Проведение и организация экспертизы временной нетрудоспособности

41

Как изменился порядок проведения экспертизы вре­менной нетрудоспособности в соответствии с недавно вступившим в силу Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития?

Главный врач, Орловская обл.

Экспертиза временной нетрудоспособности (далее - ЭВН) -  один из основных видов медицинской экспертизы, в осуществле­нии которого принимают участие все лечащие врачи, а в опреде­ленных случаях - члены врачебной комиссии медицинской орга­низации. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее - Закон № 323-ФЗ) “экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, ко­торый единолично выдает гражданам листки нетрудоспособно­сти сроком до 15 календарных дней включительно... Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в ча­сти 2 настоящей статьи (но не более чем на 15 календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комис­сии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.” Учитывая актуаль­ность данного вида экспертной деятельности, правильная орга­низация экспертного процесса является одним из приоритетных направлений в работе медицинских организаций.

Законодательная база, которая служит основой для разработки и внедрения в практику мероприятий, в т. ч. по организации и по­рядку проведения ЭВН, предусматривает также осуществление различных форм контроля, которые достаточно четко регламен­тированы.

Однако в настоящее время нормативно-правовая база в сфере здравоохранения активно корректируется, что диктует необходи­мость своевременно отслеживать изменения в документах, которые требуют новых форм работы медицинской организации. В статье будут рассмотрены новые документы, которые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля за орга­низацией ЭВН, дополняют и совершенствуют существующие формы контроля.

Следует обратить внимание на изменения в организации кон­троля за проведением ЭВН, который проводится основным субъ­ектом внешнего ведомственного контроля - Росздравнадзором и его территориальными управлениями и четко нормативно регу­лируется. В настоящий момент данная форма контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом Феде­ральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социаль­ного развития по исполнению государственной функции по кон­тролю за порядком производства медицинской экспертиз, ут­вержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1330н (далее - Административный регламент).

Данный нормативно-правовой акт существенно отличается от предыдущего документа, который определял порядок осущест­вления внешнего ведомственного контроля за организацией и по­рядком производства ЭВН, а в настоящее время признан утратив­шим силу.

Нормативно-правовая база, содержащая требования к орга­низации экспертной деятельности

Рассмотрим новый документ с позиции особенностей его практического применения. Данный Административный регла­мент прописан более детально, чем предыдущий, и состоит из 5 разделов (отмененный документ состоял из 3 разделов). Наибо­лее актуальным для медицинских организаций является раздел I “Общие положения”, в котором представлен подробный обзор нормативных документов, в соответствии с которыми осущест­вляется исполнение государственной функции по контролю за порядком производства определенных видов медицинской экс­пертизы, в т. ч. ЭВН. В данных нормативных правовых актах со­держатся требования к организации экспертной деятельности, установленные действующим законодательством РФ.

Рекомендуем руководителям медицинских организаций, отве­чающим в соответствии с должностными инструкциями за орга­низацию работы по проведению ЭВН, внимательно изучить эти документы и оценить соответствие экспертной деятельности ме­дицинской организации предъявляемым требованиям, с последу­ющими организационными выводами и корректировками.

Особое внимание следует обратить на следующие законода­тельные акты:

•          Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охра­ны здоровья граждан в РФ”;

•          Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмо­трения обращений граждан Российской Федерации”;

•          Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни­ципального контроля”;

•          Федеральный закон от 02.07.1992 №3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;

•          постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 “Об ут­верждении Положения о военно-врачебной экспертизе”;

•          постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 “Об ут­верждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития”;

•          приказ Минздрава России и ФСС РФ от 06.10.1998 № 291/167 “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления кон­троля за организацией экспертизы временной нетрудоспособ­ности”;

•          приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве”;

•          приказ Минздравсоцразвития России “Об утверждении по­рядка выдачи листков нетрудоспособности” от 29.06.2011 № 624н;

•          приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицин­ской организации”.

Кроме этого, в п. 5 раздела I Административного регламента подробно прописаны правила проведения проверок, которые обязаны соблюдать должностные лица Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ. Это чрезвычайно важная часть до­кумента, знание которой необходимо руководителям медицин­ских организаций. Требования к проверяющим состоят из 13 пунктов и позволяют проверяемым (юридическим лицам) за­щищать свои законные интересы и высказывать несогласие в свя­зи с необоснованными претензиями проверяющих, не подкре­пленными нормативно.

