Правовые основы организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

133

Общее количество природных и техногенных катастроф во всем мире неуклонно растет. Среди причин роста катастроф на­зывают продолжающийся процесс урбанизации, рост социальной на­пряженности в отдельных регионах, постоянное усложнение техноло­гических процессов, оптимизацию расходов на безопасность субъекта­ми хозяйствования в погоне за при­былью и др.

По официальным данным МЧС России, размещенным на сайте ведомства, за 2010 г. произошло 338 чрезвы­чайных ситуаций (далее — ЧС), в которых по­страдали почти 3000 че­ловек, из них 680 поги­бли. В 2009 г. произошли 424 чрезвычайные ситу­ации, в которых поги­бли 734 человека. При этом, как показывает опыт, значительная часть раненых и пораженных погиба­ют вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи. Опу­бликованные данные свидетельству­ют, что по этой причине через один час после тяжелой травмы погибает 30%, а через три часа — 60% тех, у ко­го были шансы выжить. Таких нужда­ющихся в экстренной медицинской помощи в структуре потерь насчиты­вается до 30% от общего числа постра- давших.

Величина и структура санитарных потерь в техногенных и природных катастрофах варьируют в широких пределах. Однако общей характерной чертой для них является значитель­ный удельный вес пострадавших с тя­желой и крайне тяжелой степенью поражения (от 50 до 90% и более).

Приведенные цифры наглядно де­монстрируют необходимость эффек­тивной организации оказания меди­цинской помощи при ЧС. При этом, как правило, требуется объединение усилий различных структур (органов, учреждений) для ликвидации, а также предупреждения ЧС.

Одномоментность и массовость по­терь среди населения усугубляется при ЧС следующими факторами:

— нарушение работоспособности ме­дицинских учреждений, а также ком­муникаций и путей сообщения;

— несоответствие имеющихся сил и средств здравоохранения и потребнос­ти в них;

— возможное заражение обширных районов местности, продовольствия,

воды радиоактивными и химическими веществами, бактериальными средст­вами;

— сложность санитарно-эпидемиоло­гической обстановки в очагах массо­вого поражения3.

Организационная структура

В силу ст. 41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" органи­зация и оказание меди­цинской помощи при ЧС в настоящее время осу­ществляется Всероссий­ской службой медицины катастроф (далее — ВСМК, Служба).

Всероссийская служ­ба медицины катастроф является функциональ­ной подсистемой Единой государственной систе­мы предупреждения и ликвидации ЧС, функци­онально объединяющей службы медицины катастроф феде­ральных органов исполнительной власти, силы и средства различных федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местно­го самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины ката­строф.

ВСМК решает задачи по быстро­му реагированию, мобилизации ма­териально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольше­го числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва мате­риальных запасов и обучению ока­занию медицинской помощи гра­жданам при ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф действует на основании Положения, регламентирующего его деятельность (утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 195 "Вопросы Всероссийской службы ме­дицины катастроф"; далее — Положе­ние о ВСМК). В соответствии с п. 4 Положения служба функционально объединяет:

— службу медицины катастроф Мин­здрава России;

— службу медицины катастроф Мин­обороны России;

— силы и средства Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства вну­тренних дел РФ (МВД России), иных федеральных органов исполнитель­ной власти, Российской академии медицинских наук, органов исполни­тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО "Рос­сийские железные дороги" и других организаций, предназначенные и вы­деляемые (привлекаемые) для ликви­дации медико-санитарных последст­вий ЧС.

Здесь следует также упомянуть по­становление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 "О силах и средствах единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций". Данным актом ут­вержден Перечень сил постоянной готовности федерального уровня еди­ной государственной системы преду­преждения и ликвидации ЧС.

К силам Всероссийской службы медицины катастроф постоянной го­товности федерального уровня отне­сены:

— Всероссийский центр медицины ка­тастроф "Защита" (ВЦМК "Защита");

— подразделения постоянной го­товности медицинских формировании и учреждении, клинических и научных баз центрального подчи­нения Минздрава России, Минобо­роны России, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти;

— учреждения здравоохранения же­лезнодорожного транспорта общего пользования, участвующие в соответ­ствии с возложенными на них обязан­ностями в ликвидации медико-сани­тарных последствии чрезвычайных ситуации.

На территориальном уровне ВСМК служба представлена:

— территориальными центрами ме­дицины катастроф субъектов РФ; — учреждениями здравоохранения РФ особого типа и филиалами ВЦМК "За­щита";

— центрами государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ и городах федерального значения;

— клиническими базами, предназ­наченными в соответствии с возло­женными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных по­следствии чрезвычайных ситуации и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

Территориальные центры медицины катастроф являются государственными учреждениями здравоохранения особо­го типа. В их структуру входят такие ос­новные подразделения, как админи­страция, оперативное (с оперативной группой управления) отделение, дежур­но-диспетчерское отделение, отделение экстренной и консультативной меди­цинской помощи и медицинской эваку­ации, подвижные профессиональные медицинские формирования (медицин­ские отряды, бригады экстренного реа­гирования и бригады специализирован­ной медицинской помощи), находящиеся в режиме постоянной го­товности и предназначенные для выд­вижения в зону ЧС для оказания меди­цинской помощи.

Структура органов и учреждений территориального уровня службы в регионах может различаться.

Например, в Москве она включает:

— все учреждения и службы город­ского здравоохранения, привлекае­мые к ликвидации медицинских по­следствий ЧС;

— Научно-практический Центр экс­тренной медицинской помощи и спе­циальные формирования — специа­лизированные бригады постоянной готовности, повышенной готовности и врачебно-сестринские бригады.

Головным учреждением Службы экстренной медицинской помощи яв­ляется Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (ЦЭМП), выполняющий функции штаба службы медицины катастроф на территории города.

Кроме того, на ряд организаций и предприятий Москвы возлагаются до­полнительные обязанности при чрез­вычайных ситуациях.

На местном уровне служба пред­ставлена:

— центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) ско­рой медицинской помощи;

— центрами государственного санитар­но-эпидемиологического надзора в го­родах и районах, формирующих сани­тарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

— лечебно-профилактическими уч­реждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации меди­ко-санитарных последствий чрезвы­чайных ситуаций.

На отдельные лечебно-профилакти­ческие учреждения (медико-санитар­ные части, поликлиники и др.) органи­заций (особых объектов — объектовый уровень) также могут возлагаться обя­занности по ликвидации медико-сани­тарных последствий чрезвычайных си­туаций.

Об организационной структуре и функциях подразделений службы медицины катастроф Минздрава Рос­сии подробно можно прочесть в при­казе Минздрава России от 27.10.2000 № 380. Здесь остановимся лишь на основном недостатке Службы меди­цины катастроф Минздрава России, коим следует считать акцент на ис­пользовании сил и средств местного и регионального здравоохранения, ко­торые могут быть усилены в случае необходимости полевым многопро­фильным госпиталем (ПМГ). В случае массовых поражений и полного либо частичного выведения из строя сил и средств службы регионального уров­ня (они, как правило, расположены в административном центре субъекта РФ) действенную помощь смогут ока­зать лишь оперативно введенные в зону чрезвычайной ситуации силы и средства службы медицины ката­строф Минздрава России федераль­ного уровня при поддержке служб медицины катастроф других мини­стерств и ведомств.

Служба медицины катастроф Мин­обороны России представлена:

— органами военного управления медицинской службы Вооруженных Сил РФ;

— силами и средствами военных гос­питалей, медицинских воинских час­тей и учреждений;

— запасами текущего медицинского имущества на складах.

У Вооруженных Сил РФ имеются операционно-реанимационные само­леты, операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты, наземные санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и уч­реждений, используемые в интересах службы.

Основным формированием службы медицины катастроф Миноборо­ны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализиро­ванной медицинской помощи в зоне ЧС или на ее границе, является медицин­ский отряд спасательного назначения (МОСН) — многопрофильный, мобиль­ный полевой госпиталь, который спосо­бен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за одни сутки. В штате отряда 25 врачей (хирур­ги, травматологи, анестезиологи и др.).

Использование сил и средств служ­бы медицины катастроф Миноборо­ны России сопряжено с определенны­ми проблемами. В силу ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее — Закон № 68-ФЗ) порядок при­влечения Вооруженных Сил РФ опре­деляется Президентом РФ. Данные си­лы могут применяться только при установлении особого уровня реагиро­вания на чрезвычайную ситуацию.

В настоящее время военная меди­цина фактически сведена к обеспече­нию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь. Проводимая реформа военной меди­цины привела к значительному сокра­щению численности госпиталей, ча­стей и военно-медицинских кадров в целом4. Все больше направлений ме­дицинской помощи передается гра­жданскому здравоохранению. Поэто­му при возникновении чрезвычайных ситуаций государственного или гло­бального масштаба военно-медицин­ская служба может оказаться неспо­собной быстро и своевременно обеспечить оказание медицинской помощи в необходимом объеме.

Одно из учреждений и организа­ций МЧС России — Государственный центральный аэромобильный спаса­тельный отряд МЧС России ("Центроспас"). В его состав входит аэромо­бильный госпиталь с численностью медперсонала 38 чел., способный при­нять до 100 человек в сутки5. Возмож­ности оказания медицинской помощи отрядом МЧС России весьма скромные6, ограничиваются локальным и региональным уровнем.

Министерство внутренних дел РФ обеспечивает оказание медицинской помощи личному составу и военнослу­жащим органов внутренних дел в усло­виях режима чрезвычайного положе­ния. Лечебно-профилактическими учреждениями системы МВД России могут организовываться отделения экстренной и неотложной медицин­ской помощи. Кроме того, в случае не­обходимости могут создаваться меди­цинские отряды специального назначения.

Что касается ОАО "Российские железные дороги", ее силы и средст­ва в основном могут применяться в случаях железнодорожных ката­строф, а также при возникновении ЧС в непосредственной близости от конкретных железных дорог.

Таким образом, медицинская по­мощь при ЧС в зависимости от количе­ства пострадавших и характера пато­логии, удаленности от инфраструктуры (крупных ЛПУ, железных дорог или дорог с асфальтовым покрытием и проч.), сохранности местного и регио­нального здравоохранения может ока­зываться преимущественно:

— местными и региональными учреж­дениями здравоохранения самостоя­тельно или с помощью сил и средств федерального уровня (например, поле­вого госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф "Защита");

— полевым многопрофильным госпи­талем Всероссийского центра медици­ны катастроф "Защита";

— аэромобильным госпиталем "Центроспаса" МЧС России.

В отдельных случаях дополнитель­но могут привлекаться силы и средства военно-медицинской службы Мин­обороны России, а также ОАО "Рос­сийские железные дороги".

Нормативно-правовая база

В современных условиях управлен­ческая и иная деятельность регулиру­ются правовыми актами различного уровня. От четкости и непротиворе­чивости законодательства, регулиру­ющего организацию оказания меди­цинской помощи, во многом зависит жизнь и здоровье пострадавших, а также дальнейшая карьера лиц, при­званных организовывать и оказывать медицинскую помощь в условиях ЧС. Именно в нормативно-правовых актах закрепляются права и обязанности, а также юридическая ответственность руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и иных должностных лиц, на которых возложены обязанности по организа­ции медицинской помощи и непо­средственному оказанию медицин­ской помощи при ЧС.

В настоящее время нормативно-­правовая база организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС представлена следующими основны­ми актами.

В силу п. 5 ст. 17 Закона об охране здоровья участие в реализации на территории муници­пального образования мероприятий по спасению жизни и сохранению здоровья людей при ЧС, информиро­ванию населения о медико-санитар­ной обстановке в зоне ЧС и принима­емых мерах относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Как можно убедиться, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в этой сфере совпадают.

За невыполнение требований норм и правил по предупреждению и лик­видации ЧС устанавливается админи­стративная ответственность.

Так, статья 20.6 Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях (далее — КоАП РФ) гласит, что невы­полнение предусмотренных законо­дательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не­выполнение требований норм и пра­вил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производст­венного или социального назначения влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназна­ченных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевремен­ное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмот­ренных утвержденным в установлен­ном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет нало­жение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

В отдельных случаях должностные лица органов и учреждений здраво­охранения могут привлекаться к уго­ловной ответственности по ст. 237 "Сокрытие информации об обстоя­тельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" УК РФ. Согласно ст. 237 УК РФ сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указан­ной информацией, наказываются штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лише­нием свободы на срок до двух лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государствен­ную должность Российской Федера­ции или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступи­ли иные тяжкие последствия, наказы­ваются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зара­ботной платы или иного дохода осуж­денного за период от одного года до трех лет, либо принудительными ра­ботами на срок до пяти лет с лишени­ем права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишени­ем права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме этого, должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 293 "Халат­ность" УК РФ.

Выше мы уже упоминали о поста­новлении Правительства РФ от 28.02.1996 № 195 "Вопросы Всероссий­ской службы медицины катастроф", которым утверждено Положение о ВСМК. Далее, порядок организации и функционирования единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации ЧС регламентирован по­становлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государст­венной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвердившим Положение о единой го­сударственной системе предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситу­аций (далее — Положение о единой системе предупреждения и ликвида­ции ЧС). В соответствии с данным По­ложением Минздрав России создает в рамках единой системы следующие функциональные подсистемы:

— Всероссийской службы медицины катастроф;

— медико-санитарной помощи по­страдавшим в чрезвычайных ситуаци­ях в организациях (на объектах), на­ходящихся в ведении ФМБА России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России;

— резервов медицинских ресурсов;

— надзора за санитарно-эпидемиоло­гической обстановкой.

Для ликвидации чрезвычайных си­туаций в силу п. 20 Положения о еди­ной системе предупреждения и лик­видации ЧС должны создаваться и использоваться:

— резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последст­вий стихийных бедствий;

— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального ре­зерва;

— резервы финансовых и материаль­ных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

— резервы финансовых и материаль­ных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организа­ций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранени­ем, использованием и восполнением устанавливаются создающим их ор­ганом.

В частности, Минздравсоцразвития России приказом от 04.04.2006 № 253 утвердило Положение о резерве меди­цинского имущества Минздравсоцразвития России для ликвидации последст­вий чрезвычайных ситуаций, а также номенклатуру и объем резерва этого медицинского имущества. Резерв пред­назначен для обеспечения мероприя­тий, проводимых службой медицины катастроф Минздравсоцразвития Рос­сии (в настоящее время — Мин­здрав России) по ликвидации медико-­санитарных последствий ЧС.

Накоплением и содержанием ре­зерва занимается Федеральное госу­дарственное учреждение «Всероссий­ский центр медицины катастроф " Защита" Федерального агентства по здравоохранению и социальному раз­витию» (далее — ФГУ ВЦМК "Защи­та" Росздрава).

Основным актом, содержащим ор­ганизационно-правовые нормы в об­ласти защиты населения и террито­рий от ЧС, является Закон № 68-ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона при введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от ее последствий, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств единой государствен­ной системы предупреждения и лик­видации ЧС, классификации ЧС и ха­рактера ее развития, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и тре­бующих принятия дополнительных мер по защите населения и террито­рий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

— объектовый;

— местный;

— региональный;

— федеральный.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 Закона реше­нием Президента РФ при ликвида­ции ЧС может устанавливаться осо­бый уровень реагирования с привлечением сил и средств феде­ральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Воору­женных Сил РФ, других войск и во­инских формирований.

Решения, о которых идет речь в ст. 4.1, по сути, представляют собой акты, которыми вводится ЧС. В ста­тье определены соответствующие должностные лица (например, глава администрации района, высшее должностное лицо субъекта РФ, Пре­зидент РФ), имеющие полномочия вводить режим ЧС на каждом из уровней реагирования.

В силу ст. 7 Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществля­ется силами и средствами организа­ций, органов местного самоуправле­ния, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях кото­рых сложилась ЧС. Силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирова­ний привлекаются только по решению Президента РФ (ч. 4 ст. 4.1, п. "г" ст. 8 Закона № 68-ФЗ).

Координация подготовки и взаи­модействия органов управления, а также использования формирова­ний и учреждений, входящих в со­став Службы медицины катастроф, возложена на службу медицины ка­тастроф Минздрава России. В соот­ветствии с п. 9 Положения о ВСМК руководителем Службы является министр здравоохранения РФ. Орга­низационно-методическое руковод­ство деятельностью органов управ­ления, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, по лик­видации медико-санитарных послед­ствий ЧС осуществляет Министер­ство здравоохранения РФ.

Проведение мероприятий по лик­видации указанных последствий ЧС регламентировано планом медико-са­нитарного обеспечения населения при ЧС, разрабатываемым штабом Службы по согласованию с МЧС Рос­сии и утверждаемым руководителем Службы.

Штаб Службы берет на себя опера­тивно-тактическое руководство (ко­ординацию) деятельностью службы медицины катастроф Минздрава Рос­сии, службы медицины катастроф Минобороны России, других феде­ральных органов исполнительной власти. Соответствующие штабы со­здаются на территориальном и мест­ном уровнях.

Работа штабов позволяет устано­вить истинный масштаб катастрофы, определить имеющиеся (сохранивши­еся) силы и средства, которые могут оперативно привлекаться для ликви­дации соответствующих последствий, объединить усилия различных орга­нов исполнительной власти на местах и федеральных органов исполнитель­ной власти.

Как отмечалось в начале статьи, медицинская помощь во избежание массовых потерь должна оказывать­ся как можно раньше. Это предпола­гает, во-первых, определенную авто­номию Всероссийской службы медицины катастроф (начиная с местного и регионального уровней), во-вторых, эффективное взаимодей­ствие между штабами (комиссиями) и руководителями конкретных ЛПУ, находящихся на переднем крае в условиях ЧС.

Если самостоятельность ВСМК за­креплена нормативно, то механизм взаимодействия между штабом и ру­ководителем ЛПУ в настоящее время не определен. Действует лишь приказ Минздравсоцразвития России от

03.02.2005 № 112 "О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и со­циального развития Российской Фе­дерации", которым утвержден табель срочных донесений службы медици­ны катастроф, а также форм исполь­зуемых документов.

В четком нормативном закрепле­нии нуждаются:

— определение круга должностных лиц и их субординационных связей в системе Службы медицины ката­строф;

— определение прав и обязанностей должностных лиц Службы;

— порядок обеспечения силами и средствами ЛПУ в условиях ЧС (связь, обеспечение лекарственными средст­вами, медицинскими изделиями и др.);

— порядок взаимодействия ЛПУ с должностными лицами органов ис­полнительной власти (например, по­лицией).

Кроме того, для оперативной и эффективной работы в штабах ВСМК необходимо иметь заранее разработанные планы медико-сани­тарного обеспечения населения при наиболее вероятных ЧС в соответст­вии с предполагаемым прогнозом, что при возникновении кризисной ситуации позволит быстро адаптиро­вать их под конкретно складывающу­юся обстановку10. Эти планы должны быть доведены до руководителей ЛПУ, призванных реализовывать их в условиях ЧС.

Как отмечалось выше, для ликвида­ции ЧС создаются запасы материаль­ных ценностей, в том числе резервы медицинского имущества. Однако в случае расширения зоны ЧС, наличия большого числа нуждающихся в меди­цинской помощи имеющихся ресур­сов может оказаться недостаточно. Порядок размещения заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджет­ных учреждений регулируется рядом статей Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении зака­зов). Поскольку для ЧС сложная про­цедура размещения и заключения го­сударственных или муниципальных контрактов, гражданско-правовых до­говоров бюджетных учреждений не­применима, следует руководствовать­ся нормами гл. 5 "Размещение заказа путем запроса котировок в целях ока­зания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций природного или техно­генного характера" Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона в случае необходимости ликвидации по­следствий ЧС природного или техно­генного характера заказчик направля­ет запрос котировок всем участникам размещения заказа, которые могут по­ставить необходимые товары, выпол­нить работы, оказать услуги в соответ­ствии с перечнем поставщиков. Перечень формируется на основе предварительно проведенного отбора участников размещения заказа. Заказ­чик обязан составить такой перечень. Заказ размещается среди отобранных участников путем запроса котировок без ограничения цены контракта.

Нельзя исключить ситуацию, когда в нарушение требований законода­тельства обязанность по определению возможного круга поставщиков на случай возникновения ЧС соответст­вующими должностными лицами не исполнена. В условиях дефицита вре­мени, ограниченности сил и средств, кадров и проч. фактически следует руководствоваться ст. 55 Закона о размещении заказов. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщи­ком (исполнителем, подрядчиком).

Привлечение для ликвидации ЧС сил и средств различных органов и меди­цинских организаций, отличающихся организационной структурой, матери­альными ресурсами и возможностями, а также кадровым потенциалом, может привести к тому, что оказанная гражда­нам в условиях ЧС медицинская по­мощь будет различаться как по объему, так и по качеству.

В настоящее время действует при­каз Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 "Об утверждении по­рядка оказания скорой медицинской помощи". Согласно этому порядку к функциям станции скорой помощи отнесено круглосуточное оказание своевременной и качественной меди­цинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находя­щимся вне лечебно-профилактиче­ских учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях.

Кроме того, утвержден ряд стан­дартов медицинской помощи, напри­мер:

— стандарт медицинской помощи больным с травмами, захватываю­щими несколько областей тела (при­каз Минздравсоцразвития России от 28.08.2007 № 565);

— стандарт медицинской помощи больным с внутричерепной травмой неуточненной (приказ Минздравсоц- развития России от 05.09.2006 № 645) и др.

Действующие стандарты оказа­ния медицинской помощи больным по отдельным нозологиям включают в себя описание модели пациента, совокупность диагностических ме­тодов, методов лечения и их длитель­ность, используемые в лечебно-диаг­ностическом процессе лекарст­венные средства.

Однако анализ стандартов показы­вает, что они рассчитаны на примене­ние только учреждениями граждан­ского здравоохранения и, как правило, вне ЧС. В них нет упоминаний о воз­можности поэтапного оказания меди­цинской помощи. В условиях массо­вых поражений при ЧС оказание медицинской помощи в полном объе­ме невозможно имеющимися силами. Необходимо организовывать сорти­ровку больных и раненых, первую по­мощь, своевременную эвакуацию в лечебно-профилактические учрежде­ния (хирургического, токсикологиче­ского, ожогового, психиатрического и иного профиля).

Следует отметить, что ВСМК были разработаны отдельные стандарты оказания медицинской помощи в ЧС, а также ряд методических рекоменда­ций. Однако подготовленные стандар­ты до сих пор не утверждены в уста­новленном порядке, а методические рекомендации, как следует из самого наименования, остаются не более чем рекомендациями. Иными словами, в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют общеобязатель­ные стандарты оказания медицинской помощи в условиях ЧС.

Заключение

В завершение можно сделать вы­вод о том, что нормативно-правовое регулирование организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС находится на этапе становления. В качестве первоочередных задач совершенствования нормативно-­правовой базы ВСМК следует на­звать разработку и утверждение:

— порядка (механизма) взаимодей­ствия между штабами ВСМК и ЛПУ, непосредственно оказывающими ме­дицинскую помощь в условиях ЧС;

— порядка взаимодействия между штабами ВСМК и иными государст­венными органами, органами местно­го самоуправления, учреждениями;

— порядка (механизма) взаимодейст­вия между ЛПУ и государственными органами, органами местного самоу­правления на территории ЧС;

— стандартов оказания медицинской помощи (по нозологиям) в условиях ЧС.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль