Правовые вопросы контроля здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

18

Для начала разберемся, кого российское законодательство относит к числу детей, находя­щихся в трудной жизненной ситуации. Впервые о защите прав детей, находя­щихся в трудной жизненной ситуа­ции, было упомянуто в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации". До этого поня­тие "трудная жизненная ситуация" раскрывалось в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации" применительно к лицам всех возрастных групп. В ст. 3 указанного Закона име­ется в виду ситуация, объективно нарушаю­щая жизнедеятельность гражданина (инвалид­ность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзор­ность, малообеспеченность, безра­ботица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и же­стокое обращение в семье, одино­чество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Очевидно, что почти все из сказан­ного в этом определении можно от­нести к детям-инвалидам, детям-сиро- там и детям, оставшимся без попечения родителей (хотя и не явля­ющимся сиротами). Это значит, что все перечисленные категории детей входят в единое понятие "дети, нахо­дящиеся в трудной жизненной ситуации". Однако в нормативных правовых актах (в том числе в ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья) категории перечисляются последовательно че­рез запятую, следовательно, рассмат­риваются как отдельные понятия. Ко­нечно, когда необходимо выделить какую-то группу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на­пример, детей-инвалидов), с целью установления им дополнительных прав или льгот, возникает необходи­мость конкретизации. Но в области охраны здоровья, как правило, речь идет о применении комплексного по­нятия (это будет видно при рассмотре­нии нормативных документов, касаю­щихся пребывания детей в возрасте до четырех лет в медицинских органи­зациях и диспансеризации детей, пре­бывающих в стационарных учрежде­ниях). В связи с этим, говоря о диспансеризации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы будем иметь в виду все категории де­тей, охватываемые данным понятием. Исключение составят наименования нормативных актов, изменять кото­рые по своему усмотрению никто не вправе.

Содержание детей в возрасте до четырех лет в медицинских организациях

Во исполнение ст. 14 и 54 Закона об охране здоровья приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 343н был утвержден Порядок со­держания детей-сирот, детей, остав­шихся без попечения родителей, и де­тей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включи­тельно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (домах ре­бенка). Днем позже Минздравсоцразвития России утвердило Типовое по­ложение о доме ребенка (приказ от 12.04.2012 №344н).

Дом ребенка создается как самосто­ятельная медицинская организация для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и со­циальной помощи, комплексной меди­ко-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и закон­ных интересов детей с рождения до четырех лет включительно. Речь идет о детях, оставшихся без попечения роди­телей, и о детях, имеющих родителей (законных представителей) и времен­но помещенных в дом ребенка в соот­ветствии с законодательством РФ. В домах ребенка имеются специали­зированные группы, в которые по ре­шению медико-психолого-педагогической комиссии помещаются дети с органическими поражениями цен­тральной нервной системы, дефекта­ми умственного и физического раз­вития.

На дом ребенка возложено боль­шое количество функций. Выделим те из них, которые носят исключительно медицинский характер:

— проведение профилактических, ди­агностических, лечебных и оздорови­тельных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, наступ­ления инвалидности;

— организация и проведение профи­лактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов;

— оказание медицинской помощи де­тям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стаци­онарной помощи. Первичная довра­чебная медико-санитарная помощь (при невозможности оказать первич­ную медико-санитарную помощь) оказывается средним медицинским персоналом, а первичная врачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара возложена на врача-педиатра дома ребенка;

— диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболева­ниями;

— направление детей, имеющих от­клонения в состоянии здоровья, на ме­дико-социальную экспертизу (МСЭ) для оформления инвалидности;

— реализация индивидуальных про­грамм реабилитации детей-инвалидов;

— проведение иммунопрофилакти­ки, восстановительного лечения, ком­плексной медико-психологической реабилитации (абилитации) детей, ме­роприятий по профилактике алимен­тарных расстройств, анемии и рахита;

— направление детей в медицинские организации для оказания специа­лизированной медицинской помощи (например, детей с нарушениями слу­ха, с ВИЧ-инфекцией и иными инфек­ционными заболеваниями), а также на консультацию к врачам-специалистам по специальностям, предусмотрен­ным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузов­ским медицинским и фармацевтичес­ким образованием в сфере здравоох­ранения РФ, и к соответствующему среднему медицинскому персоналу.

Как видно из изложенного выше, в домах ребенка находятся и дети-инва­лиды, хотя как отдельная категория детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, в нормативных до­кументах они не значатся.

Диспансеризация детей, пребывающих в стационарных учреждениях

Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из направ­лений национального проекта "Здо­ровье". Закон об охране здоровья определяет диспансе­ризацию как комп­лекс мероприятий, в частности, медицин­ский осмотр врачами нескольких специаль­ностей и применение необходимых методов обследования в отно­шении определенных групп населения в со­ответствии с законодательством РФ. Цель диспансерного наблюдения — своевременное выявление, предупре­ждение осложнений, обострений за­болеваний, иных патологических состояний, их профилактика и меди­цинская реабилитация лиц, страдаю­щих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Диспансеризация пребывающих в российских стационарных учрежде­ниях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится уже довольно длительное время. Правда, в первые годы постсоветского периода в российских нормативных правовых актах ей не уделялось достаточного

внимания. Единственное, что оговари­валось в законодательстве, так это проведение диспансеризации и меди­цинских осмотров таких детей "за счет соответствующего бюджета" (так, к примеру, сказано в ст. 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О до­полнительных гарантиях по социаль­ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей"). Однако уже тогда по карте ди­спансеризации ребенка можно было определить его место воспитания (пребывания): дом ребенка, детский дом, специальный дет­ский дом, детский дом- интернат, социальный приют и т. д.

Впоследствии в еже­годных федеральных законах о бюджете Фе­дерального фонда обя­зательного медицин­ского страхования (ФФОМС) среди дохо­дов стали указываться суммы бюджет­ных средств, передаваемых в Фонд на диспансеризацию находящихся в ста­ционарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Впервые конкретные денежные суммы, передаваемые из федерально­го бюджета на диспансеризацию та­ких детей, были предусмотрены в Фе­деральном законе от 29.12.2006 № 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (ст. 2). Во ис­полнение постановления Правительст­ва РФ от 10.04.2007 № 221 приказом Минздравсоцразвития России от 02.07.2007 № 452 были утверждены Правила проведения диспансериза­ции находящихся в стационарных уч­реждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 2007 г. по 2011 г. Прави­тельством РФ, Минздравсоцразвития России и ФФОМС было издано много нормативных документов по этому поводу. Перечислим некоторые из них, действующие в настоящее время:

— постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1234 "О порядке пре­доставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязатель­ного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребы­вающих в стационарных учреждени­ях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 03.03.2011 № 162н "О проведе­нии диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей- сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее — при­каз № 162н). Приказом утверждены Порядок проведения диспансериза­ции, Карта диспансеризации, отчет­ная форма о диспансеризации, форма плана графика проведения диспансе­ризации и, по согласованию с Мини­стерством образования и науки, пе­речень стационарных учреждений, в которых воспитываются названные категории детей;

— приказ ФФОМС от 18.01.2011 № 10. Приказом утверждены Порядок представления территориальными фондами обязательного медицинско­го страхования (ТФОМС) заявки на предоставление субсидий на прове­дение диспансеризации и сведений для завершения расчетов по прове­денной диспансеризации, Порядок ведения реестров счетов на оплату расходов по проведенной диспан­серизации, форма заявки на предо­ставление субсидий, форма сведений ТФОМС для завершения расчетов по финансовому обеспечению прове­денной диспансеризации, форма ре­естра счетов;

— приказ ФФОМС от 19.01.2011 № 12 "Об утверждении Порядка прове­дения территориальными фондами обязательного медицинского страхо­вания медико-экономической экспер­тизы представленных медицинскими организациями счетов на оплату рас­ходов, связанных с проведением ди­спансеризации пребывающих в ста­ционарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации".

Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования и науки РФ определен перечень стацио­нарных учреждений, в которых вос­питываются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В этот перечень вошли:

— дома ребенка;

— образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— общеобразовательные школы-ин­тернаты;

— специальные (коррекционные) об­щеобразовательные школы-интерна­ты;

— оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для де­тей, нуждающихся в длительном лече­нии;

— специальные учебно-воспитатель­ные учреждения для детей и подрост­ков с девиантным поведением;

— детские дома-интернаты для умст­венно отсталых детей;

— детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю­щихся в социальной реабилитации;

— другие учреждения системы здра­воохранения, социальной защиты и образовательные учреждения, в ко­торых содержатся и воспитываются дети, находящиеся в трудной жизнен­ной ситуации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, обладая сведениями о находящихся на их территории стацио­нарных учреждениях, перечисленных выше, и численности детей в них, опре­деляют для каждого из учреждений ме­дицинские организации, которые будут проводить диспансеризацию.

Территориальные фонды ОМС пе­речисляют средства, поступившие к ним в виде субсидий, медицинским ор­ганизациям при наличии заключенного договора между ними (Типовая форма договора о финансировании ТФОМС расходов на проведении диспансериза­ции утверждена постановлением Пра­вительства РФ от 31.12.2010 № 1234). Свои заявки на получение субсидий на проведение диспансеризации ТФОМС подают не позднее 20-го числа текуще­го месяца исходя из численности пре­бывающих в стационарных учрежде­ниях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и придержива­ясь плана-графика проведения диспан­серизации в субъекте РФ и норматива затрат на одного ребенка.

Нормативы затрат на проведение диспансеризации одного ребенка утверждаются ежегодно и дифферен­цируются в зависимости от возраста ребенка.

План-график диспансеризации ут­верждается руководителем органа ис­полнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по согласова­нию с территориальным фондом ОМС. Например, Департамент здоро­вья населения Кемеровской области утвердил все необходимые для прове­дения диспансеризации детей доку­менты на текущий год в марте-апреле 2012 г., прикрепив в графике проведе­ния диспансеризации каждую меди­цинскую организацию к конкретному детскому учреждению.

Нормативы затрат на проведение диспансеризации одного ребенка ут­верждаются ежегодно и дифферен­цируются в зависимости от возраста ребенка. До изменения структуры ор­ганов исполнительной власти в 2012 г. такие нормативы утверждало Минздравсоцразвития России по согласо­ванию с Министерством образования и науки РФ, Министерством финан­сов РФ и ФФОМС.

Средства, полученные медицински­ми организациями от территориального фонда ОМС на диспансеризацию детей, направляются на оплату труда участвующих в диспансеризации меди­цинских работников и биологов этих организаций и привлекаемых из других организаций, а также на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации. В чи­сло тех, чей труд оплачивается за счет средств ТФОМС, не попадают врачи- педиатры участковые, врачи общей практики, медицинские сестры врачей- педиатров участковых, медицинские сестры врачей общей практики. Они получают денежные выплаты стимули­рующего характера за оказание допол­нительной медицинской помощи, софинансирование выплат осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РФ.

Диспансеризация детей проводит­ся врачами-специалистами с помо­щью установленных лабораторных и функциональных исследований. При этом могут быть использованы ре­зультаты предыдущих осмотров и ла­бораторно-диагностических исследо­ваний, если давность их не превышает трех месяцев с момента исследова­ния. Перечень врачей-специалистов, которые участвуют в диспансериза­ции, указан в п. 2 приказа № 162н.

Результаты диспансеризации вно­сятся:

— в медицинскую карту ребенка для дошкольных образовательных учре­ждений, общеобразовательных учре­ждений, образовательных учреждений начального профессионального и сред­него профессионального образования, детских домов и школ-интернатов;

— медицинскую карту ребенка, вос­питывающегося в доме ребенка;

— карту диспансеризации пребываю­щих в стационарных учреждениях де­тей, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации.

Врач-педиатр медицинской органи­зации, проводившей диспансериза­цию, с учетом заключения врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных ис­следований выносит заключение о со­стоянии здоровья прошедших диспан­серизацию детей, распределяет их по группам здоровья и дает рекоменда­ции по дополнительному обследова­нию для уточнения диагноза и (или) по дальнейшему лечению.

Заполненные карты диспансериза­ции вместе с результатами лаборатор­ных и функциональных исследований передаются в те стационарные учреж­дения, где пребывают дети, находящи­еся в трудной жизненной ситуации.

Медицинские организации пред­ставляют в ТФОМС подписанные ру­ководителем и главным бухгалтером реестры счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной ди­спансеризации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. На ТФОМС возложено проведение медико-эконо­мической экспертизы представлен­ных счетов на оплату произведенных в процессе диспансеризации расхо­дов. В ходе такой экспертизы проверяется обоснованность проведения диспансеризации детей и соответст­вие счетов фактическому объему ока­занной медицинской помощи и ресур­сным возможностям медицинской организации (наличие лицензии, за­ключенного договора) на дату прове­дения диспансеризации.

ТФОМС обязан:

— использовать результаты медико-­экономической экспертизы для реше­ния вопроса об оплате медицинской помощи, оказанной в ходе проведения диспансеризации;

— участвовать совмес­тно с медицинскими организациями в разра­ботке мероприятий по устранению причин не­достоверного учета ме­дицинской помощи или оказания ее в неполном объеме, фактов необо­снованно предъявлен­ных на оплату счетов;

— информировать федеральные орга­ны, выполняющие функции по конт­ролю и надзору в сфере здравоохране­ния, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в этой области.

В ходе медико-экономической эк­спертизы чаще всего выявляются сле­дующие нарушения:

— оплата диспансеризации при невы­полнении необходимого набора ме­дицинских услуг (ребенок осмотрен не всеми врачами, проведены не все лабораторные и функциональные ис­следования);

— направление средств на оплату тру­да медицинских работников участко­вых служб;

— направление средств на оплату труда работников, не участвующих в диспансеризации, и на приобретение оборудования, лекарств и материа­лов, не предназначенных для исполь­зования в ходе ее проведения;

— предоставление медицинскими ор­ганизациями реестров счетов на опла­ту диспансеризации лиц, которые ди­спансеризацию не проходили;

— оплата проведе­ния диспансеризации при отсутствии учет­ных документов, без оформления акта вы­полнения работ;

— отсутствие у ме­дицинской организа­ции лицензии на меди­цинскую деятельность по отдельным видам услуг, необходимых

для проведения диспансеризации в полном объеме;

— отсутствие у медицинских работ­ников, участвующих в диспансериза­ции, сертификатов специалистов.

При подготовке к диспансериза­ции 2013 г. ТФОМС и медицинским организациям необходимо учесть ошибки прошлых лет. Это особенно актуально в связи с возобновлением ежегодной диспансеризации под­ростков в возрасте до 18 лет, о чем заявила министр здравоохранения В. Скворцова.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль