Обязательное медицинское страхование: обновление и развитие правовой базы

24

Годом обновления и развития правовой базы обязательно­го медицинского страхования можно назвать 2011 г. Именно в этом году стал действовать (за исключени­ем некоторых положений) Федераль­ный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском стра­ховании в Российской Федерации" (далее — Закон об ОМС). В 2011 г. в него трижды вносились изменения; был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции" (далее — Закон об охране здоровья). Кроме того, в Федераль­ный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулирую­щий уплату страховых взносов во внебюджет­ные фонды обязатель­ного социального стра­хования, были внесены изменения, имеющие значение для обязатель­ного медицинского страхования (да­лее - ОМС).

Коротко напомним, какие именно вопросы обязательного медицинского страхования регулируют указанные выше федеральные законы, чтобы было ясно, в развитие каких положе­ний в дальнейшем стали приниматься подзаконные нормативные правовые акты.

Начнем с Закона об охране здоро­вья. Он, хотя и появился позже других законов, имеющих отношение к ОМС, является актом более широкого дейст­вия, чем Закон об ОМС. В нем обяза­тельное медицинское страхование представлено в качестве составной части системы охраны здоровья в Рос­сии.

В частности, из гл. 11 Закона об ох­ране здоровья видно, что средства ОМС —лишь один из источников фи­нансирования российского здравоох­ранения. В соответствии со ст. 83 За­кона об охране здоровья средства ОМС (наряду с бюджетными ассигно­ваниями из иных финансовых источ­ников) предназначены для обеспече­ния первичной медико-санитарной, специализированной, скорой меди­цинской помощи, а также для оказа­ния медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций, указанных в ст. 42 Закона (в рамках территориаль­ных программ ОМС). В этой статье речь идет о населении закрытых ад­министративно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими фак­торами, о работниках организаций от­дельных отраслей промышленности с опасными условиями труда, включен­ных в утверждаемые Правительством РФ перечни.

Более конкретное перечисление видов медицинской помощи, оказыва­емой за счет средств ОМС, содержится в базовой программе ОМС, которая является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицин­ской помощи. На 2012 г. такая Про­грамма была утверждена постановле­нием Правительства РФ от 21.10.2011 № 856.

Механизм формирования доход­ной части бюджета ОМС представлен в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхо­вания Российской Федерации, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования", который стал действовать с 2010 г. (далее — Закон № 212-ФЗ). В 2011 г. закон полу­чил новое наименование; более чем в 40 его статей были внесены измене­ния и дополнения; появился ряд но­вых статей. Из наименования Закона исчезло упоминание о территориаль­ных фондах ОМС, поскольку в насто­ящее время страховой тариф, опре­деленный для ОМС, не делится, как ранее, на две части (одна из частей предназначалась для территориаль­ных фондов).

Закон № 212-ФЗ регулирует поря­док уплаты страховых взносов во все внебюджетные фонды обязательно­го социального страхования, поэто­му изменения и дополнения, кото­рые были в него внесены, касаются и обязательного медицинского страхо­вания.

Перечислим основные затронутые вопросы:

— круг плательщиков страховых взно­сов;

— исполнение обязанностей по упла­те страховых взносов;

— база, облагаемая страховыми взно­сами, ее предельная величина;

— расчеты по начисленным и упла­ченным страховым взносам;

— суммы, с которых страховые взно­сы не взимаются;

— финансовый учет и отчетность;

— права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взно­сов;

— порядок обжалования решений и иных актов органов контроля и др.

Отдельно упомянем ст. 58.2. Она появилась в Законе № 212-ФЗ в соот­ветствии с Федеральным законом от                    03.12.2011 № 379-ФЗ "О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро­сам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды".

В этой статье, в частности, указано, что в 2012 — 2013 гг. тариф страховых взносов в Федеральный фонд ОМС составляет 5, 1% в пределах установ­ленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Ука­занная база с учетом ее индексации в текущем году — коэффициент 1, 1048 в соответствии с постановлением Пра­вительства РФ от 24.11.2011 № 974 — в отношении каждого физического лица не превышает 512 тыс. руб. нара­стающим итогом с 1 января 2012 г.

Коротко охарактеризуем Закон об ОМС, который пришел на смену Зако­ну РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О ме­дицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В действующем ныне Законе:

— широко представлен понятийный аппарат (ст. 3, 10, 15, 43, 45 и др.);

— подробно названы полномочия РФ и субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования (ст. 5 — 8);

— четко обозначен круг лиц, подле­жащих ОМС, их права и обязанности

(ст. 10, 16, 18), субъекты и участники ОМС (ст. 9, 12, 13, 33, 34);

— подробно охарактеризованы страхо­вые медицинские организации (ст. 14, 19, 28, 38, 39);

— представлены требования к дея­тельности медицинских организаций; содержание договоров на оказание и оплату медицинской помощи, кото­рые они должны заключать со страхо­выми медицинскими организациями; их права и обязанности, а также по­рядок взаимодействия с территори­альным фондом ОМС и СМО при ве­дении персонифицированного учета сведений об оказанной медицинской помощи (ст. 15, 20, 39, 47);

— впервые много внимания уделено программам медицинского страхова­ния (гл. 7); уплате страховых взносов на обязательное медицинское стра­хование неработающего населения (ст. 24, 25); системе договоров в ОМС (гл. 8); контролю объемов, сроков, ка­чества, условий предоставления меди­цинской помощи (гл. 9); организации персонифицированного учета (гл. 10); медицинскому полису (п. 1 ч. 1 ст. 16, ст. 45, 46, ч. 2 ст. 51).

Несмотря на то что Закон об ОМС гораздо содержательнее, чем его пред­шественник, — в нем вдвое больше статей, — в первый же год его действия девять статей подверглись изменени­ям и дополнениям в соответствии с федеральными законами от 14.06.2011 № 136-ФЗ, от 30.11.2011 № 369, от 03.12.2011 № 379.

Обратим внимание на уточнение ст. 10 и 11 Закона об ОМС. Во- первых, среди застрахованных в числе лиц, самостоятель­но обеспечивающих себя работой, появились арбитражные страховате­ли. Во-вторых, в число работающих по трудовому договору, относящихся к застрахованным лицам, теперь входят и руководители организаций, являющиеся единственными участ­никами (учредителями), членами ор­ганизаций, собственниками их иму­щества.

В-третьих, помимо лиц, работаю­щих по авторскому заказу, в перечень застрахованных лиц включены также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключи­тельного права на произведения нау­ки, литературы, искусства, издатель­ским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предо­ставлении права использования про­изведения науки, литературы, искус­ства.

В-четвертых, в числе страховате­лей неработающих граждан теперь названы не только органы исполни­тельной власти субъектов РФ, уполно­моченные высшими органами госу­дарственной власти субъектов РФ, но и иные организации, определенные Правительством РФ.

Изменения, предусмотренные Фе­деральным законом от 30.11.2011 № 369, коснулись и таких вопросов, как:

— нормированный страховой запас (ст. 26);

— полномочия Федерального фонда ОМС (ст. 33);

— штрафы, применяемые к медицин­ским организациям за использование средств не по целевому назначению (ст. 39);

— территориальный реестр экспер­тов качества медицинской помощи (ст. 40);

— программы и мероприятия модер­низации здравоохранения и их фи­нансовое обеспечение (ст. 50);

— единовременные компенсацион­ные выплаты медицинским работни­кам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания вуза на работу в сель­скую местность, и выделение на эти выплаты средств (ст. 51) и др.

В течение 2011 и 2012 гг. Минздравсоцразвития России было принято большое количество нормативных ак­тов. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1226, вступив­шим в силу с 1 января 2011 г., в целях единообразного применения Закона об ОМС названному министерству было предоставлено право издавать разъяснения (в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС, а так­же по согласованию с Минфином России), касающиеся вопросов, от­носящихся к его компетенции. Дру­гим постановлением (от 08.12.2011 № 1018) Правительство РФ предо­ставило Минздравсоцразвития Рос­

сии дополнительные полномочия в сфере обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим те документы Минздравсоцразвития России, в которых разъяснены положения, вызывающие наибольший интерес наших читателей.

Правила обязательного медицинского страхования

В Законе об ОМС неоднократно упоминаются правила обязательного медицинского страхования, в кото­рых должны быть более подробно раскрыты права, обязанности субъек­тов и участников обязательного меди­цинского страхования, их финансо­вое обеспечение (например, в ст. 14, 16, 32, 34, 45, 46 Закона). Правила обя­зательного медицинского страхова­ния (далее — Правила ОМС) были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н.

Положения, содержащиеся в Пра­вилах, посвящены в основном движе­нию финансовых потоков. В частности, представлено их движение по схеме "территориальный фонд ОМС — стра­ховая медицинская организация — ме­дицинская организация"; описан про­цесс взаиморасчетов между этими организациями и территориальными фондами ОМС различных субъектов РФ; приведена методика формирова­ния тарифов на оплату медицинской помощи и подушевых нормативов фи­нансового обеспечения медицинского страхования (разделы 7—10, 14).

Именно в Правилах ОМС показан механизм расчетов между субъектами РФ при оказании медицинской помо­щи в одном субъекте РФ гражданам,

которым медицинский полис выдан в другом субъекте РФ. Территориаль­ный фонд ОМС (далее — ТФОМС) по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицин­скую помощь, оказанную в объеме базовой программы, не позднее 25 дней с даты представления счета медицинской организации.

ТФОМС субъекта РФ, в котором выдан полис, за счет средств своего нормированного страхового запаса осуществляет возмещение средств первому территориальному фонду не позднее 25 дней с даты получения от него счета с учетом результатов прове­денного контроля объемов, сроков, ка­чества и условий предоставления ме­дицинской помощи (ч. 8 ст. 34 Закона об ОМС). Порядок использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС утвержден приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 227.

Обмен данными при осуществле­нии расчетов за медицинскую по­мощь, оказанную за пределами субъ­екта РФ, на территории которого выдан полис, производится в элек­тронном виде в соответствии с прика­зом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н.

Подробно о содержании счетов, сроках проведения медико-экономи­ческого контроля счета, составлении актов (например, акта о причинах не­принятия к оплате выставленного счета, акта сверки по счетам и др.) и прочих деталях проведения расче­тов по денежным средствам сказано в п. 133—151 Правил ОМС. Таким обра­зом, право застрахованных лиц на по­лучение бесплатной помощи не только закреплено в ст. 16 Закона об ОМС, но и подкреплено механизмом финансо­вых расчетов между субъектами РФ в гл. 9 Правил ОМС.

Помимо финансовых вопросов, пе­речисленных выше, в Правилах ОМС много внимания уделено деятельности страховых медицинских организаций (СМО) в свете тех положений, которые изложены в ст. 14 Закона об ОМС. Речь идет о порядке ведения реестра СМО; об оплате ими медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу в ле­чебно-профилактических учреждени­ях; о выдаче гражданам полисов ОМС; о требованиях к размещению СМО ин­формации в информационно-коммуни­кационной сети Интернет, в средствах массовой информации (см. разде­лы 2 — 5, 8, 13, 14).

В первой части ст. 14 Закона об ОМС сказано, что страховая меди­цинская организация должна иметь лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятель­ности. Постановлением Правительст­ва РФ от 31.12.2010 № 1227 установле­но, что лицензирование деятельности СМО производится Федеральной службой по финансовым рынкам. Указаны особенности лицензирова­ния с учетом деятельности таких ор­ганизаций в сфере обязательного ме­дицинского страхования.

В Правилах ОМС есть ответы и на такие важные вопросы, затрагиваю­щие интересы застрахованных лиц, как выбор страховой медицинской ор­ганизации и получение полиса ОМС.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об ОМС ТФОМС реализуют государ­ственную политику в сфере обязатель­ного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Задачи, сформулированные в Типовом положе­нии о ТФОМС (утв. приказом Мин­здравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н), направлены в первую очередь на защиту интересов застрахованных лиц.

В разделе 2 Типового положения говорится об обеспечении ТФОМС предусмотренных законодательст­вом прав граждан, гарантий бес­платного оказания им медицинской помощи в рамках территориальной и базовой программ ОМС, о созда­нии условий для обеспечения до­ступности и качества медицинской помощи.

Территориальный фонд наделен широкими полномочиями страховщи­ка. Перечислим эти полномочия:

— аккумулирование средств ОМС и управление ими;

— участие в разработке территориаль­ных программ государственных гаран­тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в определении тарифов на оплату медицинской помо­щи на территории субъекта РФ;

— утверждение для СМО дифферен­цированных подушевых тарифов в порядке, установленном Правилами ОМС;

— проведение контроля объемов, сро­ков качества и условий предоставле­ния медицинской помощи, использо­вания средств ОМС;

— предъявление в интересах застра­хованных лиц требований к страхова­телям, СМО и медицинским организа­циям, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой их прав и закон­ных интересов;

— ведение реестров СМО, медицин­ских организаций, экспертов качества медицинской помощи, регионального сегмента единого регистра застрахо­ванных лиц;

— сбор и обработка данных персони­фицированного учета сведений о за­страхованных лицах и сведений о ме­дицинской помощи;

— подготовка и переподготовка кад­ров для осуществления деятельности в сфере ОМС.

В Типовом положении о ТФОМС перечислено 25 функций, которые осуществляет территориальный фонд при реализации своих полномочий. Этот перечень не исчерпывающий, поскольку в п. 9 речь идет и об иных функциях в установленной сфере де­ятельности, которые могут быть пред­усмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Положение о территориальном фон­де ОМС утверждается высшим испол­нительным органом государственной власти субъекта РФ, как сказано в ч. 6 ст. 34 Закона об ОМС (в ред. Федераль­ного закона от 30.11.2011 № 369-ФЗ). Для реализации своих полномочий тер­риториальные фонды могут создавать филиалы и представительства.

Порядок ведения персонифицированного учета в сфере ОМС

В соответствии со ст. 43 Закона об ОМС организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице вводятся в интересах граждан. С помощью такого персонифициро­ванного учета можно определять по­требности в объемах медицинской помощи (для разработки программ ОМС), осуществлять контроль за ис­пользованием средств ОМС, обеспе­чить гарантии прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицин­ской помощи надлежащего качества и соответствующего объема.

Порядок ведения персонифициро­ванного учета в сфере обязательного медицинского страхования утвержден приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 25.01.2011 № 29н (далее — По­рядок учета).

Можно сказать, что персонифици­рованный учет имеет две части:

— учет сведений о застрахованных лицах (единый регистр, состоящий из центрального и регионального сегмен­тов);

— учет сведений о медицинской по­мощи, оказанной застрахованным лицам, который является результатом сбора, обработки, передачи и хране­ния ряда сведений медицинского ха­рактера.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона об ОМС персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федераль­ным фондом ОМС и его территори­альными фондами, Пенсионным фон­дом РФ и его территориальными органами, СМО, медицинскими орга­низациями и страхователями для не­работающих граждан.

Перечень сведений личного харак­тера, которые попадают в первую часть персонифицированного учета застрахованных лиц, есть и в ст. 44 Закона об ОМС, и в п. 3 Порядка уче­та. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд ОМС на основании сведений, предо­ставляемых страховыми медицински­ми организациями.

СМО вменено в обязанности обес­печивать достоверность и коррект­ность вносимых сведений, проводить проверки, позволяющие предотвра­тить появление дублирующих записей в региональном сегменте единого ре­гистра застрахованных лиц. СМО в соответствии с договором о финансо­вом обеспечении ОМС формируют и по мере необходимости передают ин­формационные файлы с изменениями в территориальный фонд ОМС (при наличии изменений — не реже одного раза в день).

Территориальный орган Пенсион­ного фонда России (ПФР) ежеквар­тально — не позднее 25-го числа вто­рого месяца, следующего за отчетным периодом, — в соответствии с согла­шением об информационном обмене между ПФР и Федеральным фондом ОМС представляет в соответствую­щий территориальный фонд ОМС сведения о работающих застрахован­ных лицах для внесения их в регио­нальный сегмент единого регистра за­страхованных лиц. Страхователь для неработающих граждан ежемесячно (не позднее 5-го числа каждого меся­ца) также на основании соответству­ющего соглашения представляет в ТФОМС сведения о неработающих пенсионерах.

Территориальный фонд при внесе­нии изменений в региональный сег­мент единого регистра формирует файлы с изменениями, которые на­правляет в Федеральный фонд ОМС для актуализации (обновления) цент­рального сегмента. При обработке файлов в ФОМС проверяется нали­чие у застрахованного лица ранее вы­данного действующего полиса ОМС единого образца в центральном сег­менте единого регистра застрахован­ных лиц.

Персонифицированный учет све­дений о медицинской помощи, ока­занной застрахованным лицам, ведет­ся медицинскими организациями, СМО, территориальными фондами ОМС в электронном виде.

Контроль за оказанием медицинской помощи

Как следует из ст. 40 Закона об ОМС, правила и процедура организа­ции и проведения контроля за оказа­нием медицинской помощи устанавли­ваются Федеральным фондом ОМС. Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинско­му страхованию был утвержден при­казом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее — Порядок контроля).

Порядок контроля — довольно объемный документ, который дает представление о том, как должны проводиться в жизнь положения, за­ фиксированные в ст. 40 — 42 (гл. 9) За­кона об ОМС.

Возьмем для примера реализацию указанного контроля посредством ме­дико-экономического контроля, меди­ко-экономической экспертизы и эк­спертизы качества медицинской помощи. В Законе об ОМС дается лишь определение каждого из этих мероприятий и уделено внимание субъектам проведения контроля, оформлению соответствующих доку­ментов.

В Порядке контроля мы найдем:

— объект контроля (организация и оказание медицинской помощи по ОМС) и его цели (п. 3 — 5);

— подробную характеристику ор­ганизации медико-экономического контроля, способов его проведения (п. 7-10);

— виды медико-экономической эк­спертизы; случаи, когда она проводит­ся; перечень документов; факторы, которые подвергаются проверке, ее оформление (п. 11-19);

— существо экспертизы качества ме­дицинской помощи, ее виды, причи­ны, методы и сроки проведения, вы­бор тематики проверок (п. 20-37).

В рассматриваемом документе представлены также порядок осу­ществления ТФОМС контроля за дея­тельностью страховых медицинских организаций; координация взаимо­действия субъектов контроля на тер­ритории субъекта РФ; права и обязан­ности экспертов и организаций, которые они проверяют; движение отчетов о результатах проверок; пра­вила информирования застрахован­ных лиц о выявленных нарушениях; порядок применения санкций за нару­шения, установленные в ходе конт­роля; сроки и порядок обжалования медицинской организацией заключе­ний СМО.

Особое внимание уделено требова­ниям, которые предъявляются к ли­цам, привлекаемым в качестве специ­алистов к медико-экономическому контролю, медико-экономической эк­спертизе и экспертизе качества меди­цинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи терри­ториальным фондом ОМС и размеще­ния его на официальном сайте ТФОМС в сети Интернет утвержден приказом ФФОМС от 13.12.2011 № 230.

Единовременные компенсационные выплаты

Федеральным законом от 30.11.2011 № 369-ФЗ в ст. 51 Закона об ОМС бы­ли введены ч. 12.1-12.5. Предусмотре­но, что в 2012 г. медицинским работни­кам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 гг. после окончания обра­зовательного учреждения высшего профессионального образования в сельский населенный пункт или пере­ехавшим туда на работу из другого на­селенного пункта и заключившим трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения субъ­екта РФ или муниципальным учреж­дением здравоохранения, полагается единовременная компенсационная выплата.

Для этих выплат из бюджета Феде­рального фонда ОМС предоставляются средства из расчета 1 млн руб. на одно­го указанного медицинского работни­ка. Уполномоченный орган исполни­тельной власти субъекта РФ и ТФОМС в срок до 15-го числа месяца, предшест­вующего месяцу, в котором осуществ­ляются единовременные компенсаци­онные выплаты, должны представить в ФОМС заявки на получение межбюджетных трансфертов. Форма такой за­явки утверждена приказом ФФОМС от 01.12.2011 № 224.

Договор, который заключают такие лица, предусматривает:

— обязанность медицинского работ­ника трудиться в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабо­чего времени;

— возврат части единовременной выплаты в случае прекращения тру­дового договора до истечения пяти­летнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду. Исключение установлено для случаев прекращения трудового договора в соответствии с п. 8 ст. 77, п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5 — 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Кроме этого в ч. 12.3 ст. 51 Закона об ОМС сказано, что медицинским работникам, в том числе указанным в ч. 12.1, имеющим высшее или среднее медицинское образование, работаю­щим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сель­ский населенный пункт из другого населенного пункта, предоставляют­ся жилое помещение и (или) земель­ный участок для жилищного строи­тельства, и (или) компенсация части процентной ставки по кредитам, пре­доставляемым на приобретение жи­лья, и (или) иные меры поддержки. Правительством РФ было принято постановление от 17.10.2011 № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 — 2014 гг. медицинских и фарма­цевтических работников, проживаю­щих и работающих в сельских насе­ленных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных госу­дарственных учреждениях".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль