Законодательство о назначении наркотических средств и психотропных веществ и контроле за его соблюдением

27

Порядку использования НС и ПВ в медицинских целях посвящена ст. 31 Закона № З-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона в медицинских целях могут использоваться НС и ПВ, внесенные в Списки II и III1.

Ограничение допуска

Законодатель ограничивает круг субъектов, которые могут использовать НС и ПВ в своей деятельности. Во-первых, в силу ч. 4 ст. 31 Закона не допускается использование НС и ПВ, внесенных в Списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Во-вторых, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оборот НС и ПВ подлежит лицензированию2. Медицинская организация, имеющая лицензию на использование НС и ПВ в своей деятельности, действует через своих работников (врачей, фельдшеров). Поэтому нормы о лицензировании содержат ряд специальных требований как к организации (наличие помещений, оборудования и др.), так и к работникам.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № З-ФЗ лица, которые в силу своих служебных обязанностей имеют непосредственный доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, должны получать разрешение на допуск к ним. Порядок допуска к работе с НС и ПВ определен постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".

Допуск лиц к работе с НС и ПВ предусматривает ознакомление этих лиц с соответствующим законодательством РФ, а также включение в трудовой договор (контракт) взаимных обязательств администрации медицинской организации и лиц, связанных с оборотом НС и ПВ.

Не допускаются к работе с НС и ПВ лица:

— не достигшие 18-летнего возраста;

— имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней степени тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с оборотом НС и ПВ, в том числе совершенное за пределами РФ;

— которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ;

— больные наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом.

На НС и ПВ, разрешенные для использования в медицинских целях, согласно ч. 2 ст. 31 Закона № З-ФЗ распространяется действие законодательства Российской Федерации о лекарственных средствах (см. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", далее — Закон № 61-ФЗ) в части, не противоречащей этому закону.

Ограничение применения (назначения)

Порядок и условия использования НС и ПВ в медицинских целях определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения3.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных препаратов (далее — Инструкция).

При назначении НС и ПВ конкретному пациенту следует учитывать показания, противопоказания, возможные сроки применения тех или иных лекарственных средств (например, утвержденный Минздравом России 19.07.2001 "Порядок и сроки назначения наркотических анальгетиков. Методические указания № 2001/129").

Кроме того, при выборе и назначении НС и ПВ следует принять во внимание наличие следующих запретов. Так, не допускается применение:

— препаратов, не разрешенных в установленном порядке к медицинскому применению (ч. 1 ст. 13, ст. 33 Закона № 61-ФЗ, ст. 2, ч. 2 ст. 14 Закона №3-Ф3);

— НС и ПВ при отсутствии медицинских показаний (ч. 2 ст. 25, ст. 40 Закона №3-Ф3);

— НС и ПВ для лечения наркомании (ч. 6 ст. 31, ч. 4 ст. 55 Закона № З-ФЗ).

Назначение в стационаре

В соответствии с Инструкцией при оказании стационарной помощи лекарственные препараты, в том числе рекомендованные врачами-консультантами, назначаются единолично лечащим врачом, за исключением случаев:

а) одномоментного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному больному;

б) назначения наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гормонов;

в) необходимости назначения лекарственных препаратов, не входящих в территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВАП), при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также при непереносимости лекарственных препаратов, входящих в территориальный перечень ЖНВЛП.

Назначение НС и ПВ требует предварительного согласования с заведующим отделением, а в экстренных случаях — с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача медицинской организации. Факт назначения фиксируется в медицинских документах больного (истории болезни, листе назначений и т. д.) с указанием наименований препаратов, разовой дозы, способа и кратности введения, ориентировочной длительности курса, обоснования назначения и заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).

Пунктом 2.2 Инструкции предусмотрено исключение из данного правила. Послеоперационным больным, а также больным с болевым и иным шоком (кардиогенным, гемотрансфузионным и пр.), анурией и другими остро развившимися состояниями при оказании экстренной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются лечащим врачом единолично.

Иными словами, предварительное согласование назначения НС и ПВ лечащим врачом стационара не требуется только при ведении послеоперационных больных, а также иных больных при развитии у них угрожающих для жизни состояний. Однако и в этом случае обоснованность назначения лекарственных препаратов должна быть подтверждена ответственным дежурным врачом или другим уполномоченным лицом в медицинских документах больного и заверена подписью врача в срок не позднее суток. В остальных случаях врач стационара должен получать соответствующее согласие должностных лиц организации.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541 н в должностные обязанности фельдшера (скорая медицинская помощь) входит применение наркотических и сильнодействующих препаратов по назначению врача.

Вместе с тем указанный выше порядок назначения НС и ПВ не во всех случаях может быть соблюден в силу особенностей организации оказания медицинской помощи в отдельных местностях (например, из-за нехватки врачей) определенным категориям больных. В частности, этот порядок не применим для медицинских организаций, в которых работает один врач (участковая больница, родильный дом, расположенные в сельской местности). Поэтому согласно п. 2.3 Инструкции назначение лекарственных препаратов, в том числе НС и ПВ, в таких организациях осуществляется лечащим врачом единолично и фиксируется в документах больного.

В участковых больницах и родильных домах, где нет врача, право назначения НС и ПВ по решению органа управления здравоохранением субъекта РФ может быть предоставлено фельдшеру или акушерке (п. 2.8 Инструкции).

Перечень клинических случаев, в которых НС и ПВ могут быть назначены фельдшером (акушеркой), ограничен. Так, им предоставлено право назначения НС и ПВ:

— онкологическим больным с выраженным болевым синдромом согласно рекомендациям специалиста-онколога, участкового врача-терапевта, врача общей практики (семейного врача);

— больным с выраженным кашлевым синдромом препаратов кодеина на срок не более 5 дней с последующей консультацией в случае необходимости у врача-специалиста;

— при оказании экстренной медицинской помощи находящимся в этих учреждениях больным (пациенткам родильных домов) в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах, осложнениях в родах и иных острых заболеваниях и состояниях.

Следует также указать, что инкурабельным онкологическим больным, находящимся в хосписе или доме (больнице) сестринского ухода, изменить дозу и/или назначить иное наименование НС может медицинская сестра, руководящая этим учреждением, по согласованию с врачом-онкологом. Все изменения фиксируются в медицинской документации больного и заверяются подписью врача-онколога в срок не позднее 5 дней с момента внесения изменений в фармакотерапию (п. 2.7 Инструкции).

Назначение НС и ПВ при оказании амбулаторно-поликлинической по

мощи имеет свои особенности. В соответствии с п. 3.7 Инструкции НС и ПВ Списков II и III при амбулаторном лечении назначаются лечащим врачом по решению врачебной комиссии:

— онкологическим больным с выраженным болевым синдромом согласно рекомендациям специалиста- онколога (при его отсутствии — на основании одного решения врачебной комиссии);

— больным с выраженным болевым синдромом неопухолевого генеза;

— больным с выраженным кашлевым синдромом (препараты кодеина).

Как можно убедиться, НС и ПВ назначаются, по общему правилу, только врачебной комиссией по ограниченному перечню заболеваний (патологических состояний). То есть при амбулаторном лечении врач самостоятельно не вправе назначить соответствующие средства пациенту.

О назначении НС и ПВ делается запись в амбулаторной карте, оформляется акт (протокол) врачебной комиссии, выписывается рецепт на

специальном рецептурном бланке4. Кроме того, в амбулаторной карте должны быть зафиксированы ответы пациента на вопросы о предыдущих назначениях НС и ПВ.

В особых случаях (проживание в сельской местности, где находятся медицинские организации или их обособленные подразделения, не имеющие врача) по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения самостоятельно ведущим амбулаторный прием фельдшеру или акушерке таких медицинских организаций предоставляется право назначения НС:

— онкологическим больным с выраженным болевым синдромом согласно рекомендациям специалиста-онколога;

— больным с выраженным кашлевым синдромом на срок не более 7 дней с последующим направлением, в случае необходимости, на консультацию к врачу-специалисту.

