Правовое регулирование медицинских вмешательств, направленных на изменение внешнего облика пациентов

65

Примеры первых медицинских вмешательств с целью изменения отдельных частей тела (их разме­ра, формы и проч.) можно встретить у разных народов. Так, широко известный метод лоскутной ринопластики пришел в Европу из Индии, в связи с чем получил название "индийского" способа. В даль­нейшем этот метод многократно совер­шенствовался европейцами. Активное развитие медицинских технологий по из­менению внешнего облика человека при­шлось на вторую полови­ну XX в. и связано прежде всего с достижениями хирургии, накопившей огромный опыт по итогам двух мировых войн, а так­же развитием анестези­ологии и фармакологии. Кроме того, во второй по­ловине XX в. интенсивно развивается поддержи­ рекламой "инду­стрия красоты"2, формирующая новые ценности3. Поэтому многие оперативные способы, изначально предназначавшие­ся для лечения больных, быстро находят применение в пластической хирургии и косметологии. Например, разработан­ный Г.А. Илизаровым аппарат для внеш­ней фиксации трубчатых костей и ме­тодика замещения дефектов костей при помощи специального аппарата были в последующем адаптированы для косме­тического удлинения ног.

В наше время в медицине использу­ется немало различного рода вмеша­тельств по изменению облика человека. В то же время эффективное развитие этой сферы медицинской деятельности требует наличия соответствующей правовой базы. Кроме того, правоот­ношения в индустрии пластической хирургии могут затрагивать не только частные интересы сторон (в случае не­надлежащего исполнения условий до­говора, причинения вреда здоровью), но и публичные интересы, например способствовать сокрытию лица, карди­нально изменившего свой облик, от уголовного преследования и наказания.

Понятие внешнего облика человека

В словарях русского языка под об­ликом человека обычно понимают "наружность", "черты лица", "внеш­ний вид".

Действующее отечественное зако­нодательство не содержит дефиниции "внешний облик человека". Интерес для нас может представлять ст. 152.1 "Охрана изображения гражданина" Гражданского кодекса РФ. В соответст­вии с данной статьей обнародование и дальнейшее использование изображе­ния гражданина (в том числе его фото­графии, а также видеозаписи или про­изведения изобразительного искусст­ва, где он изображен) допускаются только с его согласия. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсут­ствии — с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в слу­чаях, когда:

— изображение используется в го­сударственных, общественных или иных публичных интересах;

— изображение гражданина получе­но при съемке, которая проводится Право на изображение направлено на обеспечение личной неприкосно­венности человека наряду с другими правами, в частности, правом на не­прикосновенность внешнего облика в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных меро­приятиях (собраниях, съездах, конфе­ренциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и др.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объ­ектом использования;

— гражданин позировал за плату.

Изображение гражданина в силу закона представляет собой один из объектов гражданских прав. Право на изображение направлено на обеспе­чение личной неприкосновенности человека наряду с другими правами, в частности, правом на неприкосновен­ность внешнего облика. Последнее также представляет собой личное не­имущественное право физического лица, но направлено оно не только на его индивидуализацию, но и на обес­печение личной неприкосновенности.

Иные нормы гражданского законо­дательства (в первую очередь, инсти­тута причинения вреда здоровью или жизни) обеспечивают телесную не­прикосновенность, охрану жизни и здоровья человека.

Таким образом, совокупность норм действующего гражданского законо­дательства позволяет защитить внеш­ний облик человека.

В юридической литературе не­смотря на отсутствие легального по­нятия внешнего облика данная ка­тегория широко используется, и ее можно считать устоявшейся. Напри­мер, М.Н. Малеина употребляет такое понятие, "как индивидуальный облик (вид)", и определяет его как совокуп­ность сведений о физическом лице, ко­торые можно получить, не прибегая к специальным исследованиям (внеш­ность, фигура, физические данные, одежда).

В одной из монографий последних лет, посвященной гражданско-право­вым проблемам обеспечения непри­косновенности внешнего облика фи­зического лица, предлагается понимать под внешним обликом "неотделимое от физического лица и индивидуали­зирующее его личное нематериальное благо, которое направлено на обеспе­чение физической неприкосновенно­сти физического лица и включает в себя совокупность внешних призна­ков физического лица (цвет кожи, во­лос, разрез глаз, форма носа, телосло­жение, рост и др.), воспринимаемых окружающими как единое целое или как части целого и подверженных из­менениям на протяжении жизни фи­зического лица".

