Выбор врача и медицинской организации: особенности реализации права пациента

57

Государственная политика России в последнее десятилетие отличается повышенным вниманием к созданию механизма реализации прав человека и гражданина. Права пациента — не исключение. Более того, принятые за последние два года в сфере здравоохранения акты устанавливают буквально приоритет прав граждан на всех этапах функционирования системы.

На первом Национальном съезде врачей Российской Федерации, состоявшемся 5 октября 2012 г., председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев упомянул о том, что государство предприняло немало усилий, в том числе модернизировало специальное законодательство, которое дает пациенту возможность реально выбирать врача, поликлинику, больницу, страховые организации1. В своем докладе на том же съезде Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова обратила внимание врачебного сообщества на то, что внедрение единых требований, открытие системы ОМС для участия медицинских организаций всех форм собственности и внедрение права пациента на выбор медицинской организации создают предпосылки для развития механизмов управляемой конкуренции и, следовательно, повышения качества медицинской помощи.

Правовую основу реализации права гражданина на выбор врача и медицинской организации составляют нормативные правовые акты как законодательного, так и подзаконного характера.

Среди законодательных актов следует отметить, прежде всего, Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым с 1 января 2011 г. введено требование, обязывающее все страховые медицинские организации, работающие в субъекте РФ, заключить договоры со всеми медицинскими организациями, работающими в системе ОМС в данном регионе. Закон также устанавливает право пациента на выбор медицинской организации и врача. Положение получило свое развитие в ст. 16 Закона "Права и обязанности застрахованных лиц", согласно которой застрахованное лицо имеет право на выбор медицинской организации (из участвующих в реализации территориальной программы ОМС) и выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. Примечательно, что действовавший ранее Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусматривал возможность пациента получать медицинскую помощь лишь в той медицинской организации, которая заключила договор со страховой организацией, выдавшей гражданину полис ОМС. В настоящее время это положение не действует.

Принятый годом позже Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) закрепил право пациента на выбор врача и медицинском организации в ст. 19. Подробный механизм реализации данного права приведен в ст. 21 "Выбор врача и медицинской организации" закона. Часть 1 ст. 70 Закона об охране здоровья предусматривает, что "лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".

Подзаконные нормативно-правовые акты регулируют порядок реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации. В частности, Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н (далее — приказ № 406н). В свою очередь, законодательно установленное право на выбор врача детализируется в приказе того же ведомства от 26.04.2012 № 407н "Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача". Соответственно, с принятием названных приказов министерства право на выбор врача и медицинской организации перестало быть декларативным и приобрело статус реального.

Помимо указанных актов, право пациента на выбор медицинской организации регулируется постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а также иными нормативными актами, о которых будет сказано далее.

Таким образом, можно сказать о том, что на сегодняшний день право граждан на выбор медицинской организации практически полностью урегулировано действующим законодательством.

Анализ нормативных правовых актов, составляющих правовую основу реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, позволил выявить некоторые особенности этого права.

Во-первых, право на выбор медицинской организации предоставляется гражданину при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Во-вторых, выбрать медицинскую организацию для оказания медицинской помощи гражданин может лишь в пределах территории субъекта РФ, где он проживает. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи порядок выбора медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Минздравом России подготовлен проект приказа от 14 сентября 2012 г. "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи".

В-третьих, правом на выбор или замену медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, обладает гражданин, достигший совершеннолетия либо приобретший дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия. В отношении ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия данное право реализуется его родителями или другими законными представителями. Право выбора предоставляется по закону не только гражданам РФ, но и имеющим полис обязательного медицинского страхования лицам без гражданства и иностранцам, постоянно или временно проживающим в России. Таким образом, в приведенной в начале статьи ситуации отказ главного врача в приеме заявления Павленко является неправомерным.

В-четвертых, воспользоваться правом на выбор медицинской организации для получения первичной медико- санитарной помощи можно не чаще одного раза в год. Исключением может быть изменение места жительства или места пребывания гражданина. Это же правило распространяется и на выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера в выбранной медицинской организации.

В-пятых, законом предусмотрены особенности выбора медицинской организации в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи:

— первичная медико-санитарная (доврачебная, врачебная и специализированная);

— специализированная, в том числе высокотехнологичная;

— скорая, в том числе скорая специализированная;

— паллиативная (ст. 32 Закона об охране здоровья).

Так, при выборе медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, вра- чей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных специалистов при оказании ими медицинской помощи на дому. Последнее особенно важно, поскольку оказание медицинской помощи на дому вне пределов своего участка в обязанности врача не входит.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается:

— по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

— в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по направлению органов здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения (см., например, приказ Минздравсоцразвития России от 28.12.2011 № 1689н "Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы").

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача, которое содержит следующие сведения:

1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), в которую направляется гражданин для получения специализированной медицинской помощи;

2) дату и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий.

Таким образом, при выборе медицинской организации в целях получения специализированной медицинской помощи гражданин полагается на информацию, предоставленную ему лечащим врачом.

Согласно Закону об охране здоровья медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. Приказ № 406н также предусматривает, что при оказании скорой медицинской помощи гражданин выбирает медицинскую организацию с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи. Это означает, что выбирать можно лишь из тех медицинских организаций, куда скорая обязана доставить гражданина по нормативам доставки. После того как угроза для жизни пациента миновала, он по собственному желанию может быть переведен в медицинскую организацию, к которой прикреплен.

Наконец, при выборе медицинской организации желательно соблюсти территориально-участковый принцип, о котором будет сказано ниже.

Несомненно, правовая регламентация вопроса о праве граждан на выбор врача и медицинской организации имеет немало положительных сторон. Например, как справедливо отметил руководитель Центра медицинского права г. Омска Алексей Панов, право выбора медицинской организации позволит медучреждениям показать пациентам свои конкурентные преимущества, в том числе посредством размещения адекватной информации в Интернете, основываясь на которой пациенты могли бы выбрать именно эту организацию. Так организации смогут обеспечить себя дополнительным финансированием как из средств ОМС, так и за счет оказания платных медицинских услуг, ведь каждый пациент — это потенциальный источник денежных средств.

Право выбора гражданином медицинской организации реально усилит конкуренцию в здравоохранении, поскольку за пациентами пойдут деньги. Вдобавок в систему ОМС вовлекается все больше частных медицинских организаций, поэтому конкуренция будет нарастать. Действительно, отток пациентов экономически невыгоден медицинской организации, ведь вместе с пациентом уходят реальные суммы. Поэтому медицинские организации заинтересованы в создании наиболее привлекательных условий оказания медицинской помощи гражданам.

Вместе с тем реализации обсуждаемого права пациентов неизбежно сопутствует ряд проблем, как-то:

— ограничение права граждан на выбор врача и медицинской организации;

— отсутствие судебной практики по данному вопросу;

— недостаточная информированность граждан о конкретных медицинских организациях и врачах;

— соблюдение территориально-участкового принципа;

— отсутствие механизма реализации права пациента на выбор медицинского учреждения за пределами субъекта РФ, в котором он проживает;

— отсутствие фактической возможности выбора пациентами врача и медицинской организации из-за недостатка медицинских учреждений в шаговой доступности, кадрового дефицита в здравоохранении, ограниченного количества узкопрофильных специалистов и медицинских учреждений и др.

Рассмотрим некоторые из названных проблем.

Одна из перечисленных проблем связана с кадровым обеспечением медицинских организаций. Во многих субъектах РФ наблюдается серьезный дефицит врачей и других медицинских работников (около 30%). Самая неблагоприятная кадровая обстановка сложилась в поликлиниках и амбулаториях. А сельские медицинские учреждения укомплектованы лишь на треть от нормы. В амбулаторном звене не хватает 187, 5 тыс. человек5. По данным, опубликованным на сайте medportal.ru6, дефицит врачей в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время составляет 18 тыс. человек. В Свердловской области не хватает около 40% врачей, что составляет примерно четыре тысячи свободных вакансий. В Красноярском крае из 17 тыс. врачебных ставок укомплектовано врачами менее 10 тыс., таким образом, формальный дефицит составляет семь тысяч ставок. В Краснодарском крае не хватает почти 10 тыс. врачей, более 17 тыс. среднего медперсонала7. В такой ситуации говорить о выборе медицинской организации или врача не приходится. Решение проблемы кадрового дефицита в медицине — залог успеха государственной политики в сфере здравоохранения.

Как уже упоминалось ранее, выбор медицинской организации желательно осуществлять по территориально - участковому принципу. Тут могут возникнуть проблемы, связанные с соблюдением нормативов приема пациентов участковыми врачами, обслуживанием пациентов медицинскими работниками на дому, формированием очередей на получение первичной медицинской помощи в отдельных амбулаторно-поликлинических учреждениях.

В настоящее время согласно Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н) первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. В Положении сказано, что территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях (п. 13). Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания этой помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан (п. 14).

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам — терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан. Таким образом, приказ министерства вообще не предусматривает возможности превышения рекомендуемой численности прикрепленных граждан. Это можно рассматривать как своеобразную гарантию от чрезмерной нагрузки на участок и, соответственно, медицинских работников.

Решение проблем, связанных с соблюдением рассмотренного принципа, видится в проведении администрацией медицинских организаций тщательной работы по урегулированию любых конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации гражданами права на выбор врача и медицинской организации. Одним из направлений такой работы должен стать анализ деятельности медицинской организации, выявление дополнительных способов увеличения ее мощностей, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности, способной удовлетворить неограниченные потребности пациентов. Разрабатывать такие предложения необходимо совместно с органами управления здравоохранения, как на местном, так и на региональном уровне. Нужно сказать, что пока граждане неактивно пользуются рассматриваемым правом, время на проведение такой работы и выявление факторов, способных дезорганизовать работу медицинских организаций, еще есть.

Чрезвычайно важен вопрос об информационной обеспеченности граждан при выборе медицинской организации. Речь идет не только о дефиците такой информации, но и о возможности ее правильного анализа, систематизации, всего того, на основе чего пациент делает свой выбор. Статья 21 Закона об охране здоровья устанавливает, что при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. Кроме того, в настоящее время каждая медицинская организация обязана размещать на своем сайте всю необходимую информацию о своей деятельности, о врачах и др., позволяющую пациенту сделать правильный выбор. Нужно признать, что до сих пор многие медицинские организации не имеют своих сайтов, либо эти сайты не позволяют составить должного представления об учреждении. При решении данной проблемы можно согласиться с мнением Ивана Печерея8 о необходимости создания единого российского информационного медицинского портала, централизованного сайта, где будет представлена информация о медицинских учреждениях, входящих в систему ОМС. Представляется, что это поможет решить задачу информатизации здравоохранения на государственном уровне.

Таким образом, можно заключить, что в настоящий момент реализация права пациента на выбор врача и медицинской организации в рамках ОМС возможна лишь при серьезном переосмыслении и решении ряда проблем организационно-правового характера и поиске принципиально новых путей их преодоления.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×