Установление личности пациента, находящегося в медицинской организации

36

Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) содержит основные понятия, используемые в законодательстве в сфере здравоох­ранения. В частности, в статье даны определения понятий "пациент", "медицинская органи­зация", "медицинское вмешательство". Кроме того, в Законе установ­лен перечень сведений о лицах, которым ока­зываются медицинские услуги (ст. 94). В системе персонифицированного учета ведется обработка следующих персональ­ных данных:

1) фамилия, имя, от­чество (последнее — при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяю­щего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуаль­ного лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в си­стеме обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахо­ванного лица (при наличии);

12) анамнез;

13) диагноз;

14) сведения об организации, ока­завшей медицинские услуги;

15) вид оказанной медицинской по­мощи;

16) условия оказания медицинской помощи;

17) сроки оказания медицинской помощи;

18) объем оказанной медицинской помощи;

19) результат обращения за меди­цинской помощью;

20) серия и номер выданного лист­ка нетрудоспособности (при наличии);

21) сведения об оказанных меди­цинских услугах;

22) примененные стандарты меди­цинской помощи;

23) сведения о медицинском работ­нике или медицинских работниках, оказавших медицинскую услугу.

Первые пять пунктов перечня по­зволяют точно установить (идентифи­цировать) личность пациента. Шестой пункт содержит общее требование об указании документа, удостоверяюще­го личность. Исходя из анализа дей­ствующего законодательства доку­ментами, посредством которых может быть установлена личность пациента, могут служить:

— паспорт гражданина РФ, удостове­ряющий личность гражданина РФ на территории РФ;

— общегражданский заграничный па­спорт;

— временное удостоверение лично­сти гражданина РФ;

— паспорт моряка (удостоверение лич­ности моряка);

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— удостоверение личности военно­служащего или военный билет граж­данина РФ;

Паспорт гражданина РФ является основным докумен­том, удостоверяющим личность гражданина РФ на тер­ритории РФ (Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Рос­сийской Федерации” и постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 “Об утверждении Положения о па­спорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации”).

— паспорт иностранного гражданина;

— вид на жительство в Российской Федерации;

— разрешение на временное прожи­вание в Российской Федерации;

— удостоверение беженца;

— свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России;

— свидетельство о рождении (до до­стижения определенного законом возраста).

Аналогичный перечень документов может быть представлен также роди­телем, законным представителем па­циента. Адвокаты и иные представи­тели пациента, действующие по соглашению, заключенному с пациен­том, предъявляют удостоверенную надлежащим образом доверенность либо ордер (ст. 185 Гражданского ко­декса РФ; ч. 2 ст. 6 Федерального зако­на от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Точное и своевременное установ­ление личности пациента может ощу­тимо повлиять на лечебный процесс. Наиболее остро эта проблема стоит для стационаров, служб скорой и неотложной помощи, психиатрических и психоневрологических учреждений, детских поликлиник.

Во-первых, если личность пациента не установлена, администрации ле­чебного учреждения не удастся в установленных законом случаях ис­полнить обязанность по привлечению в лечебно-диагностический процесс родителей, законных представителей пациента. Такая ситуация может сло­житься:

— если пациент не достиг возраста, позволяющего ему выразить согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него (ч. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья);

— в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке не­дееспособными (ч. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья, ст. 32 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и по­печительстве").

В этих случаях согласие должен дать законный представитель лица.

Во-вторых, установление личности необходимо для определения объема и условий оказания медицинской по­мощи.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона об охра­не здоровья каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантиро­ванном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с про­граммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи, а также право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соот­ветствии с договором добровольного медицинского страхования. Однако гарантированный объем различен в зависимости от того, застрахован пациент или нет, есть ли у него по­лис, является ли он гражданином России. Так, право на медицинскую помощь иностранных граждан, про­живающих и пребывающих на тер­ритории России, устанавливается законодательством РФ и соответ­ствующими международными дого­ворами РФ (ч. 3 ст. 19). Лица без гражданства, постоянно проживаю­щие в Российской Федерации, поль­зуются правом на медицинскую по­мощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международ­ными договорами (ч. 3 ст. 19).

В-третьих, с удостоверением лич­ности пациента определяется источ­ник финансового обеспечения оказы­ваемой медицинской помощи (за счет средств бюджетов соответствующих уровней, средств обязательного и до­бровольного медицинского страхова­ния, непосредственной оплаты ока­занных услуг). Застрахованными лицами в соответствии со ст. 10 Феде­рального закона от 29.11.2010 № 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера­ции" являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федера­ции иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высо­коквалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь по Федеральному закону от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах".

Статья 11 Закона об охране здоро­вья определяет условия оказания ме­дицинской помощи гражданам. Так, бесплатно и безотлагательно любому гражданину оказывается медицин­ская помощь в экстренной форме (ч. 2 ст. 11). Застрахованные граждане мо­гут рассчитывать на бесплатное ока­зание медицинской помощи в рамках Программы государственных гаран­тий (см. постановление Правитель­ства РФ от 21.10.2011 № 856). Отказ от оказания медицинской помощи в соответствии с Программой и взима­ние платы за ее оказание медицин­ской организацией, участвующей в реализации этой Программы, и меди­цинскими работниками такой меди­цинской организации не допускают­ся (ч. 1 ст. 11). Граждане России также имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании меди­цинской помощи, и платных немеди­цинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных), предоставляе­мых дополнительно при оказании ме­дицинской помощи (ч. 1 ст. 84 Основ). Платные медицинские услуги оказы­ваются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодате­лей и иных средств на основании до­говоров, в том числе договоров добро­вольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 84 Основ). Напомним, что с 1 января 2013 г. вступает в силу поста­новление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицински­ми организациями платных медицин­ских услуг".

Своевременное установление лич­ности пациента дает возможность со­блюсти права и законные интересы пациента, в частности право на меди­цинское вмешательство и на отказ от него; право на допуск к пациенту адво­ката, законного представителя для за­щиты своих прав; право на возмеще­ние вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи (ст. 19 Закона об охране здоровья). Это служит и обеспечению прав и закон­ных интересов медицинской органи­зации.

В подавляющем большинстве слу­чаев личность устанавливают по доку­ментам или фотографиям, реже — на основе специальных методов. К ос­новным методами идентификации личности относятся:

— сравнение характеристик человека (пол, возраст, признаки внешности), включая портретную идентификацию;

— дактилоскопическая идентифика­ция;

— идентификация по состоянию зуб­ного аппарата;

— геномная дактилоскопия;

— одорологическая идентификация и некоторые другие виды.

Для выяснения личности использу­ются научно-технические, антрополо­гические, медико-криминалистиче­ские, оперативно-розыскные средства и методы с привлечением для этих це­лей экспертов: криминалистов, судеб­ных медиков, психиатров, художников-криминалистов.

Установление личности физиче­ского лица необходимо в различных юридически значимых ситуациях, при осуществлении целого ряда дей­ствий, совершаемых теми или иными должностными лицами, служащими и проч. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 265 Уголовно-процессуального кодекса РФ председательствующий устанавливает личность подсудимого, выясняя его фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения. Кроме того, выясняется место жи­тельства подсудимого, место работы, род занятий, образование, семейное положение и другие данные, касаю­щиеся его личности. Порядок уста­новления личности подсудимого за­конодательно не закреплен. На практике председательствующий, ис­пользуя содержащиеся в деле доку­менты, задает указанные выше вопро­сы, сопоставляя ответы подсудимого с имеющимися в деле сведениями о личности.

Близкие по своей сути требования к установлению личности физического лица содержатся и в ряде других нор­мативно-правовых актов, таких как Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные зако­ны от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" и от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государ­ственной социальной помощи" и др.

В отдельных случаях действующее отечественное законодательство до­пускает использование более широко­го круга источников (свидетельские показания, водительское удостовере­ние), позволяющих установить лич­ность физического лица (см., напри­мер, п. 88 приказа МВД России от 02.03.2009 № 185).

Специальных нормативно-право­вых актов федерального уровня, кото­рыми комплексно регулировался бы порядок установления личности паци­ента, а также алгоритма действий ад­министрации медицинской организа­ции по установлению личности пациента до сих пор нет.

Для ускорения процесса установле­ния личности пациента в медицинских организациях, улучшения качества ра­боты, снижения конфликтности с уче­том уровня развития современных технологий, а также решения смеж­ных вопросов (хранение медицинской информации)2 ряд авторов предлагает различного рода чипы, браслеты и т. п., уже неплохо зарекомендовавшие себя в отдельных зарубежных клиниках3. Тем не менее, несмотря на заман­чивые перспективы, которые рисуют системы идентификации личности и хранения персональной информации, это не снимет всех проблем.

Практически все существующие методы опознания личности по биометрическим параметрам основа­ны на гипотезе "уникальности" этих параметров, а также их неизменности в течение жизни человека. Однако критерий "уникальности" довольно условен. Даже точность широко рас­пространенной дактилоскопической регистрации4 подвергается сомнению рядом авторов5. Не исключены ошиб­ки дактилоскопии, обусловленные че­ловеческим фактором либо сбоем тех­ники. Следует также учесть тот факт, что критерий "неизменности" отдель­ных параметров на протяжении всей жизни индивида, имеющий особое значение для практических целей идентификации, при современном уровне развития медицины может утратить свою надежность.

Основную сложность для админи­страции медицинской организации представляют клинические случаи, когда лицо доставляется в бессозна­тельном состоянии либо в силу мало­летства или психической болезни не в состоянии сообщить необходимые администрации сведения (либо они яв­ляются сомнительными), а надлежа­щие документы (средства электронной идентификации) при пациенте отсут­ствуют. Обязанность принимать меры по идентификации лиц, которые по со­стоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе, возложена, в частности, на по­лицию (п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О поли­ции"). То есть в случае поступления лица, идентифицировать личность ко­торого не представляется возможным, администрация медицинской органи­зации должна обратиться с соответ­ствующим заявлением в полицию.

Прямо такая обязанность медицин­ской организации на уровне подза­конных актов пока не закреплена. Од­нако требование принимать все необходимые меры по установлению личности пациентов может устанав­ливаться в должностных инструкциях врачей. Несоблюдение пункта долж­ностной инструкции или приказа по организации (где есть упоминание об этом) чревато привлечением лиц к дисциплинарной ответственности. И тут возникает вопрос: каким обра­зом врач может доказать (администра­ции, следователю, суду и т. п.), что он предпринял все необходимые меры по установлению личности пациента?

Порядок взаимодействия медицин­ских организаций и органов внутрен­них дел при обращении (поступлении) пациентов, нуждающихся в установ­лении их личности, в настоящее время не определен.

Деятельность органов внутренних дел по учету и идентификации граждан регулируется следующими актами:

— приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221. Утвержденный приказом Ад­министративный регламент опре­деляет сроки и последовательность исполнения административных про­цедур, связанных с реализацией гра­жданами РФ конституционного права на обращение в государственные ор­ганы, а также устанавливает порядок взаимодействия между подразделе­ниями, должностными лицами ор­ганов внутренних дел и гражданами при предоставлении государственной услуги (п. 1). Государственная услу­га предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, государственным ор­ганам, органам местного самоуправ­ления, юридическим, должностным лицам, их представителям, организациям и общественным объединениям и др. (п. 2);

— приказом МВД России, Мин­юста России, ФСБ России, ФСО Рос­сии, ФСКН России и ФТС России от

06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971 "Об утверждении Инструкции по ор­ганизации информационного обес­печения сотрудничества по линии Интерпола". Пунктом 224 приказа установлено, что через Национальное центральное бюро Интерпола возмож­но установление личности граждан по неопознанным трупам, а также лично­сти больных и детей, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения.

Указанные выше акты носят общий характер. Во избежание затруднений при применении их норм, а также для обеспечения единообразия процеду­ры обращения в органы внутренних  дел администрации медицинской ор­ганизации следует подготовить соот­ветствующую инструкцию.

Отсутствие в отечественном зако­нодательстве специальных норм о взаимодействии медицинских органи­заций и полиции в целях своевремен­ного установления личности физиче­ских лиц, находящихся на лечении, затрудняет эффективную защиту прав и охраняемых законом интере­сов пациентов. Нарушаются и права медицинских организаций, медперсо­нала.

Подводя итог сказанному, полагаем необходимым разработать и принять совместный приказ Минздрава Рос­сии и МВД России, определяющий порядок взаимодействия медицин­ских организаций и органов внутрен­них дел по вопросу установления (идентификации) личности пациента.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль