетворены частично. В поль­зу матери и сына взыскано 450 тыс. руб., в пользу брата — 100 тыс. руб.

Истцы подали кассационную жало­бу на решение суда — они просили пересмотреть решение из-за слишком заниженной выплаты. В свою очередь, медицинское учреждение в кассаци­онной жалобе посчитало размер ком­пенсации морального вреда необосно­ванно большим. Кроме того, ответчик обратил внимание суда на то обстоя­тельство, что ММУЗ № X является не­коммерческой организацией — бюд­жетным учреждением, и наложение на него обязанности выплатить 1 млн руб. может парализовать дальнейшую работу учреждения. Решение район­ного суда г. Оренбурга было отмене­но, дело направлено на новое рассмо­трение.

Порядок выплаты компенсации по решению суда

Порядок обращения взыскания (меры принудительного исполнения решения суда) на средства бюджет­ных учреждений в случае удовлетво­рения судом требований истца в гражданском процессе подробно рас­крыт в п. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ.

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (должников) осуществляется на основании испол­нительных документов (исполнитель­ный лист, судебный приказ) с указа­нием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а так­же в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления ис­полнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропу­щенного срока предъявления испол­нительных документов.

Орган, открывающий и ведущий лицевые счета должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направ­ляет бюджетному учреждению уве­домление о поступлении исполни­тельного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. Бюджетное учреждение — должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполни­тельного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисле­ние средств для полного либо частич­ного исполнения в пределах общего остатка средств, учтенных на его ли­цевом счете.

При отсутствии либо при недоста­точности денежных средств для ис­полнения предъявленных исполни­тельных документов бюджетное учреждение обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (Управление Федерального казначей­ства), платежный документ на перечи­сление средств для полного либо ча­стичного исполнения исполнительного документа, не позднее следующего ра­бочего дня после дня поступления средств на определенный лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным уч­реждением установленных требова­ний орган, осуществляющий откры­тие и ведение лицевых счетов должника, до момента устранения нарушения приостанавливает прове­дение операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подраз­делений, с уведомлением должника и его подразделений.

При невозможности осуществить взыскание денежных средств с бюд­жетного учреждения — должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев взыскание обращается на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном про­изводстве".

Очевидно, что если предъявлен крупный иск, а на лицевом счете от­ветчика недостаточно средств, то в невыгодном положении остаются обе стороны — как истец, так и ответчик.

Истец не получает должного удовлет­ворения своих требований — реаль­ная имущественная база самостоя­тельной ответственности бюджетного и автономного учреждений здраво­охранения оказывается недостаточ­ной. Ответчик в лице учреждения здравоохранения после возмещения иска по судебному решению может лишиться не только всех находящих­ся в его распоряжении денежных средств, но и части имущества для обеспечения полного удовлетворения требований истца, а это существенно осложнит реализацию основной це­ли, для которой оно было создано собственником — оказание медицин­ской помощи гражданам.

Перспективы развития законодательства

Установленный Законом № 83-ФЗ режим имущественной ответственно­сти учреждений неоднократно под­вергался критике как со стороны практикующих специалистов, так и со стороны ученых-цивилистов. В частности, указывалось на то, что он ущемляет права кредиторов государ­ственных (муниципальных) учрежде­ний и не соответствует принципам ре­гулирования рыночных отношений. Дальнейшее следование такому режи­му может значительно дестабилизи­ровать экономический оборот.

Один из положительных результа­тов проводимой в настоящее время ре­формы гражданского законодательст­ва Российской Федерации — проект Федерального закона "О внесении из­менений в части первую, вторую, тре­тью и четвертую Гражданского кодек­са Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации"4 (далее — Зако­нопроект), внесенный Президентом РФ в Государственную Думу 03.04.2012.

Среди нововведений Законопроек­та особо стоит отметить предложение для бюджетных учреждений восста­новить, а для автономных — ввести субсидиарную ответственность их уч­редителей (собственников имущест­ва — публично-правовых образова­ний) по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 2 ст. 120 "учреждение отвечает по своим обязательствам на­ходящимися в его распоряжении де­нежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случа­ях, предусмотренных п. 4 — 6 ст. 1201 и п. 2 ст. 1202 настоящего Кодекса, не­сет собственник соответствующего имущества".

Такая норма хотя и не снимет всех правовых проблем, существу­ющих в исследуемой области (в частности, не решаются проблемы, возникающие в связи с исполнени­ем обязательств перед контрагента­ми — юридическими лицами), но позволит избежать острых негатив­ных последствий, на которые авто­ры обратили внимание в этой ста­тье.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль