Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи 2013 года

18

Программа 2013 строго следует ст. 80 Закона об охране здоровья, где четко определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:

— первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

— скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;

паллиативная медицинская помощь.

В отличие от Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (утв. постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856) в разделе 2 Программы 2013 весьма подробно изложено, в каких условиях, формах, какими медицинскими работниками, а в ряде случаев и с помощью каких методов лечения, оказывается тот или иной вид медицинской помощи. В этом разделе частично повторяются положения статей из гл. 5 Закона об охране здоровья. Однако представляется, что в Программе вся информация, касающаяся лечебных и профилактических мероприятий, медицинского персонала, условий предоставления помощи, более удачно "привязана" к каждому виду медицинской помощи. В то же время нельзя забывать, что недостающие в Программе сведения можно почерпнуть из Закона об охране здоровья.

В Программе 2013 по сравнению с программами прошлых лет гораздо больше внимания уделено территориальным программам. Мало того что теперь им отведен специальный раздел, территориальные программы упоминаются и по ходу изложения материала в других разделах Программы. Так, в разделе 3 Программы 2013 сжато изложены требования к территориальным программам по определению порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев ее доступности и качества. По существу дан подробный перечень вопросов, которые должны быть решены в территориальных программах. В этих программах, помимо прочего, должны быть отражены:

— мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни;

— сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей- специалистов;

— условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания при совместном нахождении в стационаре одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

— условия размещения пациентов в маломестных палатах (боксах) по медицинским и(или) эпидемиологическим показаниям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации;

Перечень медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 535н. В этот перечень входят пневмония, менингит, инфекционно-токсический шок, недержание мочи и др.

— порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, для проведения диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

— условия и сроки диспансеризации для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе.

Все вышеперечисленное ранее не требовалось включать в территориальные программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Базовая программа ОМС

Источниками финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой гражданам нашей страны, являются бюджетные ассигнования (средства бюджетов всех уровней) и средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Составной частью Программы 2013, как и в прошлые годы, стала базовая программа обязательного медицинского страхования.

Обратим внимание на отличия новой базовой программы ОМС от предыдущих программ.

По общему правилу в базовой программе ОМС определяются:

— виды медицинской помощи;

— структура тарифов на ее оплату;

— способы оплаты на медицинскую помощь в сфере ОМС;

— нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо;

— нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

— нормативы финансового обеспечения базовой программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо;

— критерии доступности и качества медицинской помощи.

Страховые случаи (отдельные виды болезней), по которым в рамках ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь (кроме санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной), остались теми же, что и в 2012 г. Дополнительно в рамках ОМС предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, а также медицинской реабилитации в медицинских организациях.

Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным в системе ОМС гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других заболеваниях и состояниях, учтенных базовой программой ОМС), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. Местный бюджет используется в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления.

В Программе 2013 определено, в каких случаях норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать норматив, установленный базовой программой.

Финансовое обеспечение медицинской помощи за счет ассигнований из федерального бюджета в 2013 г. дополнительно (по сравнению с 2012 г.) охватывает:

— медицинскую эвакуацию, осуществляемую федеральными медицинскими организациями по Перечню, утверждаемому Минздравом России (Перечень федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 500н);

— лечение российских граждан за пределами территории РФ, направленных в порядке, определенном Минздравом России (Административный регламент Минздравсоцразвития России по предоставлению государственной услуги по направлению граждан России на лечение за пределы территории РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н);

— санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ;

— субвенции субъектам РФ на закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения ряда тяжелых заболеваний, в соответствии с перечнями заболеваний и лекарств, утверждаемых Правительством РФ;

— субвенции субъектам РФ на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специальными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Программой предусмотрено также следующее: при оказании в 2013 и 2014 гг. медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам государственной власти, государственным академиям наук, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу ОМС, за счет федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.

По-иному в Программе 2013 сформулировано положение о финансовом обеспечении медицинской помощи за счет ассигнований из бюджетов субъектов. Например, в Программе 2012 г. говорилось, что за счет таких ассигнований предоставляются скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения. В Программе 2013 применительно к ассигнованиям из бюджетов субъектов РФ также упоминаются перечисленные виды медицинской помощи, однако в ином контексте. Так, средства бюджетов субъектов РФ идут на скорую медицинскую помощь только в той части, которая не включена в территориальную программу ОМС, на первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь — в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и СПИД, психические расстройства и расстройства поведения, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренных территориальными программами ОМС.

Уточнению подверглись и правила финансирования за счет ассигнований из бюджетов РФ обеспечения лекарственными препаратами, а также правила использования средств из местных бюджетов на медицинские услуги.

Отдельно упомянем средние нормативы объема медицинской помощи, рассчитываемые в единицах объема на одного жителя в год, по базовой программе ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.

Для скорой медицинской помощи вне медицинской организации средний норматив, используемый в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, не изменился и установлен в 2013 — 2015 гг., как и в 2012 г. — 0, 318 вызова на одного жителя.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях теперь разбита на три составные части с учетом ее целевого назначения:

— оказываемая с профилактической целью (включая посещение центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала);

— оказываемая в связи с заболеванием;

— оказываемая в неотложной форме.

В Программе 2013 видна тенденция к снижению норматива в койко-днях и на медицинскую помощь в стационарных условиях. Однако норматив медицинской помощи в условиях дневных стационаров увеличен.

Впервые введен отдельный норматив для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях. При этом намечено увеличивать его с 0, 077 (в 2013 г.) до 0, 112 койко-дня (в 2015 г.) на одного жителя.

Средние нормативы финансовых затрат (в рублях) в Программе 2013 дифференцированы не только по видам медицинской помощи, но и по трем календарным годам, на которые рассчитана Программа. Как правило, они выше прошлогодних. Отдельно выделен норматив на один случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств ОМС (106 253, 9 руб.), чего не было ранее.

Впервые в Программе 2013 сказано, что страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных Минздравом России. Это нововведение обусловлено вступлением в силу с 2013 г. правовых норм, содержащихся в ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 84 Закона об охране здоровья. В них речь идет о том, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ, а также на основе стандартов медицинской помощи. Кроме того, в ст. 10 Закона об охране здоровья среди факторов, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, указано применение указанных выше порядков и стандартов.

Организация работы по разработке порядков оказания отдельных видов медицинской помощи (по профилям) и стандартов медицинской помощи была определена приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 № 4Юн (в настоящее время документ утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2011 № 990н). Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).

Как правило, Порядок включает в себя:

— этапы оказания медицинской помощи;

— правила организации деятельности медицинского учреждения, его структурного подразделения (отделения, кабинета и т. п.), врача;

— примерный табель оснащения медицинской организации и (или) структурных подразделений медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения и пр.;

— рекомендуемые штатные нормативы для оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи.

В зависимости от особенностей оказания медицинской помощи Порядок может содержать и иные положения.

Стандарты разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

— медицинских услуг;

— зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов;

— имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

— компонентов крови;

— видов лечебного питания.

Стандарт может содержать и иные положения с учетом специфики оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях. Хотелось бы отметить, что не только население, но и врачи настороженно относятся к стандартизации медицинской помощи. Например, академик РАМН М. Перельман отметил, что стандарты необходимы для выравнивания организационных, материально-технических и кадровых условий оказания медицинской помощи стандартного качества в каждом регионе страны. Стандартизация здравоохранения и стандартизация медицины совсем не одно и то же. Очевидна необходимость индивидуального подхода врача к клиническим вопросам.

Врачи-практики считают, что качество медицинской помощи должно определяться взаимосвязью трех документов: порядков, стандартов и клинических рекомендаций. Клинические рекомендации рождаются на базе международных рекомендаций, чаще всего европейских. Каждое профессиональное общество врачей — терапевтов, кардиологов, неврологов и др. — создает национальные клинические рекомендации.

Перечень критериев доступности и качества медицинской помощи в Программе 2013 гораздо шире, чем в программах прошлых лет.

Во-первых, пополнился список учитываемых причин смертности и групп умерших граждан. Например, появились показатели не только общей смертности населения от болезней системы кровообращения, но и смертности по этой причине граждан трудоспособного возраста. Учитываются не только показатели младенческой смертности, но и смертности детей в возрасте от 0 до 14 лет. Принимается во внимание не только смертность от новообразований, в том числе злокачественных, но и удельный вес больных злокачественными заболеваниями, выявленных на ранних стадиях, в общем количестве впервые выявленных таких больных.

Во-вторых, в число критериев включены данные, касающиеся деятельности медицинских организаций по разным параметрам (например, количество обоснованных жалоб; средняя длительность лечения; объем медицинской помощи в условиях дневных стационаров; уровень госпитализации населения, прикрепленного к медицинской организации, оказывающей первичную медико-социальную помощь, и др.).

В-третьих, появился ряд показателей, характеризующих медицинскую помощь детям (полнота охвата патронажем детей первого года жизни;

полнота охвата профилактическими осмотрами детей; удельный вес детей, снятых с диспансерного учета по выздоровлению, и отдельно — с улучшением здоровья, в общем числе детей, состоящих под диспансерным наблюдением).

В-четвертых, введены критерии оценки деятельности скорой медицинской помощи (количество вызовов "скорой помощи" в расчете на одного жителя; число лиц, которым оказана медицинская скорая помощь; доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 минут после вызова).

В-пятых, в связи с тем, что появилась потребность учитывать состояние не только медицинской помощи, но и ее организации, к критериям доступности и качества медицинской помощи добавлены количество медицинских организаций, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу; обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. населения), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

В территориальных программах могут быть установлены дополнительные критерии и их целевые назначения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×