Круг возможных клинических ситуаций, при которых могут быть назначены НС фельдшером (акушеркой), сформулирован как исчерпывающий.

Назначение при скорой и неотложной помощи

При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) медицинской организации. Фельдшер выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи может назначить НС и ПВ по согласованию с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи (п. 3.7.2 Инструкции; приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"», решение Верховного Суда РФ от 27.10.2011 №ГКПИ 11-1353).

При назначении НС и ПВ, внесенных в Списки II и III, медицинский работник (врач или фельдшер) должен опросить больного о предыдущих назначениях наркотических средств и психотропных веществ и сделать соответствующую запись в медицинских документах. В случаях, когда опрос провести невозможно, об этом должна быть сделана соответствующая запись в медицинской документации.

Более обстоятельно порядок назначения НС и ПВ при оказании скорой и неотложной помощи регулируется актами местного уровня, а также локальными актами учреждений здравоохранения.

Контроль назначения

Несоблюдение порядка назначения наркотических средств и психотропных веществ является правонарушением. Основными источниками права, в соответствии с которыми осуществляется контроль (надзор) за соблюдением законодательства об обороте (в т. ч. в части назначения) наркотических средств и психотропных веществ, являются:

— Закон №3-Ф3;

— Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

— Закон №99-ФЗ;

— Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков";

— постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений";

— постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (далее — постановление № 608).

В соответствии со ст. 6 Закона № З-ФЗ в целях обеспечения государственной политики Президент РФ или Правительство РФ уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота НС и ПВ, а также в области противодействия их незаконному обороту. Субъекты РФ также могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота НС и ПВ.

В настоящее время сложилась система уполномоченных федеральных органов по контролю за оборотом НС и ПВ, противодействию их незаконному обороту. К ним можно отнести: Генеральную прокуратуру РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство обороны РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную таможенную службу РФ и некоторые другие органы. Каждый из отмеченных федеральных органов действует в соответствии с определенной законодательством компетенцией.

Наиболее часто администрации АПУ и медицинским работникам приходится взаимодействовать с должностными лицами лицензирующего органа, ФСКН России, специальной комиссии по контролю за оборотом НС и ПВ в учреждениях здравоохранения. Лицензирующие органы при проведении плановых и внеплановых проверок контролируют соблюдение лицензиатами лицензионных требований. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона № З-ФЗ контроль за оборотом НС и ПВ в учреждениях здравоохранения возложен на специальные комиссии. Комиссии создаются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом НС и ПВ. Эта норма закона продублирована в п. 5.2.181 постановления № 608.

Ответственность за нарушение закона

Следует обратить внимание руководителей медицинских организаций на следующие возможные нарушения законодательства о назначении НС и ПВ:

— отсутствие у медицинского работника допуска к работе с НС и ПВ (нет необходимых справок в личном деле работника, соответствующего приказа, сведений о допуске к работе с НС и ПВ в должностной инструкции, трудовом договоре и др.);

— отсутствие согласования назначения НС и ПВ в стационарных условиях с должностными лицами медицинской организации (заведующим отделением, дежурным врачом и др.);

— отсутствие согласования с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи при назначении НС фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи;

— назначение НС и ПВ при амбулаторном лечении без решения врачебной комиссии;

— отсутствие записей в медицинских документах о показаниях к назначению НС и ПВ, предыдущих назначениях НС и ПВ;

— отсутствие решения органа управления здравоохранением субъекта РФ, которым в особых случаях предоставлено право назначения НС и (или) ПВ фельдшеру (акушерке).

Действующим законодательством установлена ответственность за правонарушения в сфере оборота НС и ПВ. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) есть ряд статей, устанавливающих ответственность:

— за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.16 КоАП РФ);

— несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ).

Административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 6.16 КоАП РФ, подлежат только юридические лица.

Меры противодействия незаконному обороту НС и ПВ регулируются также Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ). В главе 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" УК РФ раскрыты основные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ.

К уголовной ответственности могут привлекаться только физические лица. Особенное значение для медицинских работников имеют ст. 228.2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ", ст. 229 "Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества" и ст. 233 " Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ" УК РФ.

Алгоритмы действий медицинских работников при назначении НС и ПВ

Лечащий врач стационара

Общий порядок:

— вывод о необходимости назначения НС и (или) ПВ и его обоснование;

— опрос пациента о предыдущих назначениях НС и (или) ПВ и последующая запись об этом в медицинской документации (за исключением случаев, когда опрос провести невозможно);

— согласование назначения с уполномоченным должностным лицом;

— оформление документации и скрепление подписями;

— назначение НС и (или) ПВ. Специальный порядок (применяется

при состояниях, требующих экстрен

ной помощи (в т. ч. медикаментозной) либо при ведении послеоперационных больных):

— вывод о необходимости назначения НС и (или) ПВ и его обоснование;

— опрос пациента о предыдущих назначениях НС и (или) ПВ с соответствующей записью в медицинской документации (за исключением случаев, когда опрос провести невозможно);

— назначение наркотического средства или психотропного вещества;

— уведомление уполномоченного должностного лица, оформление документации и скрепление подписями в течение суток с момента назначения НС и (или) ПВ.

Исключения:

— наличие одного врача в ЛПУ;

— отсутствие врачебного персонала в ЛПУ (обязанности по ведению пациентов возложены на средний медицинский персонал).

Врач поликлиники Общий порядок:

— вывод о необходимости назначения НС и (или) ПВ и его обоснование;

— опрос пациента о предыдущих назначениях НС и (или) ПВ с соответствующей записью в медицинской документации (за исключением случаев, когда опрос провести невозможно);

— рассмотрение вопроса о назначении НС и (или) ПВ врачебной комиссией;

— назначение НС и (или) ПВ врачебной комиссией.

Исключение:

— отсутствие врачебного персонала в ЛПУ (обязанности по ведению пациентов возложены на средний медицинский персонал).

Фельдшер выездной фельдшерской бригады

Общий порядок:

— согласование назначения НС и (или) ПВ с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи (наличие у пациента болевого шока в результате травмы, инфаркта, иных острых заболеваний и состояний);

— опрос пациента о предыдущих назначениях НС и (или) ПВ с соответствующей записью в медицинской документации (за исключением случаев, когда опрос провести невозможно);

— оформление назначения НС и (или) ПВ в установленном порядке.

Особенности лицензионного контроля в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров »

На территории Москвы медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее — деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ) ведет около 9 тыс. юридических лиц различной формы собственности и индивидуальных предпринимателей. Из них деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Москвы занимается около 600 юридических лиц различной формы собственности и ведомственной подчиненности на 1, 5 тыс. объектах, требующих постоянного, своевременного и эффективного контроля.

За 9 месяцев 2012 г. Департамент здравоохранения города Москвы (далее — Департамент) выдал 23 лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ,

переоформил 195 лицензий, 37 из них — в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Досрочно прекращена деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ на девяти территориально-обособленных объектах (в девяти организациях).

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в рамках межведомственного взаимодействия между Департаментом и Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве заключен Протокол о межведомственном взаимодействии и взаимном информационном обмене. Информация о заключениях, предоставленных Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, направляется по электронному запросу Департамента.

Департамент здравоохранения проводит лицензионный контроль за организациями, ведущими на подведомственной ему территории деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ. Эти полномочия предоставлены Департаменту Федеральными законами от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон № 99-ФЗ) и от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (над

зора) и муниципального контроля" (далее — Закон № 294-ФЗ).

Лицензионный контроль осуществляется в отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии. Проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.

В ходе внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата проверяется состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Также проводится контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований для предотвращения нанесения вреда здоровью человека и с целью защиты законных интересов граждан.

Плановые проверки лицензиатов проводятся Департаментом здравоохранения в соответствии с ежегодным планом, разработанным в установленном порядке и утвержденным Департаментом и Прокуратурой г. Москвы.

Основанием для включения проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Внеплановая выездная проверка лицензиата в соответствии с Законом № 99-ФЗ проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (проводится по согласованию с органами прокуратуры);

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 20 Закона № 99-ФЗ;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки с целью установить факт досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ и в соответствии с Законом № 294-ФЗ на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Во исполнение положений Закона № 99-ФЗ и с учетом приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» издан приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 18.08.2011 № 747 "Об организации мероприятий по контролю в области охраны здоровья граждан на территории города Москвы". Приказом утверждены формы используемых при проведении контрольных мероприятий документов:

— распоряжения Департамента здравоохранения о проведении проверки юридического лица;

— заявления о согласовании Департаментом здравоохранения с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица;

— акта проверки Департаментом здравоохранения города Москвы юридического лица;

— уведомления о проведении плановой (внеплановой) проверки юридического лица.

Департамент осуществляет свою деятельность по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Управлением

Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Прокуратурой г. Москвы, ГУВД г. Москвы, другими органами исполнительной власти города.

Взаимодействие реализуется в форме проведения совместных контрольных мероприятий; участия в Коллегиях; обмена информацией по результатам контрольных мероприятий.

За 9 месяцев 2012 г. специалисты Департамента здравоохранения провели 14 проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (12 плановых, 2 внеплановых по выполнению предписаний), в четырех случаях выявлены нарушения и составлены

протоколы об административном правонарушении. По решению суда за административное правонарушение на лицензиатов наложены штрафы в размере 110 000 руб. (сумма по четырем организациям).

Для сравнения: в 2011 г. проведено 25 проверок (21 плановая и 4 внеплановые). При этом проверки проводились по деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II, а также психотропных веществ, внесенных в Список III. В двух случаях выявлены нарушения лицензионных требований, составлены протоколы об административном правонарушении. По решению суда на лицензиатов наложены штрафы за административное правонарушение в размере 130 000 руб.

В 2011 г. по заявлениям лицензиатов самостоятельно прекращена деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в четырех организациях на восьми территориально-обособленных объектах.

К основным нарушениям лицензионных требований, выявляемым при проведении контроля деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, относятся:

— несоответствие сейфов для хранения наркотических средств и психотропных веществ категориям помещений в соответствии с постановлением ПравительстваРФот31.12.2009 № 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Например, установленный в помещении 3-й категории хранения наркотических средств и

психотропных веществ сейф не соответствует 3-му классу устойчивости к взлому;

— нарушение требований оформления специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ". Например, записи в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведутся в пределах двух календарных лет, или в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не отражаются результаты проведения ежемесячных инвентаризаций;

— отсутствие в штате работников, имеющих специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, соответствующую требованиям и характеру выполняемой работы.

Отдельное внимание следует уделить вопросу контроля в отношении лекарственных препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С 1 июня 2012 г. вступил в силу третий абзац п. 2 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" в части, касающейся отпуска по рецепту врача (фельдшера) физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей.

В Департамент поступают обращения граждан по вопросу незаконной реализации препаратов рецептурного отпуска без рецепта (в том числе препаратов с малым количеством кодеина и его солей). Так как в этих обращениях не всегда указывается правильное название аптечной организации, а также ее точный адрес, возникают проблемы при получении согласования Прокуратуры г. Москвы о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.

Между Департаментом и Прокуратурой города Москвы с целью исключения дополнительных согласований о проведении контрольных мероприятий достигнута договоренность о проведении совместных проверок. В Прокуратуру и Окружные прокуратуры г. Москвы Департаментом здравоохранения направляется информация о требующих проверки фактах незаконной реализации препаратов рецептурного отпуска без рецепта (в том числе препаратов с малым количеством кодеина и его солей), и специалисты Департамента привлекаются к проверкам, проводимым Окружными Прокуратурами г. Москвы по данным обращениям.

В 2012 г. специалисты Департамента приняли участие в 46 проверках совместно с окружными прокуратурами г. Москвы. Аптечные организации, в которых выявлены нарушения, оставлены на контроле окружных прокуратур г. Москвы. Кроме этого, специалисты Департамента здравоохранения в июле и сентябре 2012 г. принимали участие в совместных проверках, проводимых Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве в рамках оперативно-профилактических мероприятий при проведении операции "Фармацевт" с целью выявления нарушений правил оборота лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина и его солей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×