Серьезное внимание внешнему облику уделяют представители кри­миналистической науки. Они обычно определяют внешний облик как неразрывную совокупность наружных элементов и признаков, воспринима­емых окружающими в виде целого или фрагментарного образа. Пере­чень элементов или признаков, по­средством которых характеризуется облик физического лица, различается степенью детализации. В качестве од­ной из индивидуальных характери­стик облика ряд авторов указывают и на голос.

Медицинские вмешательства, са­мостоятельной целью которых явля­лось бы существенное изменение ха­рактеристик голоса (силы, высоты, тембра и др.), пока не получили широ­кого распространения. В то же время нельзя исключать вероятность обра­щения отдельных граждан (например, представителей творческих профес­сий, преступников) к специалистам с такой просьбой.

Криминалисты разработали целое учение о внешнем облике человека (габитология), которое включает тео­ретические положения и основанные на них технико-криминалистические средства и методы собирания, иссле­дования и использования данных о внешнем облике человека с целью ро­зыска и установления личности.

Внешний облик человека индивидуа­лен, относительно устойчив, легко вос­принимаем и запоминаем (фиксируется в памяти или с помощью материальных носителей). Он определяется совокуп­ностью идентифицирующих признаков (цвет кожи, внешний вид, форма, разме­ры и соотношение отдельных частей те­ла, характеристики голоса и др.).

Обладая субъективным правом на неприкосновенность своего внешнего облика, гражданин правомочен:

В ряде случаев явные дефекты внешнего облика непо­средственно влияют на состояние здоровья человека (например, функцию дыхания, пищеварения, двигатель­ную функцию и др.) и потому подлежат корректировке. Другие, не имея значимого влияния на физическое здо­ровье лица, причиняют ему психические страдания, тем самым снижая качество жизни. Известны примеры, ког­да из-за формы ушей, ног и других несовершенств су­ществование людей становилось невыносимым вплоть до мысли о самоубийстве. Они пытались самостоятель­но или при помощи “подпольных” специалистов испра­вить дефект. Однако медицина знает и другие примеры, когда изменение формы молочных желез, носа и других частей тела совершалось под влиянием модных тенден­ций, авторитетов мира музыки, кино, иными словами, из прихоти.

— самостоятельно совершать любые действия по определению внешнего облика (за исключением случаев, уста­новленных законом);

— пользоваться внешним обликом по своему усмотрению;

— требовать правомерного поведения со стороны других лиц в отношении управомоченного лица;

— защищать внешний облик от пося­гательств иных лиц.

Источники правового регулирования

Среди основных источников пра­вового регулирования медицинских вмешательств, направленных на изме­нение внешнего облика пациентов, следует назвать:

— Гражданский кодекс РФ;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации"

(далее — Закон об охране здоровья);

— Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдель­ных видов деятельности" (далее — За­кон о лицензировании);

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпри­нимателей при осуществлении госу­дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

— Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защи­те потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизвод­ства" (далее — Закон о государствен­ной защите);

— постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельно­сти, осуществляемой медицинскими организациями и другими организа­циями, входящими в частную систе­му здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (далее — Постановление о лицензиро­вании);

— постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпев­ших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 23.04.2009 № 210н "О номенкла­туре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицин­ским и фармацевтическим образова­нием в сфере здравоохранения Рос­сийской Федерации" (далее — приказ № 210н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об ут­верждении Квалификационных тре­бований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фар­мацевтическим образованием в сфе­ре здравоохранения" (далее — приказ № 415н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 946н "Об ут­верждении Порядка оказания меди­цинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 07.12.2011 № 1496н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 27.12.2011 № 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее — приказ № 1664н);

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 18.04.2012 № 381н «Об утверж­дении Порядка оказания медицин­ской помощи населению по профилю "косметология"» (далее — приказ № 381н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н "Об ут­верждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской по­мощи" (далее — приказ № 555н);

— постановление Главного государ­ственного санитарного врача РФ от

18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-­эпидемиологические требования к ор­ганизациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность"»;

— "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП), утвержденный постановле­нием Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

Гражданский кодекс РФ, как уже указывалось выше, с одной стороны, предоставляет физическому лицу воз­можность распоряжаться неимущест­венными благами по-своему усмотре­нию (в том числе изменять внешность самостоятельно либо с чьей-то помо­щью), с другой, не допускает произ­вольного вмешательства в эту сферу кого-либо. Из этого следуют два важ­ных вывода:

— физическое лицо вправе обратить­ся в медицинскую организацию с просьбой об изменении внешнего об­лика;

— медицинская организация или ме­дицинский работник не вправе без соответствующей просьбы (заявле­ния) осуществлять вмешательства, на­правленные на из­менение внешнего облика человека.

Закон об охране здоровья регулиру­ет отношения, воз­никающие в сфере здравоохранения, и определяет:

1) правовые, ор­ганизационные и экономические основы охраны здоро­вья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населе­ния в сфере охраны здоровья, гаран­тии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Рос­сийской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицин­ских организаций, иных организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицин­ских и фармацевтических работников.

В соответствии с п. 11 ст. 23 Закона об охране здоровья медицинская ор­ганизация определяется как юриди­ческое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основно­го (уставного) вида деятельности меди­цинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения Закона, регулирующие деятельность медицинских организа­ций, распространяются на иные юри­дические лица независимо от органи­зационно-правовой формы, осуществ­ляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятель­ность, и применяются к таким органи­зациям в части, касающейся медицин­ской деятельности. К медицинским организациям приравниваются инди­видуальные предприниматели, веду­щие медицинскую деятельность.

В ст. 2 Закона об охране здоровья даются определения таких важных понятий, как "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство". В то же время при анализе закрепленных Законом дефи­ниций возникает вопрос об отнесении услуг по изменению внешнего облика пациента к медицинским услугам. Рас­смотрим эту проблему подробнее.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона об охра­не здоровья медицинская услуга определяется как медицинское вме­шательство или комплекс медицин­ских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лече­ние заболеваний, медицинскую реа­билитацию и имеющих самостоя­тельное законченное значение. Фак­тически законодатель дает перечень целей или задач для возможного ме­дицинского вмешательства.

Более детально законодатель сфор­мулировал понятие медицинского вмешательства, однако и здесь мы не найдем даже косвенного упоминания о внешнем облике пациента. Так, ме­дицинское вмешательство в соответ­ствии с Законом — это выполняемые медицинским работником по отноше­нию к пациенту, затрагивающие фи­зическое или психическое состояние человека и имеющие профилактиче­скую, исследовательскую, диагности­ческую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских об­следований и (или) медицинских мани­пуляций, а также искусственное пре­рывание беременности.

Лишь отдельные виды медицин­ских вмешательств, целью которых является изменение внешнего облика пациента, могут быть с оговоркой от­несены к профилактике, реабилита­ции и проч.

Перечень возможных направлений медицинской деятельности также ис­черпывающий и закрытый. Закон об охране здоровья гласит, что медицин­ская деятельность — это профессио­нальная деятельность по оказанию ме­дицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетель­ствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профес­сиональная деятельность, связанная с трансплан­тацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская деятельность в соот­ветствии с п. 46 ст. 12 Закона о лицен­зировании подлежит лицензирова­нию. Любопытно, что принятое в соответствии с Законом о лицензи­ровании Постановление о лицензиро­вании в перечне услуг, составляющих медицинскую деятельность, называет услуги по пластической хирургии и косметологии. Иными словами, Закон относит услуги по косметологии и пластической хирургии к медицин­ской деятельности. Эти услуги указа­ны и в приказе № 1664н. В соответст­вии с приказом № 555н среди коек хирургического профиля выделяют койки по профилю медицинской по­мощи "пластическая хирургия".

Очевидно, что в сложившейся си­туации необходимо более четко опре­делить место услуг по изменению внешнего облика пациента (пластиче­ская хирургия, косметология, в от­дельных случаях — иные направления медицинской деятельности) в системе охраны здоровья граждан. Тем более что функции той же пластической хи­рургии могут выходить далеко за рам­ки чисто эстетических задач.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) выделяет следующие услуги пластической хи­рургии:

— иссечение рубца;

— коррекция носа;

— коррекция после паралича лицево­го нерва (бровей, век, губ, щек);

— коррекция рубца после пластиче­ской операции;

— пластика при морщинах, складках и избытке мягких тканей (лба, век, углов глаз, щек, губы верхней, подбо­родка, шеи, лица, плеч, живота, бедер, поясничной области, ягодицы);

— удаление доброкачественной опу­холи (жира, жировика, татуировки, тела инородного) и др.

Среди врачебных процедур, предо­ставляемых косметологическими по­ликлиниками, лечебницами и каби­нетами, следует назвать удаление расширенных сосудов кожи, угрей, звездчатой ангиомы; прокол мочек уш­ных раковин; криомассаж кожи и т. д.

Несколько иначе услуги по косме­тологии и пластической хирургии определены приказом № 1664н.

В соответствии с приказом № 210н специальности "Косметология" и "Пластическая хирургия" требуют до­полнительной подготовки. Согласно приказу № 415н врач — пластический хирург должен иметь высшее профес­сиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело",

"Педиатрия", "Стоматология". Кроме того, он обязан пройти ординатуру по специальности "Пластическая хирур­гия" или профессиональную пере­подготовку по специальности "Пла­стическая хирургия при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специально­стей: "Акушерство и гинекология", "Детская хирургия", "Торакальная хи­рургия", "Травматология и ортопе­дия", "Урология", "Хирургия", "Че­люстно-лицевая хирургия".

Врач-косметолог должен иметь высшее профессиональное образова­ние по одной из специальностей: "Ле­чебное дело", "Педиатрия". Кроме то­го, ему необходимо пройти обучение в ординатуре по специальности "Кос­метология" либо профессиональную переподготовку по специальности "Косметология" при наличии послеву­зовского профессионального образо­вания по специальности "Дерматове­нерология".

17 мая 2012 г. в Минюсте России был зарегистрирован приказ № 381н. Приказом утверждены Положение об организации деятельности косметологического кабинета, Стандарт осна­щения косметологического кабинета, Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала косметологического кабинета. Принятие этого документа следует считать зна­чительным шагом на пути к наведе­нию порядка в сфере оказания косметологических услуг и сокращению конфликтов между администрацией медицинской организации и контро­лирующими органами.

Сложнее дело обстоит с конкрети­зацией отдельных лицензионных тре­бований к пластической хирургии. Единый нормативно-правовой акт, определяющий порядок оказания ме­дицинской помощи по направлению "Пластическая хирургия", в настоя­щее время отсутствует. Так сложи­лось, что в этой сфере действует ряд актов общего характера, в которых содержатся отдельные требования к деятельности по оказанию услуг пластической хирургии. Примерами таких актов могут быть приказы Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 № 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помо­щи взрослому населению при стома­тологических заболеваниях" и от

03.12.2009 № 946н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помо­щи детям, страдающим стоматологи­ческими заболеваниями".

Медицинские организации, оказы­вающие услуги по изменению внешнего облика пациента, должны соблюдать и иные требования законодательства. Так, постановлением Главного государ­ственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпи­демиологические требования к органи­зациям, осуществляющим медицин­скую деятельность"» определены общие требования к организациям, осу­ществляющим медицинскую деятель­ность, и санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделе­ний различного профиля (например, хи­рургических и стоматологических меди­цинских организаций).

Любая медицинская деятельность должна вестись на основе имеющихся научных достижении, специальных методов, в соответствии с принятыми технологиями. Так, согласно ст. 34 За­кона об охране здоровья специализи­рованная медицинская помощь ока­зывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диаг­ностику и лечение заболевании и со­стоянии (в том числе в период бере­менности, родов и послеродовои период), требующих использования специальных методов и сложных ме­дицинских технологий, а также меди­цинскую реабилитацию. Высокотех­нологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективно­стью, в том числе клеточных техноло­гий, роботизированной техники, ин­формационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской нау­ки и смежных отраслей науки и тех­ники.

Таким образом, законодатель выде­ляет:

— сложные медицинские технологии;

— клеточные технологии;

— информационные технологии;

— специальные методы;

— методы генной инженерии;

— уникальные методы лечения и др. Все они должны быть разработаны

на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Следует также отметить, что оцен­ка правильности выбора медицинской технологии учитывается при экспертизе качества медицинской помощи (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязатель­ном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации").

Заслуживает внимания и ч. 3 Поло­жения о лицензировании медицин­ской деятельности (утв. Постановле­нием о лицензировании). Там сказано, что "медицинскую деятельность со­ставляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые вы­полняются при оказании первичной медико-санитарной, специализиро­ванной (в том числе высокотехноло­гичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании ме­дицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицин­ских осмотров, медицинских освиде­тельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания меди­цинской помощи, при транспланта­ции (пересадке) органов и (или) тка­ней, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавлива­ются Министерством здравоохране­ния и социального развития Россий­ской Федерации".

Проблемы правового регулирования

Любая медицинская деятельность должна вестись в соответствии со стандартами, правилами и сложивши­мися обычаями (обыкновениями). Хо­рошо, когда эти стандарты есть и медицинские работники действуют в строгом соответствии с ними. В этом случае возможные субъективные оценки результатов оказанных услуг, как со стороны пациентов, так и со стороны администрации клиники и контролирующих органов, сводятся к минимуму. Конфликты, возникающие на основе претензий одной из сторон (как правило, пациента), быстро раз­решаются, если установлен факт соот­ветствия (либо несоответствия) ока­занной услуги стандарту.

Значительно труднее устранить конфликт в отсутствие таких стандар­тов. В этом случае приходится приКонфликты, возникающие на основе претензий одной из сторон, быстро разрешаются, если установлен факт соответствия (либо несоответствия) оказанной услуги стандарту судебно-медицинских эк­спертов, сторонних специалистов для оценки дефекта медицинской помо­щи. Те, в свою очередь, руководству­ются сложившимися в определенной области медицины и юридически не закрепленными правилами, обычая­ми. В связи с этим возрастает роль эк­спертного усмотрения, результатом чего становится не всегда объектив­ная оценка результата и процесса оказания отдельных медицинских услуг. Еще больше субъективные на­чала проявляют себя в новых направ­лениях медицины при применении только появившихся медицинских технологий, когда еще не сложились единообразные правила, подходы, оценки.

Медицинская деятельность в обла­сти оказания услуг по изменению внешнего облика (в первую очередь, речь идет о пластической хирургии и косметологии) в настоящее время не стандартизирована (нет стандартов федерального уровня). Более того, если речь идет о применении новых технологий и авторских методик, то могут отсутствовать и общепринятые в профессиональном сообществе под­ходы.

Следовательно, отдельные показа­ния к конкретным видам пластических операций и косметологических услуг достаточно субъективны. Они опреде­ляются не столько выработанными правилами и тем более обязательными для исполнения стандартами, сколько пожеланиями платежеспособного па­циента и отсутствием противопоказа­ний для подобных вмешательств.

Представителям профессиональ­ного сообщества можно посоветовать на уровне региональной или феде­ральной врачебной ассоциации выра­ботать стандарты (особенно в части показаний и противопоказаний) для отдельных медицинских вмеша­тельств. Для этих целей могут быть использованы также локальные акты организации, отражающие те или иные аспекты оказания медицинских услуг по изменению внешности.

Закономерным источником кон­фликтности является несоответствие ожиданий и фактически полученного результата. В отсутствие каких-либо стандартов и правил доказывать над­лежащее качество оказанных услуг, случайный характер полученного ре­зультата (не соответствующий ожи­даниям пациента, обычному резуль­тату услуги и проч.), правильность действий медперсонала и медицин­ской организации крайне сложно. Для решения этой проблемы можно рекомендовать разработать и внед­рить в медицинские организации до­говоры и формы информированного согласия на медицинские вмешатель­ства, результатом которых является изменение внешнего облика пациен­та. В формах следует указывать пока­зания, противопоказания, порядок оказания услуги, ожидаемый резуль­тат, возможные осложнения, порядок разрешения конфликтов, ответствен­ность сторон и проч.

Еще одна проблема правового регу­лирования вмешательств по измене­нию внешности состоит в необходи­мости учета публичных интересов при проведении такого рода операций. Мы уже обращали внимание читателя на то, что кардинальное изменение внеш­него облика может быть использовано,

с одной стороны, как исключительная мера безопасности потерпевшего, свидетеля и иного участника уголов­ного судопроизводства, а с другой сто­роны — как камуфляж для преступни­ка, скрывающегося от следствия.

Исходя из сказанного, при органи­зации оказания медицинских услуг лицам, желающим изменить внеш­ность, следует учитывать основные начала, принципы публичного права. В частности, пациенту — участнику уголовного судопроизводства должен быть обеспечен более высокий уро­вень конфиденциальности (факта об­ращения за помощью, проведенных вмешательств, результата). Следова­тельно, необходимо разработать спе­циальный правовой режим работы со сведениями о таких пациентах в меди­цинских организациях.

Изобличение преступников — за­дача правоохранительных органов, а не организаций здравоохранения. В то же время на органы здравоохра­нения, медицинские организации и медицинских работников возлагается обязанность сообщать в органы пра­вопорядка сведения, способствующие своевременному раскрытию престу­плений, розыску преступников.

Наглядный пример — положение п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоро­вья, в соответствии с которым предо­ставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия граж­данина и его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступле­нии пациента, в отношении которого имеются достаточные основания пола­гать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Считаем, что следует поддержать вы­сказанное в литературе предложение об обязательном ведении исполнителем медицинских услуг архива фотографий пациентов (до и после пластической операции), перенесших вмешательства, изменившие их внешний облик.

Кроме того, необходимо подумать о механизме передачи сведений о про­веденных операциях и фотографий (до и после операции) в соответствую­щий банк данных МВД России. Нали­чие такого банка данных способно по­высить раскрываемость некоторых преступлений и облегчить розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования и наказания.

Завершая изложенное, можно сде­лать вывод о том, что назрела необхо­димость подготовки специального нормативного правового акта, регули­рующего виды и порядок оказания услуг, направленных на изменение внешнего облика пациентов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль