Перспективы развития внесудебных способов урегулирования споров, возникающих при оказании медицинских услуг

36

Можно выделить следующие виды нарушений прав пациента со стороны врачей и ЛПУ:

— нарушение права на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества;

— необоснованный отказ от оказания медицинской помощи;

— низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, как не повлекшие, так и повлекшие причинение вреда здоровью застрахованного;

— применение нещадящих (болевых) методов лечения при возможности их исключения или использования иных, щадящих методов;

— необоснованное взимание или требование платы за лечение;

— злоупотребления со стороны медицинских работников;

— нарушение условий и режима лечения;

— нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения, разглашение сведений, составляющих врачебную тайну;

— отсутствие, дефекты оформления, предоставление недостоверной медицинской, статистической и финансовой документации.

В зависимости от вида нарушения прав пациента и наступивших в связи с этим последствий в правоотношения, возникающие по поводу привлечения к юридической ответственности правонарушителя, могут вступать одновременно несколько сторон:

— потребитель медицинской услуги — пациент;

— производитель медицинской услуги — лечебное учреждение как самостоятельное лицо и (или) конкретный медицинский работник;

— страховая медицинская организация как лицо, на которое договорными и (или) правовыми нормами возложена обязанность обеспечивать контроль качества медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС, и защищать права застрахованных лиц;

— государство как гарант соблюдения прав граждан в лице соответствующих органов, наделенных властными полномочиями.

В настоящее время существуют следующие внесудебные способы защиты прав пациентов.

Административный порядок защиты прав

Такой порядок разрешения конфликтной ситуации предполагает, что пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа (общественной организации, должностного лица), нарушающие его права, к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу.

К достоинствам данного способа разрешения спора можно отнести его оперативность. Как правило, для указанных субъектов законодательно закреплены конкретные сроки, в которые они обязаны отвечать на обращения граждан. Кроме того, обращение бесплатно. Немаловажно и отсутствие необходимости в специальных знаниях (жалоба или заявление составляются в свободной форме).

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений (так как в целом ряде случаев ответственность за выявленные нарушения возлагается не только и нестолько на непосредственных исполнителей, сколько на главу организации, в том числе руководителя ЛГТУ), отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. В целом данный способ защиты прав пациентов занимает статичное положение в системе урегулирования споров медицинского характера — многие пациенты его используют, но какое-либо развитие в данной сфере отсутствует.

Претензионный порядок защиты прав

Пациент обращается с требованием к администрации ЛПУ (врачу частной практики, страховой медицинской организации) о добровольном устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, до передачи дела в суд. Итогом претензионного обращения может стать заключение мирового соглашения сторон.

К достоинствам данного способа разрешения спора можно отнести его доступность, бесплатность, отсутствие необходимости специальных знаний, возможную поддержку страховой организации.

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений, отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента и отсутствие контроля обязательности принятия и рассмотрения таких претензий.

Несмотря на перечисленные недостатки, применение данной формы урегулирования возникших разногласий в медицинской сфере становится все более распространенным, так как медицинские учреждения все чаще предпочитают не доводить дело до суда. Следует также отметить все возрастающую активность страховых организаций при урегулировании медицинских конфликтов.

Третейский суд

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (в том числе в сфере здравоохранения) в третейском суде на основе Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

К несомненным достоинствам указанной процедуры относятся:

— отсутствие лишней огласки, повышенного внимания со стороны прессы;

— сохранение тайны личной жизни граждан, в том числе сведений о состоянии здоровья (врачебной тайны);

— минимизация репутационных потерь для медицинских учреждений;

— меньшая по сравнению с судами общей юрисдикции затратность;

— возможность включения в состав третейских судей и юристов, и медицинских работников;

— сохранение принципов рассмотрения споров в государственных судах (законности, независимости и беспристрастности третейских судей, состязательности и равноправия сторон; имеется возможность принудительного исполнения решения третейского суда).

Несмотря на большую распространенность указанного способа в зарубежной практике, в России третейское разбирательство не получило популярности и вряд ли в ближайшее время ситуация кардинально изменится. Причины кроются в достаточно трудоемкой процедуре организации третейского суда для рассмотрения конкретного спора и отсутствии широкой сети постоянно действующих специализированных третейских судов. Одним из путей развития данной процедуры в медицинской сфере может выступить организация сети постоянно действующих третейских судов на основе страховых организаций или их объединений. В настоящее время постоянно действующие третейские суды организованы в основном при региональных торгово-промышленных палатах и, соответственно, заняты рассмотрением споров, возникающих в предпринимательской сфере. Теоретически они могут рассматривать и медицинские споры, но, как правило, этого не происходит из-за отсутствия у сторон информации о такой возможности и специалистов в самом третейском суде.

Если бы страховые медицинские организации (а вернее, их региональные профессиональные объединения) организовали постоянно действующий третейский суд, это обеспечило бы возможность участникам медицинского спора рассмотреть его в специализированном третейском суде, поскольку третейские судьи были бы специалистами именно в медицинской сфере. Кроме того, повысилась бы доступность третейской процеду-

ры рассмотрения споров. Для самих страховых организаций это было бы выгодно с точки зрения уменьшения выплат. Основным недостатком такой организации третейских судов вполне обоснованно называют очевидное лоббирование интересов страховой медицинской компании как организатора суда.

Медиация

Медиативный порядок рассмотрения медицинских споров является на сегодняшний момент наиболее современным и перспективным.

Легально данный порядок введен в нашей стране Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Перспективность данного метода определяется следующими факторами.

1. Активное развитие сообщества медиаторов.

Профессионально обученных медиаторов становится все больше, в том числе специалистов в области медицины. В среде медиаторов стал подниматься вопрос о создании единой информационной базы медиаторов, вносятся законодательные инициативы о создании саморегулируемой организации медиаторов по примеру организации арбитражных управляющих, адвокатов или строителей. Вносятся в том числе предложения о создании информационной базы медиаторов при судах общей юрисдикции (по примеру арбитражных управляющих при арбитражных судах). Все эти меры должны обеспечить более свободный и гарантированный доступ к услугам медиаторов, а также большее доверие к ним.

2. Широкое использование данного института в Европе, США и Канаде.

Медиация именно в медицинской сфере развита не везде, но сам по себе способ разрешения споров с помощью посредника используется достаточно давно. Учитывая, что в медицинской, а особенно в фармацевтической сфере в России иностранные компании присутствуют во множестве, логичным было бы и перенесение ими в условия нашей странв1 привв1чнв1х способов урегулирования конфликта, в том числе медиации.

3. Преимущества медиации как способа разрешения спора.

Среди основных преимуществ института медиации можно назвать:

— оперативность — завершение спора с участием медиатора предполагается в несколько дней или недель. Суд общей юрисдикции затрачивает на это в среднем год. Третейское разбирательство требует нескольких месяцев;

— меньшая затратность по сравнению с судами общей юрисдикции и третейским судом;

— направленность медиатора на урегулирование конфликтов при максимально возможном учете интересов всех участников спора, то есть сохранение возможности для взаимодействия между сторонами спора в будущем;

— минимальные репутационные потери для медицинской организации

(конечно, данное достоинство пока актуально в основном для частных медицинских организаций), так как в разрешении спора участвует минимальное количество лиц, а само разрешение спора происходит максимально быстро.

Использование посреднических услуг при разрешении споров в медицинской сфере позволяет обеспечить конфиденциальность (что важно для обеих сторон подобных конфликтов), оперативность, учет интересов обеих сторон. Такой способ разрешения спора, как правило, является менее трудоемким и затратным, нежели третейское разбирательство, но также позволяет контролировать исполнение взятых на себя обязательств в рамках медиативного соглашения.

Основными недостатками данного способа разрешения споров в настоящее время являются:

— низкая информированность и населения, и медицинских учреждений о медиации как способе урегулирования спора;

— отсутствие законодательно закрепленного правила о том, что соглашение, достигнутое сторонами по результатам медиации, может являться основанием для выдачи исполнительного листа при нарушении условий соглашения;

— отсутствие в России сформировавшегося рынка услуг в сфере медиации вообще и в медицине в частности.

Лица, которые на сегодняшний момент готовы воспользоваться услугами медиатора, сталкиваются с проблемой поиска подходящей кандидатуры, так как централизованной, официальной базы данных о медиаторах нет.

Одним из способов популяризации медиативного порядка разрешения споров в медицинской сфере могло бы стать формирование единого реестра медиаторов и наличие его при судах общей юрисдикции (по аналогии с арбитражными управляющими при арбитражных судах).

Значение правовых механизмов своевременной, доступной и эффективной реализации возможностей по защите прав граждан в здравоохранительной сфере сегодня не вызывает сомнений. Необходимость особой правовой охраны интересов пациента зафиксирована как в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными медицинскими ассоциациями, так и в рамках национального законодательства. И на сегодняшний день наиболее заметной тенденцией практически во всем мире является преобладание различных способов внесудебной защиты интересов и прав пациентов над традиционно существующими судебными.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×