Актуальные аспекты правового регулирования контроля качества медицинской помощи

26

В опрос обеспечения качества ме­дицинской помощи в последнее время стал одним из наиболее обсуждаемых как среди медиков, так и юристов. Отчасти это обусловлено тем, что качество оказания медицин­ской помощи можно рассматривать как один из факторов, влияющих на демографические показатели, а следовательно, затрагива­ющих аспекты наци­ональной стратегии в сфере здравоохране­ния. При этом необходи­мо учитывать, что само понятие "качество меди­цинской помощи", а так­же требования к нему и порядку его оценки неодинаковы для "ма­ленького пациента", его родителей, лечащего врача, эксперта страхо­вой медицинской орга­низации, представителя органа государственного контроля (надзора) в силу различия подходов к оценке, про­фессионального образования, опыта, социального статуса, должностных обязанностей и т. д.

Россия согласно ч. 1 ст. 1 Конститу­ции РФ провозглашена правовым го­сударством, следовательно, любые требования должны быть основаны на соответствующих нормах законодательства РФ, в противном случае сами требования становятся противо­правными.

В этой статье будут освещены от­дельные положения действующего законодательства, устанавливающие основы контроля качества медицин­ской помощи. На сегодняшний день существуют десятки неофициальных определений термина "качество ме­дицинской помощи". Даже в дей­ствующем законодательстве можно найти два официальных определе­ния. Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) определяет качест­во медицинской помощи как сово­купность характеристик, отражаю­щих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диаг­ностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланирован­ного результата. В то же время согла­сно приказу Минздрава России от 22.01.2001 № 12 «О введении в дей­ствие отраслевого стандарта "Тер­мины и определения системы стан­дартизации в здравоохранении"» качество медицинской помощи — это система критериев, позволяю­щих определить качество оказания медицинской помощи в определен­ном медицинском учреждении, у определенного врача, на определен­ной территории, отдельному больно­му.

Рискнем предположить, что пер­вый случай медицинской помощи стал и первым случаем оценки ее ка­чества. Как следствие, контроль каче­ства лечения является неотъемлемой частью организации медицинской по­мощи. Рассмотрим более подробно отдельные аспекты организации контроля качества медицинской по­мощи, установленные новейшим законодательством в сфере здравоохра­нения.

Законом об охране здоровья от­дельно предусмотрены:

— экспертиза качества медицинской помощи;

контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

В свою очередь, экспертиза каче­ства медицинской помощи (ЭКМП) подразделяется на экспертизу в рам­ках программ обязательного медицин­ского страхования (ОМС) и эксперти­зу вне рамок ОМС.

Одним из нововведений Закона об охране здоровья стало отнесение ме­дицинских экспертиз, в том числе экспертизы качества медицинской помощи, к медицинской деятельнос­ти (п. 10 ст. 2, ст. 58). Как следствие, в силу п. 46 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О ли­цензировании отдельных видов дея­тельности" для проведения эксперти­зы качества медицинской помощи необходима соответствующая лицен­зия, и исключений для страховых ме­дицинских организаций (СМО) не установлено. В итоге формально ЭКМП в рамках ОМС можно рассма­тривать как подлежащую лицензиро­ванию медицинскую деятельность в виде работ (услуг) по экспертизе ка­чества медицинской помощи, преду­смотренных постановлением Прави­тельства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской де­ятельности (за исключением указан­ной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и дру­гими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного цен­тра "Сколково")». Но получение со­ответствующей лицензии для СМО крайне затруднительно из-за того, что они не являются медицинскими организациями и не соответствуют лицензионным требованиям и усло­виям.

Весьма актуален вопрос правовых составляющих экспертизы качества медицинской помощи. Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязатель­ном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об ОМС) экспертиза качества меди­цинской помощи — это выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правиль­ности выбора медицинской техноло­гии, степени достижения запланиро­ванного результата и установление причинно-следственных связей выяв­ленных дефектов в оказании меди­цинской помощи. Но Закон об ОМС не разъясняет, что подразумевается под дефектами медицинской помощи, а также между чем и чем устанавлива­ется причинно-следственная связь. Еще большую путаницу вносят поло­жения ч. 1 ст. 64 Закона об охране здоровья, не предусматривающие среди целей экспертизы качества ме­дицинской помощи ни выявления де­фектов, ни установления причинно­следственных связей.

Другой злободневной проблемой является неопределенность целей ЭКМП вне рамок ОМС. В частности, не ясно, что является основанием для ее проведения. Учитывая, что сама эк­спертиза качества медицинской помо­щи — это один из видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятель­ность, логично предположить, что вы­полнять ЭКМП в этом случае будут ме­дицинские организации на основании соответствующей лицензии. Однако ЭКМП вне рамок ОМС не может отно­ситься к деятельности самой медицин­ской организации. В противном случае подобную экспертизу можно считать формой внутреннего контроля каче­ства и безопасности медицинской дея­тельности (внутренний контроль). В свою очередь, положения Закона об охране здоровья предусматривают, что порядок внутреннего контроля уста­навливается организацией, его осу­ществляющей, самостоятельно (ст. 90), а порядок проведения ЭКМП вне ра­мок ОМС устанавливается уполномо­ченным федеральным органом испол­нительной власти. Иными словами, ЭКМП вне системы ОМС не может подразумевать под собой внутренний контроль. Следовательно, такая экс­пертиза предусматривает "сторонние" случаи оказания медицинской помо­щи. Можно предположить, что она вводится как альтернатива судебно­медицинской экспертизе или как возможность аргументированно обжаловать заключение судебно-меди­цинского эксперта, однако в ряде слу­чаев это будет противоречить процес­суальному законодательству РФ.

Вопросы вызывает и такая форма контроля качества и безопасности ме­дицинской деятельности, как вну­тренний контроль. С одной стороны, в силу ст. 90 Закона об охране здоровья руководители организаций должны сами установить порядок его проведе­ния. С другой стороны, исходя из ч. 2 ст. 87 Закона об охране здоровья, внутренний контроль осуществляется в том числе путем соблюдения требо­ваний законодательства к ведению медицинской деятельности.

Напомним, что согласно Отрасле­вой программе "Управление качест­вом в здравоохранении" на 2003— 2007 годы, утвержденной коллегией Минздрава России (протокол от 18 — 21.03.2003 № 5), оценка качества строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном" — стандар­том. В настоящее время можно выде­лить три группы стандартов. Первую составляют "Временные отраслевые стандарты объема медицинской по­мощи детям", утвержденные прика­зом Минздрава России от 07.05.1998 № 151. Во вторую группу входят 612 стандартов медицинской помо­щи, утвержденных Минздравсоцразвитием России в период с 2005 по 2007 г. Третья группа содержит реги­ональные стандарты медицинской помощи, утвержденные органами го­сударственной власти субъектов РФ до 1 января 2012 г. Применение стан­дартов первых двух групп затрудне­но в связи с тем, что они не прошли государственную регистрацию в Минюсте России, следовательно, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Как применять третью группу стандартов, также не ясно, ведь согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 101 Закона об охране здоровья, вступившим в силу 1 ян­варя 2012 г., стандарты медицин­ской помощи утверждаются только уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти и обязательны для исполнения с 1 ян­варя 2013 г.

В заключение отметим, что для функционирования единой системы контроля качества медицинской по­мощи необходимо оптимизировать законодательство в сфере здравоохра­нения, установить единый порядок проведения данного контроля, разра­ботать стандарты медицинской помо­щи с учетом положений Закона об ох­ране здоровья и с соблюдением требований о порядке вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×