В разделе I Административного регламента подробно изло­жены права должностных лиц Росздравнадзора и его управле­ний по субъектам РФ (п. 6), а также права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юри­дического лица (п. 7) при проведении мероприятий по контролю. Несмотря на то что прав у юридических лиц (проверяемых) при осуществлении проверок, особенно порядка организации ЭВН, меньше, чем у проверяющих, эти права настолько суще­ственны и принципиальны, что позволяют руководителям ме­дицинских организаций при необходимости защищать собственные интересы. В свою очередь, от представителей Росздравнадзора и его территориальных управлений требуется ар­гументированно доказать обоснованность своих действий, как уже было указано.

Например, в соответствии с подп. 3 п. 7 проверяемое юридиче­ское лицо имеет право “знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц”.

Вышеизложенные положения в предыдущем Административ­ном регламенте прописаны не были. Поэтому новый документ подлежит доскональному изучению, что позволит руководителям медицинских организаций всегда быть готовыми как к плановым, так и к внеплановым проверкам порядка организации и произ­водства ЭВН.

При осуществлении внешнего ведомственного контроля за по­рядком производства ЭВН, в соответствии с подп. 1 п. 10 раз­дела I, предъявляются определенные требования к различным направлениям экспертной деятельности:

  • по ведению медицинской документации;
  • проведению медицинского осмотра пациента и записей дан­ных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулатор­ного (стационарного) больного, обосновывающих необходи­мость временного освобождения от работы;
  • направлению на консультацию к специалистам, на госпитали­зацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;
  • выписке и продлению срока листка нетрудоспособности;
  • соблюдению врачебной тайны;
  • правомочности производства ЭВН;
  • соблюдению законных прав граждан при производстве ЭВН. Указанные требования во многом определяют не только зада­чи, стоящие перед лечащими врачами, осуществляющими ЭВН на первом этапе оказания гражданам медицинской помощи, но и за­дачи, решаемые субъектами внутреннего ведомственного кон­троля, и должны быть использованы в экспертной практике. Дан­ные требования практически повторяют требования, изложен­ные в отмененном документе, за исключением пункта о требова­ниях к определению степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, который в настоящем до­кументе отсутствует.

Раздел II “Требования к порядку исполнения государственной функции”, раздел III “Состав, последовательность и сроки выпол­нения административных процедур (действий), требования к по­рядку их выполнения, в том числе особенности выполнения ад­министративных процедур (действий) в электронной форме” и раздел IV “Порядок и формы контроля за исполнением государ­ственной функции” Административного регламента в основном ставят организационные, в т. ч. информационные, задачи перед основным субъектом внешнего ведомственного контроля - Росздравнадзором и его управлениями по субъектам РФ.

Раздел II Административного регламента более подробно про­писывает процедуру исполнения государственной контрольной функции, в т. ч. требования к предоставлению информации о по­рядке и результатах ее проведения, включая условия приема граждан, чего в предыдущем документе указано не было.

Для руководителей медицинских организаций определенный интерес представляют сведения, содержащиеся в разделе III, о по­рядке проведения плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за организацией ЭВН. Согласно Адми­нистративному регламенту плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года, сведения о проведении плановых проверок должны быть размещены на официальном сайте Росздравнадзора.

Внеплановые проверки порядка организации и производства ЭВН осуществляются при наличии оснований, указанных в п. 29 раздела III Административного регламента, в форме документар­ной и (или) выездной проверки. Процедура проведения внепла­новых проверок - как документарных, так и выездных - четко прописана в Административном регламенте. Следует обратить внимание, что при проведении документарной проверки Росздравнадзор не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки. В то же время, если юридическое лицо не предоставляет необходимые сведения либо достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении проверяющих, вызывает сомнения, Росздравнадзор имеет право запрашивать дополнительные доку­менты, а также осуществлять выездные проверки.

Новые нормативно-правовые акты (Закон № 323-ФЗ и Адми­нистративный регламент) конкретизируют действующее законо­дательство в сфере организации мероприятий по контролю за порядком производства ЭВН, вводят в практику дополнительные формы внешнего ведомственного и вневедомственного контроля и предъявляют ряд требований как к юридическим лицам, под­лежащим контролю, так и к субъектам, осуществляющим функ­цию контроля. Изучение данных нормативных документов по­зволит руководителям медицинских организаций правильно ор­ганизовать проведение ЭВН на всех уровнях экспертного процес­са, своевременно и грамотно осуществлять внутренний контроль по данному направлению деятельности и избежать организаци­онных ошибок в экспертной работе.

Новые нормативно-правовые акты более четко определяют не только основные направления контроля за организацией и прове­дением ЭВН, но также процедуру проведения контролирующих мероприятий, что способствует совершенствованию форм и мето­дов контроля.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль