Право пациента на информирование при проведении медицинского вмешательства

14

Информирование пациентов о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи является требованием законодательства при осуществлении медицинского вмешательства, проводимого как без взимания платы с пациента, так и на платной основе.

Статья 19 “Право на медицинскую помощь" Федерального закона от 21.11.2011№323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) гласит:

" 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования".

Таким образом, в законе закреплено право гражданина на получение медицинской помощи не только без взимания платы в соответствии с программой государственнв1х гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — Программа государственных гарантий, Программа), но и на получение платных медицинских услуг.

Платные медицинские услуги 

Закон об охране здоровья впервые в российском законодательстве закрепил право граждан на получение платных медицинских услуг. Статья 84 "Оплата медицинских услуг" Закона гласит, что граждане имеют право на получение:

— платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи;

— платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС).

Закон устанавливает, что при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. Что касается стандартов, платные медицинские услуги могут оказываться:

— в полном объеме стандарта медицинской помощи;

— по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

В пункте 5 ст. 84 Закона об охране здоровья дополнительно регламентировано оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Платные услуги предоставляются такими организациями:

— на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами государственных гарантий и (или) целевыми программами;

— при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг,

за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона.

В соответствии с п. 7 ст. 84 Закона об охране здоровья порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — Правила) были утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее — постановление № 1006). Пункт 7 раздела II Правил в целом дублирует правовые нормы ст. 84 Закона об охране здоровья, отдельно раскрывая понятие "иные условия".

В подп. "а" п. 7 Правил определено, что медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая:

— установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

— применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВАП), если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Кроме того, в подп. "г" п. 7 Правил уточняется, что платная медицинская помощь оказывается при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

На платной основе могут предлагаться лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП (если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень), а также медицинские изделия, лечебное питание, в том числе применение специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Не вдаваясь в проблему различий между перечнем ЖНВЛП и лекарственными препаратами, входящими в стандарты медицинской помощи, можно считать, что на платной основе назначаются лекарственные препараты, не входящие в Программу государственных гарантий, поскольку территориальные программы госгарантий на сегодняшний день формируются на основании перечня ЖНВЛП, а не стандартов медицинской помощи.

Исходя из требования п. 2 ст. 80 "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" Закона об охране здоровья при оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной), скорой медицинской помощи (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях граждане обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Таким образом, на платной основе применяются:

— лекарственные препараты при оказании амбулаторной медицинской помощи (за исключением льготных категорий граждан);

— лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара и стационара.

Трудно себе представить, как можно предложить пациенту оплатить препараты при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. А вот при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи в условиях дневного стационара и специализированной медицинской помощи в условиях стационара для достижения большей эффективности лечения применение на платной основе лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП (т. е. в территориальную программу госгарантий), часто необходимо и возможно. Это реальная ситуация практического здравоохранения, и постановление № 1006 делает данную практику легитимной.

Информированное добровольное согласие

Закон об охране здоровья, так же, как и действовавшие до его принятия Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, закрепляет право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.

Статья 20 "Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства" Закона гласит, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Согласие дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Статья 22 "Информация о состоянии здоровья" Закона также закрепляет требование о предоставлении информации пациенту, определяя, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Таким образом, в Законе об охране здоровья закреплено право гражданина на информацию не только о методах оказания медицинской помощи, которые предполагает применять врач по отношению к больному, но и о возможных вариантах (видах) медицинского вмешательства, в принципе существующих при лечении заболевания пациента. Эти варианты лечения (в том числе лекарственные препараты) могут не входить в финансируемую медицинскую помощь, оказываемую гражданину на безвозмездной основе в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и целевых программ, т. е. должны оказываться пациенту на платной основе.

С закрепленным в законе правом граждан на информирование о медицинском вмешательстве коррелирует обязанность медицинских работников не нарушить указанное право пациента. Независимо от того, платно или бесплатно пациенту предоставляется медицинская помощь, врач обязан информировать пациента о медицинском вмешательстве, в том числе обо всех возможных вариантах лечения его заболевания. То есть при назначении лекарственных препаратов на бесплатной основе врач обязан проинформировать пациента и о тех лекарственных препаратах, которые применяются при лечении его заболевания, но могут быть предоставлены пациенту только платно. Врач сообщает полную информацию исключительно для достижения наибольшей эффективности лечения.

Такое же требование об информированности пациента предъявляется и при назначении лекарственных препаратов на платной основе. Согласно положению ч. 4 ст. 70 Закона об охране здоровья лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих продуктов, изделий и препаратов без взимания платы в соответствии с законодательством.

Данная обязанность вменяется не только лечащему врачу, но и медицинской организации. Так, в соответствии с п. 6 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 79 Закона об охране здоровья медицинская организация обязана предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий, наряду с обязанностями, предусмотренными выше, также должны предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий.

В обсуждаемом постановлении № 1006 также однозначно предусматривается информирование пациента о предоставляемой плат- ной медицинской услуге. В п. 14 раздела III "Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах" Правил определено, что при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах. Информация должна содержать следующие сведения:

— порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

— информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

— информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

— другие сведения, относящиеся к предмету договора.

В разделе V "Порядок предоставления платных медицинских услуг" Правил определено, что платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством РФ об охране здоровья граждан (п. 28 Правил). Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

— о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

— об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Таким образом, в Правилах расширен объем предоставляемой пациенту информации по сравнению с требованиями Закона об охране здоровья. В соответствии с Правилами при оказании платных медицинских услуг дополнительно должна предоставляться информация об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Закон о защите прав потребителей

Согласно ч. 8 ст. 84 Закона об охране здоровья к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон о защите прав потребителей), одним из элементов которого является требование к содержанию информации о товарах (работах, услугах). В соответствии со ст. 10 указанного Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

— наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг)1;

— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

— гарантийный срок, если он установлен;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

— срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

— адрес (место нахождения), фирменное наименование исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 настоящего Закона;

— информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги)2.

Вся перечисленная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Однако проблема еще и в том, что, как мы указывали выше, в соответствии с требованиями ст. 20 Закона об охране здоровья врач обязан gроинформировать пациента о "возможных вариантах медицинского вмешательства". То есть не только о назначаемом препарате, но и о других лекарственных препаратах, применяемых при лечении данного заболевания, в том числе предоставляемых пациенту в целях лечения его заболевания бесплатно в рамках программы госгарантий. Данная норма должна служить для граждан гарантией, что врач не имеет личной заинтересованности в назначении препарата на платной основе, а прописываемый пациенту платный препарат более эффективен для лечения его заболевания.

Вместе с тем реализовать право гражданина на информирование обо всех методах лечения (а значит, и обо всех лекарственных препаратах) его заболевания очень трудно. Получается, врачу необходимо иметь на рабочем столе инструкции всех лекарственных препаратов, которые он в принципе предполагает применять в своей лечебной практике.

Ситуация усугубилась с выходом постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". В нем разъяснено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. То есть теперь и при оказании медицинской помощи гражданам на бесплатной основе в рамках программ обязательного медицинского страхования врач обязан предоставлять пациенту вышеуказанную информацию в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Таким образом, врач обязан предоставлять информацию не только о препаратах, включенных в стандарты медицинской помощи и перечень ЖНВЛП, но и обо всех других препаратах, которые применяются при лечении данного заболевания, но не входят в программу государственных гарантий. Таких препаратов может быть несколько десятков или даже сотен.

Иными словами, реализация законодательства в части требований к информированности об услуге потребителя практически невозможна. Чтобы не доводить ситуацию до абсурда, на наш взгляд, необходимо законодательно ограничить объем предоставляемой информации об имеющихся лекарственных препаратах сведениями об активных веществах, лежащих в основе лечебного действия препаратов при данном заболевании. При наличии нескольких препаратов с одинаковыми активными веществами для лечения конкретного заболевания пациенту в обязательном порядке должна быть предоставлена информация о лекарственных средствах, предоставляемых пациенту на бесплатной основе (что соответствует требованиям действующего законодательства).

Пациенты, недовольные лечением, могут предъявить медицинской организации и ее персоналу требования о возмещении материального вреда (стоимости лекарственного препарата, приобретенного пациентом за свой счет) или компенсации морального вреда (если врач назначил исключительно лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, не информировав пациента о возможности более эффективного лечения на платной основе, что привело к дополнительным физическим и нравственным страданиям).

Основой защиты медицинских работников на случай возникновения со стороны пациентов таких требований будет подробное описание (обоснование) в медицинской документации показаний для назначения данному пациенту с конкретным заболеванием и состоянием здоровья именно этого лекарственного препарата. Независимо от того, назначается данный препарат на бесплатной для пациента основе или на платной, врач должен прописать наиболее эффективный лекарственный препарат. Обоснование назначения препарата должно либо содержаться в медицинской документации, либо следовать из записей в медицинской документации, отражающих показания для применения именно назначаемого лекарственного препарата.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль